Минздрав РФ: Приказ от 21.03.2003 N 114
Утвержден 21.03.2003
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГОДЫ"
Скачать (19,7 Кб)

             МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                 ПРИКАЗ

 

                            21 марта 2003 г.

 

                                 N 114

 

                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

                 "ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

                           НА 2003-2010 ГОДЫ"

 

       В целях  реализации  Концепции  охраны  здоровья  здоровых   в

   Российской Федерации

       ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. Утвердить  отраслевую  Программу   "Охрана   и   укрепление

   здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение N 1).

       2. Утвердить  план мероприятий по реализации Программы "Охрана

   и  укрепление  здоровья  здоровых на 2003-2010  годы"  (приложение

   N 2).

       3. Контроль за исполнением  настоящего  приказа  возложить  на

   Первого  заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации

   А.И.Вялкова.

 

                                                              Министр

                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

                                                       Приложение N 1

                                           к приказу Минздрава России

                                               от 21.03.2003 г. N 114

 

                          ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА

          "ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."

 

                                ПАСПОРТ

                          ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

        "ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."

 

   ------------------------------------------------------------------

   | Наименование|     "Охрана и укрепление здоровья здоровых на    |

   |  Программы  |                   2003-2010 гг."                 |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Основание для|Решение Коллегии Минздрава России от 20 марта 2002|

   |разработки   |г.  протокол  N  6  "О  ходе  реализации Концепции|

   |Программы    |развития  здравоохранения  и  медицинской   науки,|

   |             |задачах на 2001-2005 гг.  и на период до 2010 г.".|

   |             |Решение Коллегии Минздрава России от 25 июня  2002|

   |             |года  протокол  N  12 "О Концепции охраны здоровья|

   |             |здоровых в Российской Федерации"                  |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Заказчик     |Министерство здравоохранения Российской Федерации |

   |Программы    |                                                  |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Основные     |Минздрав России, Российская  академия  медицинских|

   |разработчики |наук (по согласованию),                           |

   |Программы    |Российский   научный    центр    восстановительной|

   |             |медицины и курортологии Минздрава РФ              |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Цели и задачи|Реализация стратегии    организации    и  развития|

   |Программы,   |системы охраны и укрепления здоровья у здоровых  и|

   |важнейшие    |практически здоровых лиц;                         |

   |целевые      |- проведение   реструктуризации  профилактического|

   |показатели   |звена  системы  здравоохранения, предусматривающей|

   |             |усиление существующих    Центров    и    отделений|

   |             |медицинской  профилактики,  санаторно  - курортных|

   |             |учреждений,   Центров   спортивной   медицины    и|

   |             |физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских|

   |             |подразделений в образовательных учреждениях  и  на|

   |             |предприятиях   внедрением  современных  технологий|

   |             |превентивной медицинской помощи (оздоровления);   |

   |             |- создание  сети  Центров   Здоровья   в   составе|

   |             |современных оздоровительно   -    реабилитационных|

   |             |комплексов,  объединяющих  потоки  здоровых  лиц и|

   |             |больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на|

   |             |основе       единой      технологической      базы|

   |             |восстановительной медицины  и  высокого   качества|

   |             |сервисных услуг;                                  |

   |             |- разработка нормативно -  правовой  документации,|

   |             |предусматривающей   создание   службы   охраны   и|

   |             |укрепления здоровья  здорового  человека,  включая|

   |             |все   необходимые   ее   составляющие:   структуру|

   |             |профильных  организаций  и  подразделений,  табель|

   |             |оснащения,    стандарты   оздоровительных   услуг,|

   |             |ресурсное обеспечение,  подготовку кадров, порядок|

   |             |финансирования   и  взаимодействия  со  страховыми|

   |             |компаниями,  преемственность с другими службами  и|

   |             |организациями системы здравоохранения;            |

   |             |- разработка   перспективных,   увеличение  объема|

   |             |быстрое  и  эффективное   внедрение   существующих|

   |             |оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья|

   |             |и профилактике заболеваний;                       |

   |             |- укрепление,  сохранение   здоровья,   сокращение|

   |             |сроков    восстановления    здоровья    (сниженных|

   |             |функциональных   резервов)   путем   внедрения   в|

   |             |практику   здравоохранения   современных   методов|

   |             |экспресс    -    диагностики     и     комплексных|

   |             |оздоровительных  программ  с  использованием всего|

   |             |арсенала немедикаментозных средств;               |

   |             |- развитие   и   сохранение  трудового  потенциала|

   |             |страны,  реализация человеком своих  способностей,|

   |             |формирование   и    сохранение   профессионального|

   |             |здоровья, профессионального долголетия;           |

   |             |- увеличение  продолжительности жизни населения за|

   |             |счет поддержания резервов  здоровья  и  реализации|

   |             |здоровьесберегающих  технологий,  путем сокращения|

   |             |заболеваемости   и   травматизма,   предупреждения|

   |             |преждевременной  и  предотвратимой  смертности,  в|

   |             |первую  очередь,  в   трудоспособных   и   детских|

   |             |возрастах;                                        |

   |             |- определение   способностей,    индивидуальности,|

   |             |формирование личности человека,  мотивации к труду|

   |             |и здоровому  образу  жизни,  уверенности  в  своем|

   |             |здоровье для достижения высоких результатов;      |

   |             |- обеспечение межведомственного  и многоуровневого|

   |             |подходов  в  вопросах  повышения  качества  жизни,|

   |             |улучшения условий труда,  быта и отдыха населения,|

   |             |формирования  здорового  образа  жизни;           |

   |             |- развитие  комплексной  системы  профессиональной|

   |             |подготовки   и   переподготовки,  систематического|

   |             |повышения квалификации кадров для работы в системе|

   |             |охраны и укрепления здоровья здоровых;            |

   |             |- создание и  апробация   системы  информационного|

   |             |обеспечения  решения  проблем  охраны и укрепления|

   |             |здоровья здоровых;                                |

   |             |- обеспечение    развития    специальных   научных|

   |             |исследований,  разработка и внедрение  эффективных|

   |             |форм   и   методов   рационального   использования|

   |             |ресурсов  здравоохранения  и  укрепления  здоровья|

   |             |населения;                                        |

   |             |- формирование  профессионального  и   социального|

   |             |статуса  специалистов  системы охраны и укрепления|

   |             |здоровья здоровых;                                |

   |             |- обеспечение социальной защищенности специалистов|

   |             |системы охраны и укрепления здоровья здоровых;    |

   |             |- содействие  развитию профессиональных ассоциаций|

   |             |и  привлечение  их  к  реформированию  в   области|

   |             |системы охраны и укрепления здоровья здоровых.    |

   |----------------------------------------------------------------|

   |          Сроки реализации Программы 2003-2010 годы             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |Перечень     |- нормативно - правовое обеспечение системы охраны|

