Письмо МНС РФ от 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088
"О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев
запрос от 05.07.2002 N 02-04/11325,
сообщает.
По вопросу 1. Пунктом 2 статьи
318 Налогового кодекса
Российской
Федерации установлено, что сумма
косвенных расходов на
производство и
реализацию, осуществленных в
отчетном (налоговом) периоде,
в полном
объеме относится к расходам текущего отчетного
(налогового) периода с
учетом требований, предусмотренных
настоящим кодексом.
Таким образом, налоговое
законодательство не предусматривает
необходимости распределения
признаваемых в целях
налогообложения
косвенных расходов между видами деятельности. Вся сумма признанных в
отчетном периоде косвенных расходов
подлежит учету в составе
расходов,
которые
будут учтены при
определении размера налоговой
базы этого
отчетного периода, вне зависимости от того,
что по какому-либо из видов
деятельности в этом отчетном периоде
доход получен не был (вплоть до
отсутствия в отчетном периоде доходов по
всем видам деятельности).
При этом в соответствии со статьями 252 и 270 Налогового кодекса
в
состав косвенных расходов не включаются
расходы, связанные с организацией
деятельности, по которой доходы в отчетном
периоде еще не получены.
По вопросу 2. Данный вопрос не
является актуальным, поскольку на
практике такая ситуация невозможна (для
этого нужно, чтобы организация
имела дату государственной регистрации
1 января 1999
года - всегда
выходной).
По вопросу 3. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи
251
Налогового кодекса Российской Федерации
при определении налоговой
базы
бюджетных учреждений не учитываются
средства целевого финансирования.
Налогоплательщики - получатели
средств целевого финансирования
обязаны
вести раздельный учет
доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования.
Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по
налогу на прибыль организаций является прибыль
от реализации товаров,
работ, услуг, имущественных прав и
внереализационные доходы, уменьшенные
на величину произведенных расходов,
определяемых в порядке, установленном
НК РФ. Соответственно, полученная
бюджетными учреждениями прибыль от
реализации товаров, работ, услуг,
имущественных прав, является объектом
обложения налогом на прибыль организации.
Согласно Налоговому кодексу учет
доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого
финансирования, и доходов и расходов,
связанных с производством и реализацией,
и внереализационных доходов и
расходов, ведется бюджетными учреждениями
раздельно.
Федеральным законом от 24.07.2002
N 110-ФЗ в
Налоговый кодекс
введена статья 321.1 "Особенности ведения
налогового учета бюджетными
учреждениями", которая вступает в силу
по истечении одного месяца со дня
его официального опубликования.
Согласно пункту 3 названной статьи в тех случаях, когда в
сметах
доходов и расходов бюджетного
учреждения предусмотрено финансирование
расходов по оплате коммунальных услуг,
услуг связи, транспортных расходов
по обслуживанию административно-управленческого
персонала за счет двух
источников, в целях налогообложения
принятие таких расходов на уменьшение
доходов,
полученных от предпринимательской деятельности и средств
целевого финансирования, производится пропорционально
объему средств,
полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме
доходов
(включая средства целевого финансирования).
По вопросу 4. Порядок распределения налога, исчисленного с налоговой
базы
переходного периода, приведен
в Методических рекомендациях по
расчету
налоговой базы, исчисляемой
в соответствии со
статьей 10
Федерального закона от 06.08.2001
N 110-ФЗ "О
внесении изменений и
дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации и
некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и
сборах, а также о признании утратившими
силу отдельных актов (положений
актов) законодательства Российской Федерации
о налогах и
сборах" (с
изменениями и дополнениями), утвержденных приказом МНС России от
21.08.2002 N БГ-3-02/458, который будет
доведен до налоговых органов в
установленном порядке.
По вопросу 5. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
установлено сохранение
предусмотренной пунктом 4
статьи 6 Закона
Российской
Федерации от 27.12.1991
N 2116-1 "О
налоге на прибыль
предприятий и организаций" льготы,
срок действия которой не истек на день
вступления в силу настоящего федерального
закона, для малых предприятий
до истечения срока, на который такие льготы
были предоставлены.
Указанной нормой Закона N 2116-1 было предусмотрено, что
в первые
два года
работы не уплачивают
налог на прибыль
малые предприятия,
осуществляющие строительство
объектов жилищного, производственного,
социального и природоохранного назначения
(включая ремонтно-строительные
работы), при условии, если выручка
от указанных видов
деятельности
превышает 70 процентов общей суммы
выручки от реализации
продукции
(работ, услуг). В третий и четвертый
годы работы указанные
в абзаце
первом настоящего пункта малые
предприятия уплачивают налог
в размере
соответственно 25 и 50
процентов от установленной ставки налога на
прибыль, если выручка от указанных видов
деятельности составляет свыше 90
процентов общей суммы выручки от реализации
продукции (работ, услуг).
В связи с введением в действие
с 01.01.2002 главы
25 Налогового
кодекса Российской Федерации и утратой силы
Инструкции МНС России от
15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления
и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций", а также
Типовых методических рекомендаций по
планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных
Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7,
при определении удельного веса
выручки
от строительной деятельности малыми предприятиями,
осуществляющими строительство, следует
руководствоваться установленным
пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса
определением.
Согласно указанной норме выручка от реализации определяется исходя
из всех поступлений, связанных
с расчетами за
реализованные товары,
работы, услуги.
Таким образом, стоимость
субподрядных работ следует
учитывать в
общем показателе выручки от реализации
строительных работ при определении
права организации на рассматриваемую льготу в условиях
2002 года и
последующих лет.
Первый
заместитель министра РФ
по налогам и сборам -
Главный государственный советник
налоговой службы В.В.Гусев