Минздрав РФ: Приказ от 27.08.2001 N 344
Утвержден 27.08.2001
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Скачать (20,5 Кб)

МФСС WEBAPTEKA.RU

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕДИЦИНСКИХ НАУК

 

ПРИКАЗ

от 27 августа 2001 г.        N 344/76

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

С целью   координации   и  оптимизации  работ  по  созданию  и использованию телемедицинских технологий в системе охраны здоровья населения  Российской  Федерации  и  управления  здравоохранением, совершенствования  обучения  и  повышения квалификации медицинских работников   и   внедрения   научных   достижений    в    практику здравоохранения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Концепцию развития телемедицинских  технологий  в Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских   технологий   в  Российской Федерации (приложение N 2).

3. Руководителям  структурных подразделений Минздрава России и отделений РАМН принять план мероприятий  по  реализации  Концепции развития  телемедицинских  технологий  в  Российской  Федерации  к исполнению.

4. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской  Федерации А.И.Вялкова и Вице - президента РАМН В.И.Кулакова.

 

Министр здравоохранения

Российской Федерации                                                          Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

Президент Российской академии

медицинских наук                                                               В.И.ПОКРОВСКИЙ

 

 

 

                                Приложение N 1

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                приказом Министерства здравоохранения

                                          Российской Федерации и РАМН

                                            от 27.08.2001 г. N 344/76

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Данная Концепция разработана Координационным советом Минздрава России  по  телемедицине,  созданным  в  соответствии  с  приказом Минздрава России от 20.12.2000 г. N 444.

 

1. Введение

 

Прогресс в информационных и  телекоммуникационных  технологиях создал  базу  для принципиально нового направления в организации и оказании  медицинской  помощи  населению  -   телемедицины   (ТМ). Одновременно,    стратегически    важной    задачей   в   условиях реформирования здравоохранения  стала  организация  взаимодействия лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями   здравоохранения   путем   дистанционного   оказания высококвалифицированной  помощи  населению,  используя современные информационно - телекоммуникационные технологии и интеллектуальный потенциал  лучших  клиник в условиях сокращения коечного фонда при   одновременном ускорении лечебно - диагностического процесса.

В настоящее время не  все  больные,  нуждающиеся  для  решения вопросов  диагностики  и лечения в высококвалифицированной помощи, своевременно направляются  в  соответствующие  медицинские  центры федерального   или   межрегионального  уровней.  Это  определяется многими  факторами,  среди  которых  не  последнюю   роль   играет   географическая  протяженность  нашей  страны.  В  то же время,  не всегда существует необходимость очной  консультации  и  лечения  в таких   центрах.   Иногда   достаточно   полноценного   обсуждения клинических проявлений  болезни  лечащим  врачом  с  коллегами  из специализированного  учреждения  или с врачами областной больницы,   что позволяет заменить потребность в  направлении  консультанта  в районный  центр  с  использованием  санитарной  авиации.  И в этом неоценимую помощь может оказать  использование  ресурсосберегающих телемедицинских технологий (ТМТ).

 

Телемедицинские технологии  -  это  лечебно  - диагностические консультации,   управленческие,   образовательные,    научные    и просветительские    мероприятия    в    области   здравоохранения, реализуемые   с   применением   телекоммуникационных    технологий ("медицина на расстоянии").

Телемедицина, будучи  с   формальной   точки   зрения   прямым продолжением   существовавшей   ранее  дистанционной  диагностики, развивается  на  качественно   иной   технологической   основе   и предполагает  возможность  диалога  между  специалистами,  включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео-  и  аудио  - фрагменты) информации о больном.  Возможность совместного  обсуждения   всего   комплекса   медицинских   данных предоставляет система видеоконференц - связи (ВКС), обеспечивающая аудио/видео обмен в реальном времени.

 

Основные направления применения ТМ технологий:

1. Телемедицинская консультация  /  теленаставничество  (связь организуется по схеме "точка - точка", что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом  с  консультантом  /  методическую  помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).

2. Телемониторинг  (телеметрия)   функциональных   показателей (связь  организуется по схеме "много точек - точка",  когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).

