ГГ санитарный врач РФ: Постановление от 29.08.2002 N 28
Утвержден 29.08.2002
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Скачать (12,2 Кб)

 

                ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                           29 августа 2002 г.

 

                                  N 28

 

                      ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,

            НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ

                  ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

       Я, Главный    государственный   санитарный   врач   Российской

   Федерации,   Онищенко   Геннадий   Григорьевич,    проанализировав

   эпидемическую  обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность

   проводимых   организационных   и   профилактических   мероприятий,

   установил,  что  в  2001-2002  г.г.  как на федеральном,  так и на

   региональном  уровнях  активизировалась  работа,  направленная  на

   предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.

       Советом глав правительств государств - участников  Содружества

   Независимых   Государств   30.05.2002   г.   подписана  "Программа

   неотложных мер государств  -  участников  СНГ  по  противодействию

   эпидемии ВИЧ / СПИД", в рамках которой проведена конференция стран

   Содружества с принятием  соответствующей  резолюции,  определяющей

   основные  принципы  взаимодействия  государственных и общественных

   структур  в  реализации  межгосударственной  стратегии  борьбы   с

   ВИЧ-инфекцией.

       В 2001 г.  значительно улучшилось  финансирование  Федеральной

   целевой  программы  "Анти-ВИЧ / СПИД",   на   ее  реализацию  было

   выделено 123 млн.  рублей,  в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в 3-4

   раза  больше,  чем  в  предыдущие  годы.  Это позволило обеспечить

   лечебно   -   профилактические    учреждения    высокоэффективными

   препаратами  для лечения ВИЧ-инфекции,  а центры по профилактике и

   борьбе со СПИД - современным лабораторным оборудованием.

       Для обеспечения  безопасности  донорской  крови  в  2001 г.  в

   практику  введено   обследование   доноров   тест   -   системами,

   выявляющими  одновременно антиген и антитела к ВИЧ,  что позволяет

   сократить  время  обнаружения  скрытого  периода  инфекции  с  2-3

   месяцев до 7-10 дней.

       В целях повышения уровня информированности населения  о  путях

   заражения  ВИЧ-инфекцией  и  ее  тяжелых последствиях для здоровья

   людей  только  за   2001   г.   выпущено   6   видео   -   клипов,

   транслировавшихся  по  4  федеральным и региональным телевизионным

   каналам,  а также свыше  500  тыс.  плакатов,  буклетов  и  других

   наглядных пособий.

       Минздравом России установлены контакты с рядом международных и

   российских  неправительственных  организаций  с  целью координации

   мероприятий  по   противодействию   распространения   эпидемии   и

   рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований.

   Создан ряд ассоциаций государственных и общественных  организаций,

   работающих  в  этой  области.  В 18 субъектах Российской Федерации

   осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди

   лиц,  оказывающих  сексуальные услуги за плату.  Получила развитие

   новая форма  работы  с  подростками:  "Дружественные  клиники  для

   молодежи".

       В 63  регионах  Российской  Федерации  действуют  региональные

   программы  по  борьбе  с ВИЧ-инфекцией.  Особое внимание уделяется

   работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией,  и  в

   первую  очередь,  с  потребителями  инъекционных наркотиков.  В 41

   субъекте  Российской   Федерации   при   поддержке   международных

   организаций  и  местных  органов  власти  осуществляются программы

   профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой  категории

   населения.

       При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы

   с   заинтересованными   ведомствами   и  учреждениями,  проведения

   активной  информационной  политики  в  работе   с   населением   и

   осуществления   целенаправленных   профилактических   программ   с

   группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край,

   Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская,

   Псковская, Тверская области).

       Вместе с  тем  за 8 месяцев 2002 г.  зарегистрировано 30 тысяч

   новых случаев заражения,  что в 1,9 раза  меньше  по  сравнению  с

   аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила

   добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране.  В

   настоящее  время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тысяч

   ВИЧ-инфицированных,  в  2001  г.  число  их  возросло  на  47%  по

   сравнению  с  предыдущим  годом  и  достигло  87 177 человек,  что

   является максимальным за весь период  регистрации  этой  инфекции.

   Серьезную тревогу вызывает тот факт,  что около 90% инфицированных

   по-прежнему составляют потребители наркотических средств,  70%  из

   них - лица в возрасте 17-25 лет.

