МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ
13 января 1995 г.
N 6
(Д)
В целях совершенствования деятельности республиканских (краевых,
областных, окружных) больниц и медицинских диагностических центров при
переходе к медицинскому страхованию населения утверждаю:
1. Положение о республиканской (краевой, областной, окружной)
больнице (Приложение 1).
2. Положение о медицинском диагностическом центре (Приложение 2).
Приказываю:
1. Руководителям органов здравоохранения административных
территорий Российской Федерации принять утвержденные Положения к
руководству и исполнению.
2. Принять к сведению, что в данные Положения могут вноситься
изменения и дополнения в соответствии с вновь принимаемыми
законодательными и другими правовыми актами.
3. Рассмотреть в соответствии с местными условиями вопрос о
создании объединений диагностических центров с клиническими
больницами.
4. Считать утратившими силу приложения 3, 4, 5, 6, утвержденные
Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских
диагностических центров", Приказ Минздрава СССР от 30.08.90 N 360 "О
дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских
диагностических центров".
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации Э.А. НЕЧАЕВ
Приложение 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ)
БОЛЬНИЦЕ (Сноска 1)
1. Общие положения
1.1. Республиканская (краевая, областная, окружная) больница
(далее - больница) является ведущим высококвалифицированным
многопрофильным медицинским учреждением административной территории.
--------------------------------
Сноска 1. 1. При наличии в территории самостоятельной детской
республиканской (краевой, областной, окружной) больницы ее
деятельность организуется в соответствии с основными направлениями
настоящего Положения.
2. Деятельность специализированных республиканских (краевых,
областных, окружных) больниц регулируется отдельными положениями об
этих учреждениях.
1.2. Больница является государственным учреждением
здравоохранения, относится к государственной собственности субъекта
федерации (республики, края, области, округа) и приватизации не
подлежит.
1.3. Учредителем больницы является государственный орган
управления здравоохранением административной территории.
1.4. Больница является хозяйствующим субъектом с правом
юридического лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим
наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее
деятельности.
1.5. Деятельность больницы регламентируется законодательством
Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов
управления здравоохранением, уставом больницы как государственного
учреждения здравоохранения и настоящим Положением.
1.6. При размещении на базе больницы клинических подразделений
медицинских, научно-исследовательских институтов, институтов и
факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов
университетов на больницу распространяется "Положение о клиническом
лечебно-профилактическом учреждении", утвержденное Приказом Минздрава
России от 29.09.93 N 228.
1.7. На базе больницы могут быть организованы межтерриториальные
специализированные медицинские центры. Условия взаимодействия и
взаиморасчетов между центрами и административными территориями
определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации на
договорной основе.
1.8. В случае отсутствия в административной территории детской
республиканской (краевой, областной, окружной) больницы в указанной
больнице организуются подразделения, выполняющие функции детской
больницы.
2. Основные задачи больницы
2.1. Оказание высококвалифицированной специализированной
консультативно-диагностической и лечебной помощи населению
административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с
применением высокоэффективных медицинских технологий.
2.2. Оказание консультативной и организационно-методической
помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждений
административной территории.
2.3. Организация и оказание квалифицированной экстренной и
плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств
санитарной авиации и наземного транспорта.
2.4. Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического
процесса в медицинских учреждениях административной территории.
2.5. Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с
органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями
административных территорий, лицензионно-аккредитационными комиссиями,
фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими
организациями и др.
2.6. Выполнение по договорам с органами управления
здравоохранением и разработка мер по реализации целевых программ
развития медицинской помощи.
2.7. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений
административной территории современных медицинских технологий,
экономических методов управления и принципов медицинского страхования.
2.8. Участие в подготовке, переподготовке и повышении
квалификации медицинских работников.
3. Структура
3.1. Больница, независимо от численности населения
административной территории и коечной мощности, должна иметь следующие
структурные подразделения:
- консультативную поликлинику;
- диагностический отдел;
- стационар с приемным отделением;
- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
- отделение экстренной и планово-консультативной помощи;
- патолого-анатомическое отделение (бюро - при отсутствии
самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения
функций больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив,
библиотеку, гараж и т.д.);
- пансионат для пациентов;
- общежитие для медицинских работников.
3.2. Структура больницы утверждается органом управления
здравоохранением административной территории.
4. Организация деятельности основных структурных
подразделений больницы
4.1. Консультативная поликлиника
4.1.1. Структура поликлиники формируется с учетом потребности
населения республики (края, области, округа) во всех видах
специализированной консультативной медицинской помощи и наличия других
консультативных поликлиник.
