Минздрав РФ: Приказ от 31.07.2000 N 300
Утвержден 31.07.2000
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ПОРЯДОК АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ"
Скачать (8,3 Кб)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

от 31 июля 2000 года N 300

 

 

О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок апробации и опытного внедрения

 проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении"

 

 

Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000-2004 годы и на период до 2010 года" (протокол заседания N 5 от 15.03.2000) и в целях реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении (21 июля 1998 года)

 

приказываю:

 

1. Ввести в действие с 01.09.2000 отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" (далее ОСТ ПАОВ N 91500.01.0002-2000) (приложение).

 

2. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев А.А.) обеспечить координацию разработки нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении согласно требованиям ОСТа ПАОВ N 91500.01.0002-2000.

 

3. Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Пальцев М.А.) осуществлять с 01.09.2000 ведение ОСТ ПАОВ N 91500.01.0002-2000.

 

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

 

 

Министр

Ю.Л.Шевченко

 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства

здравоохранения Российской Федерации

от 31.07.2000 N 300

 

 

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ.

 

ПОРЯДОК АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

91500.01.0002-2000

 

    

Предисловие

 

 

РАЗРАБОТАН:

 

Лабораторией проблем стандартизации в здравоохранении Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

ВНЕСЕН:

 

 

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования

 

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ:

 

 

Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приказ oт 31.07.2000 года N 300

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Дата введения 2000-09-01

 

 

Настоящий отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован: и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

01 ВВЕДЕНИЕ

 

 

01.01 Общие положения и нормативные ссылки

 

Отраслевой стандарт 91500.01.0002-2000 "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" (далее ОСТ ПАОВ) разработан в Лаборатории проблем стандартизации в здравоохранении (руководитель профессор П.А.Воробьев) Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

Основанием для разработки ОСТа является постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", а также "Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранения", утвержденная Минздравом России, Федеральным фондомобязательного медицинского страхования и Госстандартом России 21 июля 1998 года.

 

ОСТ ПАОВ разработан с учетом принципов, правил и требований, установленных в Федеральном законе "О стандартизации", стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-92 - ГОСТ Р 1.5-92), решении Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальныхфондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении", приказе Минздрава России и Федерального фонда ОМС N 12/2 от 19.01.98 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении", приказе Минздрава России от 08.12.98 N 354 "О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" и практического опыта отечественной и международной стандартизации в области здравоохранения.

 

ОСТ ПАОВ согласно "Основным положениям стандартизации в здравоохранении" относится к группе 01 - "Общие положения".

 

 

01.02 Цели и задачи

 

Отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" создан с целью нормативного обеспечения развития системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации.

 

ОСТ ПАОВ разработан для решения задачи установления единых требований к порядку апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении всех уровней и на всей территории Российской Федерации.

 

 

01.03 Определения и сокращения

 

В ОСТ ПАОВ применяются термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Для целей настоящего нормативного документа используются следующие термины и определения:

 

Предварительный стандарт

 

 

Временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат основой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

 

Нормативный документ

 

 

Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов.

 

Стандарт

 

 

Нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

 

Федеральный орган по стандартизации в здравоохранении

 

 

Орган, занимающийся стандартизацией в здравоохранении, признанный на национальном уровне, основная функция которого (среди прочих) заключается в разработке и принятии нормативных документов, которые доступны широкому кругу потребителей.

 

Орган по стандартизации в здравоохранении

 

Орган, занимающийся стандартизацией в субъекте Российской Федерации, на предприятии, в медицинском учреждении, ассоциации, иных общественных организациях.

В тексте документа используются следующие сокращения:

 

ОСТ ПАОВ

 

Отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении"

 

ОКОНХ

 

 

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства

 

ГОСТР

 

Государственный стандарт России

 

Орган по стандартизации

 

Федеральный орган по стандартизации в здравоохранении, орган по стандартизации в здравоохранении

    

    

01.04 Общие принципы построения ОСТ ПАОВ

 

Номер отраслевого стандарта расшифровывается следующим образом:

 

91500

 

код отрасли "Здравоохранение" согласно ОКОНХ

 

01

 

 

номер группы нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении - "Основные положения", согласно "Основным положениям стандартизации в здравоохранении"

 

0002

 

 

порядковый номер данного отраслевого стандарта в группе

 

2000

год введения документа в действие

 

ОСТ представляет собой систематизированный свод правил, определяющих порядок проведения апробации и опытного внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении.

