МФСС WEBAPTEKA.RU
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
МЕДИЦИНСКИХ НАУК
ПРИКАЗ
от 27 августа 2001 г. N 344/76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
С целью координации и оптимизации работ
по созданию и использованию телемедицинских технологий в
системе охраны здоровья населения
Российской Федерации и
управления здравоохранением,
совершенствования обучения и
повышения квалификации медицинских работников и внедрения научных
достижений в практику здравоохранения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Концепцию развития
телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение
N 1).
2. Утвердить план мероприятий
по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 2).
3. Руководителям структурных подразделений Минздрава России и
отделений РАМН принять план мероприятий
по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в
Российской Федерации к исполнению.
4. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя
Министра здравоохранения Российской
Федерации А.И.Вялкова и Вице - президента РАМН В.И.Кулакова.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Президент Российской академии
медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации и
РАМН
от 27.08.2001 г. N 344/76
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Данная Концепция разработана
Координационным советом Минздрава России
по телемедицине, созданным
в соответствии с приказом
Минздрава России от 20.12.2000 г. N 444.
1. Введение
Прогресс в информационных
и телекоммуникационных технологиях создал базу для принципиально
нового направления в организации и оказании
медицинской помощи населению
- телемедицины (ТМ). Одновременно, стратегически
важной задачей в
условиях реформирования здравоохранения
стала организация взаимодействия лечебно - профилактических
учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями здравоохранения
путем дистанционного оказания высококвалифицированной помощи
населению, используя современные
информационно - телекоммуникационные технологии и интеллектуальный потенциал лучших
клиник в условиях сокращения коечного фонда при одновременном ускорении лечебно -
диагностического процесса.
В настоящее время не все
больные, нуждающиеся для
решения вопросов
диагностики и лечения в
высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в
соответствующие медицинские центры федерального или
межрегионального уровней. Это
определяется многими
факторами, среди которых
не последнюю роль
играет географическая протяженность нашей страны. В то
же время, не всегда существует
необходимость очной консультации и
лечения в таких центрах.
Иногда достаточно полноценного обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом
с коллегами из специализированного учреждения
или с врачами областной больницы,
что позволяет заменить потребность в
направлении консультанта в районный
центр с использованием санитарной авиации. И в этом неоценимую помощь может
оказать использование ресурсосберегающих телемедицинских
технологий (ТМТ).
Телемедицинские технологии -
это лечебно - диагностические консультации, управленческие, образовательные,
научные и
просветительские мероприятия в
области здравоохранения,
реализуемые с применением телекоммуникационных
технологий ("медицина на расстоянии").
Телемедицина, будучи с
формальной точки зрения
прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на
качественно иной технологической основе и
предполагает возможность диалога
между специалистами, включая анализ статической (рентгенограммы,
ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео-
и аудио - фрагменты) информации о больном. Возможность совместного обсуждения
всего комплекса медицинских данных предоставляет система видеоконференц - связи (ВКС),
обеспечивающая аудио/видео обмен в реальном времени.
Основные направления применения
ТМ технологий:
1. Телемедицинская
консультация / теленаставничество (связь организуется по схеме "точка - точка", что
обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом /
методическую помощь специалиста
или преподавателя врачу или студенту).
2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных
показателей (связь организуется
по схеме "много точек - точка",
когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).
3. Телемедицинская лекция
/ семинар (связь организуется по схеме "точка -
много точек", при которой лектор
(преподаватель) может обращаться
ко всем участникам одновременно, а
они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться
друг с другом).
4. Телемедицинское совещание
/консилиум/ симпозиум (связь организуется по схеме "многоточки" (сети), в результате чего все участники могут
общаться друг с другом).
