МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ
ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник
Департамента Госсанэпиднадзора
А.А.МОНИСОВ
1 декабря 1997 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Начальник
Управления охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
1 декабря 1997 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
Методические рекомендации
разработаны:
Основное
учреждение - разработчик: Областная
стоматологическая
поликлиника
г. Ростов-на-Дону
Учреждения - соисполнители: НИИ
социальной гигиены, экономики
и
управления здравоохранением
им.
Н.А.Семашко РАМН г. Москва
Авторы: Тишин А.С.,
канд. мед.
наук Соболева Н.П.
В рамках первичной профилактики одно из
ведущих мест занимает
формирование здорового образа жизни
на основе санитарно
-
гигиенических знаний и навыков, определяющих в конечном счете
и
общий культурный уровень каждого члена
общества.
Следует особо подчеркнуть, что роль гигиенического воспитания
в
профилактике основных стоматологических заболеваний - кариеса
зубов
и болезней пародонта
- до недавнего времени явно
недооценивалась. Это внесло немалый
вклад в рост
уровня
заболеваемости населения.
Последнее явилось следствием
недостаточной научной разработки организационно - методических
основ
санитарно - просветительной работы среди населения,
отставания в уровне подготовки медицинских
и педагогических кадров
в вопросах стоматологической профилактики,
отсутствия материальной
базы для ее реализации.
Убедительным доказательством низкого
уровня санитарно -
просветительной работы являются данные
социологических
исследований, показавшие, что только
40% городских детей
в
возрасте 12 лет периодически пользуются
зубной щеткой.
Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей
показатели гигиены полости рта
(гигиенический индекс) оказались на
низком уровне (как у лиц, не применяющих гигиенических средств,
так
и пользующихся ими).
Это указывает, во-первых, на низкое
качество чистки зубов, во-вторых,
на настоятельную необходимость
развертывания работы именно по конкретному
обучению детей правилам
ухода
за полостью рта.
Рациональная гигиена полости
рта -
действенный метод профилактики кариеса и
заболеваний пародонта.
Санитарно - просветительная
работа в организованных
коллективах и непосредственное обучение детей правилам ухода за
полостью рта - два основных взаимосвязанных
раздела гигиенического
воспитания подрастающего поколения. Без их
эффективного и широкого
внедрения
в повседневную практику
стоматологов, педиатров,
среднего медицинского персонала, педагогов
и родителей практически
не
приходится ожидать снижения
уровня стоматологической
заболеваемости населения на популяционном уровне. Отмечающийся
рост заболеваемости кариесом и пародонтитом
социально обусловлен и
меры
по его предупреждению также должны быть
социальными,
направленными в первую очередь на повышение
и общего культурного
уровня
населения, и формирования стойких гигиенических навыков.
Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени специальных
методических рекомендаций по проблеме
организации и методике
гигиенического воспитания детей в
области стоматологической
профилактики практически не издавалось.
Настоящие рекомендации
предназначены для организаторов
стоматологической службы, детских
врачей
- стоматологов, студентов
медицинских институтов,
педагогов, среднего
медицинского персонала, работников
здравоохранения в "Центрах
здоровья", "отделениях профилактики".
Особенности гигиенического
воспитания детей
различного возраста
Практический опыт по
внедрению и оценке
эффективности
различных профилактических
мероприятий, направленных на
предупреждение основных
стоматологических заболеваний -
кариеса
зубов
и болезней пародонта
свидетельствует о их
малой
результативности без достижения высокого
уровня гигиенических
знаний
и прочных навыков по уходу за
полостью рта среди детского
населения.
Однако, в отличие от специальных методов профилактики,
реализация ее гигиенического аспекта
имеет ряд особенностей в
зависимости от возрастного состава
групп детей. Стойкие
гигиенические навыки формируются у детей
через 2-2,5 года после
начала их обучения. У взрослых они
усваиваются значительно дольше.
С педагогической точки
зрения наиболее легко
и стойко
гигиенические навыки формируются у детей
младших возрастных групп.
В этой связи следует начинать общее
гигиеническое воспитание в
дошкольных учреждениях среди детей
2-3-летнего возраста.
Стоматологический аспект
гигиенического воспитания необходимо
осуществлять, начиная с 3-летнего возраста.
В этот период развития
детей и вплоть до младших классов средней
школы (1-3) преобладает
подражательная реакция на действия
педагогов, родителей, старших
членов семьи. Необходимым условием
формирования у детей правильных
действий по уходу за полостью рта является
личный пример в семье и
показ элементов гигиены полости рта воспитателем и
медперсоналом
дошкольных учреждений.
