КомЗдрав Москвы: Приказ от 04.01.2003 N 1
Утвержден 04.01.2003
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ПО ПРОГРАММЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Скачать (11 Кб)
                          ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                        КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
 
                        МОСКОСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД
                 ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
 
                                 ПРИКАЗ
 
                            4 января 2003 г.
 
                                 N 1/1
 
                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
              О МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ
              КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ
          ПО ПРОГРАММЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
 
       Во исполнение  Комплексной  программы оптимизации деятельности
   Московской городской системы  ОМС  на  1998-2003  гг.  и  в  целях
   совершенствования  нормативных  документов,  действующих в системе
   обязательного медицинского страхования г. Москвы
       ПРИКАЗЫВАЕМ:
       1. Утвердить Положение о медико-экономическом контроле объемов
   и  экспертизе  качества  медицинской  помощи,  предоставленной  по
   программе обязательного медицинского страхования (Приложение).
       2. Поручить руководителям межведомственной рабочей  группы  по
   совершенствованию   нормативных   документов   Лешкевичу  И.А.   и
   Юрьевой Т.И.  согласовать  изменения  в  действующих  договорах  и
   нормативных документах,  регламентирующих взаимодействие субъектов
   в системе обязательного медицинского страхования г. Москвы в связи
   с утверждением данного Положения.
       3. Ввести в действие Положение о медико-экономическом контроле
   объемов и экспертизе качества медицинской помощи,  предоставленной
   по программе обязательного медицинского страхования с 01.04.03 г.
       4. Приказ МГФОМС и Комитета здравоохранения Москвы от 18.06.99
   N 282/102 в части п. 1.3 считать утратившим силу с 01.04.03 г.
       5. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа возложить на
   заместителя председателя    Комитета    здравоохранения     Москвы
   Лешкевича И.А.  и  заместителя  исполнительного  директора  МГФОМС
   Юрьеву Т.И.
 
                                                Председатель Комитета
                                               здравоохранения Москвы
                                                      А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
 
                                       Исполнительный директор МГФОМС
                                                       А.В.РЕШЕТНИКОВ
 
 
 
 
                                                           Приложение
                                                            к приказу
                                    Комитета здравоохранения Москвы и
                                         Московского городского фонда
                               обязательного медицинского страхования
                                               от 04.01.2003 г. N 1/1
 
                               ПОЛОЖЕНИЕ
          О МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ОБЪЕМОВ В ЭКСПЕРТИЗЕ
              КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ
                 ПО ПРОГРАММЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
 
       В Положении используются следующие сокращения:
       Страховщик -      страховая      медицинская      организация,
   зарегистрировавшая полис ОМС;
       СМО -   страховая   медицинская   организация,   состоящая   с
   медицинским   учреждением   в   договорных  отношениях  по  оплате
   медицинской помощи,  предоставленной пациентам,  застрахованным по
   ОМС в г. Москве;
       Ответственная СМО   -   страховая   медицинская   организация,
   состоящая  с  медицинским  учреждением  в договорных отношениях по
   оплате  медицинской  помощи,  предоставленной  по  программе   ОМС
   пациентам, не имеющим полиса ОМС г. Москвы (иногородним гражданам,
   неидентифицированным пациентам);
       Застрахованные - граждане,  получившие в установленном порядке
   московский  полис  ОМС,  и  лица,  имеющие  право   на   получение
   медицинской  помощи  по  программе  ОМС  в медицинских учреждениях
   г. Москвы,  работающих  в  системе  ОМС  (иногородние  граждане  и
   неидентифицированные пациенты).
 