   |основных     |и укрепления здоровья здоровых;                   |

   |разделов     |- организация управления деятельностью  в  системе|

   |Программы    |охраны и укрепления здоровья здоровых;            |

   |             |- кадровое обеспечение системы охраны и укрепления|

   |             |здоровья здоровых;                                |

   |             |- нормативно   -    технологическое    обеспечение|

   |             |строительства  и  размещения  кабинетов  и центров|

   |             |здоровья;                                         |

   |             |- информационное    обеспечение    и    управление|

   |             |Программой;                                       |

   |             |- научное обеспечение внедрения системы  охраны  и|

   |             |укрепления здоровья здоровых                      |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Исполнители  |Минздрав России,  Российская академия  медицинских|

   |основных     |наук  (по согласованию),  Российская академия наук|

   |мероприятий  |(по  согласованию),   Российский   научный   центр|

   |Программы    |восстановительной    медицины    и    курортологии|

   |             |Минздрава   РФ,    Ассоциация    восстановительной|

   |             |медицины, ФОМС и ФСС                              |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Ожидаемые    |- Повышение     медицинской     и    экономической|

   |конечные     |эффективности  деятельности  Центров  и  отделений|

   |результаты   |медицинской профилактики,  санаторно  -  курортных|

   |реализации   |учреждений,   Центров   спортивной   медицины    и|

   |Программы    |физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских|

   |             |подразделений в образовательных учреждениях  и  на|

   |             |предприятиях   внедрением  современных  технологий|

   |             |превентивной медицинской помощи (оздоровления);   |

   |             |- создание   основ  системы  охраны  и  укрепления|

   |             |здоровья здоровых;                                |

   |             |- создание   сети  кабинетов  и  Центров  здоровья|

   |             |здорового человека;                               |

   |             |- рациональное  использование бюджетных средств на|

   |             |профилактику болезней;                            |

   |             |- создание    системы    формирования,   активного|

   |             |сохранения,  восстановления и укрепления  здоровья|

   |             |людей;                                            |

   |             |- повышение   вероятности   реализации   человеком|

   |             |потенциала    здоровья    для   ведения   активной|

   |             |производственной, социальной и личной жизни;      |

   |             |- создание  предпосылок  снижения  преждевременной|

   |             |смертности,     заболеваемости,      инвалидизации|

   |             |населения,  увеличения средней продолжительности и|

   |             |качества жизни, улучшения демографической ситуации|

   |             |в стране;                                         |

   |             |- удовлетворение спроса населения на  доступную  и|

   |             |своевременную   медико   -   санитарную  помощь  и|

   |             |повышение ее эффективности и качества (экспресс  -|

   |             |диагностика,   оздоровительно  -  реабилитационные|

   |             |мероприятия).                                     |

   |-------------+--------------------------------------------------|

   |Система      |Управление и  контроль  за  реализацией  программы|

   |организации  |осуществляются   Минздравом   России   и  органами|

   |контроля за  |управления здравоохранением  субъектов  Российской|

   |исполнением  |Федерации.   Основные   направления   и  положения|

   |Программы    |программы ежегодно  уточняются  и  контролируются,|

   |             |исходя  из  хода  ее  выполнения  и  эффективности|

   |             |использования средств.                            |

   ------------------------------------------------------------------

 

             СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

                    ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

       Формирование государственной   политики  охраны  и  укрепления

   здоровья здоровых и практически здоровых  лиц  является  одной  из

   приоритетных   задач   отечественной  системы  здравоохранения.  В

   соответствии  со  стратегическим   планом   мероприятий   развития

   отрасли,  принятым  в  марте  2001  г.  на  заседании  расширенной

   коллегии Минздрава России,  получает развитие принципиально  новое

   направление деятельности - переход от системы,  ориентированной на

   лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной

   на   приоритете   здорового   образа   жизни   и  направленной  на

   профилактику болезней.

       Актуальность решения  этой  проблемы   продолжает   оставаться

   высокой  в  связи  с  тем,  что,  несмотря на отдельные позитивные

   тенденции,  показатели здоровья  и  состояния  здравоохранения,  в

   целом,  находятся на неудовлетворительном уровне.  Сложные условия

   экономического и социального развития  государства  проявились,  в

   частности,   в   крайне   высоких   показателях  заболеваемости  и

   смертности,  низких уровнях рождаемости, состояния здоровья матери

   и детей,  качества питания, особенно незащищенных слоев населения,

   в  углублении   социальной   дифференциации.   Особую   значимость

   профилактических  программ  определяет  тот факт,  что в последнее

   десятилетие прогрессируют социально  зависимые  и  профессионально

   обусловленные  дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы,

   социально - экологическое утомление и переутомление, стрессогенные

   заболевания).  После  болезней  системы  кровообращения  вторыми в

   структуре причин смерти  стали  несчастные  случаи,  отравления  и

   травмы.  На  протяжении  многих  лет  общие тенденции в смертности

   населения страны определяет  ситуация  со  сверхсмертностью  людей

   рабочих  возрастов.  Так,  по  данным  Государственного  доклада о

   состоянии здоровья  населения  России,  среди  умерших  в  рабочих

   возрастах мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности

   в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически

   развитых  странах.  С  каждым  годом  в  структуре  заболеваемости

   увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.

       Одним из  эффективных  путей  выхода  из  сложившейся ситуации

   является  увеличение  потенциала   здоровья   здоровых   лиц.   И,

   во-вторых,   возвращение  здоровья  больным,  больным  вне  стадии

   обострения,  лицам,  находящимся в состоянии предболезни,  за счет

   системы методов восстановительной медицины.

