ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2003 г.
N 9-ПП
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Правительство Москвы отмечает,
что в условиях перехода к
рыночным отношениям, повлекшим существенные изменения в
системе
подготовки кадров для здравоохранения, а также в
связи с
интенсивным ростом потребности
населения столицы в
качественном
медицинском обслуживании
обострилась проблема кадрового
обеспечения городского
здравоохранения
квалифицированным
медицинским персоналом. Положение усугубляется
наличием в Москве
большого числа альтернативных как
государственных, так и частных
учреждений здравоохранения, в которые
происходит постоянная утечка
кадров из системы городского
здравоохранения.
Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения города
Москвы
постоянно предпринимаются меры,
направленные на
стабилизацию кадровой ситуации в городском
здравоохранении, в том
числе за счет внутриотраслевого и
межотраслевого перераспределения
ресурсов на рынке труда
(создание окружных клинико
-
диагностических центров).
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 29 июня 1998
года N 645-РМ "О мерах
по обеспечению системы
здравоохранения
Москвы
врачебным персоналом" организовано Московское отделение
лечебного и
педиатрического
факультетов Российского
государственного медицинского университета
(РГМУ) для подготовки
участковых терапевтов и педиатров.
В настоящее время общий контингент Московского отделения РГМУ
составляет 1173 студента, заключивших контракт с
обязательством
отработать в системе городского
здравоохранения не менее 3 лет. В
2001 году открыто подготовительное
отделение с аналогичной схемой
комплектования.
В соответствии с
постановлением
Правительства Российской
Федерации
от 19 сентября 1995 года N 942 "О целевой контрактной
подготовке
специалистов с высшим
и средним профессиональным
образованием" свыше
40% студентов средних
медицинских
образовательных учреждений города Москвы
переведены на обучение по
системе
целевой контрактной
подготовки, что позволило увеличить
направление выпускников в медицинские
учреждения города.
В рамках социального партнерства, в соответствии с Московским
трехсторонним соглашением между
Правительством Москвы, московскими
объединениями профсоюзов и московскими объединениями
промышленников и предпринимателей
(работодателей) Правительство
Москвы финансирует городскую отрасль здравоохранения в
приоритетном порядке, сохраняет городскую надбавку к
заработной
плате
медицинских работников,
осуществляет целевое распределение
жилья для работников лечебно - профилактических учреждений. Для
укомплектования медицинскими кадрами поликлиник
- новостроек в
районах массовой жилой застройки выделяется
жилая площадь по
заявкам окружных управлений
здравоохранения.
Тем не менее в настоящее время
дефицит врачей в
городском
здравоохранении составляет 23 тысячи
человек, среднего
медицинского персонала - 46 тысяч человек.
Отсутствие необходимого
притока
молодых специалистов ведет
к старению контингента
медицинских работников.
Это означает, что для решения задачи
комплектования городского
здравоохранения необходимыми кадрами должны
быть применены новые
подходы,
в том числе предусматривающие серьезное реформирование
всей
системы организации медицинской помощи путем ее
интенсификации, внедрения новых стимулов
и использования
разнообразных форм работы для закрепления
кадров и привлечения
новых специалистов.
Одновременно должны быть созданы
правовые формы, позволяющие
получить
максимально полезный эффект
от тех мер по подготовке
молодых специалистов, которые уже предпринимаются Правительством
Москвы.
В целях нормализации
обеспечения медицинскими кадрами
городских
лечебно - профилактических учреждений и повышения
качества
медицинской помощи населению
Правительство Москвы
постановляет:
1. Департаменту здравоохранения города
Москвы:
1.1. В
срок до 1 июня 2003 года подготовить и представить в
Правительство Москвы в установленном порядке конкретные
предложения по
реструктуризации
городского здравоохранения,
включающие:
- усиление первичной
медицинской помощи на
основе
использования современных технологий ее
организации;
- реструктуризацию коечного фонда
стационаров в зависимости от
реальной потребности;
- создание на базе стационаров
мощных консультативно -
диагностических центров;
- развитие стационаров дневного
пребывания в поликлиниках.
1.2. В
срок до 1
марта 2003 года
совместно с Правовым
управлением Правительства Москвы подготовить
и представить в
Правительство Москвы предложения по
созданию новой системы
подготовки специалистов для городского
здравоохранения путем
предоставления индивидуальных
грантов Правительства Москвы.
Обеспечить заключение
соответствующих договоров между
уполномоченным органом
Правительства Москвы, медицинским
образовательным учреждением и грантополучателем, которые могут
гарантировать выполнение
выпускниками медицинских вузов
своих
обязательств.
1.3. В
срок до 1
марта 2003 года
разработать систему
предоставления медицинских услуг населению
с целью оптимизации
использования имеющихся в распоряжении
города медицинских кадров,
а
также создания возможности
использования в этих целях кадровых
ресурсов находящихся на территории Москвы
федеральных, частных и
иных
медицинских учреждений, а
также частнопрактикующих
специалистов.
1.4. Совместно с
ГУВД г. Москвы в срок до 1 июня 2003 года
подготовить и представить в
Правительство Москвы предложения
по
привлечению для работы в учреждения
городского здравоохранения, в
особенности на должности младшего
медицинского персонала,
иностранной рабочей силы, прежде
всего из стран
Содружества
независимых государств.