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
       1.1. Настоящее  Положение разработано в соответствии с Законом 
   Российской  Федерации  "О  медицинском   страховании   граждан   в
   Российской Федерации",  Приказом Минздрава РФ и Федерального фонда
   ОМС от 24.10.96 N 363/77 "О  совершенствовании  контроля  качества
   медицинской помощи населению Российской Федерации",  Методическими
   рекомендациями Федерального  фонда  ОМС  от  27.04.98  "Возмещение
   вреда  (ущерба)  застрахованным  в  случае оказания некачественной
   медицинской помощи в рамках программы  обязательного  медицинского
   страхования",   Московской  городской  программой  ОМС,  Правилами 
   обязательного медицинского страхования населения г. Москвы и иными
   правовыми  актами и распорядительными документами,  действующими в
   системе ОМС г. Москвы.
       1.2. Положение    устанавливает   единые   организационные   и
   методические принципы  медико-экономического  контроля  объемов  и
   экспертизы  качества  медицинской помощи,  осуществляемых в рамках
   вневедомственного контроля страховыми медицинскими организациями в
   соответствии       с       договорами       на      предоставление
   лечебно-профилактической    помощи    (медицинских    услуг)    по
   обязательному медицинскому страхованию.
       1.3. Вневедомственный контроль объемов и качества  медицинской
   помощи проводятся в целях:
       - защиты прав граждан,  застрахованных по  ОМС,  на  получение
   медицинской  помощи  необходимого  объема и надлежащего качества в
   медицинских  учреждениях,  участвующих  в  реализации   Московской
   городской программы ОМС;
       - обеспечения     рационального     использования      средств
   обязательного     медицинского    страхования    путем    проверки
   достоверности информации в предъявленных к оплате счетах-фактурах;
       - обеспечения  прав граждан на независимую экспертизу качества
   медицинской помощи при письменном обращении  застрахованного,  его
   родственников   или   судебных  органов  в  страховую  медицинскую
   организацию или МГФОМС.
       1.4. Страховые    медицинские   организации   при   проведении
   медико-экономического  контроля  объемов  и  экспертизы   качества
   медицинской помощи вправе:
       - устанавливать   соответствие    предъявленных    к    оплате
   счетов-фактур  на  пациентов за предоставленные медицинские услуги
   Московской городской программы ОМС,  фактически оказанному  объему
   медицинской помощи, ресурсным возможностям медицинского учреждения
   (оснащение, укомплектованность) на дату оказания услуги;
       - осуществлять    контроль    качества,    обоснованности    и
   своевременности оказания медицинской помощи застрахованным;
       - использовать  результаты  внутриведомственной экспертизы для
   решения вопроса об оплате медицинской помощи в  целях  обеспечения
   преемственности внутри- и вневедомственной медицинской экспертизы.
       1.5. По   результатам    проведенного    медико-экономического
   контроля   объемов   и   экспертизы  качества  медицинской  помощи
   страховые медицинские организации вправе:
       - применять к медицинскому учреждению штрафные санкции;
       - участвовать  совместно   с   медицинскими   учреждениями   в
   устранении  причин  недостоверного  учета  медицинской  помощи или
   оказания медицинской помощи  ненадлежащего  качества,  в  неполном
   объеме;
       - информировать органы управления здравоохранением и МГФОМС  о
   выявленных  в  ходе  экспертной  работы недостатках в деятельности
   медицинских учреждений.
 
          2. СПЕЦИАЛИСТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
           КОНТРОЛЬ ОБЪЕМОВ И ЭКСПЕРТИЗУ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ
                                 ПОМОЩИ
 
       2.1. Медико-экономический  контроль   объемов   и   экспертиза
   качества медицинской помощи осуществляются:
       - специалистами    (экспертами)    экспертных    подразделений
   страховых  медицинских  организаций,  работающих   в  системе  ОМС
   г. Москвы;
       - внештатными   врачами-экспертами,  привлекаемыми  страховыми
   медицинскими  организациями   на   договорной   основе,   имеющими
   сертификат специалиста и соответствующую доверенность.
       2.2. Внештатный врач-эксперт может привлекаться  к  проведению
   экспертизы только по своей основной медицинской специальности.
       2.3. Права,  обязанности и ответственность экспертов страховых
   медицинских  организаций  и внештатных врачей-экспертов определены
   Приказом  Минздрава  РФ  и  Федерального  фонда  ОМС  от  24.10.96
   N 363/77.
 