       Наряду с  вышеназванными,  потребность  в  системном   решении

   проблемы,  связанной  с  усилением  мер  по  охране  и  укреплению

   здоровья  здоровых  в  Российской  Федерации  определяется   также

   следующими основными обстоятельствами:

       - необходимостью обеспечения здоровой,  активной и  творческой

   жизни  населения  как  основной  задачи государственной социальной

   политики;

       - признанием роли здоровья населения как  стратегического

   потенциала,  фактора  национальной  безопасности,  стабильности  и

   благополучия общества;

       - высокой   экономической   эффективностью    профилактических

   программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);

       - необходимостью  ориентации  на   здоровье   как   социальное

   свойство  личности,  обеспечивающее  в условиях рыночной экономики

   конкурентоспособность,   благополучие   семьи,    профессиональное

   долголетие, обеспеченную старость;

       - необходимостью  формирования  культуры  здоровья,   широкого

   внедрения  информативных методов самооценки и эффективных способов

   самооздоровления.

       Под понятием  "здоровье здоровых" понимается здоровье тех 5-7%

   от общей численности населения,  как у  нас,  так  и  за  рубежом,

   которые считаются абсолютно здоровыми.  И, во-вторых, это здоровье

   70-75%  людей,  которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии

   устойчивой ремиссии.

       Охрана здоровья  здорового  человека  в  Российской  Федерации

   включает     совокупность     мер     политического,    духовного,

   экономического,  правового,  социального,  культурного,  научного,

   медицинского, санитарно  - эпидемического характера,  направленных

   на оптимизацию условий  для  формирования,  активного  сохранения,

   восстановления  и  укрепления  здоровья,  обеспечивающих  снижение

   заболеваемости  и  увеличение  популяции  здоровых  и  практически

   здоровых людей.

       В качестве наиболее оптимальной  методологии  охраны  здоровья

   здоровых,   в  соответствии  со  стратегией  ВОЗ,  рассматривается

   мониторинг функциональных резервов,  донозологическая  диагностика

   на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная

   коррекция функционального состояния.

       Для того,   чтобы   прогнозировать   состояние  функциональных

   резервов,  необходимо  применять  определенную   классификацию   и

   методические   подходы.   В  клинической  медицине  с  этой  целью

   изучаются этиология и патогенез заболеваний.  Когда  речь  идет  о

   донозологических    и    преморбидных    состояниях   используются

   методологические подходы теории стресса и адаптации.

       Адаптационные возможности     организма     (способность     к

   уравновешиванию   с   окружающей   средой)   являются   одним   из

   фундаментальных  свойств живой системы.  Здоровье как определенный

   уровень адаптационных возможностей  организма  (адаптоспособность,

   или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза,

   который следует  рассматривать  в  качестве  конечного  результата

   деятельности  многочисленных  функциональных  систем,  как целевую

   функцию многоуровневого иерархического управления в организме.  На

   основе  представлений  об  адаптации  и  гомеостазе  предложен ряд

   классификаций  уровней  здоровья,  одна   из  которых включает   4

   градации:  1)  удовлетворительная  адаптация  организма к условиям

   окружающей   среды.   Достаточные    функциональные    возможности

   организма;  2)  состояние напряжения адаптационных механизмов;  3)

   неудовлетворительная адаптация  организма  к  условиям  окружающей

   среды.  Снижение  функциональных  возможностей организма;  4) срыв

   адаптации  (полом  адаптационного  механизма).   Резкое   снижение

   функциональных возможностей организма.

       Представленная классификация      функциональных     состояний

   одновременно  является  и  шкалой  для  измерения   адаптационного

   потенциала   (АП),   который   определяется   не  столько  уровнем

   активности  функциональных  систем,  сколько  их   функциональными

   резервами  и  степенью  напряжения  регуляторных  систем.  Степень

   напряжения  при  этом  может  быть  охарактеризована  показателями

   вегетативного гомеостаза, а также иммунобиохимическими параметрами

   метаболизма и его регуляции.

       При этом  оценка   функционального   состояния   не   является

   самоцелью,  а  лишь  обосновывает  выбор  адекватных  способов его

   коррекции (оздоровления).

       В этом    отношении   следует   отметить,   что   Министерство

   здравоохранения  Российской  Федерации,   РАМН   уделяют   большое

   внимание  вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья

   и    профилактики    неинфекционных    заболеваний.    Существенно

   активизировались  в  последние  годы  созданные Центры и отделения

   медицинской профилактики.  Однако приходится констатировать, что в

   силу  ряда  причин,  и,  прежде всего,  из-за низкой материально -

   технической  оснащенности,  недостаточного  методического  уровня,

   отсутствия  квалифицированных  кадров  и  системы  их  подготовки,

   реальные возможности данных организаций существенно ограничены. Не

   создана    модель   оказания   превентивной   медицинской   помощи

   (оздоровления) предусмотренная стратегией ВОЗ "Здоровье для всех к

   2000  г."  Несмотря на кажущееся изобилие самых различных способов

   оценки  функционального  состояния  человека   и   оздоровительных

   технологий,   консенсуса   ученых   по  унифицированным  методикам

   донозологической диагностики и коррекции функциональных  нарушений

   пока  не  достигнуто.  В  этом сказывается,  вероятно,  отсутствие

   единых  требований  к  их  разработке  с   позиций   доказательной

   медицины,   а   также   контрольно  -  разрешительного  регламента

   Минздрава России по их  внедрению  в  практику.  Кроме  того,  как

   известно,    донозологическая    диагностика    должна    отвечать

   определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям -

   должна    быть    экспрессивной,    неинвазивной,   фундаментально

   обоснованной и апробированной на  достаточно  широком  контингенте

   людей.

