Минфин РФ: Письмо от 18.02.2004 N 16-00-10/3
Утвержден 18.02.2004
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Скачать (3,8 Кб)
              МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                                ПИСЬМО
                  от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
 
       Министерством  финансов  Российской Федерации в соответствии с
   Положением    о  Министерстве   финансов   Российской   Федерации,
   утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   6  марта  1998  г.  N  273,  а  также  в соответствии с Программой 
   реформирования    бухгалтерского    учета    в   соответствии    с
   международными  стандартами  финансовой  отчетности,  утвержденной
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998
   г.   N   283,   было   разработано   и  утверждено   Положение  по
   бухгалтерскому  учету  "Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ
   4/99  (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г.  N 43н).  Положение 
   разработано   в  полном   соответствии  с Федеральным  законом  "О
   бухгалтерском  учете",  третья  глава  которого посвящена вопросам
   состава,    периода    и  порядка   представления   и  публичности
   бухгалтерской отчетности.
       В  соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона определены адреса
   представления  организацией  бухгалтерской  отчетности,  исходя из
   которого   организации  представляют  бухгалтерскую  отчетность  в
   территориальные  органы  статистики  по месту их регистрации.  При
   этом   каких-либо   особых   требований   к составу  бухгалтерской
   отчетности,  срокам  и порядку  ее представления в территориальные
   органы статистики Законом не определено.
       В  соответствии  с нормативными  документами по бухгалтерскому
   учету  существует дифференцированный подход к формированию разными
   типами  организаций  объема информации,  предоставляемой в составе
   бухгалтерской отчетности.  Это означает,  что,  например, субъекты
   малого   предпринимательства   и  некоммерческие  организации  при
   отсутствии    соответствующих   данных   в  состав   бухгалтерской
   отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о
   движении  денежных  средств,  Приложение к Бухгалтерскому балансу.
   Коммерческими    организациями,     не    являющимися    крупными,
   предполагается к раскрытию объем отчетной информации применительно
   к образцам форм бухгалтерской отчетности,  которые разрабатываются
   Минфином  России.  Коммерческие  организации,  являющиеся крупными
   организациями,  имеющими несколько видов деятельности,  используют
   разработанные   Минфином   России   образцы   форм   бухгалтерской
   отчетности  при  разработке  и принятии  своих  форм бухгалтерской
   отчетности,  в  состав  которой при этом могут быть включены формы
   сверх  рекомендованных образцов форм.  Это вызвано тем,  что общие
   требования к бухгалтерской отчетности,  определенные в нормативных
   документах   по  бухгалтерскому  учету  (достоверности  и полноты,
   существенности,  нейтральности, последовательности, сопоставимости
   и др.),  приводят к необходимости увеличения объема раскрываемой в
   бухгалтерской  отчетности  информации  указанными  организациями и
   принятию  большего количества отчетных показателей,  а также форм,
   включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
       При  этом  большая  часть  информации должна раскрываться не в
   отчетных  формах,  а  в пояснительной  записке.   Это  касается  и
   показателей по сегментам (видам деятельности).
       Учитывая   содержание   статьи   13   Федерального  закона  "О
   бухгалтерском   учете",    организация   должна   представлять   в
   установленные  адреса  бухгалтерскую  отчетность  в составе  форм,
   разработанных   и  принятых   ею.    Представление   бухгалтерской
   отчетности  по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном
   выполнении  организациями  требований  нормативных  документов  по
   бухгалтерскому учету. Представление бухгалтерской отчетности может
   по  решению организации (см.  п.  6 ст.  13 Федерального закона "О
   бухгалтерском  учете")  осуществляться  на бумажном носителе или в
   электронном виде.  Право пользователей (включая органы статистики)
   бухгалтерской отчетности требовать от организации ее представления
   в электронном виде федеральным законом не определено.  Организация
   вправе   также   определять  технический  способ  заполнения  форм
   бухгалтерской   отчетности   (заполнение  от  руки  или  с помощью
   печатающих   средств,    составление   электронной   версии   форм
   бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность представляется
   в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
       Обращается внимание на то,  что в Приказе Госкомстата России и
   Минфина  России  от  14  ноября  2003  г.   N  475/102н  "О  Кодах
   показателей  годовой бухгалтерской отчетности организаций,  данные
   по   которым   подлежат   обработке   в  органах   государственной
   статистики"   указывается,   что  коды  показателей  бухгалтерской
   отчетности   должны   быть   проставлены   организацией   в формах
   бухгалтерской  отчетности  в соответствии  с указанным  Приказом в
   случае включения организацией в формы бухгалтерской отчетности при
   их  разработке  и принятии  сформированных  в бухгалтерском  учете
   показателей,   данные  по  которым  подлежат  обработке  в органах
   государственной статистики.
       Одновременно следует отметить, что имеющие место случаи, когда
   налоговые  органы  отказывают  в принятии бухгалтерской отчетности
   организации  в связи с отсутствием отметки территориального органа
   статистики    ("штампа")    о  представлении   ему   бухгалтерской
   отчетности, не соответствуют требованиям законодательства.
 
                                            Руководитель Департамента
                                     методологии бухгалтерского учета
                                                         и отчетности
                                                           А.С.БАКАЕВ