КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 октября 2002 г.
N 15
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Охрана репродуктивного здоровья
населения России при
сохраняющихся негативных демографических тенденциях и депопуляции
населения в последние годы стала одним
из основных направлений
деятельности органов управления и
учреждений здравоохранения,
критерием эффективности социальной политики
государства.
В Российской Федерации за последние
три года имело место
увеличение рождаемости с 8,3 в 1999 году до
9,1 на 1000 населения
в
2001 году (9,6%).
Сохраняется высокая смертность
населения.
Уровень ее в 2001 году составил 15,6%о, в
1999 году - 14,7%о.
Общая численность населения Российской
Федерации на 01.01.2002
равна 144,0 млн. человек, из них доля женщин - 53.3% (76,7 млн.),
мужчин - 46,7% (67,3 млн.); женщин репродуктивного возраста - 51%
от всего женского населения (39,1
млн.); доля детей в возрасте
0-18
лет составила 22,8%
(32,8 млн.) от
общей численности
населения.
В связи с особенностями реализации
репродуктивной функции
особое
значение приобретают проблемы
охраны репродуктивного
здоровья женщин.
Реализация задач по
охране репродуктивного здоровья
осуществлялась в соответствии с
Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации,
Концепцией охраны
репродуктивного здоровья населения
России,
Концепцией демографического
развития Российской Федерации,
Национальными планами действий и
федеральными целевыми программами
по улучшению положения и здоровья женщин и
детей во взаимодействии
с органами и учреждениями здравоохранения
на местах, ведомствами,
общественными организациями.
Основным документом, определяющим мероприятия по охране
репродуктивного здоровья населения, стала
разработанная в
соответствии с решением Комиссии
по улучшению положения женщин
(27.11.98 протокол N 3) и
утвержденная на совместной
коллегии
Минздрава
России, Минтруда России
и Минобразования России
(11.04.2000 протокол N 7)
Концепция охраны репродуктивного
здоровья
населения России на
период 2000-2004 годы
и План
мероприятий по ее реализации (далее -
Концепция).
Целью Концепции является сохранение и улучшение
репродуктивного здоровья, увеличение воспроизводства населения и
повышение его репродуктивного потенциала.
Задачи и направления
Концепции включают комплекс
мер по
созданию
эффективной системы охраны
репродуктивного здоровья
населения: обеспечение единой
государственной политики и поддержки
в
этой области; совершенствование законодательной и
нормативной
базы;
подготовку кадров; профилактику
нарушений репродуктивного
здоровья
населения детородного возраста;
разработку приоритетных
научных направлений и целевых программ
по проблеме; проведение
информационных и образовательных мероприятий
по формированию
общественного мнения, объединению усилий
правительственных и
неправительственных организаций
и учреждений в
области охраны
репродуктивного здоровья, создание новых
подходов к гигиеническому
и
нравственному воспитанию и
образованию детей и подростков,
повышение ответственности населения за
состояние своего здоровья.
Во исполнение мероприятий Плана реализации
Концепции и
федеральных целевых программ
совершенствовалось законодательство в
области
охраны репродуктивного здоровья.
Разработаны и приняты
законодательные акты (федеральные законы от
16.07.99 N 165-ФЗ, от
28.12.2001 N 181-ФЗ) по
социальной поддержке материнства
и
детства. Наряду с сохранением ранее
действующих гарантий в области
материнства и детства (Трудовой
кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 N 197-ФЗ) усилены меры по
социальной защите беременных.
Однако
с 1993 года в Комитетах
Государственной Думы Российской
Федерации находится на рассмотрении проект
закона о репродуктивных
правах
граждан и гарантий
их реализации. Необходимость
такого
правового
документа подтверждается принятием
Законодательными
Собраниями ряда субъектов Российской Федерации законов о
репродуктивных правах граждан
(Ивановская, Тульская, Тверская,
Рязанская, Тамбовская и другие области).