3. Телемедицинская  лекция  /  семинар  (связь организуется по схеме "точка - много точек",  при которой  лектор  (преподаватель) может  обращаться ко всем участникам одновременно,  а они,  в свою очередь,  могут обращаться к лектору,  при отсутствии  возможности   общаться друг с другом).

4. Телемедицинское  совещание  /консилиум/  симпозиум   (связь организуется  по схеме "многоточки" (сети),  в результате чего все участники могут общаться друг с другом).

Эти направления обеспечивают,  соответственно, реализацию: (1) консультаций  в  ходе  лечебно  -  диагностического   процесса / эвакуационных  мероприятий  или  обучения,  (2)  контроля жизненно важных  функций  организма,  (3)  образовательных  (в  том   числе   популярных)   лекций  и  семинаров,  дистанционного  тестирования/ экзаменов,  (4)  обмена  мнениями   (отчета)   при   дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.

В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:

1. Врачебная    телемедицинская    консультация    (специалист консультирует врача с больным / врача без больного).

2. Телемедицинское  функциональное / лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).

3. Советы   спасателям   (врач   -   специалист  консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).

4. Советы   населению   (предоставление   жителям  возможности советоваться с врачом).

Развитие телемедицинских   технологий  основано  на  передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.

 

Телемедицинские технологии  должны  функционировать  в  рамках действующего законодательства Российской Федерации  и  нормативных правовых  актов в области охраны здоровья населения,  медицинского образования, информатики и связи.

Функционирование ТМ    систем    осуществляется    в    рамках действующего  законодательства  Российской Федерации (в том числе, законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и   защите   информации,  о  связи)  при  обязательном  наличии  у телемедицинского центра  (ТМЦ)  сертификата  (лицензии)  Минздрава России.

 

Телемедицина несомненно может оказать значительное воздействие на  систему  лечебно  -  профилактической  помощи  населению,   на управление  системой  здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях,  на развитие науки,  на внедрение   новых   медицинских   технологий,   на   подготовку  и    усовершенствование кадров.

 

2. Цель   Концепции   развития  телемедицинских  технологий  в Российской Федерации (далее Концепция)

 

1. Концепция  определяет  позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук в   вопросах   использования   и  развития  телемедицинских технологий.

2. Концепция     определяет     принципы      функционирования телемедицинских центров на территории Российской Федерации.

3. Концепция   обеспечивает   методологическую   поддержку   в реализации телемедицинских технологий.

4. Концепция  определяет  основные  направления  использования телемедицинских технологий.

5. Концепция   определяет   нормативно   -   правовые  аспекты применения телемедицинских технологий.

6. Концепция  определяет  роль  головных  научных учреждений и учреждений высшего    профессионального образования в реализации телемедицинских технологий.

7. Концепция определяет взаимодействие  участников телемедицинского сообщества     в    вопросах реализации телемедицинских технологий.

 

3. Развитие телемедицинских технологий на разных уровнях

 

Телемедицинские технологии должны занять свое место в  системе оказания  медицинской  помощи  населению на глобальном и локальном уровнях.  Создание ТМ сети  здравоохранения  на  уровне  Минздрава России,  федеральных  округов  и  субъектов  Российской  Федерации должно стать основой существенного   повышения   эффективности    управления      отраслью.     Телекоммуникационное     обеспечение управленческой  деятельности  аппарата  Минздрава  России,   ФОМС, окружных  координационных  советов  по  здравоохранению  и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации резко повысит управляемость всем комплексом в критических ситуациях. Как   технология   двойного   назначения,   ТМ   предполагает   активное информационное  взаимодействие  медицинских  и  спасательных служб различной ведомственной подчиненности.  Опыт локальных  конфликтов показал,   что   успех  медицинского  обеспечения  в  чрезвычайных ситуациях во многом заключается в  тесной  интеграции  военного  и гражданского здравоохранения.

Организационной структурой телемедицины является иерархия ТМЦ, функционирующих  самостоятельно  или в составе ЛПУ,  НИИ,  ВУЗов и органов управления здравоохранением всех уровней.

