Минздрав РФ: Приказ от 04.04.2003 N 139
Утвержден 04.04.2003
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Скачать (5,3 Кб)
           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                                 ПРИКАЗ
 
                            4 апреля 2003 г.
 
                                 N 139
 
                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
                ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
               В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
 
       В целях   обеспечения   профилактики  заболеваемости  детей  в
   образовательных учреждениях, улучшения состояния их здоровья
       ПРИКАЗЫВАЮ:
       Утвердить:
       1. Инструкцию   по   внедрению  оздоровительных  технологий  в
   деятельность   образовательных   учреждений,    согласованную    с
   Министерством образования Российской Федерации (Приложение N 1). 
       2. Рекомендуемый перечень оборудования и методик по  внедрению
   оздоровительных    технологий   в   деятельность   образовательных
   учреждений,  согласованный с Министерством образования  Российской
   Федерации (Приложение N 2). 
 
                                                              Министр
                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
 
 
 
 
                                                       Приложение N 1
                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                            приказом Минздрава России
                                               от 04.04.2003 г. N 139
 
                               ИНСТРУКЦИЯ
                ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
               В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
 
       I. Общие положения.
       Формирование здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной
   мере зависит от условий  обучения,  характера  учебного  процесса,
   образа жизни ребенка.
       Сегодня к основным классам болезней,  частота которых наиболее
   интенсивно  возрастает  в  процессе школьного обучения,  относятся
   заболевания глаза и его придаточного аппарата,  костно-мышечной  и
   соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические
   нарушения.
       Кроме того,     значительной    медико-социальной    проблемой
   сегодняшнего дня является высокий травматизм детей,  как  в  быту,
   так  и  в  условиях  школы,  в том числе,  при занятиях физической
   культурой.
       Среди социальных  факторов,  влияющих на формирование здоровья
   детей, 20% составляют факторы внутри школьной среды.
       В связи  с изложенным,  внедрение оздоровительных технологий в
   деятельность  образовательных   учреждений   позволит   обеспечить
   профилактику  заболеваний,  добиться  улучшения состояния здоровья
   учащихся.
       Использование различных     оздоровительных    технологий    в
   деятельности   образовательных    учреждений    основывается    на
   результатах профилактических осмотров учащихся, данных о состоянии
   здоровья каждого учащегося и результатах динамического  наблюдения
   за учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
       Осуществление оздоровительных  технологий  в   образовательном
   учреждении   предполагает  совместную  деятельность  администрации
   образовательных  учреждений,  педагогов,  медицинского   персонала
   детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.
       Оздоровительная работа    в    образовательных     учреждениях
   проводится   под   методическим  руководством  органов  управления
   здравоохранением и учреждений здравоохранения.
 
       II. Основные принципы внедрения и  реализации  оздоровительных
   технологий в деятельность образовательных учреждений:
       - комплексность  использования  оздоровительных  технологий  с
   учетом  состояния  здоровья  учащихся,  структуры образовательного
   процесса, условий обучения, воспитания;
       - непрерывность   проведения   оздоровительных  мероприятий  в
   течение года;
       - максимальный   охват   оздоровительными  мероприятиями  всех
   учащихся;
       - интеграция   оздоровительных  технологий  в  образовательный
   процесс;
       - преимущественное    применение   немедикаментозных   средств
   оздоровления,   широкое   использование   средств,   стимулирующих
   защитные силы организма;
       - использование простых и доступных  технологий;
       - формирование    положительной    мотивации    у    учащихся,
   медицинского персонала и педагогов  к  проведению  оздоровительных
   мероприятий;
       - реализация   в   условиях   образовательного  учреждения  на
   индивидуальном  и  групповом  уровне  мероприятий   по   повышению
   двигательной активности,  закаливанию обучающихся,  воспитанников,
   охране психического  здоровья,  а  также  по  оздоровлению  детей,
   имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;
       - обучение всех участников образовательного процесса методикам
   самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
       - повышение эффективности системы оздоровительных  мероприятий
   за     счет     соблюдения     в    образовательных    учреждениях
   санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования
   к освещению, оборудованию и планировке образовательных учреждений,
   режиму  учебно-воспитательного  процесса   и   учебной   нагрузке,
   организации физического воспитания и питания учащихся и др.
 