В утверждаемую постановлениями Правительства
Российской
Федерации
Программу государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, определяющей
виды и объемы этой помощи населению, в том
числе женщинам и детям,
за счет средств бюджетов и обязательного
медицинского страхования
всех
уровней внесены мероприятия
по оказанию амбулаторно
-
поликлинической и стационарной помощи
при беременности, родах,
послеродовом периоде,
искусственном прерывании
беременности, а
также
мероприятия по профилактике заболеваний, включая
диспансерное наблюдение здоровых детей
и оказание медицинской
помощи в центрах планирования семьи и
репродукции.
Важнейшее направление Концепции по обеспечению единой
государственной политики в области охраны
репродуктивного здоровья
населения явилось продолжением начатой в
80-е годы государственной
поддержки
охраны материнства и
детства со значительными
инвестициями в службу, а в дальнейшем
в рамках реализации
федеральных целевых программ
"Планирование семьи" и
"Безопасное
материнство". Особую роль при этом
сыграла программа "Планирование
семьи", разработанная в соответствии с
международными правовыми
стандартами Минздравом России в
1991 году и вошедшая,
как и
программа
"Безопасное
материнство", в состав
президентской
программы
"Дети России". Главными
задачами этих программ
определены сохранение и укрепление здоровья
женщин и детей, охрана
репродуктивного здоровья
населения, социальная поддержка
материнства и детства, профилактика и снижение абортов,
материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Аналогичные программы были
приняты и реализуются
в субъектах
Российской Федерации.
Программами предусматривалось создание
государственных и
общественных структур службы планирования семьи и охраны
репродуктивного здоровья на
федеральном и региональных уровнях,
подготовка кадров, обеспечение населения средствами
контрацепции,
информационное обеспечение
населения и специалистов по этим
проблемам.
Ключевую роль при создании службы
охраны репродуктивного
здоровья
выполняют центры планирования семьи и репродукции,
введенные в номенклатуру лечебно
- профилактических учреждений
здравоохранения (приказ Минздрава России
от 23 ноября 1992 г.
N 301) и довольно успешно организуемые в
регионах. Уже в первые 3
года реализации федеральных целевых
программ их было создано более
100,
а в настоящее время - около 500 этих учреждений, являющихся
методическими и практическими центрами
в регионах по оказанию
медицинской помощи,
подготовке кадров и
проведению
просветительской деятельности по вопросам
охраны репродуктивного
здоровья.
Получили развитие такие
новые типы лечебно
-
профилактических учреждений, как
перинатальные центры, медико -
генетические консультации, молодежные центры, центры по охране
репродуктивного здоровья и реабилитации, медико - социальной
помощи детям и подросткам, кризисные
центры, службы доверия и др.
Одним из первых (приказ Минздрава РСФСР
от 23.06.89 N 103) был
создан
Республиканский центр
репродукции человека и планирования
семьи Минздрава России (г. Москва),
деятельность которого, к
сожалению, в настоящее время
не соответствует современным
требованиям и нормативным документам
(приказ Минздрава РСФСР
от
15.11.91
N 186; указание Минздрава России от 23.03.98 N 219 и
др.),
регламентирующим организацию
работы центров планирования
семьи
и репродукции, и
направлена в основном
на оказание
косметологической и урологической помощи
пациентам на коммерческой
основе.
В целом чрезвычайно важная
организационная работа по
охране
репродуктивного здоровья населения, особенно
с контингентами
социального риска (подростками, малообеспеченными и др.),
осуществляется в субъектах Российской
Федерации при взаимодействии
органов и учреждений здравоохранения с
органами и учреждениями
социальной защиты,
образования, молодежными службами,
общественными организациями.
Комплексный подход и взаимодействие в условиях работы центров
"Семья" в Самарской области
позволяет эффективно решать проблемы
охраны
здоровья женщин и
детей, семьи в целом. В 2001 году в
области уровень материнской смертности
составил 3,8 на 100 000
живорожденных; младенческой смертности - 9,8 на 1 000 родившихся,
что значительно ниже среднероссийского
показателя.