                  3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
          МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ
                      КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 
       3.1. С целью обеспечения проведения в  медицинском  учреждении
   предварительного автоматического контроля реестров,  счетов-фактур
   на пациентов и счета ЛПУ - до момента предъявления их на оплату  в
   СМО  (Ответственную  СМО)  - страховыми медицинскими организациями
   осуществляется своевременное обеспечение медицинских учреждений  в
   соответствии со сроками, установленными договорами, действующими в
   системе ОМС между ЛПУ и СМО, МГФОМС и СМО:
       - распорядительными   документами   МГФОМС,  регламентирующими
   порядок и правила приемки,  автоматического  контроля  реестров  и
   счетов-фактур на пациентов;
       - программно-прикладными  комплексами   либо   очередными   их
   версиями,  обеспечивающими подготовку и проведение автоматического
   контроля  медицинским  учреждением  реестров,   счетов-фактур   на
   пациентов,  счета  ЛПУ  за оказанную медицинскую помощь в отчетном
   месяце.
       3.2. Медицинское   учреждение   предъявляет   к   оплате   СМО
   (Ответственной  СМО)  реестры  и  счета-фактуры  на  пациентов  за
   отчетный  месяц в срок,  установленный договором на предоставление
   лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.
       3.3. Медико-экономический   контроль   объемов   и  экспертиза
   качества  медицинской  помощи  осуществляются   путем   проведения
   страховыми   медицинскими   организациями   плановых   и   целевых
   экспертных проверок.
       3.4. Плановый   медико-экономический   контроль   реестров   и
   счетов-фактур  на  пациентов  проводится  специалистами  страховых
   медицинских организаций поэтапно.
       3.4.1. Первый  этап  -   автоматический   и   экспертный   (по
   унифицированным   правилам)   контроль  предъявленных  медицинским
   учреждением  к  оплате  реестров  и  счетов-фактур  на   пациентов
   проводится    СМО    (Ответственной    СМО)   в   соответствии   с
   распорядительными документами МГФОМС, устанавливающими:
       - правила  формирования  реестров пациентов и счетов-фактур на
   пациентов;
       - правило   идентификации  пациентов  -  в  целях  определения
   Страховщика,  а в отношении иногородних  граждан  -  фонда  ОМС  и
   страховой  медицинской  организации,  застраховавших  пациента  на
   территории его постоянного места жительства;
       - порядок приемки СМО (Ответственной СМО) реестров пациентов и
   счетов-фактур на пациентов;
       - унифицированные правила экспертного контроля.
       Результаты первого   этапа   планового   медико-экономического
   контроля   с   указанием   суммы  счета  медицинского  учреждения,
   принятого СМО (Ответственной СМО)  к  оплате,  оформляются  "Актом
   приемки   счета  и  медико-экономического  контроля",  подписанным
   полномочными представителями страховой медицинской  организации  и
   медицинского учреждения.
       Оплата по  счету  медицинского  учреждения   производится   на
   основании  "Акта приемки счета и медико-экономического контроля" в
   срок,     установленный      договором      на      предоставление
   лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.
       3.4.2. Второй этап планового медико-экономического контроля  -
   выборочный контроль объемов медицинской помощи, принятых к оплате,
   - проводится  СМО  (Ответственной  СМО  <*>)   непосредственно   в
   медицинском    учреждении    в    присутствии    его   полномочных
   представителей не реже одного раза в течение  трех,  следующих  за
   отчетным, месяцев.
       --------------------------------
       <*> 1.   СМО,   принявшая  на  себя  обязательства  по  оплате
   медицинской   помощи,    предоставленной    по    программе    ОМС
   неидентифицированным   пациентам,   проводит  медико-экономический
   контроль с учетом требований "Регламента  взаимодействия  ЗАО  МСК
   "Икар"    и    ЛПУ    по   информационному   обеспечению   реестра
   неидентифицировонных  пациентов  и  взаиморасчетов  за   оказанную
   медицинскую помощь".
       2. СМО,  принявшая на себя обязательства по оплате медицинской
   помощи,  предоставленной  по  программе ОМС иногородним гражданам,
   проводит  медико-экономический  контроль   с   учетом   требований
   "Регламента приема  и  обработки  в  ЗАО  СГ  "Спасские  ворота-М"
   информация по оказанной медицинской помощи иногородним  гражданам,
   предоставляемой ЛПУ г. Москвы и Приказа ФОМС от 23 08.00 N 70.
 
