Письмо Фонда социального страхования России
от 29 января 2001 г. N 02-18/07-659
"Об использовании в работе Рекомендаций по экспертизе страхового
случая по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Фонд социального страхования
Российской Федерации направляет
для
использования в практической работе
"Рекомендации по экспертизе
страхового случая по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
Заместитель председателя
Фонда социального страхования РФ В.Н.Дубровский
Приложение
к письму
Фонда
социального
страхования РФ
от 29 января 2001 г. N
02-18/07-659
Рекомендации
по экспертизе страхового случая по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
В соответствии со статьей 17
Федерального закона от
24.07.1998
N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в
течение суток со дня наступления
страхового случая сообщать
о нем
страховщику. Фонд социального страхования Российской Федерации
(страховщик) и его исполнительные органы
имеют право проверять информацию
о страховых случаях в организациях любой
организационно-правовой формы,
назначать и проводить экспертизу страховых
случаев, давать рекомендации
по предупреждению наступления страховых
случаев.
Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является
установление обоснованности и правомерности
признания несчастного случая
на производстве или профессионального
заболевания при их расследовании в
установленном порядке страховым случаем,
влекущим возникновение
обязательства страховщика осуществлять
обеспечение по страхованию.
В соответствии с
Федеральным законом от
24.07.1998 N 125-ФЗ
несчастный случай на производстве -
событие, в результате
которого
застрахованный получил увечье или
иное повреждение здоровья
при
исполнении им обязанностей по трудовому
договору (контракту) и в
иных,
установленных указанным выше Федеральным
законом, случаях, как
на
территории страхователя, так и за ее
пределами либо во время следования к
месту
работы или возвращения с места работы
на транспорте,
предоставленном страхователем, и которое
повлекло необходимость перевода
застрахованного на другую работу,
временную или стойкую
утрату им
профессиональной трудоспособности
либо его смерть.
Профессиональное
заболевание - хроническое или
острое заболевание застрахованного,
являющееся результатом воздействия на
него вредного производственного
фактора
(факторов) и повлекшее
временную или стойкую
утрату им
профессиональной трудоспособности.
К производственным факторам
при возникновении профзаболеваний
следует также относить влияние
климатических, геофизических, социальных и
гигиенических условий на здоровье
работников при производственной
миграции (в особенности при вахтовом
способе производства).
Вопрос о проведении представителями
страховщика экспертизы
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в
установленном порядке решается в каждом
конкретном случае исполнительным
органом Фонда социального страхования
Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ.
Руководитель исполнительного
органа Фонда, получивший сообщение о
несчастном случае на
производстве
или
о профессиональном заболевании
по установленной Фондом
форме,
принимает решение о направлении своего
представителя на предприятие, где
произошел несчастный случай или профессиональное заболевание, с целью
выяснения
обстоятельств случившегося и
участия в расследовании по
согласованию с председателем комиссии по
расследованию несчастного случая
на производстве или профессионального
заболевания.
Если представитель страховщика не участвовал в расследовании, то при
получении материалов расследования руководитель исполнительного органа
Фонда рассматривает их с точки зрения
признания случая страховым
или
принятия решения о назначении экспертизы
наступления страхового случая.
Если несчастный случай
произошел с застрахованным работником,
направленным для работы в
организацию, расположенную на
территории
другого
субъекта Российской Федерации,
исполнительный орган Фонда,
получивший соответствующую информацию, принимает
участие в проведении
экспертизы и, в оперативном порядке,
направляет сведения по результатам
экспертизы страхового случая исполнительному органу Фонда, в
котором
зарегистрирован работодатель пострадавшего.
При необходимости проведение
экспертизы может осуществляться при
взаимодействии с государственной инспекцией
труда субъекта Российской
Федерации, органами исполнительной власти
по труду, учреждениями медико-
социальной экспертизы, профсоюзными, а
также с иными
уполномоченными
застрахованными органами.
При проведении экспертизы по документам организации устанавливаются
сведения о пострадавшем: фамилия, имя,
отчество, год рождения, должность,
специальность, является ли пострадавший лицом, имеющим отношение
к
оборудованию или рабочему месту,
где произошел несчастный
случай,
исполнял или не исполнял работник обязанности
по трудовому договору
(контракту) в момент, когда с ним произошел
несчастный случай, а
при
профессиональном заболевании, кроме
этого, необходимо выяснить
наличие
вредного
производственного фактора на рабочем месте,
приведшего к
заболеванию.
Кроме того, необходимо
уточнить объем профилактических мер,
проведенных работодателем в
целях предупреждения профзаболевания или
несчастного случая. Определение этого
объема явится результирующим этапом
расследования и в последующем послужит
основанием для оценки условий
и
охраны труда на предприятии.
В положении о расследовании несчастных случаев на
производстве
сказано, что расследованию подлежат несчастные
случаи, происшедшие на
производстве с работниками при
выполнении ими трудовых
обязанностей и
работы
по заданию организации
или индивидуального предпринимателя.
Поэтому если эти трудовые отношения в ходе
экспертизы не подтверждаются,
то
несчастный случай не
может считаться производственным и,
соответственно, не будет страховым.
Для определения характера трудовых отношений необходимо установить,
какой договор был заключен с работником.