В этом возрасте удобной и хорошо
воспринимаемой формой подачи
информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды
словесной
и визуальной информации,
адаптированной к младшему
детскому
возрасту. Однако следует
учитывать, что активность
внимания
у детей младшей
возрастной группы удерживается
максимально 15 минут, в
связи с чем
занятия должны быть
спланированы таким образом, чтобы вводная или теоретическая часть
не
превышала указанного времени.
В последующей части
урока
полученные знания следует закрепить
на практике. Такая
последовательность занятий
способствует наиболее прочному
прививанию навыков по уходу за полостью
рта.
На первом этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей
не следует начинать с применения зубных
порошков и паст.
Цель
этого
периода заключается лишь
в приобщении ребенка к основам
личной гигиены, закреплении самых простых
навыков пользования
зубной
щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за
полостью рта перед сном и прополаскивать ее
после каждого приема
пищи.
И только при достижении этой
цели следует проводить чистку
зубов с использованием детских зубных
паст, обладающих приятными
вкусовыми качествами, некоторые из них
содержат фториды.
При проведении занятий
по гигиеническому воспитанию
среди
школьников
средней и старшей возрастных
групп следует учитывать,
что
для детей этого
возраста характерна скептически -
аналитическая реакция на информацию
и действия, исходящие от
взрослых.
В этой связи их
обучение следует проводить методом
убеждения, обоснованного и доказательного
рассказа с демонстрацией
конкретных
приемов по уходу
за полостью рта
и оценки ее
гигиенического состояния до и после чистки
зубов.
С возрастом (старшие школьники)
отношение к личной гигиене, в
том
числе и к состоянию полости рта,
становится более серьезным.
Подростки обращают внимание на цвет зубов
и форму зубного ряда,
запах
из полости рта. Это должно находить широкую поддержку и с
помощью
педагогов, среднего медперсонала под непосредственным
началом
стоматологов быть направлено на
обеспечение правильного,
осознанного и эффективного гигиенического
ухода за полостью рта.
Успешная реализация гигиенического воспитания детей всех
возрастных
групп предусматривает выполнение
ряда требований,
предъявляемых к этой работе:
1. Высокая информированность
родителей о целях
и задачах
гигиенического ухода за полостью
рта и основных принципах его
осуществления.
2. Непосредственное участие
среднего медперсонала детских
учреждений и педагогов в гигиеническом
обучении детей и контроль
за качеством его проведения.
3. Комплексность гигиенического обучения,
предусматривающего
санитарное
просвещение и непосредственное освоение правил гигиены
полости рта с обязательной оценкой ее
эффективности.
4. Систематичность и
непрерывность проведения занятий
до
стойкого закрепления знаний и навыков по
уходу за полостью рта.
5. Для
достижения выраженной медицинской
эффективности на
популяционном уровне гигиеническое
воспитание должно быть массовым
и охватывать все детское население с 3 до
14 лет.
Организация гигиенического обучения детей в школе
Организация и проведение работы по
гигиеническому воспитанию
детей
осуществляется в соответствии с планом, разработанным
курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением
совместно
с администрацией детского
учреждения и органами
народного
образования на основании
соответствующих приказов
Минздрава РФ, Министерства общего и профессионального образования
РФ, других решений.
Стоматологический аспект гигиенического
обучения детей в школе
предусматривает следующие мероприятия:
1. Специальную теоретическую и практическую подготовку
среднего
медицинского персонала школ
и стоматологических
поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний и
формам гигиенического обучения школьников.
2. Создание и оборудование в школе
класса или уголка гигиены
полости рта.
3. Согласование с
администрацией школы расписания
уроков
гигиены полости рта.
4. Проведение тематических семинаров с
педагогами и родителями
по проблеме общей и стоматологической
гигиены.
В проведении гигиенического воспитания
в школе ведущая роль
отводится
медицинской сестре. Однако
она должна широко
использовать помощь специалистов детского
отделения районной
стоматологической поликлиники, при их
содействии обеспечивать
наличие
в школах средств
наглядной агитации, обращаться
за
консультативной помощью по всем возникающим
вопросам.