 

3.1. Головные  организации по направлениям телеконсультативной помощи и дистанционного обучения

В области    телемедицины   роль   головных   организаций   по направлениям сводится к следующим основным функциям:

- консультативная помощь по конкретным разделам медицины;

- оперативная организация консультативной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

- организационно   -   методическое    обеспечение    вопросов непрерывного дистанционного  повышения квалификации врачей и обучения студентов.

По мере  развития телекоммуникационных сетей в разных регионах страны все более  актуальной  проблемой  становится  и  интеграция возникающей  сотовой структуры,  что обеспечит полноценную систему телеконсилиумов  и  расширенных   заседаний   органов   управления здравоохранением.

 

3.2. Федеральный уровень

На уровне    Российской    Федерации   телемедицинский   центр Министерства здравоохранения России должен обеспечивать:

- связь    с    окружными    координационными    советами   по здравоохранению, органами    управления     здравоохранением субъектов  Российской  Федерации и органами государственного санитарно  -   эпидемиологического   надзора   в   субъектах         Российской   Федерации,   с  ФОМС,  с  ведущими  научными  и образовательными     медицинскими      учреждениями      для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;

- информационную    поддержку     ситуационного     управления здравоохранением на основе текущего контроля основных медико-демографических   показателей   состояния   здоровья   и эпидемиолого-экологических данных;

- оперативное управление  организацией  медицинской  помощи  в чрезвычайных ситуациях;

- информационное взаимодействие  Министерства  здравоохранения Российской Федерации,   ФОМС,   медицинских   служб   других министерств и ведомств.

 

3.3. Уровень Федеральных округов

На региональном  уровне  (Федерального округа) телемедицинский центр  должен  обеспечивать  представителю  Минздрава   России   и окружному координационному совету по здравоохранению:

- связь   с   Минздравом   России   и   органами    управления здравоохранением субъектов  Российской Федерации,  а также с ведущими   научными    и    образовательными    медицинскими учреждениями    для    дистанционного   обсуждения   проблем        здравоохранения   Федерального   округа   и   управления   в повседневной деятельности;

- оперативное  управление  организацией  медицинской  помощи в чрезвычайных ситуациях;

- информационно - коммуникационную поддержку в  части  анализа состояния санитарно   -   эпидемиологического   благополучия населения и принятия управленческих решений.

 

3.4. Уровень субъектов Российской Федерации

На уровне  субъекта Российской Федерации телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления  здравоохранением,  органам государственного   санитарно   -   эпидемиологического  надзора  в субъектах Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:

- связь  с Минздравом России,  ФОМС,  окружным координационным советом по     здравоохранению,     органами      управления здравоохранением  и  органами  государственного  санитарно - эпидемиологического надзора городского и районного  уровней, ведущими    научными    и    образовательными   медицинскими         учреждениями   для   дистанционного    обсуждения    проблем территориального здравоохранения и управления в повседневной деятельности;

- головные    функции    в   отношении   внутритерриториальной телемедицинской сети;

- оперативное  управление  медицинской  помощью в чрезвычайных ситуациях;

- текущий  контроль эпидемиологической ситуации,  младенческой смертности и других показателей состояния здоровья  детского и взрослого населения,  необходимых для оперативного анализа ситуации и принятия управленческих решений;

- информационное взаимодействие с ТФОМС.

 

3.5. Районный уровень

Телемедицинские системы  на  районном   уровне   в   субъектах Российской  Федерации должны предусматривать возможность получения телеконсультаций и дистанционного  повышения  квалификации  врачей центральных  районных и участковых больниц.  Внутритерриториальные телемедицинские сети  должны  строиться  с  учетом  географических особенностей, часто   совершенно   не   сравнимых   (к    примеру,   Воронежская   область   и   Красноярский   край),  и  особенностей инфраструктуры связи различных субъектов  Российской  Федерации  и даже отдельных районов.

 

4. Консультативная помощь

 

Концепция развития  телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной  помощи  экономически  целесообразна  и   наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах.

