Коллегия МЗ РФ: Протокол от 25.09.2001 N 16
Утвержден 25.09.2001
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ, ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Скачать (9,9 Кб)

МФСС WEBAPTEKA.RU

 



КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

От 25 сентября 2001 г. N 16

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ, ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Обеспечение качества,  эффективности, безопасности медицинской техники,  эксплуатируемой в учреждениях здравоохранения,  является основной  задачей  государственной  контрольно  -   разрешительной системы,  охватывающей  все  этапы  жизненного  цикла медицинского изделия.

Действующим законодательством контроль качества и безопасности медицинской  техники  на  различных  этапах  ее  жизненного  цикла отнесен  на  федеральном  уровне  к  ведению  Минздрава  России  и Госстандарта России,  а на уровне субъектов Российской Федерации -   к ведению органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальных органов Госстандарта России.

Минздравом России    контрольно   -   разрешительные   функции осуществляются в  соответствии  с  "Основами  законодательства  об охране  здоровья  граждан",  федеральными законами "Об обеспечении  единства   измерений",    "О    стандартизации",    постановлением  Правительства   Российской  Федерации  от  03.06.1997  N  659  "Об   утверждении Положения о  Министерстве  здравоохранения  Российской Федерации".

С учетом положений федерального закона от 08.08.2001 N  134-ФЗ "О  защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля  (надзора)"  существенную роль  в  обеспечении  качества  и безопасности медицинской техники играют подразделения Минздрава России,  выполняющие контрольные  и разрешительные  функции  на  стадиях  государственной  регистрации   медицинской  техники,  поставки  медицинской  техники  учреждениям здравоохранения и организации ее безопасной эксплуатации.

Процедура государственной   регистрации  медицинской  техники, завершающаяся выдачей разрешения на ее  применение  в  медицинских целях  на    территории    Российской    Федерации,    является основополагающим  этапом  жизненного  цикла  медицинских  изделий, позволяющим   организовать   и   обеспечить   дальнейший  контроль   качества,   эффективности,   безопасности   медицинской   техники, эксплуатируемой  в учреждениях здравоохранения.  Совершенствованию системы   государственной    регистрации    медицинской    техники способствовал  ряд  приказов  Минздрава  России (с соответствующей правовой экспертизой и регистрацией Минюстом России):

- от  10.05.2000  N  156  "О  разрешении   на   применение   в медицинских  целях  изделий  медицинского назначения и медицинской техники отечественного и  зарубежного  производства  в  Российской Федерации";

- от  02.07.99  N   274   "О   порядке   регистрации   изделий медицинского   назначения  и  медицинской  техники  отечественного производства в  Российской  Федерации",  которым  была  утверждена "Инструкция  о порядке регистрации изделий медицинского назначения   и медицинской техники  отечественного  производства  в  Российской Федерации";

- от  29.06.2000  N  237   "Об   утверждении   Инструкции   об организации   и  порядке  проведения  государственной  регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники  зарубежного производства в Российской Федерации".

Указанные документы позволили повысить эффективность  контроля и  обеспечить условия для поступления в учреждения здравоохранения доброкачественной медицинской техники.

Одним из  инструментов  в  принятии  решений о государственной регистрации  отечественной  и   зарубежной   медицинской   техники является  экспертный  орган  Минздрава  России  - Комитет по новой медицинской технике.  Уровень определяемых его специализированными экспертными комиссиями испытаний и экспертных оценок соответствуют как  отечественным,  так  и  международным  стандартам.  Выводы  и   заключения  Комитета научно обоснованы и базируются на современных достижениях научно - технической и медицинской мысли.

Всероссийский научно   -   исследовательский  и  испытательный институт   медицинской   техники   (ВНИИИМТ)   является    базовым учреждением   Минздрава   России  по  проведению  различного  вида технических   испытаний    медицинской    техники,    согласованию технических   условий   на   отечественную   медицинскую  технику,   информационно  -  методическим  центром,   головной   организацией метрологической    службы    Минздрава   России,   аккредитованным Госстандартом России органом сертификации  медицинских  изделий  и государственным  центром  испытаний средств измерений медицинского назначения.