       Объем медико-экономической        информации,        требующей
   дополнительной  проверки  (в  т.ч.  по  обращениям Страховщиков) в
   целях  подтверждения  достоверности   представленных   медицинским
   учреждением реестров и счетов-фактур на пациентов,  определяет СМО
   (Ответственной СМО).  При этом проверяется не менее 0,5% от объема
   оплаченных   счетов   на   пациентов   амбулаторно-поликлинических
   учреждений  и   не   менее   1%   счетов   больничных   учреждений
   (стационара).
       Выборочный медико-экономический контроль  объемов  медицинской
   помощи    проводится    путем    анализа   первичной   медицинской
   документации,  электронной базы данных медицинского  учреждения  и
   электронных   баз   данных   страховых   медицинских  организаций,
   сформированных  по  реестрам  и  счетам-фактурам   на   пациентов,
   получивших  в отчетном месяце медицинскую помощь по ОМС (в т.ч.  в
   разных медицинских учреждениях).
       Результаты второго    этапа   медико-экономического   контроля
   объемов  медицинской   помощи   оформляются   "Актом   экспертного
   контроля"    в    2-х    экземплярах,   подписанных   полномочными
   представителями СМО (Ответственной СМО) и медицинского учреждения.
   Один экземпляр Акта остается у СМО (Ответственной СМО), второй - в
   медицинском учреждении.
 