 

 

01.05 Область применения ОСТ ПАОВ

 

Областью применения данного ОСТа является система стандартизации в здравоохранении. Настоящим ОСТом регламентируется порядок апробации и опытного внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, касающийся объектов стандартизации, определенных "Основными положениями стандартизации в здравоохранении", утвержденных приказом Министерства здравоохранения и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 года N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" ииными нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

 

Порядок апробации и опытного внедрения нормативных документов Государственной системы стандартизации не относится к сфере влияния данного документа и определяется комплексом государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации".

 

 

01.06 Ведение ОСТ ПАОВ

 

Ведение ОСТ ПАОВ производится Лабораторией проблем стандартизации в здравоохранении Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации. Ведение ОСТа подразумевает взаимодействие Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации со всеми заинтересованными организациями и лицами, сбор информации о результатах внедрения, координацию работ по обсуждению результатов внедрения и разработку предложений по обновлению ОСТа.

 

 

02 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

 

02.01 Апробация нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении

 

Апробация является одним из этапов разработки проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении и подразумевает испытание возможности и целесообразности использования нормативного документа путем его экспериментального внедрения на выбранной территории или в учреждении на определенный срок. Задачей проведения апробации является оценка возможности использования нормативного документа и содержащихся в нем требований в деятельности предприятий, учреждений, иных субъектов системы здравоохранения, на которых распространяются требования нормативного документа.

 

Решение о целесообразности проведения апробация проекта нормативного документа принимается Органом по стандартизации на этапе согласования технического задания на разработку проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении.

 

В случае вынесения положительного решения о целесообразности проведения апробации нормативного документа Орган по стандартизации (профильная комиссия) определяет не менее трех организаций (территорий), в которых будут проводиться апробация и опытное внедрение, и сроки предоставления документации по итогам апробации проекта нормативного документа. Число организаций может быть уменьшено в случае обоснованной необходимости решением Органа по стандартизации (профильной комиссии). Число организаций может быть увеличено по решению разработчиков проекта нормативного документа без согласования с Органом по стандартизации, если иное не было оговорено в решении Органа по стандартизации. Организации, проводящие апробацию, должны быть компетентны в вопросах проведения такого вида работ, располагать реальными возможностями для апробации проекта нормативного документа.

 

Апробация нормативного документа выполняется по программе, разработанной экспертами и утверждаемой Органом по стандартизации на этапе согласования технического задания. Программа апробации нормативного документа разрабатывается организацией, представляющей техническое задание в Орган по стандартизации, и является неотъемлемой частью технического задания. Орган по стандартизации согласовывает или отклоняет программу апробации нормативного документа. Образец типовой программы апробации нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении представлен в приложении 1.

 

Апробация нормативных документов, требующая проведения клинических исследований на человеке, должна осуществляться с учетом правил и норм их проведения, касающихся как организационных, так и этических аспектов, закрепленных в соответствующих документах.

 

Организацией, ответственной за проведение апробации нормативного документа, является организация-разработчик нормативного документа, если иное не предусмотрено решением Органа по стандартизации (профильной комиссии).

 

Апробация предшествует утверждению нормативного документа. Результаты апробации рассматриваются на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии), и в случае положительного решения проект нормативного документа передается для последующего утверждения. В случае отрицательного решения Органа по стандартизации (профильной комиссии) документ возвращается разработчику для устранения замечаний и, при необходимости, для повторной экспертизы и (или) апробации.

 

Протоколы апробации заполняется всеми организациями (учреждениями), участвующими в процессе апробации и заверяются подписью руководителя учреждения.

 

После апробации на рассмотрение Органа по стандартизации (профильной комиссии) представляется:

 

а) согласованный текст проекта нормативного документа по стандартизации;

 

б) протоколы и результаты апробации проекта нормативного документа по стандартизации.

 

Представитель организации-разработчика на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии) докладывает результаты апробации проекта нормативного документа системы стандартизации. В случае принятия решения о необходимости доработки проекта нормативного документа системы стандартизации согласно результатам проведения его апробации Орган по стандартизации (профильная комиссия) устанавливает сроки доработки нормативного документа с повторным представлением на заседание Органа по стандартизации (профильной комиссии).

 

Апробация отраслевых классификаторов системы стандартизации в здравоохранении не проводится.

 

 

02.02 Опытное внедрение нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении

 

Опытное внедрение нормативного документа предполагает его временное введение в действие. Опытное внедрение проводится после утверждения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении в виде предварительного стандарта. Информация, полученная в процессе опытного внедрения, служит основой для решения вопроса о целесообразности окончательного утверждения нормативного документа.