Технические испытания медицинской техники в 30 аккредитованных лабораториях  и  медицинские  испытания   в   130   уполномоченных Минздравом    России    медицинских   учреждениях   проводятся   в соответствии  с   требованиями   отраслевых,   государственных   и международных стандартов.

Минздравом России ведется государственный  реестр  медицинских изделий,   зарегистрированных   и   разрешенных   к  применению  в медицинских  целях.  В  конце  2000  года  открыта   общедоступная страница  в  Интернете,  содержащая  электронную  версию  реестра.  Периодическую публикацию реестра осуществляет ВНИИИМТ.

Важным направлением    работы    Минздрава   России   является организация   метрологического   обеспечения   средств   измерений медицинского    назначения,    эксплуатируемых    в    учреждениях здравоохранения.  Федеральным  законом  "Об  обеспечении  единства измерений"   здравоохранение  отнесено  к  сфере  государственного   метрологического надзора и  контроля  за  выпуском,  состоянием  и применением средств измерений медицинского назначения (СИМН).

В соответствии с приказом Минздрава России от 04.10.95  N  276 "О  мерах  по  укреплению  метрологической службы Минздравмедпрома России",  утвердившим   согласованное   с   Госстандартом   России "Положение  о  метрологической  службе  Минздравмедпрома  России", проводится работа по созданию территориальных базовых  организаций   метрологической   службы  органов  управления  здравоохранением  в субъектах Российской Федерации,  а также метрологических  служб  в учреждениях   здравоохранения.   В   настоящее   время  в  органах управления  здравоохранением  45  субъектов  Российской  Федерации имеются   утвержденные   положения   о   территориальных   базовых   организациях метрологической службы, в 15 - положения находятся на стадии согласования.

В целях   упорядочения    государственного    метрологического контроля  и  надзора  за  выпуском,  состоянием и применением СИМН Минздравом России и Госстандартом России согласован  и  06.06.2001 совместно  утвержден "Перечень медицинских изделий,  относящихся к средствам   измерений   медицинского   назначения   и   подлежащих   государственному метрологическому надзору и контролю".

В соответствии с приказом Минздрава России от 02.04.99  N  107 "О создании организационно - методических центров Минздрава России по  техническому  обслуживанию  и   метрологическому   обеспечению учреждений здравоохранения", по согласованию с органами управления здравоохранением создано три организационно - методических  центра Минздрава России (Уральский - в г. Екатеринбурге, Сибирский - в г. Новосибирске,  Центральный  -  в  г. Москве)  и  информационно   - методический   центр   ВНИИИМТ.  В  настоящее  время  готовится  к представлению в Минздрав России на утверждение проект положения  о Северо   -   Западном   (Санкт   -   Петербург)  организационно  -   методическом центре Минздрава России по техническому  обслуживанию и метрологическому обеспечению учреждений здравоохранения.

Целью организации   указанных   центров   является   создание, комплексное    развитие    и   внедрение   системы   нормативного, информационного  и  организационно  -  методического   обеспечения деятельности   учреждений   здравоохранения   в   части   контроля   безопасности эксплуатируемой медицинской техники, а также правил и требований  по  ее  монтажу,  наладке,  технической  эксплуатации, техническому  обслуживанию  и  метрологическому   обеспечению.   В настоящее   время  Минздравом  России  организована  и  проводится разработка   отраслевых   стандартов   "Техническое   обслуживание   медицинской  техники.  Общие  требования",  "Медицинская  техника. Сроки эксплуатации и порядок списания".

Особое место    в    достижении    безопасности   эксплуатации медицинской техники занимает укрепление материально -  технической базы   учреждений  здравоохранения,  обеспечение  гарантированного выделения  органами  управления  субъектов  Российской   Федерации средств  по  статьям,  предусматривающим  техническое обслуживание   (включая ремонт) находящейся в эксплуатации медицинской техники  и метрологического обеспечения СИМН.

