Минздрав РФ: Приказ от 06.10.1998 N 291/167
Утвержден 26.11.1998
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Скачать (9 Кб)
Приказ Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ
от 6 октября 1998 г.
N 291/167

"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля
за организацией экспертизы временной нетрудоспособности"

В целях совершенствования контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, рационального расходования средств государственного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, приказываем:

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности (приложение).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, региональных и отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации:

2.1. Обеспечить проведение ведомственного и вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющих лицензию на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности, в соответствии с Инструкцией, поименованной в пункте 1.

2.2. Организовать систему ежегодного анализа уровня и причин временной нетрудоспособности работников, динамики изменения средней продолжительности случая временной нетрудоспособности по различным нозологическим формам, расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам из средств Фонда государственного социального страхования Российской Федерации и ежегодно информировать об этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

3.1. В течение 1998 года принять меры для получения лицензии на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, и осуществлять контроль за этой работой в пределах своей компетенции.

3.2. Обеспечить хранение медицинских карт амбулаторных больных (форма N 025/-у) в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с установленным порядком.

3.3. Принять меры по повышению квалификации заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе (или лиц, их замещающих) и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, контролю качества медицинской помощи и обеспечению их нормативными правовыми документами по данным разделам работы.

4. Управлению организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечить методическое руководство, практическую помощь, а также усилить контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности.

5. Управлению экспертизы временной нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить проведение повышения квалификации и аттестации специалистов исполнительных органов Фонда, занимающихся вопросами экспертизы временной нетрудоспособности.

6. Считать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.02.88 N 155 "Дополнение к приказу Министерства здравоохранения СССР от 31.12.87 N 1338".

7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, региональных и отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации проинформировать о ходе выполнения данного приказа Министерство здравоохранения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации до 15.01.99.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации и начальника Управления экспертизы временной нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
В.И.Стародубов

Председатель
Фонда социального страхования
Российской Федерации
Ю.А.Косарев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 1998 г.
Регистрационный N 1652

Приложение
Инструкция
о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности
(утв. приказом Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. N 291/167)

1. Настоящая Инструкция разработана во исполнение статьи 49 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5488-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 33, ст.1318), постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 48, ст.5555) и в соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом - постановлением Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206/21 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 октября 1994 г. N 713), (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 1).

2. Инструкция устанавливает общие организационные и методические принципы контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности и обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

3. Функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются:

при ведомственном контроле - должностными лицами территориальных органов управления и учреждений здравоохранения, обеспечивающими различные уровни экспертизы временной нетрудоспособности с учетом вынесенного решения экспертов предыдущего уровня, при вневедомственном (межведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонда) совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.

4. Порядок осуществления ведомственного контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности:

4.1. Плановый контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями и (или) заместителями руководителей по клинико-экспертной работе лечебно-профилактических учреждений не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей-специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. При этом осуществляется анализ не менее 30-50 медицинских карт амбулаторных или стационарных больных из числа случаев временной нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.

При проведении плановых проверок применяется статистический метод "случайной" выборки и оцениваются:

- качество проведения и эффективность лечебно-диагностических мероприятий;

- своевременность привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов, применение возможных стационарозамещающих лечебных технологий, направления на госпитализацию;

- интенсивность лечебно-диагностического процесса;

- адекватность затраченных средств на лечение пациента достигнутому результату;

- обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.

При необходимости, к проведению плановых проверок могут привлекаться другие специалисты, отвечающие установленным требованиям.

По результатам проведенных проверок готовится информационный материал с указанием выявленных недостатков, рекомендациями по их устранению и доводится до сведения проверяемых и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

4.2. Плановый контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется также клинико-экспертными комиссиями муниципальных органов управления здравоохранением или субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и деятельность в этом направлении отдельных специалистов, заместителей руководителей по клинико-экспертной работе (или лиц, их заменяющих), клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз определяется на региональном уровне.

4.2.1. Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть представлены следующие документы:

- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- приказы руководителя проверяемого лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;

- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;

- наличие нормативной правовой документации по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;

- сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений;

- документация, имеющаяся в лечебно-профилактическом учреждении по данному разделу работы.

4.2.2. К данной работе могут также привлекаться специалисты-эксперты по профилям оказания медицинской помощи, отвечающие установленным требованиям.

4.2.3. Результаты проверки должны быть доведены до сведения проверяемых, территориальных органов управления здравоохранением и исполнительных органов Фонда.

4.3. Внеплановый контроль осуществляется:

- в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда, страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате;

- при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико-социальной экспертизы.

5. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением) регионального отделения Фонда и территориального органа управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом лечебно-профилактическом учреждении, имеющим лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.

5.1.1. Количество проверяемой медицинской документации для каждого проверяемого лечебно-профилактического учреждения устанавливается совместным решением территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При этом оценивается:

- организация и состояние экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, деятельность в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц, занимающихся частной медицинской практикой;

- подтверждение случая временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от работы;

- соответствие порядка организации экспертизы временной нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;

- соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности.

5.1.2. Для оценки работы проверяющим должны быть представлены следующие документы:

- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- приказы руководителя лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;

- нормативные правовые документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам медико-социальной экспертизы;

- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;

- книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);

- книга записей заключений клинико-экспертной комиссии (форма 035-У);

- отчеты по форме 16-ВН;

- книги учета и использования бланков листков нетрудоспособности;

- документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;

- медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.

5.1.3. Экспертному контролю подлежат следующие случаи временной нетрудоспособности:

- превышающие длительность ориентировочных сроков на 30% и более, а также значительно короче этих сроков;

- несвоевременного представления больных на клинико-экспертную комиссию;

- закончившиеся выходом на инвалидность;

- с несвоевременным направлением больных в учреждения медико-социальной экспертизы.

5.1.4. При проведении проверок могут быть рассмотрены другие вопросы, касающиеся обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.

5.2. Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными или устными запросами граждан, страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других случаях, требующих экспертного контроля.

5.3. По итогам проверок составляются справки в трех экземплярах с указанием выявленных недостатков (примеры), отклонений от установленного порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, рекомендаций по их устранению, выводами и предложениями по улучшению работы и направляются комиссией проверяемым, в исполнительный орган Фонда, территориальные органы управления здравоохранением.

6. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности лицензионно-аккредитационными органами.

6.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком работы в порядке контроля за соблюдением лицензионных условий в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения не реже одного раза в три года, в негосударственных учреждениях здравоохранения и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не реже одного раза в год.

6.2. Внеплановый контроль осуществляется с привлечением необходимых экспертов:

- при проведении лицензирования и выдачи лицензии на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- в случае поступления информации о проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, не имеющими лицензии на этот вид медицинской деятельности, с направлением соответствующих материалов в территориальные органы управления здравоохранением и территориальные исполнительные органы Фонда, а также в случаях поступления информации о нарушениях лицензионных условий.

7. Информация о состоянии здоровья граждан, полученная в ходе проведения проверок, в соответствии со статьей 61 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5488-1, составляет врачебную тайну (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 33, ст.1318).

8. Вопросы состояния экспертизы временной нетрудоспособности рассматриваются территориальными органами управления здравоохранением совместно с исполнительными органами Фонда не реже одного раза в год.

9. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 в редакции "Изменений и дополнений, которые вносятся в Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 год, N 48, ст.5555).