КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
24 декабря 2002 г.
N 19
Заслушав и обсудив доклад о
проекте отраслевой целевой
программы "Скорая медицинская
помощь" коллегия отмечает,
что в
период
социально - экономического кризиса 90-х годов уровень
смертности в Российской Федерации превысил
аналогичные показатели
развитых
стран на 30-50%. Изменилась структура заболеваемости и
смертности, увеличилась доля пациентов,
нуждающихся в оказании
скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, законодательная и
нормативная правовая база,
регламентирующая вопросы организации скорой
медицинской помощи
сложилась
в период 70-80-х
годов и не
отражает современных
особенностей оказания скорой медицинской
помощи населению. Не
определены состав и принципы ее
государственного регулирования, а
также взаимодействия с другими службами
экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует
система оказания скорой
медицинской помощи,
инфраструктура которой включает
в себя 3212
(1999 г.
- 3142) станции и отделения
скорой медицинской помощи
(СМП) и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой
помощи.
В 2001 году было около 50 млн. вызовов
и обслужено 52,3 млн.
граждан.
Для трудоспособного населения
возрастающая потребность в
скорой
медицинской помощи обусловлена материально -
производственными мотивационными
факторами: боязнь лишиться
работы,
потерять часть заработка и т.п. Это приводит к поздней
обращаемости и сопряжено с
развитием осложнений, вплоть
до
жизнеугрожаюших. Очевидно, что все
перечисленные тенденции носят
долговременный характер, что
обуславливает особую актуальность
вопросов оказания скорой медицинской помощи
населению.
Соотношение госпитализированных к
числу обслуженных скорой
медицинской помощью на догоспитальном этапе
составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах
Российской Федерации около
60%
пациентов стационаров были
госпитализированы по неотложным
показаниям. Ежегодно за медицинской помощью в связи с развитием
неотложных
состояний обращается каждый 3-й житель страны, каждый
10-й - госпитализируется по экстренным
показаниям, а доля больных,
госпитализированных в экстренном порядке,
возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает, что серьезным тормозом в совершенствовании
организации скорой медицинской помощи
является отсутствие четкой
системы управления этим сектором
здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления усугубляются отсутствием надежной системы
мониторинга в разделе скорой медицинской
помощи. Существующие
формы
государственной отчетности не отражают реальной потребности
и обеспеченности населения этим видом
медицинской помощи.
Планирование мощностей подстанций и бригад скорой медицинской
помощи опирается на общие
нормативы, основанные на
количестве
проживающего на территории населения,
что не позволяет учитывать
особенности региона.
На госпитальном этапе
в большинстве территорий
к оказанию
скорой медицинской помощи наравне с
многопрофильными стационарами
широко
привлекаются маломощные больницы,
зачастую не имеющие
необходимого набора специалистов и
лечебно - диагностических
технологий.
Смешанный тип финансирования
госпитального звена скорой
медицинской помощи осуществляется по
стандартам, разработанным по
нозологическому принципу для планово
госпитализированных больных,
что
не соответствует подходам
и объемам оказания
скорой
медицинской помощи.
Проблема подготовки медицинских кадров для скорой медицинской
помощи остается актуальной. Большинство бригад скорой помощи в
настоящее
время укомплектованы специалистами не прошедшими
необходимой подготовки, а повышение
квалификации осуществляется
нерегулярно. Только 15% врачей СМП
имеют сертификат специалиста,
менее 30% аттестованы на квалификационную
категорию.
Основу научного потенциала
службы СМП составляют НИИ скорой
помощи им.
Н.В.Склифосовского (Москва), им. И.И.Джанелидзе (Санкт
-
Петербург), а также
18 кафедр скорой
помощи (неотложной
медицины),
действующих на базе высших образовательных медицинских
учреждений
Минздрава России системы
додипломной и последипломной
подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию
по организации скорой
медицинской помощи в Российской
Федерации, а также
проект
отраслевой целевой программы "Скорая медицинская
помощь"
определяющей единые подходы и принципы по
совершенствованию скорой
медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в целом, представленную отраслевую программу
"Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту организации
и развития медицинской
помощи
населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать
проект Программы с учетом
поступивших в ходе обсуждения на коллегии
предложений и направить
ее
для согласования в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать
проект приказа Минздрава
России по реализации программы "Скорая
медицинская помощь".
3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок
до 01.07.2003 рассмотреть
вопрос о создании унифицированных программ
подготовки специалистов
в системе дополнительного образования по
неотложной медицине.
4. Контроль за выполнением решения
коллегии возложить на
Первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации
А.И.Вялкова.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