В настоящее время учреждения здравоохранения  часто  не  имеют финансовых и организационных возможностей для принятия должных мер по формированию и укреплению  технических  служб  в  составе  ЛПУ, созданию   условий,   необходимых   для   обеспечения   безопасной эксплуатации  медицинской  техники.   Учреждения   здравоохранения практически  не  имеют  средств для обслуживания сложной импортной   медицинской техники.  Так,  60%  приборов,  закупленных по кредиту Международного   банка   реконструкции   и   развития   (МБРР)   и поставленных в 42 региона  страны,  после  двух  лет  эксплуатации неисправно.  Из-за  отсутствия  финансирования  значительная часть СИМН в  учреждениях  здравоохранения  остается  не  поверенной,  в большинстве    учреждений   при   отсутствии   поступлений   новой медицинской техники  часть  эксплуатируемой  медицинской  техники, включая  СИМН,  превысила  нормативные  сроки эксплуатации в 1,5-2 раза и требует замены.

В сложном  экономическом  положении находятся и предприятия по техническому обслуживанию  медицинской  техники.  Многие  из  этих организаций    испытывают    недостаток   специалистов   требуемой квалификации и  не  обладают  материальной  базой,  обеспечивающей проведение  технического  контроля,  а учреждения здравоохранения,   стремясь сократить денежные  расходы,  часто  доверяют  проведение работ физическим лицам, не имеющим лицензий.

Органы, лицензирующие   медицинскую   деятельность,   зачастую формально  учитывают  укомплектованность  и  состояние медицинской техники в учреждениях здравоохранения,  не контролируют наличие  у них   договоров  о  техническом  обслуживании  с  соответствующими предприятиями.  В этой связи актуальным остается вопрос разработки   перечней медицинской техники, необходимой для оказания медицинских услуг,  перечисленных  в  "Перечне  работ  и  услуг,  входящих   в медицинскую  деятельность" (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 402 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности").

Таким образом,  действующая система государственного  контроля качества,   эффективности,   безопасности  медицинской  техники  в правовом,  нормативном,  организационном  и  финансовом  отношении требует дальнейшего совершенствования.

В целях  дальнейшего  улучшения  работы   по   организации   и обеспечению  государственного  контроля  качества,  эффективности, безопасности медицинской техники,  эксплуатируемой  в  учреждениях здравоохранения,  коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации

РЕШИЛА:

1. Принять к сведению информацию Департамента государственного контроля   качества,   эффективности,  безопасности  лекарственных средств  и  медицинской  техники  о  работе  по  совершенствованию системы   государственного   контроля   качества,   эффективности,   безопасности медицинской техники,  эксплуатируемой  в  учреждениях здравоохранения.

2. Департаменту    государственного     контроля     качества, эффективности,  безопасности  лекарственных  средств и медицинской техники,  Департаменту организации и развития  медицинской  помощи населению,     Департаменту     государственного    санитарно    -   эпидемиологического  надзора,   Управлению   медицинских   проблем материнства  и  детства,  Управлению  организации фармацевтической деятельности,  обеспечения лекарствами и  медицинскими  изделиями, Правовому управлению:

2.1. Разработать и в срок до 31 декабря 2001 года  представить на утверждение программу совершенствования существующей отраслевой нормативной базы по обеспечению и контролю безопасной эксплуатации медицинской техники в учреждениях здравоохранения.

2.2. Разработать и в срок до 31 марта 2002 года представить на утверждение   план   мероприятий   по   совершенствованию  системы технического  обслуживания,  обеспечения  и  контроля   безопасной эксплуатации медицинской техники в учреждениях здравоохранения.

2.3. Поручить ГУН ВНИИИМТ  Минздрава  России  (Б.И.Леонову)  в срок  до  30  июня  2002  года сформировать банк государственных и отраслевых нормативных  документов,  регламентирующих  организацию контроля  и  безопасной эксплуатации в учреждениях здравоохранения медицинской техники,  в том числе средств  измерений  медицинского   назначения.

