МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
24 января 2003 г.
N 2
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОМА РЕБЕНКА
В целях охраны прав детей -
сирот и детей,
оставшихся без
попечения
родителей, и совершенствования деятельности домов
ребенка
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение об
организации деятельности дома
ребенка
(Приложение N 1).
1.2. Положение о
работе медико - психолого -
педагогической
комиссии дома ребенка (Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N
1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 24.01.2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОМА РЕБЕНКА
1. Дом ребенка создается для
оказания медицинской,
педагогической и социальной помощи
детям - сиротам
и детям,
оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются
дети с рождения и до 4-х лет.
2. Дом
ребенка - лечебно
- профилактическое учреждение,
обеспечивающее медицинскую помощь, в том
числе восстановительное
лечение,
а также комплексную медико - психолого - педагогическую
реабилитацию с использованием современных
технологий.
3. Дом ребенка возглавляет главный
врач, на должность которого
назначается специалист, имеющий профессиональное образование по
специальности "педиатрия"
и квалификационную категорию
по
указанной специальности.
4. В
своей деятельности дом
ребенка руководствуется
законодательством Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами
Минздрава России, уставом
учреждения и настоящим
Положением.
5. Дом ребенка обеспечивает:
- уход, диагностику, лечение,
реабилитацию (абилитацию) детей,
а также их воспитание, социальную адаптацию;
- организацию и проведение профилактических и лечебно -
оздоровительных мероприятий, оценку их
эффективности;
- комплексную оценку состояния здоровья
детей;
- наблюдение за состоянием
здоровья, физическим и психическим
развитием воспитанников, оказание им
медицинской помощи;
- соблюдение санитарно -
гигиенического режима, режима
дня,
организацию рационального
питания и физического
воспитания,
оптимизацию двигательного режима;
- освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации
детей;
- повышение квалификации всех категорий
специалистов дома
ребенка.
6. Прием детей в дом ребенка.
6.1. В дом ребенка принимаются
дети из родильных
домов и
других
лечебно - профилактических учреждений,
учреждений системы
МВД России, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в
нем
до 3-х летнего возраста; а дети с дефектами физического и
психического развития до 4-х летнего
возраста. В виде исключения в
дом
ребенка (общего типа) могут
приниматься дети, достигшие 3-х
летнего возраста с задержкой физического и
психоречевого развития,
обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом
в
соответствии с заключением специалистов
считается
преждевременным.
6.2. Дети из родильных домов направляются непосредственно в
группу,
из лечебно -
профилактических
учреждений, учреждений
системы МВД России, из семей - направляются в карантинную группу
или
при ее отсутствии в изолятор,
где они находятся в течение 21
дня.
В карантинной группе
(изоляторе) проводятся необходимые
лечебно - профилактические и педагогические
мероприятия.
6.3. Из карантинной группы (изолятора)
ребенок поступает в
группу. Каждое последующее
перемещение ребенка фиксируется в
"Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка"
(форма 112-1/у-00) с мотивированным
обоснованием.
6.4. В дом ребенка принимаются дети
с выпиской из
истории
развития
ребенка (медицинской карты стационарного больного) или
истории новорожденного.
В выписке из истории развития
ребенка (медицинской карты
стационарного больного) должны быть
отражены результаты следующих
инструментальных диагностических
исследований:
- электроэнцефалография;
- нейросонография (для детей 1-го года
жизни);
- эхоэнцефалография;
- электрокардиография;
- ультразвуковое исследование внутренних
органов;
- сведения о состоянии здоровья
родителей, включающие данные о
биологическом и генеалогическом анамнезе
(при их наличии);
- справка об отсутствии инфекционных
заболеваний.
7. Дом ребенка как правило создается
при наличии не менее 30
воспитанников.
8. Структура дома ребенка утверждается главным врачом в
пределах штатной численности и фонда оплаты
труда.
9. Рекомендуемая структура учреждения:
- групповое помещение (группа) - игровая комната, спальное
помещение, санитарная комната;
- изолятор (не менее 10% от количества
мест в доме ребенка);
- карантинная группа (не менее 10% от количества мест в доме
ребенка);
- кабинеты для учителей - дефектологов
и старших воспитателей;
- процедурный кабинет;
- прививочный кабинет;
- кабинеты для физиотерапевтического
лечения;
- кабинет для проведения тепловых
процедур;
- бассейн;
- зал для занятий лечебной физической
культурой;
- зал для занятий физической культурой;
- зал для музыкальных занятий;
- кабинет (помещение)
психологической разгрузки и социальной
адаптации детей;
- иные подразделения.
12. Дом ребенка может иметь в
составе отделение реабилитации
(абилитации). Отделение
реабилитации (абилитации) дома ребенка
предназначено для проведения комплекса
медико - психолого
-
педагогических коррекционных
мероприятий, включающих
восстановительное лечение, психолого -
педагогическую реабилитацию
и социальную адаптацию воспитанников домов
ребенка.
Отделение осуществляет:
- диагностику отклонений
(нарушений) в развитии
детей и
проведение работы по их компенсации и
коррекции;
- разработку и осуществление индивидуальных программ
реабилитации;
- анализ эффективности реабилитации.
13. Организация педагогического
процесса, лечения, комплексной
реабилитации детей определяется с
учетом их индивидуальности,
возраста,
пола, а также психического и
физического состояния и
развития.
14. Помещение дома ребенка, твердый
и мягкий инвентарь,
медицинское и хозяйственное оборудование должны соответствовать
санитарно
- гигиеническим нормам,
утвержденным Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
Приложение N
2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 24.01.2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ МЕДИКО - ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ДОМА РЕБЕНКА
Медико - психолого - педагогическая комиссия (далее комиссия)
создается в доме ребенка.
Работу комиссии возглавляет
главный врач дома
ребенка или
заместитель главного врача по лечебной
работе.
Персональный состав членов
комиссии и график
ее работы
утверждается главным врачом дома ребенка.
В состав комиссии могут входить
следующие специалисты:
- врачи: педиатр, невролог, психиатр;
- педагоги: учитель - дефектолог,
медицинский психолог,
старший воспитатель.
По показаниям приглашаются другие
специалисты.
Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее в
эпикризные сроки. Заключение комиссии
фиксируется в "Медицинской
карте
ребенка, воспитывающегося в
доме ребенка" (форма
112-1/у-00).
Комиссия осуществляет:
- комплексную диагностику детей с
ограниченными возможностями,
формулирует адекватные методы
коррекционного воздействия и формы
его обеспечения;
- оценку динамики состояния здоровья
ребенка в соответствии с
установленными эпикризными
сроками, качества лечебного
и
педагогического процессов и вносит
соответствующую коррекцию;
- разработку индивидуальной
комплексной программы
реабилитации, лечения и социальной
адаптации ребенка;
- оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и
рекомендацию по их устройству в
соответствующее учреждение для
детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.