4.1.2. Консультативная поликлиника, в соответствии с полученными
лицензиями и сертификатом, осуществляет консультативно-диагностическую
и лечебную помощь с применением современных медицинских технологий,
привлекает для этих целей, при необходимости, специалистов иных
лечебно-профилактических учреждений, медицинских и
научно-исследовательских институтов в порядке, утверждаемом органом
управления здравоохранением.
4.1.3. Проводит консультации специалистов других
лечебно-профилактических учреждений административной территории, в том
числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь больным.
4.1.4. Обеспечивает ведение больных с тяжелыми формами
заболеваний, требующими в процессе динамического наблюдения высокой
квалификации специалистов, применения сложных медицинских технологий
обследования, коррекции лечения.
4.1.5. В установленном порядке организует госпитализацию в
профильные отделения больницы или другие лечебно-профилактические
учреждения.
4.1.6. Выдает медицинские заключения по результатам консультации
и рекомендации по лечению больных.
4.1.7. Осуществляет экспертную оценку тактики и качества ведения
пациентов на предыдущих этапах оказания медицинской помощи и, при
наличии серьезных дефектов, информирует соответствующие лечебные
учреждения, страховые медицинские организации и органы управления
здравоохранением.
4.1.8. Консультативная поликлиника возглавляется заместителем
руководителя больницы.
4.2. Диагностический отдел
4.2.1. Диагностический отдел организуется путем функционального
объединения всех диагностических подразделений поликлиники и
стационара.
4.2.2. В структуру диагностического отдела входят отделения
лучевой, функциональной, эндоскопической диагностики,
клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения.
4.2.3. Диагностический отдел совместно с консультативной
поликлиникой обеспечивает внедрение в практику больницы
высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических методик,
максимальную доступность высококвалифицированной
консультативно-диагностической помощи населению административной
территории с применением алгоритмов диагностики, эффективное
использование медицинской диагностической техники и оборудования.
4.2.4. При отсутствии в административной территории
самостоятельного медицинского диагностического центра диагностический
отдел больницы выполняет задачи, определенные Положением о медицинском
диагностическом центре (Приложение 2).
4.2.5. Диагностический отдел возглавляется одним из заместителей
руководителя больницы.
4.3. Стационар с приемным отделением
4.3.1. Структура стационара формируется с учетом потребности
населения республики (края, области, округа) в
высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи.
4.3.2. В стационаре могут создаваться специализированные
отделения различной степени интенсивности лечебного процесса
(отделения интенсивного лечения, долечивания, реабилитации,
кратковременного и дневного пребывания).
4.3.3. Прием, перевод в иные лечебно-профилактические учреждения
и выписка пациентов, в том числе иногородних, кроме пациентов
межтерриториальных специализированных центров, осуществляются в
порядке, утвержденном органом управления здравоохранением
административной территории.
4.3.4. Отбор больных на стационарное лечение осуществляется
специалистами консультативной поликлиники и (или) приемного отделения
больницы с учетом состояния больного, объема обследования на
догоспитальном этапе и показанности госпитализации в профильное
отделение стационара.
4.3.5. При выписке из стационара больных с тяжелыми формами
заболеваний, требующими периодического наблюдения специалистов высокой
квалификации, коррекции лечения, соответствующая информация передается
в консультативную поликлинику.
4.3.6. Направление на патолого-анатомическое исследование умерших
осуществляется в установленном порядке.
4.3.7. Стационар и приемное отделение возглавляются заместителем
руководителя больницы.
4.4. Отдел клинико-экспертной и
организационно-экономической работы
4.4.1. В структуру отдела входят: клинико-экспертное отделение,
организационно-экономическое отделение, отделение медицинской
статистики и вычислительной техники.
4.4.2. Клинико-экспертное отделение:
- по заданию органа управления здравоохранением анализирует
деятельность учреждений здравоохранения различных форм собственности,
проводит экспертизу организации плановой и экстренной медицинской
помощи населению по различным профилям; готовит соответствующие
рекомендации;
- осуществляет клинико-экспертную работу по контролю качества
оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях здравоохранения
административной территории, привлекая для этих целей, при
необходимости, специалистов других лечебно-профилактических
учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов,
медицинских ассоциаций и т.д.;
- организует и проводит экспертизу временной нетрудоспособности;
- осуществляет иные экспертные функции по договорам с органами и
учреждениями здравоохранения, фондами медицинского страхования,
лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми
организациями;
- разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством
лечебно-диагностического процесса и, с привлечением необходимых
специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях
больницы;
- порядок проведения клинико-экспертной работы и использования ее
результатов устанавливается органом управления здравоохранением
административной территории.