Эти направления
обеспечивают, соответственно,
реализацию: (1) консультаций в ходе
лечебно - диагностического процесса / эвакуационных
мероприятий или обучения,
(2) контроля жизненно
важных функций организма,
(3) образовательных (в
том числе популярных) лекций и семинаров,
дистанционного тестирования/ экзаменов, (4)
обмена мнениями (отчета)
при дистанционном проведении
коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
В зависимости от участников и
используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских
консультаций:
1. Врачебная телемедицинская консультация
(специалист консультирует врача с больным / врача без больного).
2. Телемедицинское функциональное / лабораторное обследование
(передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).
3. Советы спасателям (врач - специалист
консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
4. Советы населению
(предоставление жителям возможности советоваться с врачом).
Развитие телемедицинских технологий
основано на передовых информационных и телекоммуникационных
технологиях.
Телемедицинские технологии должны
функционировать в рамках действующего законодательства Российской
Федерации и нормативных правовых
актов в области охраны здоровья населения, медицинского образования, информатики и связи.
Функционирование ТМ систем
осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе, законодательства об охране
здоровья, об информации, информатизации и
защите информации, о
связи) при обязательном наличии у
телемедицинского центра (ТМЦ) сертификата
(лицензии) Минздрава России.
Телемедицина несомненно может
оказать значительное воздействие на
систему лечебно -
профилактической помощи населению,
на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее
функционирования в чрезвычайных ситуациях,
на развитие науки, на
внедрение новых медицинских технологий, на подготовку
и усовершенствование кадров.
2. Цель Концепции
развития телемедицинских технологий
в Российской Федерации (далее Концепция)
1. Концепция определяет
позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской
академии медицинских наук в вопросах использования и развития телемедицинских технологий.
2. Концепция определяет принципы
функционирования телемедицинских центров на территории Российской
Федерации.
3. Концепция обеспечивает методологическую
поддержку в реализации
телемедицинских технологий.
4. Концепция определяет
основные направления использования телемедицинских технологий.
5. Концепция определяет нормативно - правовые
аспекты применения телемедицинских технологий.
6. Концепция определяет
роль головных научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования в реализации
телемедицинских технологий.
7. Концепция определяет
взаимодействие участников
телемедицинского сообщества в вопросах реализации телемедицинских
технологий.
3. Развитие телемедицинских
технологий на разных уровнях
Телемедицинские технологии
должны занять свое место в системе
оказания медицинской помощи
населению на глобальном и локальном уровнях. Создание ТМ сети
здравоохранения на уровне
Минздрава России,
федеральных округов и
субъектов Российской Федерации должно стать основой
существенного повышения эффективности управления
отраслью.
Телекоммуникационное
обеспечение управленческой
деятельности аппарата Минздрава
России, ФОМС, окружных координационных советов по здравоохранению и органов управления здравоохранением в субъектах Российской
Федерации резко повысит управляемость всем комплексом в критических ситуациях.
Как технология двойного
назначения, ТМ предполагает активное информационное
взаимодействие медицинских и спасательных
служб различной ведомственной подчиненности.
Опыт локальных конфликтов
показал, что успех медицинского обеспечения
в чрезвычайных ситуациях во
многом заключается в тесной интеграции
военного и гражданского
здравоохранения.
Организационной структурой
телемедицины является иерархия ТМЦ, функционирующих самостоятельно или в
составе ЛПУ, НИИ, ВУЗов и органов управления здравоохранением
всех уровней.
3.1. Головные организации по направлениям
телеконсультативной помощи и дистанционного обучения
В области телемедицины роль головных организаций по направлениям сводится к следующим основным функциям:
- консультативная помощь по
конкретным разделам медицины;
- оперативная организация
консультативной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- организационно -
методическое обеспечение вопросов непрерывного дистанционного повышения квалификации врачей и обучения
студентов.
По мере развития телекоммуникационных сетей в разных
регионах страны все более актуальной проблемой
становится и интеграция возникающей сотовой структуры, что обеспечит полноценную систему телеконсилиумов и
расширенных заседаний органов
управления здравоохранением.