Организация помощи детям
и подросткам в
медико -
психологических центрах детских поликлиник
г. Набережные Челны
Республики
Татарстан позволила увеличить
охват профилактическими
осмотрами девочек в 20 раз, а выявляемость патологии почти
в 3
раза.
Эффективная работа областного
центра планирования семьи
и
репродукции в Саратовской области позволила снизить число абортов
у подростков в 2 раза, число криминальных абортов в 5
раз. В
течение последних 3 лет в области нет
материнской смертности после
абортов.
Важным направлением в
комплексном подходе к
охране
репродуктивного здоровья с
учетом отечественного опыта
работы
таких
учреждений как центры
планирования семьи и
репродукции,
консультации "Брак и
семья" и других
является взаимодействие
различных
специалистов (акушеров -
гинекологов, урологов,
андрологов, терапевтов, психологов и др.) по оказанию медицинской
помощи
не только женщине,
но и семье в целом
и сохранение
государственного характера этой помощи.
В последние годы работа по подготовке кадров осуществлялась в
рамках расширения тематической
последипломной подготовки врачей и
среднего
медицинского персонала в
основном по проблемам
планирования семьи и внедрения
углубленной подготовки врачей
акушеров - гинекологов в ординатуре с
продлением срока обучения. С
учетом
комплексного
междисциплинарного подхода с
позиции
целостного организма и взаимосвязи
репродуктивной системы с
другими органами и системами,
необходимости расширения объемов
профилактики нарушений
репродуктивной функции требует внесения
изменений
система подготовки кадров
по проблемам охраны
репродуктивного здоровья, начиная с
этапов оказания первичной
медико - санитарной помощи
в условиях развития
системы общей
врачебной (семейной) практики.
Положительный опыт по охране
репродуктивного здоровья в рамках
мероприятий реализации Концепции и региональных целевых программ,
организации эффективной работы центров
планирования семьи и
репродукции имеется в Республиках
Башкортостан, Карелия, Чувашской
Республике, Ленинградской, Московской областях, гг. Москве, Санкт
- Петербурге и других территориях, где имеют постоянную тенденцию
к
снижению показатели материнской
и младенческой смертности,
уровень абортов.
В целом реализация
мероприятий Концепции по
охране
репродуктивного здоровья населения
осуществляется в соответствии
со структурной реформой здравоохранения, в
условиях рационализации
и реструктуризации амбулаторно - поликлинической и стационарной
помощи,
основанной на внедрении стационарзамещающих технологий,
увеличении
объемов помощи в
условиях дневных стационаров,
обеспечении этапности оказания медицинской
помощи населению,
расширении объемов профилактической
работы и увеличении объемов
амбулаторно - поликлинической помощи.
Так, доля оперативных
вмешательств на женских половых органах,
проведенных в дневных
стационарах при амбулаторно -
поликлинических учреждениях,
составляет 55,5% от всех операций в дневных стационарах лечебно -
профилактических учреждений.
В соответствии с
приказом Минздрава России от 05.05.99 N 154
"О
совершенствовании
медицинской помощи детям
подросткового
возраста" введена система непрерывного
наблюдения за подростками в
педиатрической сети. Эта важная работа по
медицинскому обеспечению
подростков 15-18 лет в
полном объеме в
настоящее время
осуществляется почти в 85%
амбулаторно - поликлинических
учреждениях России.
В целях совершенствования ранней
диагностики и своевременного
оказания лечебно - профилактической помощи
детям в настоящее время
проводится Всероссийская диспансеризация
детей (приказ Минздрава
России от 15.03.02 N 81), по результатам
которой будут разработаны
конкретные
мероприятия, направленные на
улучшение охраны и
укрепление здоровья детей и
подростков, в том
числе
репродуктивного.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
03.10.2002
N 732 утверждена в составе комплексной программы "Дети
России" на 2003-2006 годы
федеральная целевая подпрограмма
"Здоровый ребенок", включающая мероприятия по сохранению
здоровья
женщин - матерей и формированию здоровья
детей.