2.4. Подготовить и в срок до 31 декабря 2001 года  представить предложения  по внесению изменений в статью 16 федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" в части  требований  к  рекламе лекарственных    средств,    изделий    медицинского   назначения,   медицинской техники,  методов профилактики,  диагностики,  лечения заболеваний и реабилитации.

2.5. Продолжить в установленном порядке участие в  работе  над проектом федерального закона "О медицинских изделиях".

2.6. Не реже одного раза в два года организовывать и проводить научно   -   практические   конференции   по   вопросам  качества, эффективности,  безопасности  медицинской  техники  в  учреждениях здравоохранения  с привлечением представителей федеральных органов исполнительной  и  законодательной  власти,   органов   управления   здравоохранением    субъектов    Российской    Федерации,   других заинтересованных ведомств, учреждений и организаций.

3. Управлению   организации   фармацевтической   деятельности, обеспечения лекарствами  и  медицинскими  изделиями,  Департаменту экономического  развития  здравоохранения,  управления финансами и материальными  ресурсами,  Департаменту  организации  и   развития медицинской   помощи   населению,   Департаменту  государственного   контроля,  качества,  эффективности,  безопасности   лекарственных средств  и  медицинской  техники,  Управлению  медицинских проблем материнства и детства в срок до 30 июня 2002 года:

3.1. Проработать  вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации  предложений  по  созданию  льготных  налоговых  условий деятельности  предприятий по техническому обслуживанию медицинской техники.

3.2. Проработать с Минфином России вопрос о внесении изменений в  приказ  Минфина  России  от  06.01.98   N   1н   "О   бюджетной классификации  Российской  Федерации"  в  части  выделения  статей расходов, связанных с техническим обслуживанием и  метрологическим обеспечением медицинской техники.

4. Департаменту    государственного     контроля     качества, эффективности,  безопасности  лекарственных  средств и медицинской техники подготовить и в срок до 30 июня 2002 года:

4.1. Подготовить  и  представить на утверждение проект приказа Минздрава России "О порядке разрешения учреждениям здравоохранения проводить медицинские испытания медицинских изделий".

4.2. Подготовить  и  представить  на  совместное   утверждение Минздравом  России  и  Госстандартом  России  план  мероприятий по установлению   требований    и    единого    порядка    проведения государственного метрологического контроля и надзора за средствами   измерений медицинского назначения в учреждениях здравоохранения.

4.3. Рассмотреть   с   Госстандартом   России   и  представить предложения по вопросу о  целесообразности  и  порядке  совместной аттестации   медицинской  техники  с  целью  продления  сроков  ее эксплуатации.

5. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи населению,  Департаменту   государственного   контроля   качества, эффективности,  безопасности  лекарственных  средств и медицинской техники,  Департаменту  экономического  развития  здравоохранения, управления   финансами   и   материальными  ресурсами,  Управлению   организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и  медицинскими  изделиями,  Управлению научно . исследовательских медицинских учреждений, Управлению медицинских проблем материнства и детства подготовить и в срок до 31 декабря 2001 года представить на  утверждение  программу   формирования   перечней   медицинской   техники,  применяемой  для  оказания  соответствующих  медицинских услуг.

6. Департаменту   образовательных   медицинских  учреждений  и кадровой   политики,   Управлению   организации   фармацевтической деятельности,  обеспечения  лекарствами  и  медицинскими изделиями обеспечить регулярное проведение с 1  сентября  2002  года  циклов повышения  квалификации  инженерно  -  технического  персонала  по   эксплуатации медицинской  техники  и  инженеров  по  охране  труда учреждений  здравоохранения  по  вопросам  организации  безопасной эксплуатации медицинской техники и охраны труда.

7. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа возложить на заместителя Министра А.В.Катлинского.

 

                                   Председательствующий на коллегии -

                                          Первый заместитель Министра

                                 здравоохранения Российской Федерации

                                                           А.И.ВЯЛКОВ

 

                                                   Секретарь коллегии

                                                          И.В.ПЛЕШКОВ