       Выявленные факты недостоверной информации в счетах-фактурах на
   пациентов,   получивших  медицинскую  помощь  в  отчетном  месяце,
   непредставление ЛПУ без объективных причин  первичной  медицинской
   документации, указанные в Акте, являются основаниями для удержания
   СМО (Ответственной  СМО)  соответствующей  суммы  при  последующих
   взаиморасчетах с медицинским учреждением.
       3.5. Экспертиза качества медицинской  помощи,  предоставленной
   пациентам,  проводится  (организуется)  СМО (Ответственной СМО) по
   собственной инициативе или по письменному обращению:
       - застрахованных и их родственников;
       - Комитета здравоохранения Москвы;
       - МГФОМС, в т.ч. в связи с обращением ТФОМС;
       - Страхователей;
       - Страховщиков.
       Экспертиза качества   медицинской    помощи    проводится    в
   присутствии  представителей  медицинского  учреждения  в срок,  не
   превышающий трех лет от  даты  оказания  медицинской  помощи.  При
   наличии   мотивированных   претензий  ТФОМС  по  случаям  оказания
   медицинской помощи иногородним гражданам по  Московской  городской
   программе     ОМС,    предъявленных    в    сроки    осуществления
   межтерриториальных  расчетов,   экспертиза   качества   проводится
   Ответственной  СМО  в  течение  двух  месяцев  с момента получения
   обращения ТФОМС.
       При проведении    экспертиза   качества   медицинской   помощи
   учитываются  действующие  в  системе  здравоохранения  г.   Москвы
   стандарты оказания медицинской помощи.
       По результатам   экспертизы   качества   медицинской    помощи
   страховой  медицинской  организацией  оформляется  "Акт экспертной
   оценки  качества   медицинской   помощи"   в   двух   экземплярах,
   подписанных  полномочными  представителями  страховой  медицинской
   организации  и  медицинского  учреждения.  Один   экземпляр   Акта
   остается   у   страховой   медицинской  организации,  второй  -  в
   медицинском учреждении.  Инициатору проведения экспертизы  по  его
   требованию представляется заключение,  оформленное в установленном
   порядке  и  подписанное  полномочными  представителями   страховой
   медицинской организации и медицинского учреждения.
       Суммы денежных  средств,   подлежащие   удержанию   по   Акту,
   учитываются при последующих взаиморасчетах СМО (Ответственной СМО)
   с медицинским учреждением.
       3.6. Целевой  медико-экономический  контроль объема и качества
   медицинской  помощи  осуществляется  СМО  (Ответственной  СМО)  по
   собственной  инициативе,  по  письменному  обращению Страховщика и
   МГФОМС с учетом действующих в системе  здравоохранения  г.  Москвы
   стандартов оказания медицинской помощи.
       При целевом медико-экономическом контроле объемов  и  качества
   медицинской помощи проводится оценка:
       - соответствия объемов и видов медицинской помощи (медицинских
   услуг)  ресурсным  возможностям медицинского учреждения в отчетном
   периоде (оснащенность, укомплектованность);
       - выполнения     медицинских    технологий,    предусмотренных
   медицинскими стандартами;
       - адекватности       лечебно-диагностических       мероприятий
   (оптимальность выбора этапа и уровня оказания медицинской помощи и
   т.п.);
       - своевременности  и  обоснованности   оказанной   медицинской
   помощи;
       - достоверности  предоставленной  информации   о   медицинской
   деятельности лечебно-профилактического учреждения по ОМС.
       Цели, объем  выборки  и  глубина  проверки  определяются   СМО
   (Ответственной  СМО),  в том числе в случае мотивированных отказов
   территориальных фондов ОМС в оплате счетов за медицинскую  помощь,
   оказанную  иногородним гражданам по Московской городской программе 
   ОМС.
       Целевой медико-экономический  контроль  проводится в срок,  не
   превышающий трех лет от  даты  оказания  медицинской  помощи.  При
   наличии   мотивированных   претензий  ТФОМС  по  случаям  оказания
   медицинской помощи иногородним гражданам по  Московской  городской
   программе     ОМС,    предъявленных    в    сроки    осуществления
   межтерриториальных расчетов, целевой медико-экономический контроль
   проводится  Ответственной  СМО  в  течение  двух месяцев с момента
   получения обращения ТФОМС.
       По результатам     проверки    оформляется    "Акт    целевого
   медико-экономического  контроля  объемов  и  качества  медицинской
   помощи"    в    2-х    экземплярах,    подписанных    полномочными
   представителями СМО (Ответственной СМО) и медицинского учреждения.
   Один экземпляр Акта остается у СМО (Ответственной СМО), второй - в
   медицинском учреждении.  В случае проведения целевого контроля  по
   обращению территориального фонда ОМС оформляется третий экземпляр,
   который предоставляется в МГФОМС (для направления в ТФОМС <*>).
       --------------------------------
       <*> Для направления  в  ТФОМС  оформляется  "Акт  медицинского
   экспертного   контроля   объемов   медицинской  помощи,  оказанной
   иногородним пациентам" установленной формы.
 