В результате совместной
целенаправленной работы как
на
федеральном, так и на региональном
уровнях имеет место улучшение
основных показателей репродуктивного
здоровья.
Постоянно снижается материнская смертность. Только за
последние
3 года абсолютное число умерших
от осложнений
беременности и родов женщин
уменьшилось с 537
до 479, а за
последние 10 лет - в 2 раза, показатель на 100 000 живорожденных
снизился
на 17,4% (с 44,2 в 1999 году до 36,5 в 2001
году), за
последние 10 лет - на 32,3%.
Отмечается позитивная динамика
в снижении перинатальной
смертности с 14,2 на 1 000 родившихся
живыми и мертвыми в 1999
году до 12,8 в 2001 году.
В результате целенаправленной работы
абсолютное число абортов
снизилось
с 2,1 млн. в 1999
году до 1,9 млн.
в 2001 году,
показатель числа абортов на 1 000 женщин детородного
возраста с
53,1 до 47,7 соответственно; материнская смертность после абортов
за этот период снизилась на 22,3% (1999 год - 130 случаев; 2001
год - 101 случай), а за последние 10 лет
почти в 3 раза.
В последние годы наблюдается снижение
важнейшего показателя
службы
- младенческой смертности,
который в 2001 году составил
14,6 на 1 000 родившихся живыми, за 8 месяцев 2002 года - 13,9
(1999 год - 16,9).
Несмотря на положительную
динамику основных показателей,
характеризующих здоровье матери и
ребенка, имеет место увеличение
числа
женщин с осложненным
течением беременности (анемией,
болезнями почек, поздним токсикозом беременности и др.). Не имеет
тенденции
к снижению число
родов с различными
осложнениями,
которые
являются в первую
очередь следствием низкого
уровня
общесоматического здоровья женщин.
Остается высоким уровень
гинекологической заболеваемости.
Состояние и меры по улучшению гинекологической помощи в стране
были
подробно обсуждены на
специальной коллегии Минздрава России
(протокол от 24.04.2002 года N 8).
Общеизвестна взаимосвязь и
влияние на репродуктивную функцию
человека и, в первую очередь, женщины соматических, инфекционных,
социально
значимых заболеваний, условий
труда, питания, уровня
жизни в целом и других факторов.
По данным обращаемости населения в лечебно - профилактические
учреждения за последние 3 года уровень
общей заболеваемости имеет
тенденцию
к росту и в 2001 году составил среди детей 1 871,4
на
1000 соответствующего возраста, подростков - 1 549,2, взрослого
населения
- 1 198,4 соответственно; при
этом почти у каждой
женщины регистрируется по 1-2 хронических
заболеваний.
Рост показателей заболеваемости наблюдается
практически по
всем классам болезней во всех возрастных
группах. Основное место в
структуре
заболеваемости занимают болезни органов дыхания у детей
(49,3%),
подростков (32,9%); болезни
нервной системы и органов
чувств
- у детей (11,5%), подростков
- 16,6%; болезни органов
пищеварения - у детей (7,3%), подростков - (9,5%). У взрослых
-
болезни
органов дыхания (17%), системы кровообращения (15,3%) и
болезни нервной системы и органов чувств
(13,3%).
По-прежнему заслуживают внимания
проблемы онкологических
заболеваний репродуктивной системы у
женщин, из них более половины
приходится на долю рака молочной
железы. Важным резервом снижения
частоты онкологических заболеваний у женщин
является профилактика,
раннее
выявление и лечение воспалительных,
эндокринных нарушений
репродуктивной системы, на фоне которых в дальнейшем развиваются
злокачественные заболевания.
По данным специальных
исследований значительная
распространенность урологической и урогенитальной патологии
у
населения, особенно у детей и подростков,
требует создания системы
организации медицинской помощи этим
контингентам населения,
внедрения эффективных технологий
профилактики и лечения
как на
федеральном, так и на региональном уровнях.