4.4.3. Организационно-экономическое отделение по заданию органа
управления здравоохранением:
- анализирует медико-демографическую ситуацию в административной
территории;
- принимает участие в разработке территориальных программ
медицинской помощи населению и контроле за их реализацией;
- разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты;
- на основе утвержденных единых методик разрабатывает тарифы и
цены на медицинские услуги;
- определяет порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских
учреждений, их подразделений и специалистов за объем и качество
медицинской помощи и представляет органу управления здравоохранением
для утверждения.
4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной техники:
- обеспечивает достоверный статистический учет и представляет
отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки, установленные
органами статистики и здравоохранения;
- при отсутствии в территории самостоятельного
информационно-вычислительного центра способствует внедрению и
использованию в лечебно-профилактических учреждениях единых
информационных технологий, в том числе сертифицированных программных
средств, определяет единую техническую политику, осуществляет контроль
за использованием средств вычислительной техники в
лечебно-профилактических учреждениях; проводит подготовку персонала
учреждений здравоохранения к пользованию средствами вычислительной
техники.
4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы.
4.5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи
предназначено для:
- обеспечения по заявкам органов и учреждений здравоохранения
квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской
помощи с использованием средств санитарной авиации или наземного
санитарного транспорта, эвакуации больных и пострадавших в учреждения
здравоохранения в соответствии с медицинскими показаниями;
- транспортировки консультантов и медицинских грузов, необходимых
для спасения жизни больных.
4.5.1. С целью выполнения поставленных задач отделение:
- организует круглосуточную диспетчерскую службу;
- оперативно привлекает для выполнения заданий соответствующих
специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их транспортировку и
страхование от несчастных случаев.
4.5.2. Отделение работает в режиме повседневной деятельности и в
условиях чрезвычайных ситуаций.
4.5.3. В режиме повседневной деятельности отделение работает в
подчинении руководителей больницы:
- оказывает экстренную и плановую консультативную медицинскую
помощь по заявкам органов и учреждений здравоохранения;
- анализирует показанность и своевременность вызова
консультантов, тактику ведения больного до прибытия консультанта и
вносит предложения руководству больницы по совершенствованию
экстренной медицинской помощи больным;
- контролирует состояние здоровья больного до выхода из кризисной
ситуации.
4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций отделение работает под
руководством органа управления здравоохранением, руководителя больницы
при оперативном управлении территориального центра экстремальной
медицины по утвержденному плану:
- оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим;
- осуществляет, с учетом оптимальных маршрутов и способов,
быструю доставку медицинских сил и средств в зону чрезвычайной
ситуации;
- организует эвакуацию пострадавших;
- обеспечивает круглосуточную оперативную связь по приему и
передаче информации о ходе ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации.
5. Имущество и финансы
5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования,
порядок учета и отчетности закрепляются за больницей уставом
государственного учреждения здравоохранения, учрежденным органом
управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом
административной территории.
6. Управление и планирование деятельности
6.1. Управление больницей осуществляется руководителем,
назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления
здравоохранением.
6.2. Руководитель осуществляет управление больницей в
соответствии с действующим законодательством в пределах своей
компетенции, определенной уставом учреждения.
6.3. При больнице создаются советы и комиссии, положения о
которых и их состав утверждаются руководителем учреждения.
6.4. Основной формой планирования деятельности больницы является
план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое
поступление средств из всех источников финансирования и использование
их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых финансовых
фондов.
6.5. Планирование деятельности больницы и определение перспективы
ее развития осуществляется по согласованию с органом управления
здравоохранением. Медицинские услуги по добровольному медицинскому
страхованию и платные услуги по договорам не должны превышать 20% от
общего объема деятельности больницы.
7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной
деятельностью, реорганизация и ликвидация больницы осуществляются в
соответствии с действующим законодательством и закрепляются уставом
учреждения.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению А.Н. ДЕМЕНКОВ
Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
1. Общие положения
1.1. Медицинский диагностический центр (далее - Центр) -
лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее
высококвалифицированную консультативно-диагностическую помощь
населению и организационно-методическое руководство диагностическими
службами лечебно-профилактических учреждений административной
территории.
1.2. Центр является государственным (муниципальным) учреждением
здравоохранения, относится к государственной (муниципальной)
собственности и приватизации не подлежит.
1.3. Учредителем Центра является орган управления
здравоохранением административной территории.
1.4. Медицинский диагностический центр является структурным
подразделением республиканской (областной, краевой, окружной)
городской больницы или хозяйствующим субъектом с правом юридического
лица.