3.2. Федеральный уровень
На уровне Российской Федерации телемедицинский центр Министерства здравоохранения России
должен обеспечивать:
- связь с
окружными
координационными советами по здравоохранению, органами управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации и органами
государственного санитарно - эпидемиологического надзора
в субъектах Российской Федерации, с ФОМС,
с ведущими научными
и образовательными
медицинскими
учреждениями для
дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;
- информационную поддержку ситуационного
управления здравоохранением на основе текущего контроля основных
медико-демографических
показателей состояния здоровья
и эпидемиолого-экологических данных;
- оперативное управление организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- информационное
взаимодействие Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФОМС,
медицинских служб других министерств и ведомств.
3.3. Уровень Федеральных
округов
На региональном уровне
(Федерального округа) телемедицинский центр должен обеспечивать представителю Минздрава России и окружному координационному совету по
здравоохранению:
- связь с
Минздравом России и
органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями
для дистанционного обсуждения проблем
здравоохранения
Федерального округа и
управления в повседневной
деятельности;
- оперативное управление
организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- информационно -
коммуникационную поддержку в части анализа состояния санитарно -
эпидемиологического
благополучия населения и принятия управленческих решений.
3.4. Уровень субъектов
Российской Федерации
На уровне субъекта Российской Федерации
телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления здравоохранением, органам государственного
санитарно - эпидемиологического надзора
в субъектах Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:
- связь с Минздравом России, ФОМС,
окружным координационным советом по
здравоохранению,
органами управления
здравоохранением и органами
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора городского и районного уровней, ведущими
научными и образовательными медицинскими
учреждениями для дистанционного обсуждения проблем
территориального здравоохранения и управления в повседневной деятельности;
- головные функции
в отношении внутритерриториальной телемедицинской сети;
- оперативное управление
медицинской помощью в
чрезвычайных ситуациях;
- текущий контроль эпидемиологической ситуации, младенческой смертности и других показателей
состояния здоровья детского и взрослого
населения, необходимых для оперативного
анализа ситуации и принятия управленческих решений;
- информационное взаимодействие
с ТФОМС.
3.5. Районный уровень
Телемедицинские системы на
районном уровне в
субъектах Российской Федерации
должны предусматривать возможность получения телеконсультаций и
дистанционного повышения квалификации врачей центральных
районных и участковых больниц.
Внутритерриториальные телемедицинские сети должны строиться с
учетом географических
особенностей, часто совершенно не
сравнимых (к примеру,
Воронежская область и
Красноярский край), и
особенностей инфраструктуры связи различных субъектов Российской
Федерации и даже отдельных
районов.
4. Консультативная помощь
Концепция развития телемедицины для обеспечения дистанционной
консультативной помощи экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою
жизнеспособность в высокоразвитых странах.
Телеконсультации особенно важны
в отношении социально значимых и трудно
дифференцируемых
заболеваний, диагностика, лечение
и прогноз которых представляют
значительные трудности и
зачастую сопровождаются ошибками.
Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает
доступ к специализированной помощи больным
территориально удаленных
ЛПУ. Ряд научных
учреждений и регионов
начали самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию
телемедицинских услуг. ТМЦ на
федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно - сосудистой хирургии
им. А.Н. Бакулева РАМН, Московском
НИИ педиатрии и
детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, Российской
военно-медицинской академии, Всероссийском научном центре хирургии РАМН, Центральной
клинической бассейновой больнице Государственного
медицинского центра Минздрава России и других. Внутритерриториальные ТМ
системы созданы в
Архангельской, Воронежской,
Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском
крае. В рамках телемедицинской системы
ВКС "Москва - регионы России" с федеральными институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках
Мордовия, Якутия (Саха) и Бурятия, в
Нижегородской, Смоленской,
Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае и других. Существуют ТМ
сети, объединяющие ряд бассейновых
больниц, стационары системы МПС России. Расширение сети телемедицинских центров обеспечит
возможность проведения
телеконсультаций по широкому спектру патологии.
Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения
консультативной помощи в настоящее время являются:
- консультации сложных
больных на различных этапах
оказания помощи;
- экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
- консультации в
процессе оказания помощи
пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях;
- догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода
лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
Обеспечение телеконсультативной
помощи при решении вопросов
диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в
режимах on-line и off-line,
т.е. непосредственно в
момент обращения или в виде
отсроченной консультации в согласованное время, а также
в форме обмена данными
и мнениями по
электронной почте. Необходимым условием является
обеспечение консультанта полноценной
исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для
принятия решения (выдачи
заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов.
Данный подход, при работе в
режиме видеоконференции, предполагает возможность прямых
консультаций в процессе оперативного
вмешательства / обследования и
даже дистанционное проведение
операции (телехирургия) при определенном уровне технического
оснащения.
Действующие ТМЦ отличаются методическими подходами, уровнем
технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании
с речевым контактом врачей
в процессе их анализа,
должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую
возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.
При чрезвычайных
ситуациях, наряду с использованием
ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться применение
мобильных систем для экстренной телеконсультативной
поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф
"Защита" Минздрава России:
1) по поводу уточнения диагноза
и / или тактики ведения на различных
этапах;
2) в отношении целесообразности
транспортировки пострадавших в
специализированное
учреждение;
3) при оказании помощи (в
том числе в процессе оперативного вмешательства).
Одной из важных задач
экстремальной телемедицины
является консультация
спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по
первичной медицинской помощи пострадавшим.
При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в
мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций окружными
и полевыми госпиталями МВД России,
Минобороны России с центральными госпиталями этих ведомств и
со специализированными
учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.
5. "ИНТЕРНЕТ -
медицина"
"ИНТЕРНЕТ - медицина"
в настоящее время включает:
- информационную поддержку
клинической медицины в вопросах консультирования больных;
- справочную службу в области
охраны здоровья;
- медико - статистическую
информацию;
- обеспечение доступа к базам
данных библиотек;
- информацию административного
характера;
- информацию в области
телемедицины;
- планы проведения
конференций, выставок и
информационные сообщения по их завершении.
Web - серверы
клинических институтов и
ЛПУ могут использоваться для
размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики
и лечения случаях
в целях получения рекомендаций от профильных
специалистов. Наиболее активно работа в этом
направлении ведется в
Уральском НИИ
травматологии и ортопедии.
Информационные базы данных по
направлениям медицины - о новых
методах диагностики и лечения, по вопросам организации лечебно - профилактической помощи
(включая сведения о
предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно
помещать на Web - серверах профильных институтов, где могут быть
размещены и так
называемые
"зеркальные"
серверы Международных и
европейских медицинских организаций (на языке оригинала и / или в
переводе на русский язык).
Справочно - консультативные системы
обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя его о предоставляемых
услугах (включая высокие
технологии) и обеспечивая
осознанный выбор учреждения для последующего лечения.
Организация справочно -
информационных Web - сайтов различного уровня
(окружных координационных советов
по здравоохранению, органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и др.)
должна быть скоординирована с системой аналогичной Федеральной службы,
где обеспечивается функционирование совместного Интернет - портала Минздрава России и РАМН.
Библиотечные Web -
серверы должны обеспечивать доступ к каталогам библиотек
и содержать библиографическую информацию, реферативные подборки, методические материалы,
учебные пособия.
При возможности должен обеспечиваться дистанционный доступ к первоисточникам (журналам, трудам
конференций и т.п.).
Web - серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно - методическую литературу и
тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей к сертификации.
Интернет - медицина
в перспективе должна
получить новый импульс в своем
развитии как компонент Интернета нового поколения, объединяющего, с
помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи, суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.
6. Обучение и повышение
квалификации
Дистанционное образование включает:
- обучение студентов;
- повышение квалификации и
переподготовку врачей / медицинских сестер;
- теленаставничество (за
рубежом - телементорство), т.е. непосредственная помощь учителя своему ученику (например, бывшему ординатору,
аспиранту и т.п.)
