ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29
сентября 2004 г.
N 2
ОБ
ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Я, Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав
эпидемиологическую обстановку по инфекционной заболеваемости в Российской
Федерации и ход проведения иммунизации в рамках национального календаря
профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям,
установил, что несмотря на проведение ряда организационных и практических
мероприятий по увеличению охвата населения прививками, в работе по иммунопрофилактике
инфекционных болезней продолжают иметь место серьезные недостатки.
Крайне высокими остаются
показатели заболеваемости краснухой. За 7 мес. 2004 г. число заболевших
возросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 88
на 100 тыс. населения, а в республиках Мордовия, Марий Эл, Хакасия,
Красноярском и Приморском краях, Ульяновской области - 360-615 на 100 тыс.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в последние два года закупки вакцины против
краснушной инфекции в централизованном порядке не проводились.
В недостаточном объеме
осуществляются и централизованные закупки вакцин против вирусного гепатита В
для иммунизации новорожденных детей и подростков. В 2004 г. выделено
ассигнований на приобретение лишь 7 млн. доз вакцины при потребности регионов в
12 млн. доз.
В текущем году заболеваемость
коклюшем возросла в 2 раза, корью - на 3%. В Республиках Дагестан, Северная
Осетия, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Амурской области
показатели заболеваемости корью в 8-20 раз выше, чем в целом по стране.
Высокие уровни заболеваемости
дифтерией, в 2-4 раза превышающие общероссийские показатели, сохраняются в
Калужской, Новгородской, Псковской, Свердловской, Челябинской областях, гг.
Москве и Санкт-Петербурге. При этом 70% заболевших составляют лица старше 30
лет, не привитые против этой инфекции. За 7 мес. 2004 г. заболеваемость
дифтерией среди детей возросла на 15,6% за счет Республики Карелия, Пермской,
Самарской, Смоленской, Челябинской и Вологодской областей.
Такое положение является
следствием недостаточного охвата детей вакцинацией и ревакцинацией, низким
объемом иммунизации против кори и эпидемического паротита по эпидемическим
показаниям, несоблюдением условий транспортирования и хранения вакцин, особенно
в республиках Северо-Кавказского региона.
В Ивановской, Ульяновской,
Ярославской областях, Ненецком, Эвенкийском, Чукотском, Ямало-Ненецком
автономных округах не достигнут 95% охват детей вакцинацией против коклюша и
эпидемического паротита. Показатели охвата ревакцинацией ниже 95% против кори
имели место в 19, против эпидемического паротита - в 29, коклюша - в 17,
дифтерии - в 10, полиомиелита - в 7 субъектах Российской Федерации. Особую
тревогу вызывает неудовлетворительное положение дел с иммунизацией населения в Чеченской
Республике.
В ряде лечебно-профилактических
учреждений по-прежнему отмечаются факты необоснованных медицинских отводов и
отказов населения от проведения профилактических прививок, что свидетельствует
как о недостаточной подготовке медицинских работников по вопросам
иммунопрофилактики, так и о низкой эффективности разъяснительной работы среди
населения о необходимости проведения профилактических прививок.
Органы управления
здравоохранением, особенно в республиках Северо-Кавказского региона, не приняли
действенных мер по созданию надлежащих условий транспортирования и хранения
иммунобиологических препаратов.
В текущем году имели место
перебои и приостановки поставок вакцин АКДС и АДС-М в г. Москву, Оренбургскую,
Калининградскую, Пермскую области, вакцины против кори - в г. Москву,
Республики Калмыкия, Саха (Якутия), Московскую, Магаданскую, Свердловскую,
Нижегородскую области, вакцин БЦЖ и БЦЖ-М - в Пермскую область,
Ханты-Мансийский автономный округ. До сих пор не создана эффективная система
снабжения иммунобиологическими препаратами Чеченской Республики.
Низкими темпами и в
недостаточном объеме реализуются региональные и муниципальные программы "Вакцинопрофилактика".
Недостаточно используются средства местных бюджетов, фондов обязательного
медицинского страхования, страховых кампаний и других организаций для закупки
вакцин в целях проведения иммунизации населения в рамках календаря
профилактических прививок по эпидемическим показаниям, даже в регионах с крайне
высоким уровнем заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, вирусным
гепатитом В. В текущем году на закупку противокоревой вакцины для массовой
иммунизации взрослого населения выделены ассигнования лишь в 26-ти субъектах
Российской Федерации.
Центры Госсанэпиднадзора в г.
Москве, Свердловской области и ряде других территорий до настоящего времени
осуществляют расчет потребности, хранение и распределение иммунобиологических
препаратов по лечебно-профилактическим учреждениям, что не предусмотрено
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
Сложившаяся ситуация в
организации и проведении иммунизации населения ставит под угрозу реализацию
"Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010
году", "Национального плана действий на 2003-2005 гг. по поддержанию
свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации
искоренения полиомиелита в Европейском регионе", затрудняет работу по
борьбе с инфекционными заболеваниями в стране.
В целях предупреждения
дальнейшего роста инфекционной заболеваемости населения Российской Федерации и
в соответствии с Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ ст. 51 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998г. N 157-ФЗ ст. 7,
9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Главам администраций
субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе
реализации региональных и муниципальных программ "Вакцинопрофилактика",
внести необходимые коррективы в планы мероприятий, направленных на
совершенствование иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.
1.2. Предусмотреть в
соответствии с конкретной эпидемиологической обстановкой выделение необходимых
ассигнований на закупку вакцин для проведения профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
2. Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию обеспечить своевременную закупку и
поставку вакцин для иммунизации населения в рамках национального календаря
профилактических прививок.
3. Руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным
государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации:
3.1. Провести анализ
эпидемиологической обстановки по инфекционным заболеваниям, управляемым
средствами специфической профилактики, обеспечения лечебно-профилактических
учреждений иммунобиологическими препаратами, разработать и организовать
проведение дополнительных мероприятий, направленных на улучшение работы по
иммунопрофилактике населения.
3.2. Внести в органы
исполнительной власти предложения о выделении ассигнований на проведение
прививок по эпидемическим показаниям в соответствии со сложившейся
эпидемиологической обстановкой.
3.3. Активизировать работу по
проведению массовой иммунизации против кори взрослого населения.
4. Руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Принять действенные меры
по обеспечению максимального охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки,
предусмотренные национальным календарем профилактических прививок.
4.2. Осуществлять необходимые
мероприятия по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин в
лечебно-профилактических учреждениях.
4.3. Организовать
систематическое повышение квалификации врачей педиатров по вопросам
иммунопрофилактики инфекционных болезней.
4.4. Усилить работу с
населением, направленную на снижение отказов от проведения иммунопрофилактики.
5. Главным государственным
санитарным врачам субъектов Российской Федерации:
5.1. Осуществлять действенный
надзор за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней.
5.2. Обеспечить эффективный контроль
за соблюдением учреждениями здравоохранения условий транспортирования и
хранения иммунобиологических препаратов.
5.3. Активизировать работу со
средствами массовой информации по информированию населения об эпидемиологической
ситуации по инфекционным заболеваниям и необходимости иммунопрофилактики.
Г.Г.ОНИЩЕНКО