Коллегия МЗ РФ: Решение от 15.10.2002 N 15
Утвержден 15.10.2002
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Скачать (13,8 Кб)

                  КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                 РЕШЕНИЕ

 

                                 ПРОТОКОЛ

 

                           15 октября 2002 г.

 

                                  N 15

 

             О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

                     НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

       Охрана репродуктивного   здоровья   населения    России    при

   сохраняющихся  негативных демографических тенденциях и депопуляции

   населения в последние годы стала  одним  из  основных  направлений

   деятельности  органов  управления  и  учреждений  здравоохранения,

   критерием эффективности социальной политики государства.

       В Российской  Федерации  за  последние  три  года  имело место

   увеличение рождаемости с 8,3 в 1999 году до 9,1 на 1000  населения

   в  2001  году  (9,6%).  Сохраняется  высокая смертность населения.

   Уровень ее в 2001 году составил 15,6%о, в 1999 году - 14,7%о.

       Общая численность населения Российской Федерации на 01.01.2002

   равна 144,0 млн.  человек, из них доля женщин - 53.3% (76,7 млн.),

   мужчин - 46,7%  (67,3 млн.); женщин репродуктивного возраста - 51%

   от всего женского населения (39,1 млн.);  доля  детей  в  возрасте

   0-18   лет  составила  22,8%  (32,8  млн.)  от  общей  численности

   населения.

       В связи  с  особенностями  реализации  репродуктивной  функции

   особое  значение  приобретают  проблемы   охраны   репродуктивного

   здоровья женщин.

       Реализация задач   по    охране    репродуктивного    здоровья

   осуществлялась    в    соответствии    с    Концепцией    развития

   здравоохранения  и  медицинской  науки  в  Российской   Федерации,

   Концепцией   охраны  репродуктивного  здоровья  населения  России,

   Концепцией   демографического   развития   Российской   Федерации,

   Национальными планами действий и федеральными целевыми программами

   по улучшению положения и здоровья женщин и детей во взаимодействии

   с органами и учреждениями здравоохранения на местах,  ведомствами,

   общественными организациями.

       Основным документом,   определяющим   мероприятия   по  охране

   репродуктивного  здоровья   населения,   стала   разработанная   в

   соответствии  с  решением  Комиссии  по улучшению положения женщин

   (27.11.98 протокол N 3)  и  утвержденная  на  совместной  коллегии

   Минздрава   России,   Минтруда   России  и  Минобразования  России

   (11.04.2000  протокол  N  7)  Концепция   охраны   репродуктивного

   здоровья   населения  России  на  период  2000-2004  годы  и  План

   мероприятий по ее реализации (далее - Концепция).

       Целью Концепции     является     сохранение     и    улучшение

   репродуктивного здоровья,  увеличение воспроизводства населения  и

   повышение его репродуктивного потенциала.

       Задачи и  направления  Концепции  включают  комплекс  мер   по

   созданию   эффективной  системы  охраны  репродуктивного  здоровья

   населения: обеспечение единой государственной политики и поддержки

   в  этой  области;  совершенствование законодательной и нормативной

   базы;  подготовку кадров;  профилактику нарушений  репродуктивного

   здоровья  населения детородного возраста;  разработку приоритетных

   научных направлений и целевых  программ  по  проблеме;  проведение

   информационных   и  образовательных  мероприятий  по  формированию

   общественного  мнения,  объединению  усилий  правительственных   и

   неправительственных  организаций  и  учреждений  в  области охраны

   репродуктивного здоровья, создание новых подходов к гигиеническому

   и  нравственному  воспитанию  и  образованию  детей  и подростков,

   повышение ответственности населения за состояние своего здоровья.

