КОЛЛЕГИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
26 ноября
2004 г.
N 1
О МЕРАХ
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад
Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабова
о модернизации здравоохранения, коллегия отмечает, что поднятые проблемы
чрезвычайно актуальны, а предложенные пути их решения соответствуют основной
стратегической цели здравоохранения - повышению доступности, качества и
эффективности медицинской помощи гражданам России.
В настоящее время в
отечественном здравоохранении остаются нерешенными ряд системных проблем:
медленные темпы реформирования, декларативность государственных гарантий
медицинской помощи, недостаточное развитие стандартизации, отсутствие
эффективных механизмов финансового обеспечения, недостаточная структурная
эффективность, отсутствие четкого порядка предоставления гражданам высокотехнологичной
медицинской помощи.
Вместе с тем развитие
здравоохранения может быть достигнуто только при выполнении следующих условий:
- увеличение объема
финансирования здравоохранения и внедрение прогрессивных методов финансового
обеспечения отрасли;
- повышение эффективности
использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения;
- укрепление
материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Для скорейшего решения этих
проблем необходимо в обязательном порядке принять ряд подготовленных
нормативных правовых актов:
- федеральный закон "Об
обязательном медицинском страховании";
- федеральный закон "О
государственных гарантиях медицинской помощи";
- федеральные законы "Об
автономных учреждениях" и "О государственной (муниципальной) некоммерческой
автономной организации".
Кроме этого следует подготовить
более 20 нормативных правовых актов, уточняющих и дополняющих отдельные
положения действующих и вновь принимаемых законов. В первую очередь это
относится к нормативным правовым актам по усилению контрольных и надзорных
функций государства в отрасли здравоохранения по вопросам лицензирования и
аккредитации, сертификации и усиления контроля за качеством предоставления
медицинских услуг, повышения структурной эффективности здравоохранения,
усиления профессиональной ответственности медицинских работников.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Определить ближайшие два
года (2005-2006 гг.) переходным периодом для внедрения основных элементов
современного хозяйственного механизма в систему российского здравоохранения.
2. Одобрить в основном проекты
федеральных законов "Об обязательном медицинском страховании" и
"О государственных гарантиях медицинской помощи", "Об автономных
учреждениях" и "О государственной (муниципальной) не коммерческой
автономной организации".
3. Министерству здравоохранения
и социального развития Российской Федерации, подведомственным Министерству
федеральным службам и федеральным агентствам, государственным внебюджетным
фондам, деятельность которых координируется Министерством, обеспечить выполнение
комплекса мероприятий направленных на совершенствование системы
здравоохранения:
3.1. Департаменту развития
медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту правовой и
международной деятельности (М.А.Ковалевский), Департаменту медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шарапова), Департаменту
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования (Н.Н.Володин), Департаменту трудовых отношений (А.Л.Сафонов),
Департаменту развития социального страхования, политики в сфере физической
культуры, спорта и туризма (Ю.В.Воронин) в 2005 году сосредоточить усилия на
разработке проектов федеральных законов "О здравоохранении", "О
частной медицинской деятельности" и "О страховании профессиональной
ответственности медицинских работников".
3.2. Департаменту по вопросам
государственной политики в сфере предоставления социальных услуг населению
(А.А.Кригер), Департаменту правовой и международной деятельности
(М.А.Ковалевский), Департаменту развития социальной защиты (А.И.Осадчих),
Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека,
науки, образования (Н.Н.Володин), Департаменту развития медицинской помощи и
курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства
и детства (О.В.Шарапова); Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития (Р.У.Хабриев), Федеральному агентству по здравоохранению
и социальному развитию (В.А.Прохоров); Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования (А.М.Таранов), Фонду социального страхования
Российской Федерации (Г.Н.Карелова), Пенсионному фонду Российской Федерации
(Г.Н.Батанов) в 1-полугодии 2005 года завершить создание нормативной правовой
базы по исполнению Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" по вопросам, относящимся к
компетенции Минздравсоцразвития России.
3.3. Департаменту развития
медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту
медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шарапова);
Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека,
науки, образования (Н.Н.Володин), Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития (Р.У.Хабриев), Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию (В.А.Прохоров) в 2006 году завершить
первый этап стандартизации в здравоохранении Российской Федерации.
3.4. Департаменту правовой и
международной деятельности (М.А.Ковалевский), Департаменту развития медицинской
помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Финансово-экономическому Департаменту (В.А.Аронин),
Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства
(О.В.Шарапова); Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию (В.А.Прохоров) в 2005-2007 гг. разработать и внедрить соответствующие
механизмы преобразования медицинских учреждений в новые организационные
правовые формы.
3.5. Департаменту развития
медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту анализа и
прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы (В.Ф.Колбанов),
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию
(В.А.Прохоров), отделу по связи со средствами массовой информации (Е.А.Волохова),
начиная с 2005 года обеспечить информационное сопровождение и регулярный
мониторинг процессов модернизации здравоохранения.
3.6. Департаменту
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования (Н.Н.Володин), Департаменту развития медицинской помощи и
курортного дела (Р.А.Хальфин), Федеральному агентству по здравоохранению и
социальному развитию (В.А.Прохоров) разработать учебные программы и обеспечить
в 2005-2007 гг. подготовку современных специалистов высшего и среднего звена в
области управления здравоохранением.
4. Органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Продолжить в 2005-2006 гг.
работу по приведению структур регионального здравоохранения в соответствие с
разделением полномочий между всеми уровнями исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
в Российской Федерации.
4.2. Обеспечить в 2005 году
реализацию основных положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" в части предоставления гарантированных социальных
услуг льготным категориям гражданам.
4.3. Разработать в 2005 году
территориальные программы повышения структурной эффективности здравоохранения.
5. Федеральным
специализированным медицинским учреждениям, подведомственным Министерству
здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2005-2006 гг.
переориентироваться на работу в условиях формирования государственного заказа,
направленного на максимальное внедрение высокотехнологичных методов оказания
медицинской помощи.
6. Контроль за выполнением
настоящего решения Коллегии возложить на заместителей Министра и директоров
департаментов по направлениям их деятельности.
Председатель
Коллегии,
Министр здравоохранения
и социального
развития
Российской
Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Секретарь коллегии
Л.Л.ЛЕБЕДЕВ