Подготовка среднего медицинского
персонала школ осуществляется
врачами
стоматологической поликлиники
района. Ежегодно в начале
учебного года проводятся семинары с
участием медсестер и педагогов
школ курируемого района. Эффективной формой привлечения родителей
к участию в гигиеническом воспитании детей
является доведение до
их
сведения на совместных
(с учениками) родительских собраниях
целей и задач этого раздела
профилактической работы и определение
конкретных мер по его осуществлению в кругу
семьи.
На семинаре уделяется внимание
следующим вопросам:
1. Организация гигиенического
воспитания детей в школе:
а) цель и задачи гигиенического
обучения детей по
уходу за
полостью рта;
б) основные факторы,
способствующие возникновению
стоматологических заболеваний;
в) особенности гигиенического обучения детей различного
возраста;
г) общедоступные по
восприятию сведения об
анатомии и
физиологии зубо - челюстной системы у
детей.
2. Роль гигиенического ухода за
полостью рта и рационального
питания в профилактике стоматологических
заболеваний.
3. Правила гигиенического ухода за
полостью рта.
4. Методы контроля качества чистки
зубов.
5. Средства гигиенического ухода и
принципы ухода за ними.
Организация класса гигиены
полости рта
Класс гигиены должен стать центром гигиенического воспитания
подростков
в школе. В
его организации и в оборудовании
должны
принять активное участие администрация школы, стоматологическая
служба
района и соответствующие органы здравоохранения. Директор
школы
выделяет необходимое помещение
достаточной площади, в
котором
могло бы разместиться 25-30 человек учащихся. В одной из
стен монтируются 5-8 раковин,
над которыми крепят
зеркала. В
классе
размещают шкафы, в
которых в штативах по номерам хранят
зубные щетки каждого класса
и каждого ученика
в отдельности,
размещают
стандартную школьную мебель,
стулья, столы на 20-30
человек
для проведения уроков
гигиены. Класс оборудуется
средствами наглядной агитации: плакаты,
муляжи, стенды и т.д., а
также желательно предусмотреть размещение
кинопроектора с экраном
для
демонстрации фильмов и
диапозитивов. Для активного
использования площади класса гигиены в нем
можно расположить (если
в
этом есть необходимость и если
позволяют условия) аппараты для
физиотерапевтического воздействия,
стоматологическую установку.
При невозможности организации в школе кабинета
гигиены
необходимо обеспечить наличие уголка
гигиены полости рта, который
организуется на одном из
этажей школ и оборудуется
средствами
наглядной агитации. Возможно и
целесообразно использование для
этих целей уголка в школьной столовой.
Подобные кабинеты могут быть открыты и
в "Центрах здоровья", в
отделениях профилактики
общелечебных и стоматологических
поликлиник.
Организация и общие принципы урока гигиены
полости рта
Уроки гигиены полости рта
проводятся медсестрами школ
при
непосредственном содействии
педагогов, они включаются
в общую
сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят
2
раза в месяц, а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует
16 и 8 занятиям в течение года.
Урок гигиены полости рта состоит
из 3 частей: санитарно -
просветительной, обучения методам гигиены полости рта и контроля
качества полученных навыков.
Санитарно -
просветительная часть занятий
предусматривает
информирование детей в виде
бесед о строении зубов и их роли в
жизни человека, о роли зубного налета в
возникновении заболеваний,
о
роли рационального питания
в укреплении зубов,
о вреде
сладостей,
о гигиеническом уходе за полостью
рта и принципах
выбора
и хранения зубных щеток. Эта часть урока не должна быть
более 10-15 мин.
Следующая его часть - обучение методам
гигиены полости рта -
предусматривает подробный рассказ и показ
на муляжах и плакатах
правил
чистки зубов. Оценка
эффективности усвоенного материала и
закрепление полученных навыков
осуществляется при самостоятельной
чистке
зубов ребенком под
контролем медицинской сестры
и
исправлением выявленных ошибок. Для
этой цели очень
важным
является
использование способов контроля
качества чистки зубов
(см.
приложение 1) с помощью
красителей (индексы Федорова
-
Володкиной или Грин -
Вермильона). План занятия
должен
составляться заранее с учетом поэтапного
освоения теоретического и
практического материала по принципу от
простого к сложному. Состав
урока может изменяться в зависимости от
наличия или отсутствия
класса
гигиены полости рта,
наличие которого является важным
фактором качества и успеха гигиенического
воспитания подростков. В
силу
этого администрация школы и
стоматологическая служба должны
приложить максимум усилий для его
организации.
