Минздрав РФ: Методические рекомендации от 01.12.1997
Утвержден 01.12.1997
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Скачать (14,3 Кб)

 

           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                     ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

 

                                                          "УТВЕРЖДАЮ"

                                                            Начальник

                                       Департамента Госсанэпиднадзора

                                                          А.А.МОНИСОВ

                                                    1 декабря 1997 г.

 

                                                        "СОГЛАСОВАНО"

                                                            Начальник

                                           Управления охраны здоровья

                                                     матери и ребенка

                                                        Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

                                                    1 декабря 1997 г.

 

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

                          ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ

              САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

             ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

                 Методические рекомендации разработаны:

 

       Основное

       учреждение - разработчик: Областная стоматологическая

                                 поликлиника г. Ростов-на-Дону

 

       Учреждения - соисполнители: НИИ социальной гигиены, экономики

                                   и управления здравоохранением

                                   им. Н.А.Семашко РАМН г. Москва

 

       Авторы:                     Тишин А.С.,

                                   канд. мед. наук Соболева Н.П.

 

       В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест  занимает

   формирование   здорового   образа  жизни  на  основе  санитарно  -

   гигиенических знаний и навыков,  определяющих в конечном  счете  и

   общий культурный уровень каждого члена общества.

       Следует особо подчеркнуть,  что роль гигиенического воспитания

   в  профилактике  основных  стоматологических заболеваний - кариеса

   зубов  и  болезней  пародонта  -   до   недавнего   времени   явно

   недооценивалась.   Это   внесло   немалый   вклад  в  рост  уровня

   заболеваемости    населения.    Последнее    явилось    следствием

   недостаточной  научной  разработки  организационно  - методических

   основ  санитарно  -  просветительной   работы   среди   населения,

   отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров

   в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной

   базы для ее реализации.

       Убедительным доказательством  низкого   уровня   санитарно   -

   просветительной    работы    являются    данные    социологических

   исследований,  показавшие,  что  только  40%  городских  детей   в

   возрасте 12 лет периодически пользуются зубной щеткой.

       Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей

   показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс) оказались на

   низком уровне (как у лиц,  не применяющих  гигиенических  средств,

   так  и  пользующихся  ими).  Это указывает,  во-первых,  на низкое

   качество чистки зубов,  во-вторых,  на настоятельную необходимость

   развертывания работы именно по конкретному обучению детей правилам

   ухода  за  полостью  рта.  Рациональная  гигиена  полости  рта   -

   действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта.

       Санитарно -   просветительная    работа    в    организованных

   коллективах  и  непосредственное  обучение детей правилам ухода за

   полостью рта - два основных взаимосвязанных раздела гигиенического

   воспитания подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого

   внедрения  в  повседневную   практику   стоматологов,   педиатров,

   среднего медицинского персонала, педагогов и родителей практически

   не   приходится   ожидать   снижения   уровня    стоматологической

   заболеваемости  населения  на  популяционном уровне.  Отмечающийся

   рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и

   меры   по   его  предупреждению  также  должны  быть  социальными,

   направленными в первую очередь на повышение и  общего  культурного

   уровня  населения,  и  формирования стойких гигиенических навыков.

   Следует особо подчеркнуть,  что до настоящего времени  специальных

   методических  рекомендаций  по  проблеме  организации  и  методике

   гигиенического  воспитания  детей  в   области   стоматологической

   профилактики  практически  не  издавалось.  Настоящие рекомендации

   предназначены для организаторов стоматологической службы,  детских

   врачей   -   стоматологов,   студентов   медицинских   институтов,

   педагогов,    среднего    медицинского    персонала,    работников

   здравоохранения в "Центрах здоровья", "отделениях профилактики".

 

              Особенности гигиенического воспитания детей

                          различного возраста

 

       Практический опыт  по   внедрению   и   оценке   эффективности

   различных    профилактических    мероприятий,    направленных   на

   предупреждение основных стоматологических  заболеваний  -  кариеса

   зубов   и   болезней   пародонта   свидетельствует   о   их  малой

   результативности  без  достижения  высокого  уровня  гигиенических

   знаний  и  прочных навыков по уходу за полостью рта среди детского

   населения.