       Во исполнение   мероприятий   Плана   реализации  Концепции  и

   федеральных целевых программ совершенствовалось законодательство в

   области  охраны  репродуктивного  здоровья.  Разработаны и приняты

   законодательные акты (федеральные законы от 16.07.99 N 165-ФЗ,  от

   28.12.2001   N  181-ФЗ)  по  социальной  поддержке  материнства  и

   детства. Наряду с сохранением ранее действующих гарантий в области

   материнства  и  детства  (Трудовой  кодекс Российской Федерации от

   30.12.2001 N 197-ФЗ) усилены меры по социальной защите беременных.

   Однако  с  1993  года  в Комитетах Государственной Думы Российской

   Федерации находится на рассмотрении проект закона о репродуктивных

   правах  граждан  и  гарантий  их реализации.  Необходимость такого

   правового  документа  подтверждается  принятием   Законодательными

   Собраниями   ряда   субъектов   Российской   Федерации  законов  о

   репродуктивных правах  граждан  (Ивановская,  Тульская,  Тверская,

   Рязанская, Тамбовская и другие области).

       В утверждаемую   постановлениями   Правительства    Российской

   Федерации  Программу  государственных  гарантий оказания гражданам

   Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи,  определяющей

   виды и объемы этой помощи населению, в том числе женщинам и детям,

   за счет средств бюджетов и обязательного медицинского  страхования

   всех   уровней  внесены  мероприятия  по  оказанию  амбулаторно  -

   поликлинической и стационарной  помощи  при  беременности,  родах,

   послеродовом  периоде,  искусственном  прерывании беременности,  а

   также   мероприятия   по   профилактике    заболеваний,    включая

   диспансерное  наблюдение  здоровых  детей  и  оказание медицинской

   помощи в центрах планирования семьи и репродукции.

       Важнейшее направление    Концепции   по   обеспечению   единой

   государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья

   населения явилось продолжением начатой в 80-е годы государственной

   поддержки  охраны   материнства   и   детства   со   значительными

   инвестициями   в  службу,  а  в  дальнейшем  в  рамках  реализации

   федеральных целевых программ "Планирование  семьи"  и  "Безопасное

   материнство". Особую роль при этом сыграла программа "Планирование

   семьи",  разработанная в соответствии с  международными  правовыми

   стандартами  Минздравом  России  в  1991  году  и вошедшая,  как и

   программа  "Безопасное  материнство",   в   состав   президентской

   программы   "Дети   России".   Главными   задачами  этих  программ

   определены сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана

   репродуктивного    здоровья    населения,   социальная   поддержка

   материнства  и   детства,   профилактика   и   снижение   абортов,

   материнской    и   младенческой   заболеваемости   и   смертности.

   Аналогичные программы  были  приняты  и  реализуются  в  субъектах

   Российской Федерации.

       Программами предусматривалось   создание   государственных   и

   общественных   структур   службы   планирования   семьи  и  охраны

   репродуктивного здоровья на федеральном  и  региональных  уровнях,

   подготовка кадров,  обеспечение населения средствами контрацепции,

   информационное  обеспечение  населения  и  специалистов  по   этим

   проблемам.

       Ключевую роль  при  создании  службы  охраны   репродуктивного

   здоровья   выполняют  центры  планирования  семьи  и  репродукции,

   введенные в номенклатуру  лечебно  -  профилактических  учреждений

   здравоохранения  (приказ  Минздрава  России  от  23 ноября 1992 г.

   N 301) и довольно успешно организуемые в регионах.  Уже в первые 3

   года реализации федеральных целевых программ их было создано более

   100,  а в настоящее время - около 500 этих учреждений,  являющихся

   методическими  и  практическими  центрами  в  регионах по оказанию

   медицинской    помощи,    подготовке    кадров    и     проведению

   просветительской  деятельности  по вопросам охраны репродуктивного

   здоровья.  Получили  развитие   такие   новые   типы   лечебно   -

   профилактических  учреждений,  как перинатальные центры,  медико -

   генетические консультации,  молодежные центры,  центры  по  охране

   репродуктивного  здоровья  и  реабилитации,  медико  -  социальной

   помощи детям и подросткам, кризисные центры, службы доверия и др.