Отрицательное влияние на
репродуктивную функцию человека
оказывают неблагоприятные производственные
факторы. По результатам
социально
- гигиенического мониторинга, осуществляемого
Госсанэпиднадзором Минздрава
России, в различных
отраслях
промышленности, строительства, транспорта
и связи в условиях, не
отвечающих санитарно - гигиеническим требованиям и нормам,
работает 13,9 млн. человек.
Около 50% работающих во вредных
и
опасных
условиях труда - женщины.
Крайне неудовлетворительными
остаются
условия и охрана
труда в сельскохозяйственном
производстве, где в основном работают
женщины.
Важным результатом по
выполнению мероприятий Концепции
является контроль за соблюдением
законодательства о труде и охране
труда женщин и молодежи.
В соответствии с
постановлениями
Правительства Российской
Федерации от 25 февраля 2000 года N 162
и N 163, утвердившими
новый
перечень тяжелых работ
и работ с
вредными и опасными
условиями труда, при выполнении
которых запрещается применение
труда
женщин и лиц
моложе 18 лет,
в настоящее время
пересматриваются Санитарные правила и
нормы "Гигиенические
требования к условиям труда женщин" в
части охраны репродуктивного
здоровья работающих.
Негативное влияние на
состояние репродуктивного здоровья
населения оказывают инфекции, передаваемые половым путем (ИППП),
уровень которых остается высоким. Однако в последние 3 года имело
место снижение заболеваемости сифилисом
среди взрослого населения
на
23,8%; детей и
подростков - в
1,5 раза. Заболеваемость
врожденным сифилисом в 2001 году составила
579 (1999 год - 743;
1992 год - 33).
Неблагоприятная ситуация отмечается
с распространенностью
ВИЧ-инфекции, при этом среди ВИЧ-инфицированных
быстро возрастает
доля
женщин - соотношение между
мужчинами и женщинами составляет
3:1.
Около 90% зараженных ВИЧ
женщин находится в
детородном
возрасте, что обостряет проблему
вертикальной передачи
ВИЧ-инфекции от матери ребенку во время
беременности и родов. По
данным статистики только в 2001 году
зарегистрировано 1 932 детей,
рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Увеличение числа больных ИППП и
СПИДом происходит на
фоне
роста токсикомании, наркомании,
алкоголизма, особенно у детей и
подростков. Решение этих вопросов осуществляется в рамках Плана
неотложных
мероприятий по улучшению
охраны здоровья детей
в
образовательных учреждениях,
утвержденного приказом Минздрава
России
и Минобразования России,
Концепции профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде
и др.
В рамках реализации Концепции осуществлялись мероприятия по
стабилизации социально значимых заболеваний
у населения. Приняты и
реализуются ряд федеральных законов:
"О предупреждении
распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)", "О
наркотических
средствах
и психотропных веществах", "О
предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации",
"Об ограничении курения табака" и
др. Постановлением Правительства
Российской
Федерации от 13.11.2001 N 790 утверждена комплексная
федеральная целевая программа "Предупреждение и
борьба с
заболеваниями социального характера
(2002-2006 годы)".
Состояние и меры по улучшению
репродуктивного здоровья
населения
в последние годы неоднократно обсуждались на коллегии
Минздрава
России (протоколы: от
15.05.2001 N 9
"Состояние
психического здоровья детей: проблемы,
пути решения", от
21.06.2001
N 11 "Материнская и младенческая смертность в
Российской
Федерации - состояние и прогноз (на примере Северо -
Западного федерального округа)", от 05.03.2002 N 5 "О реализации
федеральной целевой программы "Безопасное материнство", от
23.04.2002 N 8 "О состоянии и мерах по
улучшению гинекологической
помощи
в Российской Федерации", от 06.09.2002 N
14
"Совершенствование охраны здоровья
детей подросткового возраста" и
др.),
определены многими нормативными документами, в том числе
Планом действий Минздрава России по
реализации Программы социально
-
экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2004 г.г.), утвержденным решением коллегии
Минздрава России (20.03.02 протокол N 6).