       Вместе с  тем,  целый  ряд  разработок   уже   отвечают   этим

   критериям.  В  этом  плане  можно  отметить  созданные аппаратно -

   программные   комплексы    полипараметрической    донозологической

   диагностики   (НИИ  нормальной  физиологии  РАМН),  методы  оценки

   профессионального здоровья человека - оператора (НИИ авиационной и

   космической  медицины  МО РФ) систему оценки физического состояния

   человека (ассоциация "Народный спорт-парк")

       Опыт отдельных    регионов    Татарстан,    Приморский   Край,

   Владимирская,  Самарская  и   другие   области   доказал   высокую

   эффективность,  разработанных  в  РНЦ восстановительной медицины и

   курортологии  Минздрава  России,   оздоровительных   программ.   В

   частности,   было   показано,  что  внедрение  метода  музыкальной

   гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3  раза

   снизить  частоту  осложненного  течения  беременности,  в  4-5 раз

   повысить долю неосложненных родов и количество  здоровых  детей  в

   возрасте  до  1 года.  Применение комплекса физиотерапевтических и

   других немедикаментозных методов  профилактики  у  часто  болеющих

   детей  способствовало  снижению  числа респираторных заболеваний в

   1.5-2 раза.

       В основу   концепции   положена   здоровьецентрическая  модель

   системы  здравоохранения,  суть  которой  состоит  в  акценте   на

   сохранении здоровья здорового человека.

       Новизна концепции состоит в том,  что, обобщая международный и

   отечественный   опыт  развития  здравоохранения,  она  интегрирует

   современные подходы в использовании  системного  анализа,  который

   дает  огромные  возможности  в  оценке  функциональных  резервов и

   донозологической диагностике в соответствии со  стадиями  развития

   адаптационного синдрома.

       Данная концепция  рассматривается  как  составная  часть  двух

   других, более общих концепций, разработанных ранее:

       1. Концепции развития здравоохранения  и  медицинской  науки в

   Российской   Федерации   (Постановление  Правительства  Российской

   Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387);

       2. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на

   период  до  2005  года   (одобрена   распоряжением   Правительства

   Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р).

       Концепция охраны  здоровья  здоровых  в  Российской  Федерации

   расширяет вышеназванные, конкретизирует их в отношении поддержки и

   укрепления  здоровья  здорового  человека,  дает  методологическую

   основу  для  внедрения  в  практику  здравоохранения принципиально

   новой   модели   организации   превентивной   медицинской   помощи

   населению.

       Особенностями представляемой Концепции являются:

       во-первых, внесение   положения   о   личной   ответственности

   человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

       во-вторых, индивидуальный подход к человеку как с точки зрения

   индивидуально   -   конституциональных   особенностей,    так    и

   количественной оценки резервных возможностей организма;

       в-третьих, создание   условий    для    внутренней    гармонии

   физического,  психического,  духовного состояния человека, а также

   гармонии с экологической и социальной средой;

       в-четвертых, преимущественное  использование обширного арсенал

   оздоровительных технологий,  реализация которых является  ключевым

   звеном представляемой Концепции;

       в-пятых,   нацеленность  на  оценку  и  реализацию  потенциала

   здоровья,   с   акцентом  на  контроль  и  оптимизация  адаптивных

   (регуляторных) возможностей человека;

       в-шестых, создание  мотивации  и использование оздоровительных

   технологий в течение всей жизни человека;

       и, наконец,  в-седьмых,  духовная составляющая, направленность

   на формирование культуры здоровья.

       Приоритетами данной программы являются:

       - доступность   мероприятий   по   экспресс - оценке состояния

   здоровья  и  оздоровлению населения вне зависимости от социального

   статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

       - приоритет оздоровительных мероприятий и профилактических мер

   в области общественного здравоохранения;

       - непрерывность  оздоровительных  мероприятий  в  течение всей

   жизни человека;

       - ответственность  человека  за свое здоровье и здоровье своих

   близких;

       - реализация  внутренней  гармонии физического,  психического,

   духовного состояния человека,  а также гармонии с экологической  и

   социальной средой;

       - направленность   на    количественную    оценку    резервных

   возможностей  организма  и  их  коррекцию для реализации человеком

   потенциала здоровья;

       - консолидация  действий  органов  исполнительной  власти всех

   уровней,  организаций  и  граждан  по  формированию  и  реализации

   комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

       - многоуровневый  подход  к  организации   оздоровительных   и

   профилактических  мероприятий  с  учетом  как  общих  потребностей

   населения  страны  в  целом,  так  и  специфических   особенностей

   населения     различных     регионов,     отдельных    социальных,

   профессиональных и возрастных групп;

       - единство  медико  -  профилактической,   оздоровительной   и

   экономической  эффективности  системы охраны и укрепления здоровья

   здоровых.

       Достижение приоритетов Программы осуществляется:

       - нормативно  -  правовым  обеспечением   системы   охраны   и

   укрепления здоровья здоровых;

       - организацией управления деятельностью  в  системе  охраны  и

   укрепления здоровья здоровых;

       - созданием комплексной системы профессиональной подготовки  и

   переподготовки  кадров  для  системы  охраны и укрепления здоровья

   здоровых;

       - информационным,   материально   -   техническим   и   научно

   методическим обеспечением внедрения системы  охраны  и  укрепления

   здоровья здоровых.

 

                        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

       Программа ставит  целью  -  реализацию стратегии организации и

   развития охраны и укрепления здоровья  у  здоровых  и  практически

   здоровых лиц.

       Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:

       - разработка и внедрение нормативно - правовой,  материально -

   технической и  организационно  -  методической  базы  для  системы

   охраны и укрепления здоровья здоровых;

       - проведение плановой реструктуризации профилактического звена

   системы здравоохранения,  предусматривающей  усиление существующих

   Центров  и  отделений  медицинской   профилактики,   санаторно   -

   курортных учреждений,  Центров спортивной медицины и физкультурных

   диспансеров,    поликлиник,    медицинских     подразделений     в

   образовательных   учреждениях   и   на   предприятиях   внедрением

   современных    технологий    превентивной    медицинской    помощи

   (оздоровления);

       - создание  сети  кабинетов  и  Центров  здоровья  в   составе

   современных оздоровительно    -    реабилитационных    комплексов,

   объединяющих  потоки  здоровых  лиц  и  больных,   нуждающихся   в

   медицинской  реабилитации  на  основе  единой технологической базы

   восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг;

       - развитие  комплексной  системы профессиональной подготовки и

   переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для

   системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

       - создание и  апробация  системы  информационного  обеспечения

   внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

       - обеспечение  развития  специальных   научных   исследований,

   разработка  и  внедрение  эффективных форм и методов рационального

   использования  ресурсов  здравоохранения  и  укрепления   здоровья

   населения.

