ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
24
сентября 2004 г.
N
0100/1565-04-32
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
1 октября
2004 г.
N ВЧ-3563
ПИСЬМО
О
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА
(КОНТРОЛЯ)
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД
В последние годы значительно
возросли производство и оборот биологически активных добавок к пище (БАД) как
отечественного, так и ввозимых из-за рубежа БАД импортного производства. По
данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, на 1 января 2004 года зарегистрировано 4609 биологически
активных добавок к пище (2001 г. - 1212, 2002 г. - 1566, 2003 г. - 1831).
Вместе с этим увеличилось число
обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу БАД относительно их свойств,
приводящую к обману населения, необоснованное назначение врачами БАД вместо
лекарственных средств, нарушений правил продажи БАД (доставка на дом с курьером
и т.д.).
Основными нарушениями при
производстве и обороте БАД являются:
- реализация БАД, в том числе в
аптечной сети, без сопроводительных документов - регистрационных удостоверений
(или санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о качестве и
безопасности (на каждую партию продукции);
- несоответствие информации на
этикетке, согласованной при регистрации, требованиям действующего
законодательства;
- несоответствие продукции по
содержанию основных биологически активных веществ, декларированных
производителем в технической документации, на этикетках;
- различные нарушения при
рекламе БАД.
Одна из основных проблем в
области оборота БАД по-прежнему связана с вопросами рекламы и реализации с
помощью прямых продаж (сетевые компании, телемагазины и т.п.).
В соответствии с СанПиН
2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и
оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД
может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные
магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже
диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции,
киоски). Таким образом, иные продажи (дистанционные, сетевые и др.) не
предусмотрены действующим законодательством в области оборота БАД. Кроме того,
в "Правила продажи отдельных видов товаров" (постановление
Правительства от 19 января 1998 г. N 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в
соответствии с которыми разносная торговля БАД, как пищевыми продуктами,
является недопустимой.
В соответствии с действующим
законодательством производитель БАД для средств массовой информации может
представлять сведения только о той продукции, которая прошла государственную
регистрацию (санитарно-эпидемиологическую экспертизу), а информация о составе,
свойствах, действии на здоровье человека и условиях применения должна соответствовать
согласованной при регистрации.
В настоящее время широко
распространена реклама, в том числе через средства массовой информации, которая
содержит неподтвержденные данные о составе и свойствах продукта, рекомендациях
по применению (включая перечень заболеваний), отсутствии противопоказаний.
Подобная реклама связана с дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама
БАД по радио с последующей доставкой покупателю), продажа БАД через
дистрибьюторов (сетевой маркетинг), что является нарушением действующих
нормативных документов.
Нарушение требований
относительно рекламы БАД и условий реализации приводит к многочисленным жалобам
потребителей, а также к распространению продуктов, не прошедших
санитарно-эпидемиологическую экспертизу, фальсифицированных БАД, а также
реализацию продуктов по поддельным документам.
В настоящее время участились
случаи незаконного распространения БАД, содержащих в своем составе
наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, которые
реализуются под видом спортивного питания и средств для коррекции веса, при
этом потребители, как правило, не информируются о наличии в указанных добавках
к пище наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Аннотация к данной продукции не прилагается, упаковка не имеет пояснительных
надписей на русском языке.
Принимая во внимание
сложившуюся ситуацию, связанную с многочисленными нарушениями законодательства
в сфере оборота БАД, в целях стабилизации положения и осуществления контроля за
их производством и реализацией, предлагаем:
- осуществлять обмен
информацией об установленных фактах распространения фальсифицированных БАД,
содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и
сильнодействующие вещества;
- проводить совместные
совещания для выработки соответствующих решений, направленных на недопущение на
потребительский рынок БАД, не соответствующих нормативным требованиям и
содержащих контролируемые в Российской Федерации средства и вещества;
- центрам госсанэпиднадзора
проводить исследования БАД и оказывать практическую помощь территориальным
органам ФСКН России по определению основных биологически активных веществ,
декларированных фирмой-производителем, с целью выявления некачественных,
фальсифицированных и содержащих в своем составе наркотические средства,
психотропные и сильнодействующие вещества БАД на основе "Руководства по
методам контроля качества и безопасности биологически активных добавок к
пище";
- по выявленным фактам
нарушений при производстве и распространении БАД готовить для средств массовой
информации совместные материалы по информированию населения о выявленных
некачественных, фальсифицированных, а также содержащих в своем составе
наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества биологически
активных добавках, нарушениях законодательства о рекламе и незаконных способах
распространения БАД.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав
потребителей и
благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Директор
Федеральной службы
по контролю за
оборотом наркотиков
В.В.ЧЕРКЕСОВ