 
 
 
                                                       Приложение N 2
                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                            приказом Минздрава России
                                               от 04.04.2003 г. N 139
 
                         РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
                  ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДИК ПО ВНЕДРЕНИЮ
               ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
 
       1. Для    повышения    физической    подготовленности    детей
   целесообразно использование тренажерных устройств:
       1.1. велосипед, велоэргометр;
       1.2. третбан;
       1.3. степпер;
       1.4. гребной эргометр;
       1.5. батут тренировочный малый;
       1.6. перекладина передвижная (облегченный по величине нагрузки
   вариант тренажера).
       2. Для  профилактики  и   лечения   близорукости,   амблиопии,
   косоглазия,   гиперметропии   и   др.   заболеваний   глаз   могут
   использоваться приборы цветоимпульсной  терапии  -  относящиеся  к
   новому направлению медицины.  С целью охраны органа зрения у детей
   рекомендуется использование офтальмотренажеров.
       3. Для   профилактики   острых   респираторных    заболеваний,
   аллергических  болезней,  снижения  частоты обострения хронической
   патологии    органов    дыхания,    повышения     иммунологической
   резистентности организма, снижения контагиозности в период подъема
   заболеваемости  острыми  респираторными  инфекциями  рекомендуется
   аэроионотерапия,     поляризованный     полихроматический    свет,
   ультрафиолетовое излучение  -  для  облучения  помещений  (классы,
   спортивный зал, столовая и т.д.).
       5. Для санации верхних и  нижних  отделов  дыхательных  путей,
   профилактики  заболеваний органов дыхания рекомендуется применение
   ингаляционной терапии.
       6. С  целью  охраны психического здоровья детей и профилактики
   психосоматической  патологии  целесообразна  организация  кабинета
   психологической   разгрузки   (видео-аудиоаппаратура,  специальная
   мебель и т.д.).
       7. Рекомендуемые   методики   для  проведения  оздоровительной
   работы в образовательных учреждениях:
       7.1. Для  повышения резистентности организма ребенка к внешним
   воздействиям, в том числе бактериальным, снижения частоты острых и
   обострений   хронических   заболеваний   рекомендуется  применение
   фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).
       7.2. Для повышения сопротивляемости организма,  успокаивающего
   или тонизирующего действия применяется ароматерапия - ароматизация
   помещений эфирными маслами растительного происхождения.
       7.3. С  целью  повышения  резистентности   организма   и   для
   общеукрепляющего      воздействия     рекомендуется     проведение
   профилактической витаминизации  детей  в  течение  учебного  года,
   использование   витаминных   напитков,  адаптогенов  растительного
   происхождения (элеутерококк, женьшень и др.).
       7.4. Для       профилактики       возникновения      нарушений
   опорно-двигательного аппарата,  коррекции нарушенной  функции  при
   патологии    костно-мышечной   системы,   рекомендуется   создание
   благоприятного двигательного режима учащихся с учетом  возраста  и
   состояния здоровья, использование на занятиях физической культурой
   коррегирующей гимнастики с применением вспомогательных тренажерных
   средств.
       7.5. Для организации рационального питания учащихся, коррекции
   функциональных  нарушений  органов  пищеварения,  снижения частоты
   обострений   заболеваний   органов   желудочно-кишечного    тракта
   рационально   внедрение  в  образовательных  учреждениях  принципа
   щадящего питания,  а также включение в рацион питания  специальных
   продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.
       7.6. С целью  профилактики  нарушений  зрения  и  оздоровления
   учащихся  с  патологией  органа  зрения  рекомендуется  проведение
   специальной   гимнастики    для    глаз.    Особенно    эффективна
   офтальмокоррекция  -  это  воздействие  на  зрительный  анализатор
   основных цветов:  красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого,
   фиолетового.