 

               ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

                  1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

             СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

 

       В ходе   выполнения   отраслевой  программы  предусматривается

   разработка нормативно - правовой  документации,  предусматривающей

   создание  системы охраны и укрепления здоровья здорового человека,

   включая все  необходимые  ее  составляющие:  структуру  профильных

   организаций   и   подразделений,   табель   оснащения,   стандарты

   оздоровительных услуг,  ресурсное обеспечение,  подготовку кадров,

   порядок  финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями,

   преемственность  с  другими  службами  и   организациями   системы

   здравоохранения.

       Требуется разработать   отраслевые   стандарты    и    систему

   управления  качеством  на  медико - профилактические и спортивно -

   оздоровительные услуги в системе охраны здоровья здоровых людей.

       Планируется:

       разработать и  утвердить  систему государственной статистики в

   сфере охраны здоровья здоровых;

       обосновать нормативно  -  правовую  документацию  и разработка

   лечебных программ по охране профессионального здоровья работающего

   населения;

       разработать требования   и   утвердить   нормы   использования

   немедикаментозных средств  и  методов  коррекции  в  целях  охраны

   здоровья,  а  также  отраслевых  стандартов  услуг  в сфере охраны

   здоровья здоровых;

       разработать штатную структуру,  перечень методик, технологий и

   оборудования для типового Центра здоровья здорового человека;

       разработать формы   предоставления  оздоровительных  услуг  на

   основе положений добровольного медицинского страхования;

       разработать системы   обязательного  медицинского  страхования

   рисков   утраты   здоровья   и   финансирования    оздоровительных

   мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.

 

           2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ

                 ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

 

       Исходя из целесообразности оптимизации использования  ресурсов

   здравоохранения,  улучшения  медицинского обслуживания населения и

   реализации  Концепции  охраны  здоровья  здоровых   в   Российской

   Федерации,  настоящей  Программой в целях оптимизации всей системы

   организационно - технологического  обеспечения  системы  охраны  и

   укрепления  здоровья  здорового  человека  и  также других лечебно

   - профилактических учреждений  страны  предусматривается  комплекс

   мероприятий, в частности:

       внедрение информационных технологий  и  создание  базы  данных

   учреждений  в  сфере  охраны  здоровья  здоровых и оказываемых ими

   услуг;

       разработка и  обоснование и нормативно - правовой документации

   на создание Федерального и региональных институтов здоровья;

       разработка предложений по системе  государственного  заказа  и

   внедрению   научно  -  технической  продукции  и  методик  высоких

   технологий (в т.ч.  телемедицины) в  практику  работы  учреждений,

   задействованных в сфере охраны здоровья здоровых;

       реализация мероприятий  по  организации  кабинетов  и  центров

   здоровья в системе охраны здоровья здоровых;

       внедрение мониторинга   здоровья  и  создание  базы  данных  о

   резервах здоровья здорового человека;

       разработка базовых   критериев   эффективности  и  показателей

   деятельности, экономического стимулирования медицинских работников

   системы   охраны   здоровья   здорового   человека  и  медицинской

   профилактики;

       разработка положений  и  организация  ведения  "Всероссийского

   реестра оздоровительных технологий".

       Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст

   импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации

   в   деятельности  по  формированию  системы  охраны  и  укрепления

   здоровья  здорового  человека  расширению  функций   преобразуемых

   лечебно -   профилактических   учреждений,   а  также  мониторингу

   результативности их деятельности.

 

                    3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

                 ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

 

       Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии

   подготовки специалистов в  области  системы  охраны  и  укрепления

   здоровья  здорового  человека  (врачей и сестринского персонала) и

   повышению их квалификации,  расширению диапазона  профессиональной

   деятельности   и   спектра   предоставляемых   медицинских  услуг.

       Планируется:

       разработка и  апробация системы (программы,  процедуры и т.п.)

   аттестации,  сертификации и лицензирования врачей системы охраны и

   укрепления здоровья здорового человека и сестринского персонала;

       разработка профессиональных  стандартов   для   всех   уровней

   деятельности по охране здоровья здоровых;

       разработка проекта государственного образовательного стандарта

   для   специалистов,  задействованных  в  системе  охраны  здоровья

   здоровых;

       разработка образовательных      программ     с     современным

   научно - методическим обеспечением,  в том числе для дистанционной

   формы обучения;

       разработка методических   подходов   и   системы    подготовки

   преподавательского   состава   по  охране  и  укреплению  здоровья

   здорового человека;

       разработка системы    образовательных    стандартов   предмета

   "Здоровье здорового человека" для до - и последипломной подготовки

   специалистов   системы  охраны  и  укрепления  здоровья  здорового

   человека;

       совершенствование учебных  и  учебно - методических материалов

   системы  охраны  и  укрепления  здоровья  здорового  человека  для

   образовательного   процесса   и   использования   в   практической

   деятельности;

       организация и  проведение научно - практических конференций по

   проблемам охраны здоровья здоровых.

       Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии

   управленческих решений органами  исполнительной  власти  субъектов

   Российской  Федерации при формировании кадровой политики,  включая

   использование социальных работников в системы охраны и  укрепления

   здоровья  здорового  человека,  внедрение  инноваций  в проведении

   аттестации врачей системы охраны и укрепления  здоровья  здорового

   человека и т.д.

 

              4. НОРМАТИВНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                      КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

 

       Для снижения затрат на внедрение системы охраны  и  укрепления

   здоровья   здоровых   Программой   предусматривается  максимальное

   использование имеющихся  мощностей  и  лишь  при  необходимости  и

   возможности  -  развертывание  новых  мощностей.  В  то  же  время

   введение системы охраны и укрепления здоровья здоровых,  изменение

   медико -  технологических  процессов  и  расширение функций и роли

   существующих  лечебно  -  профилактических  учреждений   потребуют

   развития  материально  -  технической базы за счет дооборудования,

   изменения  планировочной  структуры,   реконструкции   действующих

   учреждений  и строительства новых,  в том числе офисов (кабинетов,

   центров здоровья) системы охраны и укрепления здоровья здоровых. В

   связи  с этим необходима разработка нормативно - технической базы,

   проектно  -   конструкторской   документации   на   развертывание,

   размещение  кабинетов  и  Центров  здоровья  здорового  человека в

   соответствии с современными требованиями.