       Одним из первых (приказ Минздрава РСФСР от 23.06.89 N 103) был

   создан  Республиканский  центр репродукции человека и планирования

   семьи Минздрава  России  (г.  Москва),  деятельность  которого,  к

   сожалению,   в   настоящее   время  не  соответствует  современным

   требованиям и нормативным документам (приказ  Минздрава  РСФСР  от

   15.11.91  N  186;  указание  Минздрава  России от 23.03.98 N 219 и

   др.),  регламентирующим организацию  работы  центров  планирования

   семьи   и   репродукции,  и  направлена  в  основном  на  оказание

   косметологической и урологической помощи пациентам на коммерческой

   основе.

       В целом чрезвычайно важная организационная  работа  по  охране

   репродуктивного   здоровья  населения,  особенно  с  контингентами

   социального  риска   (подростками,   малообеспеченными   и   др.),

   осуществляется в субъектах Российской Федерации при взаимодействии

   органов и учреждений здравоохранения  с  органами  и  учреждениями

   социальной     защиты,    образования,    молодежными    службами,

   общественными организациями.

       Комплексный подход  и взаимодействие в условиях работы центров

   "Семья" в Самарской области позволяет эффективно  решать  проблемы

   охраны  здоровья  женщин  и  детей,  семьи в целом.  В 2001 году в

   области уровень материнской смертности составил  3,8  на  100  000

   живорожденных;  младенческой смертности - 9,8 на 1 000 родившихся,

   что значительно ниже среднероссийского показателя.

       Организация помощи    детям    и   подросткам   в   медико   -

   психологических центрах детских  поликлиник  г.  Набережные  Челны

   Республики  Татарстан  позволила увеличить охват профилактическими

   осмотрами девочек в 20 раз,  а выявляемость патологии  почти  в  3

   раза.

       Эффективная работа  областного  центра  планирования  семьи  и

   репродукции  в Саратовской области позволила снизить число абортов

   у подростков в 2 раза,  число криминальных  абортов  в  5  раз.  В

   течение последних 3 лет в области нет материнской смертности после

   абортов.

       Важным направлением    в    комплексном   подходе   к   охране

   репродуктивного здоровья  с  учетом  отечественного  опыта  работы

   таких  учреждений  как  центры  планирования  семьи и репродукции,

   консультации "Брак  и  семья"  и  других  является  взаимодействие

   различных   специалистов   (акушеров   -   гинекологов,  урологов,

   андрологов,  терапевтов, психологов и др.) по оказанию медицинской

   помощи  не  только  женщине,  но  и  семье  в  целом  и сохранение

   государственного характера этой помощи.

       В последние  годы работа по подготовке кадров осуществлялась в

   рамках расширения тематической последипломной подготовки врачей  и

   среднего   медицинского   персонала   в   основном   по  проблемам

   планирования  семьи  и  внедрения  углубленной  подготовки  врачей

   акушеров - гинекологов в ординатуре с продлением срока обучения. С

   учетом   комплексного   междисциплинарного   подхода   с   позиции

   целостного   организма  и  взаимосвязи  репродуктивной  системы  с

   другими органами и  системами,  необходимости  расширения  объемов

   профилактики  нарушений  репродуктивной  функции  требует внесения

   изменений  система   подготовки   кадров   по   проблемам   охраны

   репродуктивного  здоровья,  начиная  с  этапов  оказания первичной

   медико - санитарной  помощи  в  условиях  развития  системы  общей

   врачебной (семейной) практики.

       Положительный опыт по охране репродуктивного здоровья в рамках

   мероприятий  реализации Концепции и региональных целевых программ,

   организации  эффективной  работы  центров  планирования  семьи   и

   репродукции имеется в Республиках Башкортостан, Карелия, Чувашской

   Республике,  Ленинградской, Московской областях, гг. Москве, Санкт

   - Петербурге и других территориях,  где имеют постоянную тенденцию

   к  снижению  показатели  материнской  и  младенческой  смертности,

   уровень абортов.