       Наибольшее количество  ВИЧ-инфицированных  зарегистрировано  в

   Свердловской области (17 030),  гг.  Санкт - Петербурге (16 372) и

   Москве  (15  681),  Московской  (17  075),  Самарской  (13   689),

   Иркутской  (13  291),  Челябинской (10 620),  Оренбургской (9 149)

   областях.

       Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных

   вопросов  в  области  борьбы  с  ВИЧ-инфекцией  и   прежде   всего

   недостаточной  профилактической  работы  среди  молодежи  и  групп

   высокого риска заражения.

       Органы управления  здравоохранением  и  органы  образования  в

   субъектах Российской  Федерации  не  приняли  действенных  мер  по

   внедрению    в   школах,   учреждениях   начального   и   среднего

   профессионального  образования  специальных  программ,  включающих

   вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для

   различных возрастных групп,  не проводят оценку эффективности этой

   работы.

       До сих  пор  органы  управления  здравоохранением   практикуют

   необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию,  что

   приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в

   Приморском   крае   в  нарушение  международного  и  национального

   законодательства введены эпидемиологически  неоправданные  платные

   обследования  российских  граждан,  выезжающих  за  рубеж  даже на

   период менее трех суток.

       Несмотря на  введение  в  практику  тестирования крови доноров

   современных  диагностических  тест  -  систем,  в  2001  г.   было

   зарегистрировано  11  случаев  переливания,  приведших к заражению

   пациентов в лечебно - профилактических  учреждениях  ВИЧ-инфекцией

   через  донорскую  кровь  (в г.  Москве,  Республике Саха - Якутия,

   Кемеровской и  других  областях),  в  текущем  году  -  5  случаев

   инфицирования  в  Белгородской  области и Республике Башкортостан.

   Это  явилось  следствием  грубых  нарушений   правил   обеспечения

   безопасности  донорской  крови и недостатков в подготовке кадровых

   доноров.

       За последние годы резко возросло количество  детей,  рожденных

   от  ВИЧ-инфицированных  матерей,  только  за  8  месяцев  2002  г.

   родилось 1025 таких детей.  Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос

   о    необходимости    введения   полномасштабной   медикаментозной

   профилактики вертикальной передачи  ВИЧ  от  матери  к  ребенку  и

   сокращении сроков диспансерного наблюдения за ними.

       В Иркутской,  Московской,  Свердловской  и  других областях не

   решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных

   матерей, родители от которых отказались.

       Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными

   ресурсами  для  обеспечения  специфической  терапии  максимальному

   количеству пациентов, путем подбора наиболее дешевых и эффективных

   схем лечения.  Остается неудовлетворительной обеспеченность службы

   профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми  организационно

   -  распорядительными  и  методическими  документами  по  различным

   аспектам проблемы.

       Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и

   внедрения  в  практику  стандарта  диагностики  и  нормативов   по

   различным видам лабораторных исследований.

       В результате недостаточной подготовки  медицинских  работников

   по  проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной

   профилактики   нередко   имеют    место    случаи    дискриминации

   ВИЧ-инфицированных,  выражающиеся  в  отказе  им в госпитализации,

   предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно -

   курортного обслуживания.

       Органы и  учреждения  здравоохранения,  органы  и   учреждения

   системы   МВД  России  и  Минюста  России  не  обеспечили  широкое

   внедрение   программ   по    профилактике    ВИЧ-инфекции    среди

   наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а

   также лиц,  находящихся в  пенитенциарных  учреждениях.  Программы

   "снижения   вреда",   предусматривающие  комплекс  мероприятий  по

   предупреждению  распространения   ВИЧ-инфекции   среди   указанных

   категорий,  в  ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену

   шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).

       МПТР России,   Минздрав  России  и  Минобразование  России  не

   приняли   должных   мер   по   созданию   постоянно    действующей

   информационно   -   пропагандистской   системы,   направленной  на

   распространение среди населения и,  в  первую  очередь,  молодежи,

   знаний   о   мерах   профилактики   ВИЧ-инфекции   и   наркомании,

   последствиях этих заболеваний для личности и общества.

       В целях    активизации    и   повышения   эффективности   мер,

   направленных на  противодействие  распространению  ВИЧ-инфекции  в

   Российской   Федерации,   руководствуясь  Федеральным  Законом  от

   30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении  распространения  в  Российской

   Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека

   (ВИЧ-инфекции)" (Собрание  законодательства  Российской  Федерации

   N 14,  ст.  1212),  и  статьей  51 Федерального Закона от 30.03.99

   N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения",

   (Собрание законодательства Российской Федерации N 14, ст. 1650)

       ПОСТАНОВЛЯЮ:

       1. Рекомендовать МВД России,  Минюсту России, Минздраву России

   принять  действенные  меры  по  внедрению  программ   профилактики

   ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные

   услуги  за  плату,  а  также  лиц,  находящихся  в  пенитенциарных

   учреждениях  с  целью предупреждения распространения этой инфекции

   среди широких слоев населения.