       Программой предусматривается  создание  новых  и  модернизация

   реконструируемых территориальных Центров и  отделений  медицинской

   профилактики, санаторно - курортных учреждений, Центров спортивной

   медицины  и  врачебно  -  физкультурных  диспансеров,  поликлиник,

   медицинских  подразделений  в  образовательных  учреждениях  и  на

   предприятиях,  а  также  создание  и  оборудование  в  каждом   из

   субъектов  Российской  Федерации  на  базе  одного  из  санаториев

   региональных Центров здоровья, включающих:

       - Диагностический комплекс;

       - Оздоровительно - реабилитационный комплекс;

       - Учебно - методический отдел.

 

                     5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                        И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

 

       Предусматривается создание системы информационного обеспечения

   населения и медицинских работников по проблемам системы  охраны  и

   укрепления  здоровья  здоровых,  ее организационно - методическим,

   медицинским и социальным инновациям (с использованием  электронных

   и иных средств массовой информации).

       Планируется разработка методических подходов  и  требований  к

   информационному  обеспечению внедрения системы охраны и укрепления

   здоровья здоровых.

       Периодическое издание  каталога - справочника "Диагностические

   и оздоровительные технологии восстановительной медицины".

       Внедрение целенаправленной  пропаганды здорового образа жизни,

   путей   формирования,   активного   сохранения,    укрепления    и

   восстановления здоровья человека в средствах массовой информации.

       Планируется создание на одной из  пилотных  территорий  опытно

   - экспериментальной   модели   по   отработке   использования   на

   территориальном уровне  современных  информационных  технологий  и

   установление  телекоммуникационных  связей  между  врачом  системы

   охраны и укрепления здоровья  здоровых  и  клиническими  центрами,

   другими    учреждениями   здравоохранения   для   консультирования

   пациентов и повышения профессиональных  знаний  системы  охраны  и

   укрепления здоровья здоровых.

 

                    6. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ

             СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

 

       Предусматривается формирование  научно  -  методических  основ

   комплексного решения проблем внедрения системы охраны и укрепления

   здоровья здоровых, проведение научных исследований, в том числе:

       разработка системы  мониторинга  за развитием системы охраны и

   укрепления здоровья здоровых в субъектах Российской Федерации;

       апробация на  базовых  территориях для научного сопровождения,

   реализации  и  внедрения  на   территории   субъектов   Российской

   Федерации системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

       разработка и  апробация  методологии  и  системы  оценок   (по

   комплексу  показателей)  медицинской  и  социально - экономической

   эффективности внедрения территории субъектов Российской  Федерации

   на систему охраны и укрепления здоровья здоровых;

       создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и

   разработке новых технологий в сфере охраны здоровья здоровых;

       разработка индивидуальных программ оздоровления и  медицинской

   профилактики;

       создание системы  доказательной  восстановительной   медицины,

   разработка единых критериев эффективности оздоровительных услуг на

   основе унифицированных диагностических технологий;

       разработка научно - обоснованных программ по раннему выявлению

   и профилактике наркотической  зависимости,  включая  токсикоманию,

   табакокурение и алкоголизм;

       научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских

   оздоровительных   организаций   (школ   здоровья,  оздоровительных

   лагерей и др.);

       разработка перспективных комплексных технологий оздоровления и

   восстановительного лечения часто болеющих детей  и  проживающих  в

   районах экологического неблагополучия;

       разработка методических  материалов  для  системы   охраны   и

   укрепления  здоровья  здоровых  по  осуществлению  деятельности  в

   зависимости от типа, фаз развития и особенностей территориальных и

   климатических    условий    жизни,    национальных,    возрастных,

   профессиональных особенностей населения.

       В процессе  научного  сопровождения реализации Программы будут

   продолжены  изучение  и  тиражирование  опыта  внедрения   научных

   разработок  по  системе  охраны  и  укрепления здоровья здоровых в

   регионах  путем  проведения  научно  -  практических  конференций,

   распространения    апробированных    перспективных    методических

   подходов,  а также посредством освещения в тематических  и  других

   изданиях  закономерностей  развития  системы  охраны  и укрепления

   здоровья здоровых.

 

               МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ

             УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

 

       Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на

   2003-2010 гг." будет  осуществляться  в  рамках  Концепции  охраны

   здоровья здоровых в Российской Федерации.

       Для реализации  отраслевой  программы  "Охрана  и   укрепление

   здоровья   здоровых   на   2003-2010   гг."   по  каждому  разделу

   определяется план конкретных  мероприятий  с  указанием  сроков  и

   ответственных исполнителей программных мероприятий.

       Основные направления и положения отраслевой программы ежегодно

   уточняются  и  контролируются,  исходя  из  хода  ее  выполнения и

   эффективности использования средств.

       Управление и  контроль  за  реализацией  отраслевой  программы

   осуществляется Минздравом России.

       Координацию работ по реализации Отраслевой программы "Охрана и

   укрепление   здоровья  здоровых  на  2003-2010  гг."  осуществляет

   заказчик - Министерство здравоохранения Российской Федерации.

 

           ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

       Реализация мероприятий,  предусмотренных Отраслевой программой

   "Охрана  и  укрепление  здоровья  здоровых  на   2003-2010   гг.",

   позволит:

       - повысить   медицинскую   и    экономическую    эффективность

   деятельности   Центров   и   отделений  медицинской  профилактики,

   санаторно - курортных учреждений,  Центров спортивной  медицины  и

   физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в

   образовательных учреждениях и организациях;

       - создать   основы   системы   охраны  и  укрепления  здоровья

   здоровых;

       - создать   сеть   кабинетов   и  Центров  здоровья  здорового

   человека;

       - рациональное  использовать бюджетные средств на оздоровление

   и профилактику болезней;

       - создать    систему   формирования,   активного   сохранения,

   восстановления и укрепления здоровья людей;

       - повысить   вероятность   реализации   человеком   потенциала

   здоровья  для  ведения  активной  производственной,  социальной  и

   личной жизни;

       - создать  предпосылки  снижения  преждевременной  смертности,

   заболеваемости,   инвалидизации   населения,   увеличения  средней

   продолжительности  и  качества  жизни,  улучшения  демографической

   ситуации в стране;

       - удовлетворить спрос населения на доступную  и  своевременную

   медико - санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества

   (экспресс  -  диагностика,   оздоровительно   -   реабилитационные

   мероприятия).