Согласно статье 18 Кодекса
законов о труде
Российской Федерации
трудовой
договор (контракт) заключается
в письменной форме
между
работником
и работодателем. Следует
иметь в виду,
что фактическое
допущение к работе считается заключением
трудового договора, независимо
от того, был ли прием на работу надлежащим
образом оформлен.
Рекомендации по заключению
трудового договора (контракта)
и его
примерная
форма утверждены Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации
от 14.07.1993 N 135.
Различие
трудового договора и
договора гражданско-правового
характера определено в письме Фонда от
20.05.97 N 051/160-97.
Указанные в письме
отличительные признаки договоров
следует
применять в их совокупности, что позволит,
даже в
сложных сомнительных
случаях,
провести разграничение указанных
договоров и правильно
определить круг застрахованных лиц, размер
обеспечения по страхованию, а
также установить факт наступления
страхового случая.
Учитывая изложенное, работникам
исполнительных органов Фонда
при
решении вопросов, является ли несчастный
случай на производстве страховым
или нет, необходимо определить:
- форму, характер и наличие трудовых отношений между страхователем и
застрахованным;
- круг трудовых обязанностей застрахованного (соответствующие статьи
трудового договора, должностные инструкции,
инструкции по охране труда и
др.);
- совпадение трудовых обязанностей застрахованного с его нахождением
на месте происшествия. Если при проведении
экспертизы установлено, что в
служебные обязанности пострадавшего не
входит производство определенного
вида работ, то проверяется: является ли
несчастный случай результатом
стечения случайных обстоятельств; вызван ли
его личной неосторожностью,
недисциплинированностью или
пострадавший допущен к
производству этого
вида работ в нарушение установленных
требований и руководящих документов.
В последнем случае устанавливается лицо, чьим распоряжением нарушены
указанные требования;
- степень вины застрахованного в происшедшем несчастном случае;
- степень вины страхователя в происшедшем несчастном случае.
При возникновении разногласий между
представителем исполнительного
органа Фонда и страхователем или
комиссией, проводившей расследование
несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания, в
части признания их страховыми случаями,
экспертизу несчастного случая на
производстве или профессионального
заболевания проводит страховщик
в
соответствии со статьей 11 Федерального
закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального
страхования". В этом случае
экспертиза
проводится на основании материалов расследования при взаимодействии с
Федеральной инспекцией труда (по
согласованию).
По результатам проверки
факта наступления страховых
случаев или
экспертизы страхового случая представитель
исполнительного органа Фонда
представляет руководителю по подчиненности заключение с описанием
обстоятельств и причин страхового случая, материалами
расследования и
актом по форме Н-1, если расследование
завершено.
О групповом несчастном случае (остром отравлении) с числом погибших
5 и более человек исполнительный орган
Фонда сообщает в Фонд социального
страхования Российской Федерации по форме,
утвержденной Постановлением
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от
07.07.1999
N 19 "Об утверждении форм
документов, необходимых для
расследования и учета несчастных случаев на
производстве".
Проведение представителем страховщика
экспертизы страховых случаев,
которые не относятся к категории тяжелых
или со смертельным исходом,
осуществляется на основе материалов
расследования несчастных случаев на
производстве или материалов расследования профессиональных заболеваний,
проведенных в порядке, установленном соответствующими положениями о
расследовании и учете несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, и сообщений о
последствиях.
Документами, подтверждающими
факт наступления страхового
случая,
который
влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять
обеспечение по страхованию, являются утвержденный работодателем акт о
несчастном случае на производстве по форме
Н-1 или утвержденный главным
врачом
центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора
акт о случае профессионального заболевания,
которые страхователь обязан
направлять страховщику в порядке и сроки,
установленные соответствующими
положениями о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
В указанных документах должны быть отражены:
- обстоятельства несчастного случая;
- достаточность квалификации пострадавшего для проведения
производственного процесса,
подтвержденная документами установленного
образца и допуском для проведения
указанного процесса;
- достаточность и правильность выполнения организационнотехнических
мероприятий и предписаний органов
надзора по обеспечению
безопасного
проведения производственного процесса;
- причины несчастного случая и лица,
нарушившие требования правил
безопасности или не обеспечившие безопасное
проведение производственного
процесса. (Заключение о причинах несчастного
случая и нарушениях правил
безопасности обосновывается ссылками
на соответствующие пункты
правил,
руководств, наставлений.)
Акт по форме Н-1 должен заполняться разборчивой текстовой и цифровой
информацией и иметь порядковый
номер в соответствии с журналом
регистрации несчастных случаев на
предприятии.
При определении степени
вины застрахованного рассматривается
заключение профсоюзного комитета или иного
уполномоченного застрахованным
представительного органа. При этом
следует иметь в
виду, что при
определении степени вины
пострадавшего и лиц,
допустивших нарушения
нормативных требований по охране
труда, должны учитываться
как их
личностные данные, так и состояние охраны
труда и трудовой дисциплины на
предприятии в целом. При установлении фактов недисциплинированности,
безответственности, пьянства
и др. обстоятельств, способствовавших
возникновению условий для увеличения
травматизма, необходимо обратить
внимание соответствующих лиц на
необходимость принятия мер по
укреплению
трудовой дисциплины, состояния охраны труда
и производственной среды
в
целом.