Телеконсультации особенно важны в отношении социально  значимых  и трудно   дифференцируемых   заболеваний,  диагностика,  лечение  и прогноз которых представляют  значительные  трудности  и  зачастую сопровождаются ошибками.

Формирующаяся российская  телемедицинская  сеть   обеспечивает доступ   к   специализированной   помощи   больным  территориально удаленных  ЛПУ.  Ряд  научных   учреждений   и   регионов   начали самостоятельно  разрабатывать  и реализовывать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг.  ТМЦ на федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно - сосудистой хирургии им.  А.Н. Бакулева РАМН,  Московском  НИИ  педиатрии  и  детской  хирургии  Минздрава России,  НИИ хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, Российской военно-медицинской  академии,  Всероссийском  научном  центре  хирургии РАМН,     Центральной     клинической     бассейновой     больнице   Государственного  медицинского  центра  Минздрава России и других.   Внутритерриториальные  ТМ   системы   созданы   в   Архангельской, Воронежской,  Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском крае.  В рамках телемедицинской системы ВКС "Москва  - регионы  России"  с федеральными институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках Мордовия,  Якутия (Саха) и Бурятия,  в  Нижегородской, Смоленской,   Ростовской,   Тюменской,  Оренбургской  областях,  в   Ставропольском крае и других. Существуют ТМ сети, объединяющие ряд бассейновых  больниц,  стационары  системы МПС России.  Расширение сети  телемедицинских  центров  обеспечит  возможность  проведения телеконсультаций по широкому спектру патологии.

Первоочередными задачами  телемедицины  в  области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:

- консультации  сложных  больных  на различных этапах оказания помощи;

- экстренные  консультации больных,  находящихся в критическом состоянии;

- консультации  в  процессе  оказания  помощи  пострадавшим  в чрезвычайных ситуациях;

- догоспитальное   консультирование   больных   для  уточнения предварительного диагноза / метода лечения  и  решения  вопроса  о месте и сроках предстоящего лечения.

Обеспечение телеконсультативной помощи  при  решении  вопросов диагностики,  лечения  (в том числе хирургического),  реабилитации больных  предполагает  возможность  работы  в  режимах  on-line  и off-line,  т.е.  непосредственно  в  момент  обращения  или в виде   отсроченной консультации в согласованное время,  а также  в  форме обмена  данными  и  мнениями  по  электронной  почте.  Необходимым условием является обеспечение  консультанта  полноценной  исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи  заключения)  по  диагностике,  плану  дальнейшего   обследования  и  лечению  пациентов.  Данный подход,  при работе в режиме   видеоконференции,   предполагает    возможность    прямых консультаций  в процессе оперативного вмешательства / обследования и  даже  дистанционное  проведение  операции  (телехирургия)   при определенном уровне технического оснащения.

Действующие ТМЦ отличаются  методическими  подходами,  уровнем технологии,   принципами  организации  работы.  Учитывая  важность обсуждения видеоданных в сочетании с речевым  контактом  врачей  в процессе  их  анализа,  должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.

При чрезвычайных ситуациях,  наряду с использованием ТМЦ  ЛПУ, должно   предусматриваться   применение   мобильных   систем   для экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России:

1) по поводу уточнения диагноза и / или тактики ведения на   различных этапах; 

2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в  специализированное  учреждение; 

3)  при  оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). 

Одной из важных задач экстремальной телемедицины  является  консультация спасателей  (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.

При взаимодействии  с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение  телеконсультаций окружными  и полевыми госпиталями МВД России,  Минобороны России с центральными госпиталями этих ведомств  и  со  специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.

 

5. "ИНТЕРНЕТ - медицина"

 

"ИНТЕРНЕТ - медицина" в настоящее время включает:

- информационную  поддержку  клинической  медицины  в вопросах консультирования больных;

- справочную службу в области охраны здоровья;

- медико - статистическую информацию;

- обеспечение доступа к базам данных библиотек;

- информацию административного характера;

- информацию в области телемедицины;

- планы  проведения  конференций,  выставок  и  информационные сообщения по их завершении.