       В целом    реализация    мероприятий   Концепции   по   охране

   репродуктивного здоровья населения осуществляется  в  соответствии

   со структурной реформой здравоохранения, в условиях рационализации

   и реструктуризации амбулаторно -  поликлинической  и  стационарной

   помощи,  основанной  на  внедрении стационарзамещающих технологий,

   увеличении  объемов  помощи  в   условиях   дневных   стационаров,

   обеспечении   этапности  оказания  медицинской  помощи  населению,

   расширении объемов профилактической работы  и  увеличении  объемов

   амбулаторно   -  поликлинической  помощи.  Так,  доля  оперативных

   вмешательств на женских половых  органах,  проведенных  в  дневных

   стационарах   при   амбулаторно   -  поликлинических  учреждениях,

   составляет 55,5%  от всех операций в дневных стационарах лечебно -

   профилактических учреждений.

       В соответствии  с  приказом Минздрава России от 05.05.99 N 154

   "О  совершенствовании  медицинской  помощи   детям   подросткового

   возраста" введена система непрерывного наблюдения за подростками в

   педиатрической сети. Эта важная работа по медицинскому обеспечению

   подростков   15-18   лет   в   полном  объеме  в  настоящее  время

   осуществляется  почти  в   85%   амбулаторно   -   поликлинических

   учреждениях России.

       В целях совершенствования ранней диагностики и  своевременного

   оказания лечебно - профилактической помощи детям в настоящее время

   проводится Всероссийская диспансеризация детей  (приказ  Минздрава

   России от 15.03.02 N 81), по результатам которой будут разработаны

   конкретные  мероприятия,  направленные  на  улучшение   охраны   и

   укрепление    здоровья   детей   и   подростков,   в   том   числе

   репродуктивного.

       Постановлением Правительства    Российской    Федерации     от

   03.10.2002  N 732 утверждена в составе комплексной программы "Дети

   России"  на  2003-2006  годы  федеральная   целевая   подпрограмма

   "Здоровый ребенок",  включающая мероприятия по сохранению здоровья

   женщин - матерей и формированию здоровья детей.

       В результате  совместной  целенаправленной   работы   как   на

   федеральном,  так  и на региональном уровнях имеет место улучшение

   основных показателей репродуктивного здоровья.

       Постоянно снижается    материнская   смертность.   Только   за

   последние  3  года  абсолютное   число   умерших   от   осложнений

   беременности  и  родов  женщин  уменьшилось  с  537  до 479,  а за

   последние 10 лет - в 2 раза,  показатель на 100 000  живорожденных

   снизился  на  17,4%  (с 44,2 в 1999 году до 36,5 в 2001 году),  за

   последние 10 лет - на 32,3%.

       Отмечается позитивная   динамика   в   снижении  перинатальной

   смертности с 14,2 на 1 000 родившихся живыми  и  мертвыми  в  1999

   году до 12,8 в 2001 году.

       В результате целенаправленной работы абсолютное число  абортов

   снизилось  с  2,1  млн.  в  1999  году  до  1,9 млн.  в 2001 году,

   показатель числа абортов на 1 000 женщин  детородного  возраста  с

   53,1 до 47,7 соответственно;  материнская смертность после абортов

   за этот период снизилась на 22,3%  (1999 год - 130  случаев;  2001

   год - 101 случай), а за последние 10 лет почти в 3 раза.

       В последние годы наблюдается  снижение  важнейшего  показателя

   службы  -  младенческой  смертности,  который в 2001 году составил

   14,6 на 1 000 родившихся живыми,  за 8 месяцев 2002  года  -  13,9

   (1999 год - 16,9).

       Несмотря на  положительную  динамику   основных   показателей,

   характеризующих здоровье матери и ребенка,  имеет место увеличение

   числа  женщин  с  осложненным  течением   беременности   (анемией,

   болезнями почек,  поздним токсикозом беременности и др.). Не имеет

   тенденции  к  снижению  число  родов  с  различными  осложнениями,

   которые  являются  в  первую  очередь  следствием  низкого  уровня

   общесоматического здоровья женщин.

       Остается высоким   уровень   гинекологической  заболеваемости.

   Состояние и меры по улучшению  гинекологической  помощи  в  стране

   были  подробно  обсуждены на специальной коллегии Минздрава России

   (протокол от 24.04.2002 года N 8).

       Общеизвестна взаимосвязь  и  влияние на репродуктивную функцию

   человека и,  в первую очередь, женщины соматических, инфекционных,

   социально   значимых заболеваний,  условий труда,  питания, уровня

   жизни в целом и других факторов.