Если класс гигиены полости рта в школе есть, то медсестра в
обусловленное время приводит в
него школьников и
все три
составляющие урока гигиены проходят
там. Сестра рассказывает
запланированную тему санитарно -
просветительной работы,
показывает
на макетах или моделях челюстей
в окклюдаторе правила
чистки зубов, затем каждый или
определенная группа школьников,
используя
свою личную зубную щетку, чистит зубы перед зеркалом,
медсестра проводит контроль качества чистки
и исправляет ошибки.
Весь
этот процесс с комментариями демонстрируется перед
другими
детьми.
В случае отсутствия класса гигиены
полости рта медсестра в
соответствии с запланированным расписанием
уроков приходит в класс
к
школьникам, приносит с
собой необходимые средства
наглядной
агитации (муляжи, модели, плакаты и
т.д.), проводит санитарно -
просветительную беседу, обучение на моделях правилам чистки зубов
и оценки ее эффективности (метод
окрашивания зубов) у одного или
нескольких учащихся. Однако, даже при отсутствии приспособленного
класса гигиены возможно проведение
контролируемой чистки зубов в
уголке
гигиены при школьных
столовых. Следует обеспечить
лишь
установку зеркал над каждой из раковин и
наличие у учащихся зубных
щеток (лучше портативных складных).
Организация гигиенического обучения детей
в дошкольных
учреждениях
Особенности режима работы дошкольных учреждений
и пребывание в
них
детей в целом
создают благоприятные условия
для успешного
обучения их основам гигиены полости рта.
Реализация всей профилактической работы в дошкольных
учреждениях, в том числе
и гигиенического ее
раздела
осуществляется под руководством стоматологической службы, а
ответственным лицом за ее
выполнение назначается врач
-
стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи
детям в этом учреждении.
В обязанность врача - стоматолога
кроме работы по оказанию
лечебной помощи входит проведение специальных
профилактических
мероприятий по показаниям в
зависимости от конкретной
эпидемиологической ситуации, проведение
санитарно -
просветительной работы с педагогами, средним медицинским
персоналом
детских садов и
комбинатов. Этот раздел
работы
стоматолога предусматривает
специальную подготовку лиц,
которые
повседневно контактируют с детьми с
одной стороны и, с другой,
должны
информировать родителей о
необходимости воспитания
гигиенических навыков во время пребывания
ребенка в кругу семьи.
Учитывая
решающее значение уровня
специальной подготовки
работников
дошкольных учреждений в
обеспечении эффективности
гигиенического обучения детей основам
стоматологической
профилактики, следует в качестве
ответственных лиц за
профилактическую работу в каждом конкретном
учреждении назначать
наиболее компетентных в специальных
вопросах и инициативных в
организаторском плане врачей -
стоматологов детских
стоматологических поликлиник и отделений.
Вся работа по
стоматологическому аспекту гигиенического
воспитания в дошкольных учреждениях проводится при
непосредственном участии
воспитателей, под контролем
педагога -
методиста
и старшей медсестры.
Общее руководство, как
уже
отмечалось, осуществляет врач - стоматолог
детский.
При планировании занятий с детьми
младшего возраста (начиная с
3 лет) следует, как уже говорилось,
соблюдать поэтапность освоения
отдельных
гигиенических навыков по
принципу от простого
к
сложному.
Для школьников особое
значение в привитии стойких
гигиенических навыков имеет частая
повторяемость элементов
стоматологической гигиены. В этой связи следует ежедневно
после
обеда
перед дневным сном
проводить контролируемое полоскание
полости рта водопроводной водой. При
закреплении этой привычки как
обязательного элемента личной гигиены можно приступить к обучению
пользования зубной щеткой и т.д. с постепенным увеличением объема
технических навыков в соответствии с общими педагогическими
принципами.
Одним из положительных
моментов организационного плана
в
полноценном гигиеническом воспитании
дошкольников является наличие
в
каждой из групп санитарного блока.
Здесь следует предусмотреть
размещение раковин с вмонтированными
над ними зеркалами. Зубные
щетки
лучше хранить в
индивидуальных
пластмассовых стаканах.
Возможно
изготовление для этих
целей клеенчатых кассет,
обеспечивающих хранение щеток в 2
ряда, расположенных в шахматном
порядке с целью предотвращения стекания
влаги с верхних на нижние.