 

 

 

 

                                                       Приложение N 2

                                           к приказу Минздрава России

                                              от 21.03. 2003 г. N 114

 

                                  ПЛАН

             МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

       "ОХРАНА  И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 гг."

 

   --------------------------------------------------------------------

   |N/N |      Наименование      |    Срок     |   Ответственные      |

   |    |       мероприятий      | исполнения  |    исполнители       |

   |------------------------------------------------------------------|

   | 1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ |

   |                         ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ                        |

   |------------------------------------------------------------------|

   |1.1.|Разработка нормативно - |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |правовой документации,  |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |предусматривающей       |             |РАН (по согласованию) |

   |    |создание системы охраны |             |                      |

   |    |и укрепления здоровья   |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.2.|Разработка отраслевых   |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |стандартов и системы    |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |управления качеством на |             |РАН (по согласованию) |

   |    |медико -                |             |                      |

   |    |профилактические и      |             |                      |

   |    |спортивно -             |             |                      |

   |    |оздоровительные услуги  |             |                      |

   |    |в системе охраны и      |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здоровых людей          |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.3.|Разработка и утверждение|2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |системы статистической  |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |отчетности в сфере      |             |РАН (по согласованию) |

   |    |охраны и укрепления     |             |                      |

   |    |здоровья здоровых       |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.4.|Обоснование нормативно -|2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |правовой документации и |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |разработка              |             |РАН (по согласованию) |

   |    |профилактических        |             |                      |

   |    |программ по охране      |             |                      |

   |    |профессионального       |             |                      |

   |    |здоровья работающего    |             |                      |

   |    |населения               |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.5.|Разработка требований   |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |и утверждение норм      |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |использования           |             |РАН (по согласованию) |

   |    |немедикаментозных       |             |                      |

   |    |средств и методов       |             |                      |

   |    |коррекции в целях       |             |                      |

   |    |охраны здоровья, а      |             |                      |

   |    |также отраслевых        |             |                      |

   |    |стандартов услуг в      |             |                      |

   |    |сфере охраны здоровья   |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.6.|Разработать штатную     |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |структуру, перечень     |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |методик, технологий     |             |РАН (по согласованию) |

   |    |и оборудования для      |             |                      |

   |    |типового кабинета и     |             |                      |

   |    |Центра здоровья         |             |                      |

   |    |здорового человека      |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.7.|Разработать формы       |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |предоставления          |             |                      |

   |    |оздоровительных         |             |                      |

   |    |услуг на основе         |             |                      |

   |    |положений               |             |                      |

   |    |добровольного           |             |                      |

   |    |медицинского            |             |                      |

   |    |страхования             |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |1.8.|Разработать системы     |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |обязательного           |             |ФОМС и ФСС            |

   |    |медицинского            |             |                      |

   |    |страхования рисков      |             |                      |

   |    |утраты здоровья и       |             |                      |

   |    |финансирования          |             |                      |

   |    |оздоровительных         |             |                      |

   |    |мероприятий из          |             |                      |

   |    |бюджета ФОМС и ФСС      |             |                      |

   |------------------------------------------------------------------|

   |    2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ И    |

   |                    УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ                  |

   |------------------------------------------------------------------|

   |2.1.|Внедрение информационных|2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |технологий и создание   |             |                      |

   |    |базы данных учреждений  |             |                      |

   |    |в сфере охраны и        |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здоровых и оказываемых  |             |                      |

   |    |ими услуг               |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.2.|Разработка предложений  |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |по системе              |             |                      |

   |    |государственного заказа |             |                      |

   |    |и внедрению научно -    |             |                      |

   |    |технической продукции и |             |                      |

   |    |методик высоких         |             |                      |

   |    |технологий (в т.ч.      |             |                      |

   |    |телемедицины) в практику|             |                      |

   |    |заботы учреждений,      |             |                      |

   |    |задействованных в сфере |             |                      |

   |    |охраны и укрепления     |             |                      |

   |    |здоровья здоровых       |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.3 |Реализация мероприятий  |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |по организации кабинетов|             |                      |

   |    |и центров здоровья в    |             |                      |

   |    |системе охраны и        |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.4.|Внедрение мониторинга   |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |здоровья и создание базы|             |                      |

   |    |данных о резервах       |             |                      |

   |    |здоровья здорового      |             |                      |

   |    |человека                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.5.|Разработка базовых      |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |критериев эффективности |             |                      |

   |    |и показателей           |             |                      |

   |    |деятельности,           |             |                      |

   |    |экономического          |             |                      |

   |    |стимулирования          |             |                      |

   |    |медицинских работников  |             |                      |

   |    |системы охраны и        |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здорового человека и    |             |                      |

   |    |медицинской профилактики|             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.6.|Разработка положений и  |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |организация ведения     |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |"Всероссийского         |             |РАН (по согласованию) |

   |    |реестра оздоровительных |             |                      |

   |    |технологий"             |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |2.7.|Проведение конкурса     |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |среди отечественных и   |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |зарубежных              |             |РАН (по согласованию) |

   |    |производителей          |             |                      |

   |    |диагностических и       |             |                      |

   |    |оздоровительных         |             |                      |

   |    |технологий              |             |                      |

   |------------------------------------------------------------------|

   |   3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ   |

   |                              ЗДОРОВЫХ                            |

   |------------------------------------------------------------------|

   |3.1 |Разработка              |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |профессиональных        |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |стандартов для всех     |             |РАН (по согласованию) |

   |    |уровней деятельности    |             |                      |

   |    |по охране здоровья      |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.2.|Разработка проекта      |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |государственного        |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |образовательного        |             |РАН (по согласованию) |

   |    |стандарта для           |             |                      |

   |    |специалистов,           |             |                      |

   |    |задействованных в       |             |                      |

   |    |системе охраны          |             |                      |

   |    |здоровья здоровых       |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.3.|Разработка              |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |образовательных         |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |программ с современным  |             |РАН (по согласованию) |