       По данным  обращаемости населения в лечебно - профилактические

   учреждения за последние 3 года уровень общей заболеваемости  имеет

   тенденцию  к  росту  и в 2001 году составил среди детей 1 871,4 на

   1000 соответствующего возраста,  подростков - 1  549,2,  взрослого

   населения  -  1  198,4  соответственно;  при  этом  почти у каждой

   женщины регистрируется по 1-2 хронических заболеваний.

       Рост показателей  заболеваемости  наблюдается  практически  по

   всем классам болезней во всех возрастных группах. Основное место в

   структуре  заболеваемости занимают болезни органов дыхания у детей

   (49,3%),  подростков (32,9%);  болезни нервной системы  и  органов

   чувств  -  у  детей (11,5%),  подростков - 16,6%;  болезни органов

   пищеварения - у детей (7,3%),  подростков - (9,5%).  У взрослых  -

   болезни  органов  дыхания (17%),  системы кровообращения (15,3%) и

   болезни нервной системы и органов чувств (13,3%).

       По-прежнему заслуживают   внимания   проблемы   онкологических

   заболеваний репродуктивной системы у женщин, из них более половины

   приходится на долю рака молочной железы.  Важным резервом снижения

   частоты онкологических заболеваний у женщин является профилактика,

   раннее  выявление и лечение воспалительных,  эндокринных нарушений

   репродуктивной системы,  на фоне которых в дальнейшем  развиваются

   злокачественные заболевания.

       По данным      специальных      исследований      значительная

   распространенность  урологической  и  урогенитальной  патологии  у

   населения, особенно у детей и подростков, требует создания системы

   организации   медицинской   помощи  этим  контингентам  населения,

   внедрения эффективных технологий профилактики  и  лечения  как  на

   федеральном, так и на региональном уровнях.

       Отрицательное влияние  на  репродуктивную   функцию   человека

   оказывают неблагоприятные производственные факторы. По результатам

   социально   -    гигиенического    мониторинга,    осуществляемого

   Госсанэпиднадзором   Минздрава   России,   в   различных  отраслях

   промышленности,  строительства,  транспорта и связи в условиях, не

   отвечающих   санитарно   -  гигиеническим  требованиям  и  нормам,

   работает 13,9 млн.  человек.  Около 50%  работающих во  вредных  и

   опасных  условиях  труда  - женщины.  Крайне неудовлетворительными

   остаются   условия   и   охрана   труда   в   сельскохозяйственном

   производстве, где в основном работают женщины.

       Важным результатом   по   выполнению   мероприятий   Концепции

   является контроль за соблюдением законодательства о труде и охране

   труда женщин и молодежи.

       В соответствии   с  постановлениями  Правительства  Российской

   Федерации от 25 февраля 2000 года N  162  и  N  163,  утвердившими

   новый  перечень  тяжелых  работ  и  работ  с  вредными  и опасными

   условиями труда,  при выполнении  которых  запрещается  применение

   труда   женщин   и   лиц   моложе   18   лет,  в  настоящее  время

   пересматриваются  Санитарные  правила   и   нормы   "Гигиенические

   требования к условиям труда женщин" в части охраны репродуктивного

   здоровья работающих.

       Негативное влияние   на   состояние  репродуктивного  здоровья

   населения оказывают инфекции,  передаваемые половым путем  (ИППП),

   уровень которых остается высоким.  Однако в последние 3 года имело

   место снижение заболеваемости сифилисом среди взрослого  населения

   на  23,8%;  детей  и  подростков  -  в  1,5  раза.  Заболеваемость

   врожденным сифилисом в 2001 году составила 579 (1999  год  -  743;

   1992 год - 33).

       Неблагоприятная ситуация  отмечается   с   распространенностью

   ВИЧ-инфекции, при этом среди ВИЧ-инфицированных быстро  возрастает

   доля  женщин  - соотношение между мужчинами и женщинами составляет

   3:1.  Около 90%  зараженных  ВИЧ  женщин  находится  в  детородном

   возрасте,    что    обостряет   проблему   вертикальной   передачи

   ВИЧ-инфекции от матери ребенку во время беременности и  родов.  По

   данным статистики только в 2001 году зарегистрировано 1 932 детей,

   рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.