       Однако, в   отличие   от   специальных  методов  профилактики,

   реализация ее гигиенического  аспекта  имеет  ряд  особенностей  в

   зависимости   от   возрастного   состава   групп   детей.  Стойкие

   гигиенические навыки формируются у детей через  2-2,5  года  после

   начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше.

       С педагогической  точки  зрения  наиболее   легко   и   стойко

   гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп.

   В этой связи следует начинать  общее  гигиеническое  воспитание  в

   дошкольных   учреждениях   среди   детей   2-3-летнего   возраста.

   Стоматологический  аспект  гигиенического  воспитания   необходимо

   осуществлять, начиная с 3-летнего возраста. В этот период развития

   детей и вплоть до младших классов средней школы (1-3)  преобладает

   подражательная реакция на действия педагогов,  родителей,  старших

   членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных

   действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и

   показ элементов гигиены полости рта воспитателем  и  медперсоналом

   дошкольных учреждений.

       В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой  подачи

   информации является игра,  мультипликационные фильмы и другие виды

   словесной  и  визуальной  информации,  адаптированной  к  младшему

   детскому  возрасту.  Однако   следует  учитывать,  что  активность

   внимания  у   детей   младшей   возрастной   группы   удерживается

   максимально   15   минут,  в  связи  с  чем  занятия  должны  быть

   спланированы таким образом,  чтобы вводная или теоретическая часть

   не   превышала  указанного  времени.  В  последующей  части  урока

   полученные   знания   следует   закрепить   на   практике.   Такая

   последовательность    занятий   способствует   наиболее   прочному

   прививанию навыков по уходу за полостью рта.

       На первом  этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей

   не следует начинать с применения  зубных  порошков  и  паст.  Цель

   этого  периода  заключается  лишь  в  приобщении ребенка к основам

   личной гигиены,  закреплении  самых  простых  навыков  пользования

   зубной  щеткой,  формировании  привычки и потребности ухаживать за

   полостью рта перед сном и прополаскивать ее после  каждого  приема

   пищи.  И  только при достижении этой цели следует проводить чистку

   зубов с использованием детских зубных паст,  обладающих  приятными

   вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды.

       При проведении  занятий  по  гигиеническому  воспитанию  среди

   школьников  средней  и старшей возрастных групп следует учитывать,

   что  для   детей   этого   возраста   характерна   скептически   -

   аналитическая  реакция  на  информацию  и  действия,  исходящие от

   взрослых.  В этой  связи  их  обучение  следует  проводить методом

   убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией

   конкретных  приемов  по  уходу  за  полостью  рта  и   оценки   ее

   гигиенического состояния до и после чистки зубов.

       С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене,  в

   том  числе и к состоянию полости рта,  становится более серьезным.

   Подростки обращают внимание на цвет зубов и  форму  зубного  ряда,

   запах  из  полости рта.  Это должно находить широкую поддержку и с

   помощью  педагогов,  среднего  медперсонала  под  непосредственным

   началом  стоматологов  быть направлено на обеспечение правильного,

   осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта.

       Успешная реализация   гигиенического   воспитания  детей  всех

   возрастных  групп  предусматривает  выполнение  ряда   требований,

   предъявляемых к этой работе:

       1. Высокая  информированность  родителей  о  целях  и  задачах

   гигиенического  ухода  за  полостью  рта  и основных принципах его

   осуществления.

       2. Непосредственное   участие  среднего  медперсонала  детских

   учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей  и  контроль

   за качеством его проведения.

       3. Комплексность гигиенического  обучения,  предусматривающего

   санитарное  просвещение и непосредственное освоение правил гигиены

   полости рта с обязательной оценкой ее эффективности.

       4. Систематичность   и  непрерывность  проведения  занятий  до

   стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.

       5. Для  достижения  выраженной  медицинской  эффективности  на

   популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым

   и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.

 

           Организация  гигиенического обучения детей в школе

 

       Организация и  проведение  работы по гигиеническому воспитанию

   детей  осуществляется  в  соответствии  с  планом,   разработанным

   курирующим   детский   коллектив   стоматологическим   учреждением

   совместно  с  администрацией  детского   учреждения   и   органами

   народного   образования   на  основании  соответствующих  приказов

   Минздрава РФ,  Министерства общего и профессионального образования

   РФ, других решений.

       Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе

   предусматривает следующие мероприятия:

       1. Специальную   теоретическую   и   практическую   подготовку

   среднего   медицинского   персонала   школ   и   стоматологических

   поликлиник основам профилактики  стоматологических  заболеваний  и

   формам гигиенического обучения школьников.

       2. Создание и оборудование в школе класса или  уголка  гигиены

   полости рта.

       3. Согласование  с  администрацией  школы  расписания   уроков

   гигиены полости рта.

       4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями

   по проблеме общей и стоматологической гигиены.

       В проведении гигиенического воспитания в  школе  ведущая  роль

   отводится   медицинской   сестре.   Однако   она   должна   широко

   использовать  помощь  специалистов  детского  отделения   районной

   стоматологической  поликлиники,  при  их  содействии  обеспечивать

   наличие  в  школах  средств  наглядной  агитации,  обращаться   за

   консультативной помощью по всем возникающим вопросам.

       Подготовка среднего медицинского персонала школ осуществляется

   врачами  стоматологической  поликлиники района.  Ежегодно в начале

   учебного года проводятся семинары с участием медсестер и педагогов

   школ курируемого района.  Эффективной формой привлечения родителей

   к участию в гигиеническом воспитании детей является  доведение  до

   их  сведения  на  совместных  (с учениками) родительских собраниях

   целей и задач этого раздела профилактической работы и  определение

   конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи.

       На семинаре уделяется внимание следующим вопросам:

       1. Организация гигиенического воспитания детей в школе:

       а) цель и задачи гигиенического обучения  детей  по  уходу  за

   полостью рта;

       б) основные     факторы,     способствующие      возникновению

   стоматологических заболеваний;

       в) особенности  гигиенического   обучения   детей   различного

   возраста;

       г) общедоступные  по  восприятию  сведения   об   анатомии   и

   физиологии зубо - челюстной системы у детей.

       2. Роль гигиенического ухода за полостью рта  и  рационального

   питания в профилактике стоматологических заболеваний.

       3. Правила гигиенического ухода за полостью рта.

       4. Методы контроля качества чистки зубов.

       5. Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.

 

                 Организация класса гигиены полости рта

 

       Класс гигиены должен стать центром  гигиенического  воспитания

   подростков  в  школе.  В  его  организации и в оборудовании должны

   принять активное участие  администрация  школы,  стоматологическая

   служба  района и соответствующие органы здравоохранения.  Директор

   школы  выделяет  необходимое  помещение  достаточной  площади,   в

   котором  могло бы разместиться 25-30 человек учащихся.  В одной из

   стен монтируются 5-8  раковин,  над  которыми  крепят  зеркала.  В

   классе  размещают  шкафы,  в  которых в штативах по номерам хранят

   зубные щетки каждого  класса  и  каждого  ученика  в  отдельности,

   размещают  стандартную  школьную  мебель,  стулья,  столы на 20-30

   человек  для  проведения   уроков   гигиены.   Класс   оборудуется

   средствами наглядной агитации:  плакаты,  муляжи, стенды и т.д., а

   также желательно предусмотреть размещение кинопроектора с  экраном

   для   демонстрации   фильмов   и   диапозитивов.   Для   активного

   использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если

   в  этом  есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для

   физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку.

       При невозможности   организации   в   школе  кабинета  гигиены

   необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта,  который

   организуется  на  одном  из  этажей  школ и оборудуется средствами

   наглядной агитации.  Возможно и  целесообразно  использование  для

   этих целей уголка в школьной столовой.

       Подобные кабинеты могут быть открыты и в "Центрах здоровья", в

   отделениях    профилактики    общелечебных   и   стоматологических

   поликлиник.

 

         Организация и общие принципы урока гигиены полости рта

 

       Уроки гигиены полости  рта  проводятся  медсестрами  школ  при

   непосредственном  содействии  педагогов,  они  включаются  в общую

   сетку занятий школьников.  В 1-3 классах школ занятия  проводят  2

   раза в месяц,  а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует

   16 и 8 занятиям в течение года.

       Урок гигиены  полости  рта  состоит  из 3 частей:  санитарно -

   просветительной,  обучения методам гигиены полости рта и  контроля

   качества полученных навыков.

       Санитарно -  просветительная  часть  занятий   предусматривает

   информирование  детей  в  виде  бесед о строении зубов и их роли в

   жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний,

   о   роли   рационального  питания  в  укреплении  зубов,  о  вреде

   сладостей,  о гигиеническом уходе  за  полостью  рта  и  принципах

   выбора  и  хранения  зубных щеток.  Эта часть урока не должна быть

   более 10-15 мин.

       Следующая его  часть  - обучение методам гигиены полости рта -

   предусматривает подробный рассказ и показ на  муляжах  и  плакатах

   правил  чистки зубов.  Оценка эффективности усвоенного материала и

   закрепление полученных навыков осуществляется при  самостоятельной

   чистке   зубов   ребенком   под  контролем  медицинской  сестры  и

   исправлением  выявленных  ошибок.  Для  этой  цели  очень   важным

   является  использование  способов  контроля  качества чистки зубов

   (см.  приложение 1)  с  помощью  красителей  (индексы  Федорова  -

   Володкиной   или   Грин   -   Вермильона).   План  занятия  должен

   составляться заранее с учетом поэтапного освоения теоретического и

   практического материала по принципу от простого к сложному. Состав

   урока может изменяться в зависимости  от  наличия  или  отсутствия

   класса  гигиены  полости  рта,  наличие  которого  является важным

   фактором качества и успеха гигиенического воспитания подростков. В

   силу  этого  администрация школы и стоматологическая служба должны

   приложить максимум усилий для его организации.

       Если класс  гигиены  полости рта в школе есть,  то медсестра в

   обусловленное  время  приводит  в  него  школьников  и   все   три

   составляющие  урока  гигиены  проходят  там.  Сестра  рассказывает

   запланированную   тему   санитарно   -   просветительной   работы,

   показывает  на  макетах или моделях челюстей в окклюдаторе правила

   чистки зубов,  затем каждый или  определенная  группа  школьников,

   используя  свою  личную зубную щетку,  чистит зубы перед зеркалом,

   медсестра проводит контроль качества чистки и  исправляет  ошибки.

   Весь  этот  процесс  с комментариями демонстрируется перед другими

   детьми.

       В случае  отсутствия  класса  гигиены  полости рта медсестра в

   соответствии с запланированным расписанием уроков приходит в класс

   к  школьникам,  приносит  с  собой  необходимые средства наглядной

   агитации (муляжи,  модели,  плакаты и т.д.),  проводит санитарно -

   просветительную беседу,  обучение на моделях правилам чистки зубов

   и оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у  одного  или

   нескольких учащихся.  Однако, даже при отсутствии приспособленного

   класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки  зубов  в

   уголке  гигиены  при  школьных  столовых.  Следует обеспечить лишь

   установку зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных

   щеток (лучше портативных складных).

 

               Организация гигиенического  обучения детей

                        в дошкольных учреждениях

 

       Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в

   них  детей  в  целом  создают  благоприятные условия для успешного

   обучения их основам гигиены полости рта.

       Реализация всей    профилактической    работы   в   дошкольных

   учреждениях,   в   том   числе   и   гигиенического   ее   раздела

   осуществляется   под   руководством  стоматологической  службы,  а

   ответственным  лицом  за  ее   выполнение   назначается   врач   -

   стоматолог,  лично участвующий в оказании стоматологической помощи

   детям в этом учреждении.

       В обязанность  врача  -  стоматолога  кроме работы по оказанию

   лечебной помощи  входит  проведение  специальных  профилактических

   мероприятий    по   показаниям   в   зависимости   от   конкретной

   эпидемиологической    ситуации,     проведение     санитарно     -

   просветительной   работы   с   педагогами,   средним   медицинским

   персоналом  детских  садов  и  комбинатов.  Этот   раздел   работы

   стоматолога  предусматривает  специальную подготовку лиц,  которые

   повседневно контактируют с детьми с одной  стороны  и,  с  другой,

   должны   информировать   родителей   о   необходимости  воспитания

   гигиенических навыков во время пребывания ребенка в  кругу  семьи.

   Учитывая   решающее   значение   уровня   специальной   подготовки

   работников  дошкольных  учреждений  в  обеспечении   эффективности

   гигиенического    обучения    детей    основам   стоматологической

   профилактики,   следует   в   качестве   ответственных   лиц    за

   профилактическую  работу  в каждом конкретном учреждении назначать

   наиболее компетентных в  специальных  вопросах  и  инициативных  в

   организаторском    плане    врачей    -    стоматологов    детских

   стоматологических поликлиник и отделений.

       Вся работа   по   стоматологическому   аспекту  гигиенического

   воспитания    в    дошкольных    учреждениях    проводится     при

   непосредственном  участии  воспитателей,  под контролем педагога -

   методиста  и  старшей  медсестры.  Общее  руководство,   как   уже

   отмечалось, осуществляет врач - стоматолог детский.

       При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с

   3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения

   отдельных  гигиенических  навыков  по  принципу  от   простого   к

   сложному.

       Для школьников   особое   значение    в    привитии    стойких

   гигиенических   навыков   имеет   частая  повторяемость  элементов

   стоматологической гигиены.  В этой связи следует  ежедневно  после

   обеда  перед  дневным  сном  проводить  контролируемое  полоскание

   полости рта водопроводной водой. При закреплении этой привычки как

   обязательного  элемента личной гигиены можно приступить к обучению

   пользования зубной щеткой и т.д.  с постепенным увеличением объема

   технических   навыков  в  соответствии  с  общими  педагогическими

   принципами.

       Одним из   положительных  моментов  организационного  плана  в

   полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие

   в  каждой из групп санитарного блока.  Здесь следует предусмотреть

   размещение раковин с вмонтированными над  ними  зеркалами.  Зубные

   щетки  лучше  хранить  в  индивидуальных  пластмассовых  стаканах.

   Возможно  изготовление   для   этих   целей   клеенчатых   кассет,

   обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда,  расположенных в шахматном

   порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние.

       Одним из   важнейших  критериев  эффективности  гигиенического

   воспитания в дошкольных учреждениях является  стойкое  закрепление

   основных  навыков  по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с

   перерастанием  их  в  потребность.  Причем,  эти  элементы  личной

   гигиены  должны  формироваться  на прочно усвоенных знаниях о роли

   гигиенического ухода за  полостью  рта  в  обеспечении  сохранения

   зубов и здоровья в целом.

 

            Формы и методы гигиенического обучения детей

 

       Основной целью    гигиенического   обучения   детей   является

   воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по уходу

   за   полостью   рта,   основанных   на   твердой   убежденности  в

   действенности    рациональной     гигиены     в     предупреждении

   стоматологических заболеваний.

       Во многом достижение этой цели зависит от  правильного  выбора

   форм  и  методов  гигиенического обучения с учетом возраста детей,

   наличия или  отсутствия  класса  гигиены,  обеспечения  средствами

   наглядной  агитации  и  материально - технического обеспечения,  а

   также уровнем  специальной  подготовки  медицинского  персонала  и

   педагогов.

       Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов:

       - санитарно   -   просветительной   работы,  предусматривающей

   доведение до  населения  информации  об  основных  факторах  риска

   возникновения  стоматологических  заболеваний,  об индивидуальных,

   семейных и коллективных мерах их предупреждения;

       - обучение   методу  гигиенического  ухода  за  полостью  рта,

   предусматривающее  привитие  правильных  и   эффективных   приемов

   удаления  зубного  налета  и  остатков  пищи с поверхности зубов и

   межзубных промежутков с помощью  средств  ухода  за  полостью  рта

   (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).

       Санитарно - просветительная работа проводится в виде двух форм

   - активной и пассивной.

       Активная ее  форма  заключается  в  непосредственном  контакте

   обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами

   детей.  Основными  методами  активной  санпросветработы   является

   беседа   с   группой   детей,  лекция  в  классе,  выступление  на

   родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом

   зависит  от  подготовки  и  уровня  гигиенических знаний и навыков

   специалиста,  проводящего занятия,  а  также  от  адаптированности

   излагаемого  материала непосредственно к той аудитории слушателей,

   с которой проводятся занятия, беседы, лекции.

       Пассивная форма    санитарного   просвещения   предусматривает

   ознакомление    различных    слоев    населения     с     основами

   стоматологической   профилактики   с   помощью  средств  наглядной

   агитации  (плакаты,  памятки,  стенды,  фильмы,  диапозитивы).  Ее

   проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского

   персонала,  что упрощает  воспитательный  процесс.  Правильное  ее

   оформление  и  размещение  играет  важную роль в привлечении к ней

   внимания и интереса детского коллектива.

       Примером конкретного  использования средств пассивной агитации

   может быть размещение плакатов о принципах  гигиены  полости  рта,

   рационального  питания  в  школьных столовых,  в коридоре рядом со

   стоматологическим кабинетом.  При этом лучше организовать не одну,

   а  две  выставки  средств наглядной агитации,  предназначенных для

   детей младших и старших классов,  а разместить их соответственно в

   местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов.

       Деление санитарно  -  просветительной  работы  на  активную  и

   пассивную формы в известной степени условно,  т.к.  при проведении

   бесед,  практических занятий  в  классах  гигиены,  чтении  лекций

   старшим   школьникам,  родителям  для  обеспечения  наглядности  и

   доходчивости   излагаемого   материала   требуется   использование

   наглядных  пособий.  С  другой стороны,  эффективность санитарно -

   просветительной работы только путем оформления  стенной  наглядной

   агитации находится на относительно низком уровне.

       Во многом  это   обусловлено   тем,   что   без   комментариев

   специалиста  вложенная  информация  в  средства наглядной агитации

   практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в

   связи с практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских

   учреждениях,  касающейся  различных  аспектов  поведения   ребенка

   (правила    поведения    на   улице,   профилактика   инфекционных

   заболеваний,  в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к

   детям дошкольного возраста и ученикам младших классов.

       Вторая составляющая часть гигиенического воспитания - обучение

   методам  гигиены  полости  рта,  предусматривает  привитие стойких

   навыков грамотного,  осознанного и регулярного ухода  за  полостью

   рта.

       Основной формой  этого   раздела   гигиенического   воспитания

   является  обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта

   правилам пользования зубной щеткой с применением зубной  пасты  из

   расчета  наиболее  эффективного  удаления  мягкого  налета со всех

   поверхностей зубов.

       Занятия в  школе  проводятся под непосредственным контролем со

   стороны медсестры и педагога в классе или уголке  гигиены  полости

   рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля

   за качеством гигиенического ухода,  высокая убежденность  детей  в

   эффективности  осуществляемых  мероприятий  способствует  стойкому

   закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.

 

             Критерии эффективности гигиенического обучения

                                 детей

 

       С точки  зрения  диалектики  гигиенического воспитания,  навык

   ухода  за  полостью  рта  -  это  конечный  результат   адекватных

   представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и

   знания зачастую находятся в противоречии с  конкретным  умением  и

   навыками.  В  этой  связи  одним  из  важнейших условий устранения

   указанного противоречия является постоянный контроль уровня знаний

   и представлений,  их соответствия навыкам по уходу за полостью рта

   и  медицинской  эффективности   всего   комплекса   гигиенического

   воспитания.

       Ближайшими критериями  эффективности  гигиенического  обучения

   являются  изменения  значений гигиенического индекса в сторону его

   уменьшения по сравнению с исходным значением.  Достичь этого можно

   уже  в  первые 2-3 месяца работы по профилактике стоматологических

   заболеваний.  Одновременно с улучшением гигиенического индекса <*>

   уменьшается  распространенность гингивитов,  кровоточивости десен.

   Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в  профилактике

   стоматологических  заболеваний  оценивается  с  помощью  анкетного

   опроса до и в процессе гигиенического обучения.  При анализе анкет

   следует   выявлять   наиболее  характерные  ошибки  в  ответах  на

   поставленные  вопросы  и  с  учетом  их  исправления   планировать

   проведение санитарно - просветительной работы.

       --------------------------------

       <*> Рассчитывается     по    интенсивности    окраски    зубов

   определенными растворами.

 

       Отдаленными критериями эффективности  гигиенического  обучения

   является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей пародонта.

   Тенденция к снижению из года в год интенсивности  поражения  зубов

   кариесом  является  доказательством эффективности профилактических

   мероприятий.  Однако следует  учитывать,  что  объективно  оценить

   изменение уровня заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем

   через 5 лет.  С этой целью до  начала  внедрения  профилактических

   мероприятий   в  школах  проводят  стоматологическое  обследование

   12-летних детей (30-40 человек),  рассчитывают индекс  КПУ  и  его

   структуру,  проводят  определение и индексов гигиены полости рта и

   состояния тканей пародонта (CPIT N).

       Через 5  лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят

   сравнение полученных данных с результатами 5-летней давности,  при

   необходимости    вносят   коррективы   в   план   профилактических

   мероприятий.

 

 

 

 

                                                       Приложение N 1

 

         ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

       1. Индекс Федорова - Володкиной

       Вестибулярная поверхность  шести  нижних   фронтальных   зубов

   (резцы  и  клыки)  после  предварительного  высушивания  смазывают

   йодистокалиевым  раствором   Шиллера   -   Писарева,   включающего

   следующие компоненты:

       йод кристаллический - 1,0

       йодистый калий - 2,0

       дистиллированная вода - 40,0

       При отсутствии   данного   раствора   для   этой   цели  может

   использоваться 2-3% настойка йода.

       Через 1    минуту    после    прокрашивания    дается   оценка

   гигиенического состояния полости рта по пятибальной шкале:

       окрашивание всей поверхности коронки зуба -  5 баллов,

       окрашивание 3/4 коронки  - 4 балла,

       окрашивание 1/2 коронки  - 3 балла,

       окрашивание 1/4 коронки  - 2 балла,

       окрашивание отсутствует  - 1 балл.

       Гигиенический индекс рассчитывается по формуле:

 

                       сумма баллов 6 окрашенных зубов

                  ГИ = -------------------------------

                             6 (количество зубов)

 

       Пример расчета: 3 - 1 балл

                       2 - 2 балла

                       1 - 3 балла

                       1 - 4 балла

                       2 - 3 балла

                       3 - 2 балла

 

                      1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2   15

                 ГИ = --------------------- = -- = 2,5

                               6              6

 

       Оценка полученных результатов проводится следующим образом:

       1,1 - 1,4 - гигиеническое состояние полости рта хорошее;

       1,5 - 1,8 - удовлетворительное;

       1,9 - 2,5 - неудовлетворительное;

       2,6 - 2,8 - плохое;

       2,9 - 5,0 - очень плохое

 

       2. Индекс Грин - Вермильона

       Для определения  индекса Грин - Вермильона исследуют следующие

                                                           6 | 6

   поверхности   зубов:  щечную  и  язычную  поверхности  -------   и

                                                           6 | 6

   губную  поверхность  I _|_ I.  На   всех   поверхностях    сначала

   определяют зубной  налет,  а  затем  зубной   камень.   Используют

   следующую систему определения зубного налета:

       0 - отсутствие зубного налета;

       1 - зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

       2 -  зубной  налет  покрывает  более  1/3,  но  не  более  2/3

   поверхности зуба;

       3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.