или преподавателя студенту (слушателю);
- работа с заочными аспирантами
и докторантами;
- научно -
практические семинары для
оперативного обмена информацией
о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только
специализированным учреждениям
здравоохранения;
- тренинг пользователей при
освоении новых медицинских методов и информационных технологий.
7. Организационно -
методические вопросы
Сравнительно высокая стоимость
создания телемедицинской сети России
предполагает на начальных
этапах организацию ТМЦ в ЛПУ
административных центров субъектов
Российской Федерации. На
их базе должна быть
обеспечена доступность контакта
с любым специализированным
учреждением здравоохранения федерального или межрегионального
уровня. Общую координацию создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и
РАМН (а также медицинские управления
соответствующих министерств и
ведомств), непосредственное
руководство организацией ТМЦ
обеспечивают окружные советы
здравоохранения и органы
управления
здравоохранением субъектов Российской
Федерации в контакте
с ТФОМС.
Телемедицинские центры в
первую очередь целесообразно создавать на
базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских
учреждений высшего профессионального
образования, что позволит
одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве
временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров
связи или других организаций.
Актуально объединение научных
институтов и образовательных медицинских учреждений
высшего профессионального образования в крупных медицинских центрах
(Москва, С - Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером
может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г.Москве в
единую корпоративную сеть.
Такой подход создает
новые возможности для
проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной организации
здравоохранения о создании
единой сети научных медицинских
ресурсов на базе Интернета.
Построение телемедицинских
сетей городского и территориального уровней,
отдельных служб должно
предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых
учреждений и территорий) без коренной
модернизации.
8. Технологические решения
Телемедицинская сеть
России строится как
децентрализованная система на
основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем.
Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и
структуры сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем
более важно, что используются системы разных фирм и
разнообразные каналы связи, что
выдвигает задачу анализа
совместимости ТМ оборудования и интеграции различных
коммуникационных систем. Однотипные
решения необходимы при построении городских / территориальных / региональных медицинских сетей и их связи с
межрегиональными и федеральными научными и
образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети
должны соответствовать рекомендациям по стандартизации
Р50.1.022-2000
"Информационные
технологии. Государственный
профиль взаимосвязи открытых
систем России" (утверждены Постановлением Госстандарта РФ
N 15-СТ от 26.01.2000).
Важным аспектом является
защита информации в
сетях, определение оборудования и программного обеспечения для
реализации этой задачи в
полном объеме. Должны
предусматриваться также
совместимые системы оцифровки,
анализа и передачи медицинских изображений независимо
от используемого медицинского оборудования.
При организации ВКС
предпочтение должно отдаваться
цифровым каналам и корпоративным сетям,
обеспечивающим в настоящее время гарантированную полосу
пропускания. Перспективным направлением является техническая
возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных,
поступающих по междугородним цифровым ISDN линиям, в
корпоративные IP-сети, что открывает более
широкие возможности для
участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ
коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую
своевременную коррекцию технических решений.
9. Правовые аспекты
Нормативно - правовые
аспекты телемедицинских технологий предполагают решение
вопросов ответственности медицинского и технического
персонала за организацию, проведение и
конфиденциальность телеконсультаций и
дистанционного обучения, включая:
- показания к
проведению телемедицинских консультаций и "телемедицинской помощи" (советы) населению;
- добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица)
на проведение
телеконсультации с учетом
ограничений, существующих при использовании телемедицинских
технологий;
- ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему
всего комплекса необходимой информации о
состоянии больного и
правильной трактовке (выполнении)
лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;
- аутентичность обсуждаемых
медицинских документов (процедура
подтверждения одинакового качества передаваемых / получаемых материалов);
- авторизацию материалов,
получаемых при использовании ТМТ;
- конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов;
- протоколизацию (документирование) телемедицинской консультации
(сеанса) и последующее
архивирование данных телеконсультации;
- аутентификацию консультанта и
его подписи;
- техническое обеспечение своевременного
проведения телемедицинского сеанса;
- ответственность за
достоверность информации, публикуемой
на Web - серверах;
- обеспечение авторских и имущественных прав на материалы,
используемые в процессе телеконсультации (лекции);
- предоставление платных
телемедицинских услуг.