Цель настоящей коллегии - определение
путей более эффективного
контроля и выполнения Концепции охраны
репродуктивного здоровья
населения
России на период 2000-2004 годы
и Плана мероприятий по
ее
реализации с учетом
современных тенденций развития
здравоохранения и медицинской науки,
совместной деятельности
органов
и учреждений здравоохранения, участия населения по
улучшению
репродуктивного здоровья и
здоровья в целом на всех
уровнях
оказания медицинской помощи,
межведомственного
взаимодействия.
В связи с изложенным и в
целях улучшения репродуктивного
здоровья населения Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать основной задачей и
приоритетным направлением
деятельности Министерства здравоохранения
Российской Федерации и
органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации
улучшение медицинской помощи по охране
репродуктивного здоровья
населения
- восстановление доступности, повышение качества и
сохранение государственного характера
оказания медицинской помощи.
2. Минздраву России
(О.В.Шараповой) организовать
совместную
работу
с Минтрудом России,
Минобразованием России, РАМН
по
реализации
мероприятий Концепции охраны
репродуктивного здоровья
населения России на 2000-2004 годы.
3. Управлению медицинских
проблем материнства и
детства
(А.А.Корсунский), Департаменту организации и развития медицинской
помощи
населению (Р.А.Хальфин), Управлению научно -
исследовательских медицинских
учреждений (С.Б.Ткаченко),
Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой
политики
(Н.Н.Володин), Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами
(М.Е.Путин), Департаменту
государственного
санитарно -
эпидемиологического контроля
(С.И.Иванов) обеспечить
выполнение
мероприятий по реализации Концепции
охраны репродуктивного
здоровья
населения России на период 2000-2004 годы в соответствии
с установленными сроками.
4. Департаменту организации
и развития медицинской
помощи
населению
(Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту
экономического развития
здравоохранения, управления финансами
и
материальными ресурсами
(М.Е.Путин) постоянно осуществлять
методическую и практическую помощь
субъектам Российской Федерации
по
формированию и реализации территориальных
Программ
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, соглашений между Минздравом России
и ФОМСом и
органами исполнительной власти
на местах в
части
улучшения репродуктивного здоровья
населения, региональных целевых
программ по охране материнства и детства.
5. Представителям Министерства здравоохранения
Российской
Федерации
в Федеральных округах
в срок до 30.04.2003 года
организовать на заседаниях Координационных
советов обсуждение хода
выполнения Концепции охраны
репродуктивного здоровья населения
России
на период 2000-2004
годы и Плана мероприятий по
ее
реализации, по результатам подготовить
предложения по эффективному
внедрению
положений Концепции, осуществлять контроль за ее
реализацией.
6. Управлению медицинских
проблем материнства и
детства
(А.А.Корсунский), Департаменту
экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами
(М.Е.Путин), Правовому управлению (Л.С.Мельникова) в срок до
01.01.2003
подготовить предложения об
организации центров по
охране репродуктивного здоровья в медицинских
центрах Минздрава
России федеральных округов.
7. Департаменту организации
и развития медицинской
помощи
населению (Р.А.Хальфин),
Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский):
7.1. В
срок до 01.06.2003
ввести в формы государственного
статистического наблюдения данные:
7.1.1. О числе принятых родов у детей в
возрасте от 10 до 14 и
от 15 до 17 лет включительно (N 32
"Сведения о медицинской помощи
беременным, роженицам и родильницам").
7.1.2. О числе прерванных беременностей
у детей в возрасте от
10
до 14 лет и от 15 до 17 лет включительно (N 13
"Сведения о
прерывании беременности (в сроки до 28
недель)".
7.1.3. О путях и сроках
передачи инфекций, передаваемых
половым
путем, среди детей
и беременных (N 9
"Сведения о
заболеваниях, передаваемых
половым путем, грибковых
кожных
заболеваний и чесоткой").