Одним из важнейших критериев эффективности гигиенического
воспитания в дошкольных учреждениях
является стойкое закрепление
основных
навыков по уходу за полостью рта
к 6-летнему возрасту с
перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы
личной
гигиены
должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли
гигиенического ухода за полостью
рта в обеспечении сохранения
зубов и здоровья в целом.
Формы и методы гигиенического
обучения детей
Основной целью гигиенического обучения детей является
воспитание правильных, систематичных и
осознанных навыков по уходу
за полостью рта,
основанных на твердой
убежденности в
действенности рациональной
гигиены в предупреждении
стоматологических заболеваний.
Во многом достижение этой цели зависит
от правильного выбора
форм
и методов гигиенического обучения с учетом возраста
детей,
наличия или отсутствия класса гигиены,
обеспечения средствами
наглядной
агитации и материально - технического обеспечения, а
также уровнем специальной
подготовки медицинского персонала
и
педагогов.
Гигиеническое воспитание состоит из
двух основных разделов:
- санитарно - просветительной работы,
предусматривающей
доведение до населения информации об
основных факторах риска
возникновения стоматологических
заболеваний, об индивидуальных,
семейных и коллективных мерах их
предупреждения;
- обучение методу
гигиенического ухода за
полостью рта,
предусматривающее привитие правильных и
эффективных приемов
удаления
зубного налета и
остатков пищи с поверхности
зубов и
межзубных промежутков с помощью средств
ухода за полостью
рта
(зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).
Санитарно - просветительная работа
проводится в виде двух форм
- активной и пассивной.
Активная ее форма заключается в
непосредственном контакте
обучающего лица (педагога, медсестры,
стоматолога) с контингентами
детей.
Основными методами активной
санпросветработы является
беседа
с группой детей,
лекция в классе,
выступление на
родительском собрании. Эффективность
данного вида работы во многом
зависит
от подготовки и
уровня гигиенических знаний и
навыков
специалиста, проводящего занятия,
а также от
адаптированности
излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей,
с которой проводятся занятия, беседы,
лекции.
Пассивная форма санитарного просвещения
предусматривает
ознакомление различных слоев населения с основами
стоматологической профилактики с помощью
средств наглядной
агитации
(плакаты, памятки, стенды,
фильмы, диапозитивы). Ее
проведение не требует постоянного участия
педагогов и медицинского
персонала,
что упрощает воспитательный процесс.
Правильное ее
оформление
и размещение играет
важную роль в привлечении к ней
внимания и интереса детского коллектива.
Примером конкретного использования средств пассивной агитации
может быть размещение плакатов о
принципах гигиены полости
рта,
рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со
стоматологическим кабинетом. При этом лучше организовать не одну,
а
две выставки средств наглядной агитации, предназначенных для
детей младших и старших классов, а разместить их соответственно в
местах наиболее частого пребывания детей
каждого из возрастов.
Деление санитарно -
просветительной работы на
активную и
пассивную формы в известной степени
условно, т.к. при проведении
бесед,
практических занятий в классах
гигиены, чтении лекций
старшим
школьникам, родителям для
обеспечения наглядности и
доходчивости излагаемого
материала требуется использование
наглядных
пособий. С другой стороны, эффективность санитарно -
просветительной работы только путем
оформления стенной наглядной
агитации находится на относительно низком
уровне.
Во многом это обусловлено тем,
что без комментариев
специалиста вложенная информация в
средства наглядной агитации
практически не усваивается. Срабатывает
механизм ее невосприятия в
связи с практикуемой обильной стенной
агитацией в школах и детских
учреждениях, касающейся различных аспектов
поведения ребенка
(правила
поведения на улице,
профилактика инфекционных
заболеваний, в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к
детям дошкольного возраста и ученикам
младших классов.
Вторая составляющая часть
гигиенического воспитания - обучение
методам
гигиены полости рта,
предусматривает привитие стойких
навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за
полостью
рта.
Основной формой этого
раздела гигиенического воспитания
является
обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта
правилам пользования зубной щеткой с
применением зубной пасты из
расчета
наиболее эффективного удаления
мягкого налета со всех
поверхностей зубов.
Занятия в школе проводятся под
непосредственным контролем со
стороны медсестры и педагога в классе или
уголке гигиены полости
рта. Повторяемость таких занятий,
обеспечение постоянного контроля
за качеством гигиенического ухода, высокая убежденность детей
в
эффективности осуществляемых
мероприятий способствует стойкому
закреплению рациональных методов ухода за
полостью рта.
Критерии эффективности
гигиенического обучения
детей
С точки зрения диалектики гигиенического воспитания, навык
ухода
за полостью рта
- это конечный результат адекватных
представлений, знаний и конкретного умения.
Однако представления и
знания зачастую находятся в противоречии
с конкретным умением и
навыками.
В этой связи одним из
важнейших условий устранения
указанного противоречия является постоянный
контроль уровня знаний
и представлений, их соответствия навыкам по уходу за полостью рта
и
медицинской эффективности всего
комплекса гигиенического
воспитания.
Ближайшими критериями эффективности гигиенического обучения
являются
изменения значений
гигиенического индекса в сторону его
уменьшения по сравнению с исходным
значением. Достичь этого можно
уже
в первые 2-3 месяца работы по
профилактике стоматологических
заболеваний. Одновременно с улучшением гигиенического индекса <*>
уменьшается распространенность гингивитов,
кровоточивости десен.
Изменение уровня знаний о роли гигиены
полости рта в профилактике
стоматологических заболеваний оценивается с
помощью анкетного
опроса до и в процессе гигиенического
обучения. При анализе анкет
следует
выявлять наиболее характерные
ошибки в ответах
на
поставленные вопросы и с
учетом их исправления планировать
проведение санитарно - просветительной
работы.
--------------------------------
<*> Рассчитывается по
интенсивности окраски зубов
определенными растворами.
Отдаленными критериями
эффективности гигиенического обучения
является изменение уровня заболеваемости
зубов и тканей пародонта.
Тенденция к снижению из года в год
интенсивности поражения зубов
кариесом
является доказательством
эффективности профилактических
мероприятий. Однако следует
учитывать, что объективно
оценить
изменение уровня заболеваемости кариесом
детей можно не ранее, чем
через 5 лет. С этой целью до
начала внедрения профилактических
мероприятий в школах проводят
стоматологическое обследование
12-летних детей (30-40 человек), рассчитывают индекс КПУ
и его
структуру,
проводят определение и индексов
гигиены полости рта и
состояния тканей пародонта (CPIT N).
Через 5 лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят
сравнение полученных данных с результатами
5-летней давности, при
необходимости вносят коррективы в
план профилактических
мероприятий.
Приложение N
1
ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И
МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Индекс Федорова - Володкиной
Вестибулярная поверхность шести
нижних фронтальных зубов
(резцы
и клыки) после
предварительного
высушивания смазывают
йодистокалиевым раствором Шиллера -
Писарева, включающего
следующие компоненты:
йод кристаллический - 1,0
йодистый калий - 2,0
дистиллированная вода - 40,0
При отсутствии данного
раствора для этой
цели может
использоваться 2-3% настойка йода.
Через 1 минуту после
прокрашивания дается оценка
гигиенического состояния полости рта по
пятибальной шкале:
окрашивание всей поверхности коронки
зуба - 5 баллов,
окрашивание 3/4 коронки - 4 балла,
окрашивание 1/2 коронки - 3 балла,
окрашивание 1/4 коронки - 2 балла,
окрашивание отсутствует - 1 балл.
Гигиенический индекс рассчитывается по
формуле:
сумма баллов 6
окрашенных зубов
ГИ =
-------------------------------
6 (количество зубов)
Пример расчета: 3 - 1 балл
2 - 2 балла
1 - 3 балла
1 - 4 балла
2 - 3 балла
3 - 2 балла
1 + 2 + 3 + 4 + 3 +
2 15
ГИ = --------------------- =
-- = 2,5
6 6
Оценка полученных результатов
проводится следующим образом:
1,1 - 1,4 - гигиеническое состояние
полости рта хорошее;
1,5 - 1,8 - удовлетворительное;
1,9 - 2,5 - неудовлетворительное;
2,6 - 2,8 - плохое;
2,9 - 5,0 - очень плохое
2. Индекс Грин - Вермильона
Для определения индекса Грин - Вермильона исследуют
следующие
6 | 6
поверхности зубов: щечную и
язычную поверхности -------
и
6 | 6
губную
поверхность I _|_ I. На
всех поверхностях сначала
определяют зубной налет, а затем
зубной камень. Используют
следующую систему определения зубного
налета:
0 - отсутствие зубного налета;
1 - зубной налет покрывает не более 1/3
поверхности зуба;
2 -
зубной налет покрывает
более 1/3, но
не более 2/3
поверхности зуба;
3 - зубной налет покрывает более 2/3
поверхности зуба.