10. Сотрудничество с
российскими, зарубежными и международными организациями
В целях координации совместных усилий в
становлении телемедицинских
технологий в России и развития сотрудничества в этой
области, Координационный совет Министерства здравоохранения
Российской Федерации по телемедицине в
системе здравоохранения
Российской Федерации устанавливает и поддерживает контакты
и сотрудничество с международными и национальными организациями, союзами, ассоциациями,
фондами, выставочными центрами.
Координационный совет рассматривает вопросы участия в программе ЮНЕСКО "Открытый мир", в мероприятиях ВОЗ, Европейской комиссии (13 - й директорат - Информационные
технологии) и других организаций в области телемедицины.
Контакты с зарубежными
партнерами, при условии
соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и передачи
информации, являются необходимым условием эффективного
сотрудничества в оказании
медицинской помощи при
спасении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
11. Пути реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской
Федерации
Реализация Концепции развития
телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных
правовых и методических документов,
а также организационные мероприятия, обеспечивающие
единые принципы и
технологические решения
функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.
В соответствии с
этим, должны быть
подготовлены следующие документы:
- Принципы построения и
использования телемедицинской сети.
- Этапы развития телемедицины в
Российской Федерации.
- Требования к сертификации телемедицинских центров в
системе здравоохранения Российской Федерации.
- Разработка профилей ТМ технологий ("Стандартизация протоколов обмена и
структур сообщений при
обмене медицинскими данными",
"Стандартизация передачи медицинских изображений и мультимедийных
данных") с использованием опыта
международных и европейских
организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.
- Определение статуса
телемедицины как высокой
технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.
- Правовые аспекты
применения телемедицинских технологий в системе оказания медицинской
помощи населению.
- Этические аспекты
применения телемедицинских
технологий в консультировании и лечении больных.
- Положение об
организации
дистанционного повышения
квалификации врачей / обучения с использованием
телемедицинских технологий.
Классификатор (перечень)
телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их
стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.
12. Заключение
Важнейшей задачей
здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на
медицинское обслуживание, независимо от его социального
положения и места жительства. Для реализации этого права в
России необходимо проведение
целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если
вопросы обеспечения лечебно
- профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения
новейшим оборудованием и
другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую
районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только
при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения.
Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным
распределением населения и концентрацией ведущих специалистов - медиков в
крупных городах.
Телемедицина предоставит новые
возможности для реорганизации и интенсификации
системы управления здравоохранением на всех уровнях.
Дистанционное повышение квалификации и обучение позволит ускорить внедрение новых
медицинских технологий и даст возможность привлечь высококвалифицированных
научных работников к преподавательской деятельности без
отрыва от основной работы.
Финансирование телемедицинских
проектов должно осуществляться из средств
федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и др.