       Суммы денежных  средств,   подлежащие   удержанию   по   Акту,
   учитываются при последующих взаиморасчетах СМО (Ответственной СМО)
   с медицинским учреждением.
       3.7. Окончательные  взаиморасчеты с медицинским учреждением за
   календарный год производятся СМО  (Ответственной  СМО),  с  учетом
   результатов:
       - планового медико-экономического контроля объемов медицинской
   помощи;
       - экспертизы качества медицинской помощи,  предоставленной  по
   ОМС;
       - целевого медико-экономического контроля объемов  и  качества
   медицинской помощи.
       3.8. В целях совершенствования  организации  вневедомственного
   контроля   объемов   и  качества  медицинской  помощи,  экспертной
   деятельности  страховые  медицинские  организации  при   выявлении
   системных  дефектов  учета  и  качества  медицинской  помощи в ЛПУ
   представляют  в  МГФОМС  и  Согласительную  комиссию  страховщиков
   соответствующую  информацию в виде Справки о выявленных нарушениях
   с приложением копий Актов.
 
                   4. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
          МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ
                      КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 
       4.1. Споры,  возникшие  в   случае   несогласия   медицинского
   учреждения  или  Страховщика  с результатами медико-экономического
   контроля  объемов  и  экспертизы  качества   медицинской   помощи,
   разрешаются  с помощью переговоров либо путем создания комиссии из
   представителей   сторон   с   привлечением,   при   необходимости,
   независимых экспертов.
       4.2. Не  разрешение  споров  комиссией  дает  сторонам   право
   обратиться:
       - в Городскую арбитражную экспертную комиссию;
       - с исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
 
                  5. ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
          МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ
                      КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 
       5.1. В  соответствии  с  условиями  договора на предоставление
   лечебно-профилактической    помощи    (медицинских    услуг)    по
   обязательному  медицинскому  страхованию  СМО  (Ответственной СМО)
   имеет право  на  применение  к  медицинскому  учреждению  штрафных
   санкций за следующие виды нарушения:
       5.1.1. Невыполнение  или   ненадлежащее   выполнение   условий
   договора  на  предоставление  лечебно-профилактической  помощи  по
   обязательному медицинскому страхованию, предъявление недостоверной
   информации  о  медицинской  и  финансовой  деятельности  по  ОМС и
   расходования средств ОМС.
       5.1.2. Неоднократное   включение   в   счет  одной  и  той  же
   медицинской    услуги,    незарегистрированной    в    медицинской
   документации;   услуг,   фактически   не  оказанных  пациенту,  не
   предусмотренных Московской городской программой  ОМС  и  лицензией
   медицинского  учреждения,  а  также  манипуляций  и  процедур,  не
   являющихся  отдельно  оплачиваемыми  медицинскими   услугами   при
   принятом порядке оплаты.
       5.1.3. Оказание     застрахованному     медицинской     помощи
   ненадлежащего качества:
       - невыполнение,  несвоевременное или некачественное выполнение
   необходимых пациенту диагностических,  лечебных, профилактических,
   реабилитационных    мероприятий    (исследования,    консультации,
   операции,   процедуры,  манипуляции,  трансфузии,  медикаментозные
   назначения и т.д.);
       - необоснованное  (без  достаточных  показаний или при наличии
   противопоказаний)    проведение     диагностических,     лечебных,
   профилактических,   реабилитационных   мероприятий,   приведшее  к
   диагностической  ошибке,   выбору   ошибочной   тактики   лечения,
   ухудшению  состояния пациента,  осложнению течения заболевания или
   удлинению сроков лечения.
       5.1.4. Нарушения  в  работе медицинских учреждений,  наносящие
   ущерб здоровью застрахованных,  приведшие к заболеваниям (травмам,
   ожогам)  и  осложнениям,  возникшим в период пребывания пациента в
   медицинском  учреждении  по   вине   медицинских   работников,   и
   потребовавшие  оказания  дополнительных  медицинских услуг,  в том
   числе:
       - внутрибольничное  информирование,  связанное с неправильными
   действиями медицинского персонала;
       - осложнения    после   медицинских   манипуляций,   процедур,
   операций,  инструментальных  вмешательств,  трансфузий   и   т.д.,
   связанные    с    дефектами    их    выполнения   или   недоучетом
   противопоказаний.
       5.1.5. Преждевременное    (с    клинической    точки   зрения)
   прекращение лечения,  приведшее к  ухудшению  состояния  больного,
   развитию  осложнения,  обострению,  утяжелению течения заболевания
   (кроме документально оформленных случаев  прекращения  лечения  по
   инициативе пациента или его родственников), в том числе:
       - преждевременная  выписка   больного,   повлекшая   повторную
   госпитализацию,   или   удлинение  периода  реконвалесценции,  или
   хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия;
       - преждевременное    прекращение   врачебного   наблюдения   в
   амбулаторных условиях и др.
       5.1.6. Другие   нарушения,  ущемляющие  права  застрахованных,
   гарантированные  статьей  30  Основ  законодательства   Российской
   Федерации об охране здоровья граждан.
       5.2. Применение  СМО  (Ответственной   СМО)   к   медицинскому
   учреждению  штрафных  санкций  по результатам "Экспертизы качества
   медицинской помощи"  и  "Целевого  медико-экономического  контроля
   объемов  и качества медицинской помощи" является формой финансовой
   ответственности   медицинского   учреждения    за    неоднократное
   невыполнение  или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
   на  предоставление  лечебно-профилактической  помощи  (медицинских
   услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
       5.3. Штрафные   санкции   применяются   путем   удержания    с
   медицинского  учреждения  денежных  средств при очередных расчетах
   СМО (Ответственной СМО) с медицинским учреждением. При этом размер
   единовременного  удержания  с  учетом  суммы по актам экспертиз не
   должен превышать 25%  от оплаты счета медицинского  учреждения  за
   медицинскую  помощь,  оказанную  застрахованным  по  обязательному
   медицинскому страхованию.
       5.4. Денежные  средства,  полученные СМО (Ответственной СМО) в
   результате применения к медицинскому учреждению штрафных  санкций,
   подлежат учету и распределяются следующим образом:
       - 80% направляется в страховые резервы;
       - 20%  используется  на  оплату  расходов  по ведению дела СМО
   (Ответственной  СМО)  и,  в  первую  очередь,  на  организацию   и
   проведение экспертизы качества медицинской помощи.
       Не разрешается  использовать  эти  средства  на  оплату  труда
   персонала   страховых   медицинских   организаций   и  медицинских
   учреждений.
 