       Увеличение числа больных ИППП  и  СПИДом  происходит  на  фоне

   роста токсикомании,  наркомании,  алкоголизма,  особенно у детей и

   подростков.  Решение этих вопросов осуществляется в  рамках  Плана

   неотложных  мероприятий  по  улучшению  охраны  здоровья  детей  в

   образовательных  учреждениях,  утвержденного  приказом   Минздрава

   России    и    Минобразования   России,   Концепции   профилактики

   злоупотребления психоактивными веществами в образовательной  среде

   и др.

       В рамках  реализации  Концепции  осуществлялись мероприятия по

   стабилизации социально значимых заболеваний у населения. Приняты и

   реализуются    ряд    федеральных   законов:   "О   предупреждении

   распространения в Российской  Федерации  заболевания,  вызываемого

   вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)",  "О наркотических

   средствах   и   психотропных   веществах",    "О    предупреждении

   распространения    туберкулеза     в     Российской    Федерации",

   "Об ограничении курения табака" и др. Постановлением Правительства

   Российской  Федерации  от  13.11.2001 N 790 утверждена комплексная

   федеральная  целевая  программа   "Предупреждение   и   борьба   с

   заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".

       Состояние и  меры  по   улучшению   репродуктивного   здоровья

   населения  в  последние  годы неоднократно обсуждались на коллегии

   Минздрава  России  (протоколы:  от  15.05.2001  N   9   "Состояние

   психического   здоровья   детей:   проблемы,   пути  решения",  от

   21.06.2001  N  11  "Материнская  и   младенческая   смертность   в

   Российской  Федерации  -  состояние и прогноз (на примере Северо -

   Западного федерального округа)",  от 05.03.2002 N 5 "О  реализации

   федеральной   целевой   программы   "Безопасное  материнство",  от

   23.04.2002 N 8 "О состоянии и мерах по улучшению  гинекологической

   помощи    в    Российской   Федерации",   от   06.09.2002   N   14

   "Совершенствование охраны здоровья детей подросткового возраста" и

   др.),  определены  многими  нормативными документами,  в том числе

   Планом действий Минздрава России по реализации Программы социально

   -  экономического  развития  Российской Федерации на среднесрочную

   перспективу  (2002-2004  г.г.),  утвержденным  решением   коллегии

   Минздрава России (20.03.02 протокол N 6).

       Цель настоящей коллегии - определение путей более эффективного

   контроля и выполнения Концепции  охраны  репродуктивного  здоровья

   населения  России  на период 2000-2004 годы и Плана мероприятий по

   ее   реализации   с   учетом   современных   тенденций    развития

   здравоохранения   и  медицинской  науки,  совместной  деятельности

   органов  и  учреждений  здравоохранения,  участия   населения   по

   улучшению  репродуктивного  здоровья  и  здоровья  в целом на всех

   уровнях    оказания    медицинской    помощи,    межведомственного

   взаимодействия.

       В связи с  изложенным  и  в  целях  улучшения  репродуктивного

   здоровья населения Российской Федерации

       КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

       1. Считать   основной   задачей  и  приоритетным  направлением

   деятельности Министерства здравоохранения Российской  Федерации  и

   органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации

   улучшение медицинской помощи по  охране  репродуктивного  здоровья

   населения  -  восстановление  доступности,  повышение  качества  и

   сохранение государственного характера оказания медицинской помощи.

       2. Минздраву  России  (О.В.Шараповой)  организовать совместную

   работу  с  Минтрудом  России,  Минобразованием  России,  РАМН   по

   реализации  мероприятий  Концепции охраны репродуктивного здоровья

   населения России на 2000-2004 годы.

       3. Управлению   медицинских   проблем  материнства  и  детства

   (А.А.Корсунский),  Департаменту организации и развития медицинской

   помощи    населению    (Р.А.Хальфин),    Управлению    научно    -

   исследовательских    медицинских    учреждений     (С.Б.Ткаченко),

   Департаменту  образовательных  медицинских  учреждений  и кадровой

   политики  (Н.Н.Володин),  Департаменту   экономического   развития

   здравоохранения,  управления  финансами  и материальными ресурсами

   (М.Е.Путин),    Департаменту    государственного    санитарно    -

   эпидемиологического  контроля  (С.И.Иванов)  обеспечить выполнение

   мероприятий  по  реализации   Концепции   охраны   репродуктивного

   здоровья  населения России на период 2000-2004 годы в соответствии

   с установленными сроками.

       4. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи

   населению   (Р.А.Хальфин),    Управлению    медицинских    проблем

   материнства     и     детства    (А.А.Корсунский),    Департаменту

   экономического развития здравоохранения,  управления  финансами  и

   материальными   ресурсами   (М.Е.Путин)   постоянно   осуществлять

   методическую и практическую помощь субъектам Российской  Федерации

   по    формированию    и    реализации   территориальных   Программ

   государственных гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации

   бесплатной медицинской помощи,  соглашений между Минздравом России

   и ФОМСом и  органами  исполнительной  власти  на  местах  в  части

   улучшения репродуктивного здоровья населения, региональных целевых

   программ по охране материнства и детства.

       5. Представителям   Министерства   здравоохранения  Российской

   Федерации  в  Федеральных  округах  в  срок  до  30.04.2003   года

   организовать на заседаниях Координационных советов обсуждение хода

   выполнения Концепции  охраны  репродуктивного  здоровья  населения

   России  на  период  2000-2004  годы  и  Плана  мероприятий  по  ее

   реализации, по результатам подготовить предложения по эффективному

   внедрению   положений   Концепции,  осуществлять  контроль  за  ее

   реализацией.

       6. Управлению   медицинских   проблем  материнства  и  детства

   (А.А.Корсунский),     Департаменту     экономического     развития

   здравоохранения,  управления  финансами  и материальными ресурсами

   (М.Е.Путин),  Правовому  управлению  (Л.С.Мельникова)  в  срок  до

   01.01.2003  подготовить  предложения  об  организации  центров  по

   охране репродуктивного здоровья в  медицинских  центрах  Минздрава

   России федеральных округов.

       7. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи

   населению    (Р.А.Хальфин),    Управлению    медицинских   проблем

   материнства и детства (А.А.Корсунский):

       7.1. В  срок  до  01.06.2003  ввести  в формы государственного

   статистического наблюдения данные:

       7.1.1. О числе принятых родов у детей в возрасте от 10 до 14 и

   от 15 до 17 лет включительно (N 32 "Сведения о медицинской  помощи

   беременным, роженицам и родильницам").

       7.1.2. О числе прерванных беременностей у детей в возрасте  от

   10  до  14  лет  и  от 15 до 17 лет включительно (N 13 "Сведения о

   прерывании беременности (в сроки до 28 недель)".

       7.1.3. О   путях  и  сроках  передачи  инфекций,  передаваемых

   половым  путем,  среди  детей  и  беременных   (N 9  "Сведения   о

   заболеваниях,   передаваемых   половым   путем,  грибковых  кожных

   заболеваний и чесоткой").

       8. Управлению   медицинских   проблем  материнства  и  детства

   (А.А.Корсунский),  Департаменту организации и развития медицинской

   помощи   населению  (Р.А.Хальфин)  совместно  с  заинтересованными

   научно  -  исследовательскими  и   образовательными   медицинскими

   учреждениями  (центрами) осуществлять внедрение системы управления

   качеством  медицинской  помощи  за  счет  разработки  и  внедрения

   стандартов  и  протоколов  по профилактике,  диагностике и лечению

   нарушений репродуктивной функции.

       9. Управлению   медицинских   проблем  материнства  и  детства

   (А.А.Корсунский),  Московскому НИИ педиатрии  и  детской  хирургии

   (А.Д.Царегородцев) в срок до 01.04.2003 подготовить проект приказа

   "Об  охране  репродуктивного  здоровья  мальчиков   и   юношей   -

   подростков".

       10. Департаменту  образовательных  медицинских  учреждений   и

   кадровой  политики  (Н.Н.Володин),  Управлению медицинских проблем

   материнства и детства (А.А.Корсунский):

       10.1. В срок до 01.03.2003 подготовить предложения о включении

   в  учебные  программы  учреждений   дополнительного   образования,

   программы    тематического    усовершенствования    врачей   курса

   "Репродукция человека".

       10.2. Включить    в   учебные   программы   циклов   повышения

   квалификации специалистов по общей  врачебной  практике  (семейной

   медицине)  вопросы  по  профилактике и раннему выявлению нарушений

   репродуктивной функции человека.

       11. Департаменту  организации  и  развития  медицинской помощи

   населению   (Р.А.Хальфин),    Управлению    медицинских    проблем

   материнства  и  детства  (А.А.Корсунский)  в  срок  до  01.06.2003

   разработать "Паспорт здоровья семьи".

       12. Управлению    научно   -   исследовательских   медицинских

   учреждений   (С.Б.Ткаченко),   Управлению   медицинских    проблем

   материнства  и  детства  (А.А.Корсунский)  совместно с Президиумом

   Российской академии медицинских наук  (по  согласованию)  обсудить

   вопрос   о   состоянии   научных  исследований  в  области  охраны

   репродуктивного  здоровья   населения   Российской   Федерации   и

   повышении  их  эффективности.  Результаты  обсуждения  учесть  при

   планировании НИР на 2003 год и последующие годы.

       13. Управлению   медицинских  проблем  материнства  и  детства

   (А.А.Корсунский)   совместно   с   Научным   центром   акушерства,

   гинекологии  и перинатологии РАМН в срок до 01.03.2003 подготовить

   информационные  письма  "Современные   технологии   сохранения   и

   восстановления  репродуктивной  функции  женщины" и "Профилактика,

   диагностика и лечение невынашивания беременности".

       14. Рекомендовать     руководителям     органов     управления

   здравоохранением субъектов Российской Федерации:

       14.1. В  срок  до  01.01.2003  проанализировать ход выполнения

   Концепции охраны  репродуктивного  здоровья  населения  России  на

   период  2000-2004  годы  и  Плана  мероприятий  по  ее реализации,

   результаты рассмотреть на заседаниях коллегии  органов  управления

   здравоохранением  субъектов  Российской Федерации.  По результатам

   направить предложения в органы исполнительной  власти  и  местного

   самоуправления о внесении соответствующих корректив в региональные

   программы  по  охране  репродуктивного  здоровья,  материнства   и

   детства    по    повышению    их   эффективности   и   оптимизации

   финансирования.

       14.2. Обеспечить своевременное и в  полном  объеме  выполнение

   положений   и   Плана   мероприятий  реализации  Концепции  охраны

   репродуктивного здоровья  населения  России  на  период  2000-2004

   годы,   Плана  действий  Министерства  здравоохранения  Российской

   Федерации  по  реализации  Программы  социально  -  экономического

   развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004

   года и других ведомственных нормативных документов в части  охраны

   репродуктивного здоровья.

       14.3. Осуществлять реструктуризацию лечебно - профилактических

   учреждений   с    внедрением    эффективных    стационарзамещающих

   технологий,    направленных   на   сохранение   и   восстановление

   репродуктивной    функции,    увеличивая    при    этом     объемы

   профилактической   работы   (профосмотры,  диспансеризация)  среди

   репродуктивных контингентов населения (женщины,  дети, подростки и

   т.д.).

       14.4. Организовать   постоянное   информирование  населения  в

   средствах массовой информации по вопросам  репродуктивных  прав  и

   охраны репродуктивного здоровья, здорового образа жизни.

       15. Контроль  за  выполнением  настоящего   решения   коллегии

   возложить   на  заместителя  Министра  здравоохранения  Российской

   Федерации О.В.Шарапову.

 

                                                Председатель коллегии

                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

                                                   Секретарь коллегии

                                                          И.В.ПЛЕШКОВ