8. Управлению медицинских проблем
материнства и детства
(А.А.Корсунский), Департаменту организации и развития медицинской
помощи
населению (Р.А.Хальфин) совместно
с заинтересованными
научно
- исследовательскими и
образовательными медицинскими
учреждениями (центрами) осуществлять внедрение системы управления
качеством
медицинской помощи за
счет разработки и
внедрения
стандартов
и протоколов по профилактике, диагностике и лечению
нарушений репродуктивной функции.
9. Управлению медицинских проблем материнства и
детства
(А.А.Корсунский), Московскому НИИ педиатрии
и детской хирургии
(А.Д.Царегородцев) в срок до 01.04.2003
подготовить проект приказа
"Об
охране репродуктивного здоровья
мальчиков и юношей
-
подростков".
10. Департаменту образовательных медицинских
учреждений и
кадровой
политики (Н.Н.Володин), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский):
10.1. В срок до 01.03.2003 подготовить
предложения о включении
в
учебные программы учреждений
дополнительного образования,
программы тематического
усовершенствования врачей курса
"Репродукция человека".
10.2. Включить в
учебные программы циклов
повышения
квалификации специалистов по общей врачебной
практике (семейной
медицине)
вопросы по профилактике и раннему выявлению нарушений
репродуктивной функции человека.
11. Департаменту организации
и развития медицинской помощи
населению (Р.А.Хальфин),
Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) в срок до
01.06.2003
разработать "Паспорт здоровья
семьи".
12. Управлению научно
- исследовательских медицинских
учреждений (С.Б.Ткаченко),
Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Президиумом
Российской академии медицинских наук (по
согласованию) обсудить
вопрос
о состоянии научных
исследований в области
охраны
репродуктивного здоровья населения Российской Федерации и
повышении
их эффективности. Результаты
обсуждения учесть при
планировании НИР на 2003 год и последующие
годы.
13. Управлению медицинских проблем материнства и
детства
(А.А.Корсунский) совместно с Научным
центром акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН в срок до 01.03.2003 подготовить
информационные письма
"Современные
технологии сохранения и
восстановления репродуктивной функции женщины" и
"Профилактика,
диагностика и лечение невынашивания
беременности".
14. Рекомендовать руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской
Федерации:
14.1. В срок до 01.01.2003
проанализировать ход выполнения
Концепции охраны репродуктивного
здоровья населения России
на
период
2000-2004 годы и
Плана мероприятий по
ее реализации,
результаты рассмотреть на заседаниях
коллегии органов управления
здравоохранением субъектов Российской
Федерации. По результатам
направить предложения в органы
исполнительной власти и
местного
самоуправления о внесении соответствующих
корректив в региональные
программы
по охране репродуктивного здоровья,
материнства и
детства
по повышению их
эффективности и оптимизации
финансирования.
14.2. Обеспечить своевременное и в полном
объеме выполнение
положений
и Плана мероприятий реализации Концепции охраны
репродуктивного здоровья населения
России на период
2000-2004
годы,
Плана действий Министерства здравоохранения
Российской
Федерации
по реализации Программы
социально - экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу до 2004
года и других ведомственных нормативных
документов в части охраны
репродуктивного здоровья.
14.3. Осуществлять реструктуризацию
лечебно - профилактических
учреждений с внедрением эффективных стационарзамещающих
технологий, направленных на
сохранение и восстановление
репродуктивной функции,
увеличивая при этом
объемы
профилактической работы
(профосмотры,
диспансеризация) среди
репродуктивных контингентов населения
(женщины, дети, подростки и
т.д.).
14.4. Организовать постоянное информирование населения в
средствах массовой информации по
вопросам репродуктивных прав
и
охраны репродуктивного здоровья, здорового
образа жизни.
15. Контроль за выполнением настоящего
решения коллегии
возложить
на заместителя Министра
здравоохранения Российской
Федерации О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