                6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ
           ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
            КОНТРОЛЯ ОБЪЕМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЭКСПЕРТИЗЫ
                      КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
 
       6.1. Страховые    медицинские    организации,    состоящие   с
   медицинскими  учреждениями  в  договорных   отношениях   по   ОМС,
   осуществляя  медико-экономический  контроль  объемов  и экспертизу
   качества медицинской помощи, предоставленной застрахованным, несут
   ответственность:
       - за организацию, эффективность и качество экспертной работы в
   соответствии с настоящим Положением;
       - за  обоснованность  применения  к  медицинскому   учреждению
   штрафных санкций;
       - за соответствующий распорядительным документам  МГФОМС  учет
   средств, полученных в результате применения штрафных санкций, и их
   целевое использование.
       6.2. Нарушения  страховыми  медицинскими  организациями единых
   организационных    и     методических     принципов     проведения
   медико-экономического   контроля  объемов  и  экспертизы  качества
   медицинской  помощи,  установленных  настоящим  Положением,  могут
   служить   для   МГФОМС   основанием  для  применения  к  страховым
   медицинским  организациям  штрафных  санкций,  размер  и   условия
   применения   которых   определены   договором   о   финансировании
   обязательного медицинского страхования.
       6.3. Финансовые претензии (штрафные санкции) МГФОМС к качеству
   эффективности экспертной работы страховой медицинской  организации
   могут  предъявляться  по результатам плановых или целевых проверок
   деятельности   страховых   медицинских   организаций,   проводимых
   Контрольным управлением МГФОМС.