МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
4 апреля 2003 г.
N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях обеспечения профилактики заболеваемости детей в
образовательных учреждениях, улучшения состояния их здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить:
1. Инструкцию по внедрению оздоровительных технологий в
деятельность образовательных учреждений, согласованную с
Министерством образования Российской Федерации (Приложение N 1).
2. Рекомендуемый перечень оборудования и методик по внедрению
оздоровительных технологий в деятельность образовательных
учреждений, согласованный с Министерством образования Российской
Федерации (Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 04.04.2003 г. N 139
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения.
Формирование здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной
мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса,
образа жизни ребенка.
Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее
интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся
заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и
соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические
нарушения.
Кроме того, значительной медико-социальной проблемой
сегодняшнего дня является высокий травматизм детей, как в быту,
так и в условиях школы, в том числе, при занятиях физической
культурой.
Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья
детей, 20% составляют факторы внутри школьной среды.
В связи с изложенным, внедрение оздоровительных технологий в
деятельность образовательных учреждений позволит обеспечить
профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья
учащихся.
Использование различных оздоровительных технологий в
деятельности образовательных учреждений основывается на
результатах профилактических осмотров учащихся, данных о состоянии
здоровья каждого учащегося и результатах динамического наблюдения
за учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Осуществление оздоровительных технологий в образовательном
учреждении предполагает совместную деятельность администрации
образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала
детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.
Оздоровительная работа в образовательных учреждениях
проводится под методическим руководством органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения.
II. Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных
технологий в деятельность образовательных учреждений:
- комплексность использования оздоровительных технологий с
учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного
процесса, условий обучения, воспитания;
- непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в
течение года;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех
учащихся;
- интеграция оздоровительных технологий в образовательный
процесс;
- преимущественное применение немедикаментозных средств
оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих
защитные силы организма;
- использование простых и доступных технологий;
- формирование положительной мотивации у учащихся,
медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных
мероприятий;
- реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников,
охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей,
имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;
- обучение всех участников образовательного процесса методикам
самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
- повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий
за счет соблюдения в образовательных учреждениях
санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования
к освещению, оборудованию и планировке образовательных учреждений,
режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке,
организации физического воспитания и питания учащихся и др.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 04.04.2003 г. N 139
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДИК ПО ВНЕДРЕНИЮ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Для повышения физической подготовленности детей
целесообразно использование тренажерных устройств:
1.1. велосипед, велоэргометр;
1.2. третбан;
1.3. степпер;
1.4. гребной эргометр;
1.5. батут тренировочный малый;
1.6. перекладина передвижная (облегченный по величине нагрузки
вариант тренажера).
2. Для профилактики и лечения близорукости, амблиопии,
косоглазия, гиперметропии и др. заболеваний глаз могут
использоваться приборы цветоимпульсной терапии - относящиеся к
новому направлению медицины. С целью охраны органа зрения у детей
рекомендуется использование офтальмотренажеров.
3. Для профилактики острых респираторных заболеваний,
аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической
патологии органов дыхания, повышения иммунологической
резистентности организма, снижения контагиозности в период подъема
заболеваемости острыми респираторными инфекциями рекомендуется
аэроионотерапия, поляризованный полихроматический свет,
ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы,
спортивный зал, столовая и т.д.).
5. Для санации верхних и нижних отделов дыхательных путей,
профилактики заболеваний органов дыхания рекомендуется применение
ингаляционной терапии.
6. С целью охраны психического здоровья детей и профилактики
психосоматической патологии целесообразна организация кабинета
психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная
мебель и т.д.).
7. Рекомендуемые методики для проведения оздоровительной
работы в образовательных учреждениях:
7.1. Для повышения резистентности организма ребенка к внешним
воздействиям, в том числе бактериальным, снижения частоты острых и
обострений хронических заболеваний рекомендуется применение
фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).
7.2. Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего
или тонизирующего действия применяется ароматерапия - ароматизация
помещений эфирными маслами растительного происхождения.
7.3. С целью повышения резистентности организма и для
общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение
профилактической витаминизации детей в течение учебного года,
использование витаминных напитков, адаптогенов растительного
происхождения (элеутерококк, женьшень и др.).
7.4. Для профилактики возникновения нарушений
опорно-двигательного аппарата, коррекции нарушенной функции при
патологии костно-мышечной системы, рекомендуется создание
благоприятного двигательного режима учащихся с учетом возраста и
состояния здоровья, использование на занятиях физической культурой
коррегирующей гимнастики с применением вспомогательных тренажерных
средств.
7.5. Для организации рационального питания учащихся, коррекции
функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты
обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта
рационально внедрение в образовательных учреждениях принципа
щадящего питания, а также включение в рацион питания специальных
продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.
7.6. С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления
учащихся с патологией органа зрения рекомендуется проведение
специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна
офтальмокоррекция - это воздействие на зрительный анализатор
основных цветов: красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого,
фиолетового.
|