Приложение N
2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации и
РАМН
от 27.08.2001 г. N
344/76
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
------------------------------------------------------------------
| N | Содержание мероприятий
| Наименование |Срок
|Исполни- |
|п/п| | документа |испол-|тели |
| | | |нения |
|
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 1 |Разработать требования
к|Временное |2001 |Минздрав |
| |проведению
|положение по | |России |
| |дистанционного повышения|организации | | |
| |квалификации врачей
|дистанционного | | |
| |
|повышения | | |
| |
|квалификации | | |
| |
|врачей | | |
| |
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 2 |Обобщить и |Приказ по
|2002 |Минздрав |
| |проанализировать
|утверждению этапов|
|России, |
| |принципы построения и
|развития | |РАМН |
| |использования
|телемедицины в | | |
| |телемедицинской сети
|России | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 3 |Проанализировать |Инструктивные |2002
|Минздрав |
| |варианты
|материалы |
|России, |
| |коммуникационной
| | |РАМН, |
| |поддержки телемедицины в| |
|ФОМС |
| |России
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 4 |Разработать
перечень |Приказ Минздрава |2002- |ФОМС, |
| |телемедицинских услуг,
|России и ФОМС |2003 |Минздрав |
| |методику расчета тарифов| |
|России, |
| |и механизмы
оплаты | | |РАМН |
| |телемедицинских услуг
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 5 |Разработать
программу |Программа |2002- |Минздрав |
| |организации
|организации |2003 |России
|
| |телемедицинской помощи
|телемедицинской | | |
| |при чрезвычайных
|помощи при | | |
| |ситуациях |чрезвычайных |
| |
| |
|ситуациях | | |
| |
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 6 |Провести совещание |Указание Минздрава|2002 |Минздрав |
| |руководителей
|России | |России, |
| |телемедицинских центров | |
|РАМН, |
| |
| |
|ФОМС |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 7 |Провести научно - |Указание Минздрава|2004 |Минздрав |
| |практическую конференцию|России | |России, |
| |по проблемам |
| |РАМН, |
| |телемедицины в России
| | |ФОМС |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 8 |Подготовить предложения
|Приказ Минздрава |2002 |Минздрав |
| |по включению в программы|РФ |
|России, |
| |обучения студентов
|Учебные Программы |
|РАМН |
| |образовательных
| | | |
| |медицинских учреждений
| |
| |
| |вопросов (разделов) по
| | | |
| |использованию
| | | |
| |телемедицинских
| | | |
| |технологий.
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
| 9 |Подготовить предложения
|Программа |2003 |Минздрав |
| |в Правительство РФ по
|государственных | |России, |
| |включению
|гарантий | |ФОМС |
| |телемедицинских услуг в |обеспечения | | |
| |Программу
|населения | | |
| |государственных гарантий|бесплатной | | |
| |обеспечения населения
|медицинской | | |
| |бесплатной медицинской
|помощью | | |
| |помощью.
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
|10 |Внести дополнения в |Программа развития|2002 |Минздрав |
| |Программу развития
|стандартизации в | |России, |
| |стандартизации в
|здравоохранении | |ФОМС |
| |здравоохранении в части | |
| |
| |включения в перечень
| | | |
| |разрабатываемых
| | | |
| |нормативных документов
| | | |
| |по стандартизации
| | | |
| |телемедицинских
| | | |
| |технологий.
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
|11 |Разработать типовые |Нормативные |2002- |Минздрав |
| |профили телемедицинских |документы по |2005 |России, |
| |технологий.
|стандартизации | |ФОМС |
| |
|(типовые профили | | |
| |
|телемедицинских | | |
| |
|технологий) | | |
| |
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
|12 |Разработать
перечень |Перечень |2002- |Минздрав |
| |нормативных правовых
|нормативных |2004 |России,
|
| |документов, необходимых |правовых | |РАМН, |
| |для развития
|документов | |ФОМС |
| |телемедицины.
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
|13 |Организовать регулярную
|Структура сайта |2001 |Минздрав |
| |публикацию материалов
| | |России |
| |Координационного совета | |
| |
| |по телемедицине на сайте|
| | |
| |Минздрава России
| | | |
| |(www.minzdrav-rf.ru)
| | | |
|---+------------------------+------------------+------+---------|
|14 |Провести выставку - |Указание Минздрава|2003 |Минздрав |
| |семинар по телемедицине |России | |России, |
| |
| | |РАМН, |
| |
| | |ФОМС, |
| |
| | |Всерос- |
| |
| | |сийский |
| |
| | |Выставоч-|
| |
| | |ный |
| |
| | |Центр |
------------------------------------------------------------------