ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
8 апреля
2005 г.
N
0100/2569-05-32
О
ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРИ
ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА
Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание
территориальных управлений, что в последнее время значительно возросло
количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно
потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест
торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием
товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также
посредством электронных средств массовой информации и средств связи (телерадиореклама,
почтовая связь, Интернет).
Учитывая, что подобная форма
продажи (особенно через электронные средства связи) получает все большее
распространение, в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья 26.1. "Дистанционный
способ продажи товаров", призванная упорядочить соответствующие отношения
между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту, в
первую очередь, за счет возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных
обременений в части реализации потребителями безусловного права на отказ от
исполнения договора купли-продажи.
Поскольку в большинстве случаев
защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского
судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных
случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со
стороны продавцов соответствующих обязательных требований законодательства о
защите прав потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей
полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не
позволяет даже идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу),
для Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации
целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований,
предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с
этим системы превентивных мер.
Как показывает анализ обращений
граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей,
пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты
обмана при продаже биологически активных добавок к пище (БАД) и товаров
медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге реализуются по
месту нахождения покупателя, т.е. непосредственно на дому у потребителя. При
этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей в заблуждение
относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их
жизни и здоровью, что является особенно недопустимым.
В этой связи территориальным
управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по
фактам введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и
качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права
потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом
продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих
установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения
соответствующих контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и
пресечения нарушений потребительского законодательства, необходимо исходить из
нижеследующего:
1. Пункт 2 статьи 26.1. Закона
РФ "О защите прав потребителей" возлагает на продавца обязанность до
заключения договора предоставить потребителю информацию об основных
потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о
месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании)
продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его
доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты
товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении
договора.
При этом указанная информация
согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть
достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е.
исключать возможность введения его в заблуждение).
Более того, в момент доставки
товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая
информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а
также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст.
26.1. Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые
последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1.
Полное или частичное отсутствие
названной информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее
получение, может служить основанием для привлечения продавца к административной
ответственности по ч. 1 ст. 14.8. КоАП РФ, а при определенных основаниях - по
ст. 14.7. КоАП РФ "Обман потребителей".
2. С учетом соответствующих
положений ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предложения
заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1. Закона РФ
"О защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи
товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную
оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1. Закона РФ "О защите
прав потребителей", - как условия, необходимые (существенные) для
заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).
3. Поскольку в целом положения
ст. 26.1. Закона РФ "О защите прав потребителей" по своему
буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими
дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со
стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих
продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с
императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ,
ст. 1 и ст. 26 Закона РФ "О защите прав потребителей") в части самой
возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.
В этой связи для субъектов
предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять
розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным
соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи
отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями), не
допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров
(за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и
хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных
препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и
патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
При этом, принимая во внимание,
что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных
товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является
закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей
контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством
дистанционной продажи БАД, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению
продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН
2.3.2.1290-0 "Гигиенические требования к организации производства и
оборота биологически активных добавок к пище".
При выявлении со стороны
должностных и юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них
в установленном порядке необходимо применять меры административной
ответственности, предусмотренные ст. 14.15. КоАП РФ "Нарушение правил
продажи отдельных видов товаров" или (при несоблюдении определенного
санитарными правилами порядка реализации БАД) ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ.
4. В ходе практической
деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны
хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно
при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при
выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей
обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1. Закона РФ "О
защите прав потребителей"), среди прочего может возникать необходимость
осуществления определенных действий, направленных на установление точного
наименования продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со
значительными временными затратами. В этом случае следует проводить
административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7. КоАП РФ.
В рамках административного
расследования должностным лицам, осуществляющим производство по делу об
административном правонарушении, следует практиковать направление необходимых
поручений и запросов (ст. 26.9. КоАП РФ) и вынесение определений об
истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в
виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа,
осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование
осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет
административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ.
В то же время при принятии
решения о проведении административного расследования следует учитывать, что
применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст.
28.7. КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного
правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также
законодательства о рекламе - с учетом соответствующего правопреемства
контрольно-надзорных функций по ст. 14.3. КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией)
и не может проводиться по административным правонарушениям в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным
законодательством.
С учетом вышеизложенного и
принимая во внимание необходимость формирования эффективной единообразной
правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, территориальным
управлениям Роспотребнадзора необходимо:
1. В течение второго и третьего
кварталов 2005 года в плановом порядке провести контрольно-надзорные
мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров
дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений на
региональном (местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах
и т.д. с нарушением соответствующих требований действующего законодательства,
обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер
административного воздействия;
2. При наличии соответствующих
жалоб и обращений потребителей возбуждать дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования в отношении
виновных должностных и юридических лиц (имея в виду, что требования
потребителей имущественного характера согласно ст. 11 ГК РФ подлежат
рассмотрению только в рамках гражданского судопроизводства и в административном
порядке рассматриваться не должны);
3. В ходе работы, направленной
на предупреждение и профилактику нарушений потребительского законодательства
при дистанционной продаже товаров, организовать в средствах массовой информации
регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях, связанных с
введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст. 26.1.
Обобщенную информацию о
проделанной работе (с указанием общего числа проверок и выявленных фактов
правонарушений, сведений о принятых административных мерах (в разрезе
соответствующих статей КоАП РФ) и числе наложенных и взысканных (добровольно
уплаченных) штрафов (их сумме), количестве рассмотренных жалоб и обращений
потребителей, с описанием структуры нарушений и т.д.) с приложением копий не
менее двух наиболее показательных административных дел из числа полностью завершенных
представить в Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО