ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2002 г. N 1507-р
К О
Н Ц Е П Ц И Я
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2005 года
Важной составной
частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и
эффективное развитие физической культуры и спорта.
Основная цель
политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление
нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание
здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление
российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
1. Характеристика
современного состояния физической
культуры
и спорта в Российской Федерации
С 1991 года в
России отмечается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений. За десять лет их число уменьшилось почти на 20 процентов. Под
предлогом экономической нецелесообразности многие предприятия и организации
отказываются от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов.
Ряд стадионов и других спортивных объектов используются не по назначению. Не в
полной мере реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов
спортивными сооружениями.
В настоящее время
система управления физической культурой и спортом в России не является
оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно
используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений.
Нормативная
правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в
полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия
физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие
профессионального спорта.
Бюджетное
финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского
спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для
инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической
культуры и спорта, не создаются соответствующие условия.
Теряют престиж
профессии преподавателя физической культуры и тренера. Сократилось количество
детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как
следствие, ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы,
недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений.
Утрачиваются
ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и
международных спортивных организациях.
Не всегда
эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении
экономических и социальных проблем общества.
По некоторым видам
спорта в России практически отсутствуют современные, технически оснащенные
спортивные сооружения и базы для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим
международным соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих
российских спортсменов и тренеров.
Не в полной мере
используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды
спорта и здорового образа жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и
телевидении.
Многократное повышение
стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало практически недоступными
основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного
туризма и отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный
механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества
физкультурных и спортивных услуг.
В последние годы в
России ухудшилось состояние здоровья населения, увеличилось количество людей,
принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются
инвалидами до 1 млн.человек.
В настоящее время
физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10 процентов
населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель
достигает
40-60 процентов.
Наиболее острой и требующей
кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и
физического развития учащихся. Реальный объем двигательной активности
школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического
развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподавание физической
культуры в общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям,
а в некоторых школах отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов,
имеющих отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество
увеличилось на 371 тыс.человек по сравнению с 1995 годом и составило
1336 тыс. человек.
2. Цель,
задачи и основные принципы
Целью настоящего
документа является совершенствование государственной политики, направленной на
повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа
жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских
играх и других международных соревнованиях.
Основными задачами
в сфере развития физической культуры и спорта являются:
обеспечение
гражданам Российской Федерации возможности заниматься физической культурой и
спортом;
формирование у
населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным
занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению
уровня образованности в этой области;
разработка и
реализация федеральных и региональных нормативных правовых актов, целевых
программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической
культуры и спорта;
улучшение качества
физического воспитания населения, проведение мониторинга физической подготовки
и физического развития детей и молодежи;
совершенствование
деятельности спортивных клубов и создание молодежных центров досуга;
укрепление
материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом,
особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
создание условий
для развития спорта высших достижений и профессионального спорта;
создание
эффективной системы подготовки спортивного резерва.
Реализация настоящей
Концепции должна основываться на следующих принципах:
доступность
занятий физической культурой, спортом и туризмом для всех категорий и групп
населения;
непрерывность и
преемственность процесса физического воспитания и образования для всех
категорий и групп населения;
взаимодействие
органов исполнительной власти, органов законодательной власти всех уровней и
общественных спортивных организаций в вопросах развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации;
дифференцированный
подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с
учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры,
спорта высших достижений и профессионального спорта.
3. Основные направления деятельности в развитии
физической культуры и спорта
Государственная
политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать следующие
основные направления:
формирование у
населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и
повышения уровня знаний в этой сфере;
создание условий
для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных
спортивных соревнованиях;
развитие спорта
высших достижений;
усиление роли
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования
и управления физической культурой и спортом;
совершенствование
системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых
организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной
системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди
населения;
формирование
региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
формирование
нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и
использования внебюджетных источников финансирования;
анализ
эффективности использования спортивных сооружений;
развитие
инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для
занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития
физической культуры и спорта всех уровней;
проведение
массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе
детских ("Золотая шайба", "Кожаный мяч");
подготовка
спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
подготовка кадров
и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том
числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры
и спорта, проведение аттестации управленческих кадров;
развитие
спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической
культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике
физкультурно-спортивного движения России;
формирование
постоянно действующей информационно-пропагандистской и
просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в
активные занятия физической культурой и спортом и формированию здорового образа
жизни населения, особенно подрастающего поколения;
предоставление
детям, инвалидам и людям старшего поколения льготных условий для занятий
физической культурой и спортом;
привлечение для
развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств
из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства,
в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения
спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие
физической культуры и спорта.
4. Механизмы
и основные меры по реализации Концепции
Реализация
настоящей Концепции предполагает:
совершенствование
нормативной правовой базы физической культуры и спорта;
принятие
федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации, в том числе авиационных, технических и военно-прикладных
видов спорта;
совершенствование
программно-методического, организационного и медицинского обеспечения
физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях;
определение приоритетных отраслевых научных программ;
проведение мониторинга физической подготовки и
физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам физической культуры и
спорта, а также к добровольному участию
в физкультурно-спортивном движении;
совершенствование единой всероссийской спортивной классификации и единого
календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
повышение эффективности системы организации и проведения спортивных
соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и Спартакиады народов
России;
развитие национальных видов спорта, спортивного туризма,
физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами самобытности и
использование их в приобщении населения к активным занятиям физической
культурой и спортом;
создание в городах Российской Федерации зон отдыха,
включающих сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется
типовой набор специализированных спортивных сооружений;
вовлечение инвалидов в физкультурно-спортивную
деятельность, разработка системы мер, направленных на социально-психологическую
и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и возврат к трудовой
деятельности инвалидов;
издание массовой
литературы и выпуск видео- и киноматериалов, а также создание компьютерных
обучающих программ по различным видам спорта;
создание
телевизионных и радиопрограмм, направленных на пропаганду физической культуры и
спорта среди населения;
создание
специализированного федерального спортивного телевизионного и радиоканала.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление
реабилитационных мероприятий, снижение неблагоприятного воздействия
производства на человека, повышение уровня сопротивляемости организма различным
заболеваниям, имея в виду:
принятие мер по повышению эффективности использования
средств физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, разработанных на
основе данных социально-гигиенического мониторинга населения Российской
Федерации;
уменьшение воздействия негативных факторов на работоспособность и
самочувствие человека;
включение производственной физической культуры в систему
мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной
заболеваемости.
Организационной основой физкультурно-спортивного
движения в стране должны стать спортивные, физкультурно-оздоровительные и
туристские клубы, а также спортивные
центры, предлагающие на платной основе более комфортные условия и разнообразные
спортивные услуги.
Мероприятия по
совершенствованию физического воспитания и образования детей и молодежи должны
включать в себя:
проведение
обязательных урочных форм занятий по предмету "физическая культура"
во всех типах и видах образовательных учреждений;
проведение
дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом;
создание при
образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров с
типовым набором спортивного инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить
двигательную активность дошкольников и учащихся;
физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья;
осуществление физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме дня;
проведение внешкольной воспитательной работы с детьми
(спортивных секций, занятий в спортивных школах и спортивно-оздоровительных
туристских клубах, а также самостоятельных занятий);
вовлечение в активные занятия физической культурой и
спортом детей и подростков в свободное время;
производство
недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий
физической культурой дошкольников и учащихся;
формирование ответственного отношения родителей к здоровью
детей и их физическому воспитанию;
организацию спортивно-массовой
работы по месту жительства;
создание условий для занятий спортом детям, подросткам и
молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
Мероприятия по совершенствованию
профессионального образования в сфере физической культуры и спорта должны
предусматривать:
апробацию и внедрение в учебный
процесс новых образовательных программ профессионального образования;
долгосрочное планирование объема подготовки специалистов
со средним и высшим профессиональным образованием;
расширение системы дополнительного профессионального
образования;
укрепление учебно-спортивной и материально-технической
базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования;
осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и
спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран, включая
стажировки;
разработку новых
научно-исследовательских направлений в сфере физической культуры и спорта;
использование
современных научных технологий в подготовке спортсменов высокого класса.
Мероприятия, направленные на развитие спорта высших достижений, должны
предусматривать:
эффективное функционирование существующих и создание
новых центров и баз спортивной подготовки сборных команд России;
совершенствование механизма использования ведомственных
спортивных баз для подготовки сборных команд России по различным видам спорта;
создание
комплексных научных групп по видам спорта и организацию научно-методического,
медико-биологического и информационного обеспечения подготовки спортсменов
высокого класса, а также спортивного резерва;
создание эффективных технических средств для нужд спорта
высших достижений;
совершенствование технологий, форм и методов подготовки и переподготовки
специалистов в области спорта высших достижений;
создание и развитие специализированных структур,
обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность спортсменов (их
комплексное организационное, методическое, консультационное, медицинское и иное
обслуживание);
совершенствование механизмов стимулирования труда
спортсменов и тренеров;
активизацию работы представителей России в международных спортивных
федерациях, расширение участия Российской Федерации в организации и проведении
олимпиад, чемпионатов мира и Европы, осуществление более тесного взаимодействия
и сотрудничества со спортивными организациями государств - участников
Содружества Независимых Государств.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе плана
мероприятий, разрабатываемого Государственным комитетом Российской Федерации по
физической культуре и спорту совместно с заинтересованными органами
исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
улучшить физическое состояние населения, заложить основы формирования
здорового и гармонично развитого поколения;
привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом различные
категории населения;
использовать возможности физической культуры и спорта в совершенствовании
нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса, создать
условия для их успешного выступления на международной арене;
повысить роль физической культуры и спорта как средства профилактики
асоциального поведения молодежи;
использовать физическую культуру и спорт для социальной и физической
адаптации инвалидов и детей-сирот;
разработать и внедрить в Российской Федерации систему спортивно-зрелищных
мероприятий, которая будет способствовать созданию новых рабочих мест;
обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг;
увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль средств
массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в
формировании здорового образа жизни.
_______________