1.5. Совместно с
Департаментом жилищной политики и жилищного
фонда
города Москвы подготовить предложения по порядку
предоставления жилых помещений на время работы на условиях аренды
амбулаторно - поликлиническим учреждениям для специалистов,
привлекаемых для работы в системе
здравоохранения города Москвы, и
внести
в Правительство Москвы
проект соответствующего
постановления в срок до 1 июня 2003 года.
1.6. В срок до 1 марта 2003 года:
1.6.1. Обеспечить взаимодействие с ректорами Московской
медицинской академии им. И.М.
Сеченова, Российского
государственного медицинского
университета, Московского
государственного медико - стоматологического университета по
направлению выпускников указанных вузов,
проживающих в городе
Москве,
для прохождения интернатуры в
распоряжение Департамента
здравоохранения города Москвы для распределения их по клиническим
базам в соответствии с потребностями
амбулаторно - поликлинических
учреждений.
1.6.2. Открыть городскую ординатуру по
этим же специальностям
на базе клинических амбулаторно -
поликлинических учреждений.
1.7. В срок до 1 марта 2003 года
подготовить проекты обращений
Правительства Москвы:
1.7.1. В Министерство здравоохранения
Российской Федерации:
- с предложением пересмотреть программы
обучения в медицинских
училищах,
предусматривающие
стажировку на последнем
курсе в
лечебно
- профилактических учреждениях города с оплатой по Единой
тарифной сетке;
- об
изменении правил лицензирования врачей частной практики,
не имеющих стажа практической работы.
1.7.2. В Министерство труда и социального развития Российской
Федерации
с предложением разработать условия призыва на
альтернативную гражданскую службу с
учетом потребности лечебно -
профилактических учреждений в младшем
медицинском персонале.
1.8. С
привлечением ректоров Московской
медицинской академии
им.
И.М. Сеченова, Российского
государственного медицинского
университета, Московского
государственного медико -
стоматологического университета в срок до
1 июня 2003 года
утвердить
планы санитарской студенческой практики в летний период
и
распределения практикантов по
лечебно - профилактическим
учреждениям города.
1.9. Совместно с Московским
городским фондом обязательного
медицинского страхования
разработать в I
квартале 2003 года
типовое положение о дифференцированных надбавках к должностным
окладам
медицинских работников
дефицитных для отрасли городского
здравоохранения специальностей и порядок
его применения.
1.10. Совместно с Отделом законопроектных работ
Правительства
Москвы Центра законотворчества Москвы
подготовить в установленном
порядке проект закона города Москвы "О
сестринском деле" в течение
шести
месяцев после принятия
Федерального закона "О
здравоохранении в Российской
Федерации".
1.11. В срок до 1
апреля 2003 года
подготовить пакет
документов, предусматривающих дальнейшее
повышение ответственности
за неисполнение обязательств при контрактной
системе подготовки
медицинских кадров, для последующего
рассмотрения и утверждения на
федеральном уровне.
1.12. В срок до 1
апреля 2003 года создать второе
училище
повышения
квалификации работников со
средним медицинским
образованием путем преобразования одного
из медицинских училищ
городского подчинения с целью
повышения профессионального уровня
работающего в городской системе среднего
медицинского персонала.
1.13. С привлечением
профсоюза работников здравоохранения
Москвы
активизировать совместную деятельность с профессиональными
медицинскими ассоциациями в целях дополнительной социальной защиты
медицинских работников в системе
социального партнерства.
1.14. Совместно с префектурами
административных округов в I
квартале 2003 года внести предложения в
Правительство Москвы:
1.14.1. По строительству
жилых домов для
медицинских
работников на территории соответствующего административного
округа.
1.14.2. О предоставлении жилых помещений кадровым медицинским
работникам, являющимся очередниками на
улучшение жилищных условий,
только
в пределах управ районов по месту расположения лечебно
-
профилактических учреждений.
1.14.3. О квоте привлечения врачей
из стран Содружества
независимых государств с обязательным предоставлением в аренду
жилой площади в общежитиях.
1.14.4. О мероприятиях по оснащению амбулаторно -
поликлинических учреждений современной
медицинской техникой.
1.14.5. О создании окружных фондов
накопительных средств для
социальной поддержки медицинских
работников.
1.15. Совместно с
префектурами
административных округов и
Московской
федерацией профсоюзов (по согласованию) в I квартале
2003
года подготовить и
внести на рассмотрение Московской
трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых
отношений предложения о системе обеспечения
медицинских работников
и их детей бесплатными путевками в
оздоровительные учреждения.
2. Разрешить Департаменту имущества города
Москвы
регистрировать договоры о предоставлении клинических баз,
заключаемые между Департаментом
здравоохранения города Москвы
и
высшими
медицинскими
образовательными
учреждениями, на
безвозмездной основе.
3. Комитету по
телекоммуникациям и средствам
массовой
информации Правительства Москвы оказать
содействие Департаменту
здравоохранения города Москвы в
популяризации через средства
массовой информации деятельности медицинских
работников.
4. Комитету по культуре в целях
повышения общего культурного
уровня
медицинских работников постоянно
оказывать содействие
лечебно
- профилактическим учреждениям в
обеспечении билетами на
театрально - зрелищные
мероприятия по предварительным заявкам
Департамента здравоохранения города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить
на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
О ходе
выполнения постановления доложить
Мэру Москвы в III
квартале 2003 года.
Мэр
Москвы
Ю.М.ЛУЖКОВ