Web -   серверы   клинических   институтов   и    ЛПУ    могут использоваться  для  размещения деперсонифицированной информации о трудных для  диагностики  и  лечения  случаях  в  целях  получения рекомендаций от профильных специалистов. Наиболее активно работа в этом  направлении  ведется  в  Уральском   НИИ   травматологии   и ортопедии.

Информационные базы данных по направлениям медицины - о  новых методах  диагностики и лечения,  по вопросам организации лечебно - профилактической  помощи  (включая  сведения   о   предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно помещать на Web - серверах профильных институтов,  где могут быть  размещены  и  так   называемые   "зеркальные"   серверы  Международных  и  европейских медицинских организаций (на языке оригинала и / или в переводе  на русский язык).

Справочно -     консультативные      системы      обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения,  информируя его о  предоставляемых  услугах  (включая  высокие  технологии)  и обеспечивая осознанный выбор учреждения для последующего лечения.

Организация справочно - информационных Web - сайтов различного уровня   (окружных  координационных  советов  по  здравоохранению, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и   др.)   должна  быть  скоординирована  с  системой  аналогичной Федеральной   службы,    где    обеспечивается    функционирование   совместного Интернет - портала Минздрава России и РАМН.

Библиотечные Web  -  серверы  должны  обеспечивать  доступ   к каталогам  библиотек  и  содержать  библиографическую  информацию, реферативные подборки,  методические материалы,  учебные  пособия.

При  возможности  должен  обеспечиваться  дистанционный  доступ  к первоисточникам (журналам, трудам конференций и т.п.).

Web -  серверы  учреждений,  занимающихся  вопросами повышения квалификации,  должны содержать научно - методическую литературу и тестирующие   программы,   обеспечивающие   подготовку   врачей  к сертификации.

 

Интернет -   медицина  в  перспективе  должна  получить  новый импульс в своем развитии как компонент Интернета нового поколения, объединяющего,  с  помощью  высокоскоростных  телекоммуникационных каналов связи,  суперкомпьютерные вычислительные и  информационные ресурсы.

 

6. Обучение и повышение квалификации

 

Дистанционное образование включает:

- обучение студентов;

- повышение квалификации и переподготовку врачей / медицинских сестер;

- теленаставничество   (за  рубежом  -  телементорство),  т.е. непосредственная помощь учителя  своему  ученику  (например, бывшему  ординатору,  аспиранту  и  т.п.)  или преподавателя студенту (слушателю);

- работа с заочными аспирантами и докторантами;

- научно  -  практические  семинары  для  оперативного  обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в  настоящее  время  только  специализированным  учреждениям здравоохранения;

- тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.

 

7. Организационно - методические вопросы

 

Сравнительно высокая стоимость создания  телемедицинской  сети России  предполагает  на  начальных  этапах  организацию ТМЦ в ЛПУ административных центров субъектов  Российской  Федерации.  На  их базе   должна   быть   обеспечена  доступность  контакта  с  любым специализированным учреждением  здравоохранения  федерального  или   межрегионального     уровня.     Общую     координацию    создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а  также медицинские  управления  соответствующих  министерств и ведомств), непосредственное   руководство   организацией   ТМЦ   обеспечивают окружные    советы    здравоохранения    и    органы    управления   здравоохранением  субъектов  Российской  Федерации  в  контакте  с ТФОМС.

Телемедицинские центры   в   первую   очередь    целесообразно создавать   на   базе   многопрофильных   стационаров,  являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального    образования,    что   позволит   одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной   меры     могут использоваться (на    договорной    основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи  или  других организаций.

Актуально объединение  научных  институтов  и  образовательных медицинских  учреждений  высшего  профессионального  образования в крупных медицинских центрах (Москва,  С - Петербург,  Новосибирск, Томск  и  др.),  примером  может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г.Москве  в  единую  корпоративную  сеть.  Такой   подход  создает  новые  возможности  для  проведения консилиумов в случаях сочетанной  патологии,  нередко  представляющей  серьезные диагностические трудности.  Одновременно это соответствует проекту Всемирной  организации  здравоохранения  о  создании  единой  сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.

Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней,  отдельных  служб  должно  предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений  и  территорий)  без коренной модернизации.

 

8. Технологические решения

 

Телемедицинская сеть России  строится  как  децентрализованная система  на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в  России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и структуры сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в  гетерогенных  сетях.  Это  тем  более  важно,  что используются системы разных фирм и разнообразные каналы  связи,  что  выдвигает задачу анализа   совместимости   ТМ   оборудования   и  интеграции различных коммуникационных систем.  Однотипные решения  необходимы при   построении   городских   /  территориальных  /  региональных   медицинских сетей и их связи  с  межрегиональными  и  федеральными научными    и    образовательными    медицинскими    учреждениями. Телемедицинские  сети  должны  соответствовать  рекомендациям   по стандартизации    Р50.1.022-2000    "Информационные    технологии. Государственный  профиль  взаимосвязи  открытых   систем   России"   (утверждены Постановлением Госстандарта РФ N 15-СТ от 26.01.2000).

Важным аспектом   является   защита   информации   в    сетях, определение оборудования и программного обеспечения для реализации этой  задачи  в  полном  объеме.  Должны  предусматриваться  также совместимые  системы  оцифровки,  анализа  и  передачи медицинских изображений независимо от используемого медицинского оборудования.

При организации  ВКС  предпочтение  должно отдаваться цифровым каналам и корпоративным сетям,  обеспечивающим в  настоящее  время гарантированную  полосу  пропускания.  Перспективным  направлением является  техническая  возможность  осуществлять  видеоконференции путем   перенаправления   данных,   поступающих  по  междугородним цифровым ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более   широкие   возможности  для  участников  телемедицинских  проектов. Регулярный   анализ   коммуникационной   поддержки    телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.

 

9. Правовые аспекты

 

Нормативно -  правовые  аспекты   телемедицинских   технологий предполагают   решение  вопросов  ответственности  медицинского  и технического    персонала    за    организацию,    проведение    и конфиденциальность  телеконсультаций  и  дистанционного  обучения,   включая:

- показания   к   проведению  телемедицинских  консультаций  и "телемедицинской помощи" (советы) населению;

- добровольное      информированное      согласие     пациента (родственника, уполномоченного    лица)    на     проведение телеконсультации  с  учетом  ограничений,  существующих  при использовании телемедицинских технологий;

- ответственность  консультанта  за  сделанное  заключение при условии предоставления  ему  всего   комплекса   необходимой информации  о  состоянии  больного  и  правильной  трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных  при  телемедицинской          консультации рекомендаций;

- аутентичность обсуждаемых медицинских документов  (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых / получаемых материалов);

- авторизацию материалов, получаемых при использовании ТМТ;

- конфиденциальность  телеконсультации  и  последующую  защиту персональных данных пациентов;

- протоколизацию      (документирование)       телемедицинской консультации (сеанса)  и  последующее  архивирование  данных телеконсультации;

- аутентификацию консультанта и его подписи;

- техническое    обеспечение     своевременного     проведения телемедицинского сеанса;

- ответственность за достоверность информации,  публикуемой на Web - серверах;

- обеспечение авторских и  имущественных  прав  на  материалы,  используемые в процессе телеконсультации (лекции);

- предоставление платных телемедицинских услуг.

 

10. Сотрудничество с российскими, зарубежными и международными организациями

 

В целях   координации   совместных   усилий   в    становлении телемедицинских  технологий  в  России и развития сотрудничества в этой области,  Координационный  совет Министерства здравоохранения Российской Федерации по  телемедицине  в  системе  здравоохранения Российской  Федерации  устанавливает  и  поддерживает  контакты  и   сотрудничество с  международными  и  национальными  организациями, союзами, ассоциациями, фондами, выставочными центрами.

Координационный совет    рассматривает   вопросы   участия   в программе ЮНЕСКО "Открытый мир",  в мероприятиях ВОЗ,  Европейской комиссии  (13 - й директорат - Информационные технологии) и других организаций в области телемедицины.