   |    |научно - методическим   |             |                      |

   |    |обеспечением, в том     |             |                      |

   |    |числе для дистанционной |             |                      |

   |    |формы обучения          |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.4.|Разработка методических |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |подходов и системы      |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |подготовки              |             |РАН (по согласованию) |

   |    |преподавательского      |             |                      |

   |    |состава по охране и     |             |                      |

   |    |укреплению здоровья     |             |                      |

   |    |здорового человека      |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.5.|Разработка системы      |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |образовательных         |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |стандартов предмета     |             |РАН (по согласованию) |

   |    |"Здоровье здорового     |             |                      |

   |    |человека" для до-       |             |                      |

   |    |и последипломной        |             |                      |

   |    |подготовки              |             |                      |

   |    |специалистов            |             |                      |

   |    |системы охраны и        |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здорового человека      |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.6.|Совершенствование       |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |учебных и  учебно -     |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |методических            |             |РАН (по согласованию) |

   |    |материалов системы      |             |                      |

   |    |охраны и укрепления     |             |                      |

   |    |здоровья здорового      |             |                      |

   |    |человека для            |             |                      |

   |    |образовательного        |             |                      |

   |    |процесса и              |             |                      |

   |    |использования в         |             |                      |

   |    |практической            |             |                      |

   |    |деятельности            |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |3.7.|Организация и проведение|2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |научно - практических   |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |конференций по          |             |РАН (по согласованию) |

   |    |проблемам охраны        |             |                      |

   |    |здоровья здоровых       |             |                      |

   |------------------------------------------------------------------|

   | 4. НОРМАТИВНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ  |

   |                              ЗДОРОВЬЯ                            |

   |------------------------------------------------------------------|

   |4.1.|Разработка нормативно - |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |технической базы,       |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |проектно                |             |РАН (по согласованию) |

   |    |конструкторской         |             |                      |

   |    |документации для        |             |                      |

   |    |размещения кабинетов    |             |                      |

   |    |и Центров здоровья      |             |                      |

   |    |здорового человека      |             |                      |

   |    |в соответствии с        |             |                      |

   |    |современными            |             |                      |

   |    |требованиями            |             |                      |

   |------------------------------------------------------------------|

   |      5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ       |

   |------------------------------------------------------------------|

   |5.1.|Создание информационно -|2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |пропагандистской системы|             |РАМН (по согласованию)|

   |    |для населения и         |             |РАН (по согласованию) |

   |    |медицинских работников  |             |                      |

   |    |по проблемам охраны и   |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здоровых, с             |             |                      |

   |    |использованием          |             |                      |

   |    |электронных и иных      |             |                      |

   |    |средств массовой        |             |                      |

   |    |информации              |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |5.2.|Разработка методических |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |подходов и требований к |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |информационному         |             |РАН (по согласованию) |

   |    |обеспечению внедрения   |             |                      |

   |    |системы охраны и        |             |                      |

   |    |укрепления здоровья     |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |5.3.|Периодическое издание   |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |каталога - справочника  |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |"Диагностические и      |             |РАН (по согласованию) |

   |    |оздоровительные         |             |                      |

   |    |технологии              |             |                      |

   |    |восстановительной       |             |                      |

   |    |медицины"               |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |5.4.|Внедрение               |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |целенаправленной        |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |пропаганды здорового    |             |РАН (по согласованию) |

   |    |образа жизни, путей     |             |                      |

   |    |формирования, активного |             |                      |

   |    |сохранения, укрепления  |             |                      |

   |    |и восстановления        |             |                      |

   |    |здоровья человека в     |             |                      |

   |    |средствах массовой      |             |                      |

   |    |информации              |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |5.5.|Создание на одной из    |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |пилотных территорий     |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |опытно -                |             |РАН (по согласованию) |

   |    |экспериментальной       |             |                      |

   |    |модели по отработке     |             |                      |

   |    |использования           |             |                      |

   |    |на территориальном      |             |                      |

   |    |уровне современных      |             |                      |

   |    |информационных          |             |                      |

   |    |технологий.             |             |                      |

   |------------------------------------------------------------------|

   |   6. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ   |

   |                            ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ                     |

   |------------------------------------------------------------------|

   |6.1.|Организация системы     |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |мониторинга охраны и    |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |укрепления здоровья     |             |РАН (по согласованию) |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.2.|Разработка и апробация  |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |методологии и системы   |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |оценок (по комплексу    |             |РАН (по согласованию) |

   |    |показателей) медицинской|             |                      |

   |    |и социально -           |             |                      |

   |    |экономической           |             |                      |

   |    |эффективности внедрения |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.3.|Создание комплексных    |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |программ по             |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |совершенствованию       |             |РАН (по согласованию) |

   |    |новых технологий в      |             |                      |

   |    |сфере охраны здоровья   |             |                      |

   |    |здоровых                |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.4.|Разработка              |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |индивидуальных          |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |программ оздоровления и |             |РАН (по согласованию) |

   |    |медицинской профилактики|             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.5.|Создание системы        |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |доказательной           |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |восстановительной       |             |РАН (по согласованию) |

   |    |медицины, разработка    |             |                      |

   |    |единых критериев        |             |                      |

   |    |эффективности           |             |                      |

   |    |оздоровительных услуг на|             |                      |

   |    |основе унифицированных  |             |                      |

   |    |диагностических         |             |                      |

   |    |технологий.             |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.6.|Разработка научно -     |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |обоснованных программ по|             |РАМН (по согласованию)|

   |    |раннему выявлению и     |             |РАН (по согласованию) |

   |    |профилактике            |             |                      |

   |    |наркотической           |             |                      |

   |    |зависимости, включая    |             |                      |

   |    |токсикоманию,           |             |                      |

   |    |табакокурение           |             |                      |

   |    |и алкоголизм.           |             |                      |

   |----+------------------------+-------------+----------------------|

   |6.7.|Научное обоснование и   |2003-2010 гг.|Минздрав России       |

   |    |разработка оптимальной  |             |РАМН (по согласованию)|

   |    |структуры детских       |             |РАН (по согласованию) |

   |    |оздоровительных         |             |                      |

   |    |организаций             |             |                      |

   --------------------------------------------------------------------