 

Решение о необходимости проведения опытного внедрения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении принимается Органом по стандартизации соответствующего уровня при рассмотрении окончательной редакции нормативного документа по представлению организации-разработчика, профильной комиссии или в инициативном порядке. Программа опытного внедрения разрабатывается организацией-разработчиком нормативного документа и представляется на рассмотрение Органа по стандартизации соответствующего уровня. Орган по стандартизации согласовывает или отклоняетпрограмму опытного внедрения нормативного документа. Образец типовой программы опытного внедрения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении представлен в приложении 2.

 

Сроки и место проведения опытного внедрения согласовываются на заседании Органа по стандартизации. Опытное внедрение может проводиться как на отдельных административно-территориальных единицах (в учреждениях), так и на всей территории Российской Федерации.

 

Результаты опытного внедрения оформляются в виде протокола. Протоколы опытного внедрения заполняются всеми организациями (учреждениями), участвующими в процессе, и подписываются лицом, ответственным за опытное внедрение проекта нормативного документа.

 

После завершения периода опытного внедрения организация-разработчик представляет на рассмотрение Органа по стандартизации:

 

а) Протоколы и результаты опытного внедрения предварительного стандарта;

 

б) Текст предварительного стандарта, измененный с учетом результатов опытного внедрения.

 

Орган по стандартизации рассматривает представленные материалы и принимает решение о целесообразности окончательного утверждения нормативного документа. При положительном решении Органа по стандартизации предварительный стандарт утверждается в установленном порядке с приданием ему соответствующего статуса (отраслевого стандарта, стандарта административно-территориальной единицы, стандарта предприятия или объединения).

 

 

 

 

Приложение 1

к отраслевому стандарту

"Порядок апробации и

опытного внедрения проектов

нормативных документов

системы стандартизации

в здравоохранении"

N 91500.01.0002-2000

 

 

     ПРОГРАММА  АПРОБАЦИИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ    

 

Программа апробации проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении должна содержать следующие разделы:

 

-

Наименование нормативного документа;

 

-

Организация-разработчик;

 

-

Область применения нормативного документа;

 

-

Наименование организации, ответственной за апробацию, ее почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты;

 

-

Наименование учреждения, непосредственно участвующего в апробации, его почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты;

 

 

Сроки апробации;

 

-

Объект, на котором проводится апробация;

 

-

Методология, последовательность и алгоритм апробации;

 

-

Критерии оценки результатов апробации;

 

-

Вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате апробации;

 

-

Форма отчета о проведении апробации;

 

-

 

Заключение о возможности практического применения (необходимости, целесообразности утверждения) проходившего апробацию нормативного документа.

 

При проведении клинических исследований в протоколе должны быть дополнительно отражены:

 

-

Форма информированного согласия пациентов на участие в исследовании;

 

-

Методология рандомизации;

 

-

Описание групп сравнения (контрольных групп);

 

-

Порядок оценки и документирования побочных эффектов и развития осложнений;

 

-

Порядок включения и исключения пациентов из исследования;

 

-

Параметры оценки качества жизни при выполнении исследования, (параметры внешней оценки и параметры самооценки пациентом, вопросники);

 

-

Оценка стоимости выполнения требований нормативного документа.

    

    

 

Приложение 2

к отраслевому стандарту

"Порядок апробации и

опытного внедрения проектов

нормативных документов

системы стандартизации

в здравоохранении"

N 91500.01.0002-2000

 

    

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

 

Программа опытного внедрения проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении должна содержать следующие разделы:

 

-

Наименование нормативного документа;

 

-

Организация-разработчик;

 

-

Область применения нормативного документа;

 

-

Наименование организации, ответственной за опытное внедрение, ее почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты;

 

-

Наименование учреждения, непосредственно участвующего в опытном внедрении, его почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты;

 

-

Сроки опытного внедрения;

 

-

Объект, на котором проводится опытное внедрение;

 

-

Методология, последовательность и алгоритм опытного внедрения;

 

-

Критерии оценки результатов опытного внедрения;

 

-

Вопросы, на которые должны был получены ответы в результате опытного внедрения;

 

-

Форма отчета о проведении опытного внедрения;

 

-

Заключение о целесообразности окончательного утверждения проходившего опытное внедрение нормативного документа в статусе отраслевого стандарта, стандарта административно-территориальной единицы или стандарта предприятия.

 

 

 

Текст документа сверен по:

официальная рассылка