МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
19
августа 2004 г.
N
01/1509-04-24
О
СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С МАССОВЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
ГРАЖДАН
ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи со складывающейся в
ряде регионов ситуацией, связанной с массовым обращением граждан пенсионного
возраста в учреждения медико-социальной экспертизы для установления группы
инвалидности степени ограничения способности к трудовой деятельности,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
сообщает.
С вступлением в силу с
01.01.2004 положений федеральных законов от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" о
назначении пенсий по инвалидности с учетом способности к трудовой деятельности,
учреждения медико-социальной экспертизы в ходе установления гражданам
инвалидности определяют степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Минтрудом России совместно с
Пенсионным фондом Российской Федерации было направлено письмо от 18.12.2003 N
9575-АО/ЛЧ-09-23/13281 в органы социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в
котором было обращено внимание на то, что переосвидетельствование инвалидов,
которым до 01.01.2004 была установлена группа инвалидности бессрочно
(независимо от их способности к трудовой деятельности) не производится, за
исключением случаев их личного заявления или заявления их законного
представителя.
Однако в ряде регионов
Российской Федерации стала распространяться информация о возможности повышения
пенсий за счет установления инвалидам 2 группы III степени ограничения
способности к трудовой деятельности, что породило массовые обращения граждан
пенсионного возраста, имеющих 2 группу инвалидности, в учреждения
медико-социальной экспертизы для переосвидетельствования.
Кроме того, в учреждения
медико-социальной экспертизы стали обращаться граждане пенсионного возраста для
признания их инвалидами.
В настоящее время в ряде
регионов Российской Федерации в очереди для проведения освидетельствования
находятся до 10 тысяч человек. Это вызывает недовольство граждан, ведет к росту
социальной напряженности и увеличению объема освидетельствований, в связи с
чем, увеличиваются расходы на медико-социальную экспертизу и пенсионное
обеспечение граждан. Данное обстоятельство негативно влияет на возможности
дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
В контексте вышеизложенного
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
обращает внимание на то, что пенсионный возраст не является безусловным
признаком инвалидности и ограничения способности к трудовой деятельности.
В целях урегулирования
возникшей проблемы предлагаем принять безотлагательные меры по безусловному
исполнению законодательных и нормативных положений в сфере медико-социальной
экспертизы и стабилизации ситуации.
Для этого целесообразно:
- организовать работу по
выявлению причин и факторов, способствующих вышеуказанному развитию событий, и
разработать адекватные меры по предупреждению усугубления ситуации;
- организовать проведение
разъяснительной работы о порядке направления граждан пенсионного возраста или
длительно неработающих на освидетельствования в учреждения медико-социальной
экспертизы для определения степени ограничения способности к трудовой
деятельности;
- принять меры по
дополнительной подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений и
бюро медико-социальной экспертизы с целью обеспечения более тесного
взаимодействия между ними и выработке единых подходов к решению вопросов
определения инвалидности, связанных с возрастным фактором.
М.Ю.ЗУРАБОВ