1.5. Деятельность Центра регламентируется законодательством
Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов
здравоохранения, уставом государственного (муниципального) учреждения
здравоохранения и Положением.
1.6. При размещении на базе Центра клинических подразделений
медицинских и научно-исследовательских институтов, факультетов
усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов на
Центр также распространяется Положение о клиническом
лечебно-профилактическом учреждении, утвержденное Приказом Минздрава
России от 29.09.93 N 228.
1.7. В случае отсутствия в административной территории детского
медицинского диагностического центра Центр обеспечивает
консультативно-диагностическую помощь детскому населению.
2. Основные задачи
2.1. Оказание высококвалифицированной
консультативно-диагностической и лечебной помощи населению с
применением высокоэффективных медицинских технологий.
2.2. Разработка по заданию органов управления здравоохранением
территориальных программ организации и совершенствования различных
видов диагностики в лечебно-профилактических учреждениях
административной территории и контроль за их реализацией.
2.3. Разработка и внедрение в практику безопасных, экономически
обоснованных, клинически эффективных методов диагностики, новых
организационных форм работы с учетом действующего хозяйственного
механизма.
2.4. Комплексирование и интеграция различных видов
диагностических исследований, внедрение диагностических алгоритмов с
целью получения в минимальные сроки полной и достоверной
диагностической информации.
2.5. Подготовка медицинского и технического персонала
лечебно-профилактических учреждений административной территории для
работы с новой медицинской диагностической техникой, а также врачей -
клиницистов по вопросам интерпретации результатов исследований.
2.6. Разработка, по согласованию с органом управления
здравоохранением, единой политики оснащения лечебно-профилактических
учреждений медицинским диагностическим оборудованием.
2.7. Участие в клинико-экспертной работе по контролю качества
медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях,
осуществление иных экспертных функций по договорам с органами и
учреждениями здравоохранения, лицензионно-аккредитационными
комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими
организациями и др.
3. Структура Центра
3.1. Центр, независимо от численности обслуживаемого населения,
должен иметь следующие структурные подразделения:
- отдел (отделение) лучевой диагностики, включающий в себя
отделения, кабинеты, лаборатории рентгенологической,
рентгеноэндоскопической, ангиографической, рентгенотомографической,
магнитнорезонансной, радионуклидной, ультразвуковой,
экспресс-патоморфологической и других видов диагностики в зависимости
от местных условий;
- отдел (отделение) функциональной диагностики заболеваний
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем;
- эндоскопическое отделение с диагностическими и
лечебно-диагностическими кабинетами;
- клинико-диагностическую лабораторию с подразделениями для
биохимических, иммунологических, микробиологических, радиоиммунных,
цитологических и других исследований;
- отделение клинической патоморфологии;
- консультативный отдел;
- дневной стационар;
- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
- выездные медицинские диагностические подразделения;
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения
функций Центра (технические, хозяйственные,
информационно-вычислительные и др.).
3.2. Структура Центра утверждается органом управления
здравоохранением административной территории.
4. Организация деятельности основных структурных подразделений
Центра осуществляется в соответствии с действующими приказами
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской
Федерации по отдельным диагностическим службам.
5. Имущество и финансы
5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования,
учета и отчетности закрепляются за Центром уставом государственного
учреждения здравоохранения, утвержденным органом управления
здравоохранением и комитетом по управлению имуществом административной
территории.
6. Управление и планирование деятельности
6.1. Управление Центром осуществляется руководителем, назначаемым
и освобождаемым от занимаемой должности органом управления
здравоохранением.
6.2. Руководитель осуществляет управление Центром в соответствии
с действующим законодательством в пределах своей компетенции,
определенной уставом учреждения.
6.3. При Центре создаются советы и комиссии по направлениям
деятельности, положения о которых и их состав утверждаются
руководителем учреждения.
6.4. Основной формой планирования деятельности Центра является
план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое
поступление средств из всех источников финансирования и использование
их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых финансовых
фондов.
6.5. Планирование деятельности Центра и определение перспективы
его развития осуществляется по согласованию с органом учреждения
здравоохранением субъекта Федерации. Медицинские услуги по
добровольному медицинскому страхованию и платные услуги по договорам
не должны превышать 10% от общего объема деятельности Центра.
7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной
деятельностью, создание, реорганизация и ликвидация Центра
осуществляется в соответствии с действующим законодательством и
закрепляется уставом учреждения.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению А.Н. ДЕМЕНКОВ
Начальник Управления
охраны здоровья матери и ребенка Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ
|