Контакты с  зарубежными  партнерами,  при условии соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и передачи информации,    являются    необходимым    условием    эффективного сотрудничества  в  оказании  медицинской   помощи   при   спасении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

 

11. Пути   реализации   Концепции   развития   телемедицинских технологий в Российской Федерации

 

Реализация Концепции  развития  телемедицинских  технологий  в России должна предусматривать разработку  нормативных  правовых  и методических  документов,  а  также  организационные  мероприятия, обеспечивающие   единые   принципы   и   технологические   решения функционирования     децентрализованной    телемедицинской    сети Российской Федерации.

В соответствии  с  этим,  должны  быть  подготовлены следующие документы:

- Принципы построения и использования телемедицинской сети.

- Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.

- Требования  к сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения Российской Федерации.

- Разработка    профилей    ТМ   технологий   ("Стандартизация протоколов обмена   и   структур   сообщений   при    обмене медицинскими данными",  "Стандартизация передачи медицинских изображений и мультимедийных данных") с использованием опыта          международных  и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.

- Определение  статуса  телемедицины  как высокой технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.

- Правовые  аспекты  применения  телемедицинских  технологий в системе оказания медицинской помощи населению.

- Этические  аспекты  применения  телемедицинских технологий в консультировании и лечении больных.

- Положение    об    организации    дистанционного   повышения квалификации врачей    /    обучения    с     использованием телемедицинских   технологий.

Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их  стоимости  (структура  цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.

 

12. Заключение

 

Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей  стабильности общества,  является обеспечение права гражданина  на  медицинское  обслуживание,   независимо от  его социального  положения  и  места жительства.  Для реализации этого права в  России  необходимо  проведение  целого  ряда  комплексных   мероприятий.   Однако,   если   вопросы   обеспечения   лечебно  - профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим  оборудованием  и  другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории.  Решение подобной задачи возможно  только  при  внедрении  телемедицинских   технологий   в   практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов - медиков в крупных городах.

Телемедицина предоставит новые возможности для реорганизации и интенсификации  системы  управления   здравоохранением   на   всех уровнях.

Дистанционное повышение  квалификации  и   обучение   позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст возможность привлечь    высококвалифицированных    научных    работников     к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.

Финансирование телемедицинских проектов должно  осуществляться из  средств  федерального  бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и др.

 

 

 

                                                       Приложение N 2

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                приказом Министерства здравоохранения

                                          Российской Федерации и РАМН

                                            от 27.08.2001 г. N 344/76

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

   ------------------------------------------------------------------

   | N | Содержание мероприятий |   Наименование   |Срок  |Исполни- |

   |п/п|                        |    документа     |испол-|тели     |

   |   |                        |                  |нения |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 1 |Разработать требования к|Временное         |2001  |Минздрав |

   |   |проведению              |положение по      |      |России   |

   |   |дистанционного повышения|организации       |      |         |

   |   |квалификации врачей     |дистанционного    |      |         |

   |   |                        |повышения         |      |         |

   |   |                        |квалификации      |      |         |

   |   |                        |врачей            |      |         |

   |   |                        |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 2 |Обобщить и              |Приказ по         |2002  |Минздрав |

   |   |проанализировать        |утверждению этапов|      |России,  |

   |   |принципы построения и   |развития          |      |РАМН     |

   |   |использования           |телемедицины в    |      |         |

   |   |телемедицинской сети    |России            |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 3 |Проанализировать        |Инструктивные     |2002  |Минздрав |

   |   |варианты                |материалы         |      |России,  |

   |   |коммуникационной        |                  |      |РАМН,    |

   |   |поддержки телемедицины в|                  |      |ФОМС     |

   |   |России                  |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 4 |Разработать перечень    |Приказ Минздрава  |2002- |ФОМС,    |

   |   |телемедицинских услуг,  |России и ФОМС     |2003  |Минздрав |

   |   |методику расчета тарифов|                  |      |России,  |

   |   |и механизмы оплаты      |                  |      |РАМН     |

   |   |телемедицинских услуг   |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 5 |Разработать программу   |Программа         |2002- |Минздрав |

   |   |организации             |организации       |2003  |России   |

   |   |телемедицинской помощи  |телемедицинской   |      |         |

   |   |при чрезвычайных        |помощи при        |      |         |

   |   |ситуациях               |чрезвычайных      |      |         |

   |   |                        |ситуациях         |      |         |

   |   |                        |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 6 |Провести совещание      |Указание Минздрава|2002  |Минздрав |

   |   |руководителей           |России            |      |России,  |

   |   |телемедицинских центров |                  |      |РАМН,    |

   |   |                        |                  |      |ФОМС     |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 7 |Провести научно -       |Указание Минздрава|2004  |Минздрав |

   |   |практическую конференцию|России            |      |России,  |

   |   |по проблемам            |                  |      |РАМН,    |

   |   |телемедицины в России   |                  |      |ФОМС     |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 8 |Подготовить предложения |Приказ Минздрава  |2002  |Минздрав |

   |   |по включению в программы|РФ                |      |России,  |

   |   |обучения студентов      |Учебные Программы |      |РАМН     |

   |   |образовательных         |                  |      |         |

   |   |медицинских учреждений  |                  |      |         |

   |   |вопросов (разделов) по  |                  |      |         |

   |   |использованию           |                  |      |         |

   |   |телемедицинских         |                  |      |         |

   |   |технологий.             |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   | 9 |Подготовить предложения |Программа         |2003  |Минздрав |

   |   |в Правительство РФ по   |государственных   |      |России,  |

   |   |включению               |гарантий          |      |ФОМС     |

   |   |телемедицинских услуг в |обеспечения       |      |         |

   |   |Программу               |населения         |      |         |

   |   |государственных гарантий|бесплатной        |      |         |

   |   |обеспечения населения   |медицинской       |      |         |

   |   |бесплатной медицинской  |помощью           |      |         |

   |   |помощью.                |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   |10 |Внести дополнения в     |Программа развития|2002  |Минздрав |

   |   |Программу развития      |стандартизации в  |      |России,  |

   |   |стандартизации в        |здравоохранении   |      |ФОМС     |

   |   |здравоохранении в части |                  |      |         |

   |   |включения в перечень    |                  |      |         |

   |   |разрабатываемых         |                  |      |         |

   |   |нормативных документов  |                  |      |         |

   |   |по стандартизации       |                  |      |         |

   |   |телемедицинских         |                  |      |         |

   |   |технологий.             |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   |11 |Разработать типовые     |Нормативные       |2002- |Минздрав |

   |   |профили телемедицинских |документы по      |2005  |России,  |

   |   |технологий.             |стандартизации    |      |ФОМС     |

   |   |                        |(типовые профили  |      |         |

   |   |                        |телемедицинских   |      |         |

   |   |                        |технологий)       |      |         |

   |   |                        |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   |12 |Разработать перечень    |Перечень          |2002- |Минздрав |

   |   |нормативных правовых    |нормативных       |2004  |России,  |

   |   |документов, необходимых |правовых          |      |РАМН,    |

   |   |для развития            |документов        |      |ФОМС     |

   |   |телемедицины.           |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   |13 |Организовать регулярную |Структура сайта   |2001  |Минздрав |

   |   |публикацию материалов   |                  |      |России   |

   |   |Координационного совета |                  |      |         |

   |   |по телемедицине на сайте|                  |      |         |

   |   |Минздрава России        |                  |      |         |

   |   |(www.minzdrav-rf.ru)    |                  |      |         |

   |---+------------------------+------------------+------+---------|

   |14 |Провести выставку -     |Указание Минздрава|2003  |Минздрав |

   |   |семинар по телемедицине |России            |      |России,  |

   |   |                        |                  |      |РАМН,    |

   |   |                        |                  |      |ФОМС,    |

   |   |                        |                  |      |Всерос-  |

   |   |                        |                  |      |сийский  |

   |   |                        |                  |      |Выставоч-|

   |   |                        |                  |      |ный      |

   |   |                        |                  |      |Центр    |

   ------------------------------------------------------------------