       2. Рекомендовать   МПТР   России,   Минобразования   России  и

   Минздраву России решить  вопрос  о  развитии  и  совершенствовании

   информационно   -   пропагандистской   системы,   направленной  на

   распространение среди населения знаний об опасности  наркомании  и

   ВИЧ-инфекции  для  общества  и  национальной  безопасности страны,

   более   эффективном   использовании   имеющихся   и    привлечению

   дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

       3. Рекомендовать Минэкономразвития  России  и  Минфину  России

   рассмотреть   вопрос  об  увеличении  ассигнований  на  реализацию

   подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".

       4. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов

   Российской Федерации и органам местного самоуправления:

       4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ

   по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с

   учетом  меняющейся  эпидемиологической  обстановки и необходимости

   организации и  широкого  проведения  профилактических  мероприятий

   среди  молодежи,  потребителей  наркотиков и лиц,  предоставляющих

   сексуальные услуги за плату.

       4.2. Оказать  органам  управления  здравоохранением  помощь  в

   срочном приобретении  препаратов  для  проведения  медикаментозной

   профилактики   передачи   ВИЧ   от   матери  к  ребенку  во  время

   беременности и родов,  а  также  для  комплексного  специфического

   лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам,  выделяемым

   Минздравом России на эти цели.

       4.3. Усилить   контроль  за  соблюдением  местными  средствами

   массовой информации  Федерального закона от  18.07.95  N 108-ФЗ "О

   рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, ст.

   2864),  в части выделения времени на социальную рекламу, и, прежде

   всего,  на проведение разъяснительной  работы  среди  населения  о

   мерах   общественной   и   личной   профилактики   ВИЧ-инфекции  и

   наркомании.

       5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов

   Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по

   субъектам Российской Федерации:

       5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование  системы

   профилактических     мер,     направленных    на    предупреждение

   распространения   ВИЧ-инфекции,   обратив   особое   внимание   на

   активизацию  работы  среди  молодежи  и  групп  повышенного  риска

   заражения.

       5.2. Обеспечить        расширение       сотрудничества       с

   неправительственными и общественными организациями,  работающими в

   области противодействия распространения ВИЧ / СПИДа.

       5.3. Совместно с органами и  учреждениям  системы  МВД  России

   принять  меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда",

   обеспечив комплексный профилактический подход  при  их  реализации

   среди  наркопотребителей и лиц,  оказывающих сексуальные услуги за

   плату.

       5.4. Принять  неотложные  меры  по  совершенствованию  системы

   обеспечения  безопасности  донорской  крови,   ускорив   внедрение

   карантинизации  донорской  крови  и ее компонентов,  использование

   кровезаменителей,  создание банков данных на  кадровых  доноров  и

   лиц, отстраненных от донорства.

       6. Органам управления  здравоохранением  субъектов  Российской

   Федерации:

       6.1. Ввести в штат центров по профилактике и  борьбе  со  СПИД

   социальных работников,  возложив на них обязанности по организации

   и осуществлению профилактических мероприятий в среде  потребителей

   наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также

   по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.

       6.2. Усилить   работу   по   подготовке  персонала  лечебно  -

   профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.

       6.3. Провести    анализ   целесообразности   и   эффективности

   проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные

   меры   по   сокращению   неоправданных   массовых  обследований  и

   запрещению обследований,  осуществляемых в нарушение  действующего

   законодательства.

       7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению

   медицинских  проблем материнства и детства организовать подготовку

   методических документов по проведению мероприятий, направленных на

   предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку,  изменению сроков

   диспансерного    наблюдения    за    детьми,    родившимися     от

   ВИЧ-инфицированных матерей.

       8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:

       8.1. Организовать  апробацию новых средств и методов,  включая

   ПЦР -  диагностику,  для  тестирования  донорской  крови  в  целях

   максимального сокращения серонегативного "периода окна".

       8.2. Организовать разработку  и  внедрение  специализированных

   информационно - аналитических компьютерных программ для центров по

   профилактике и борьбе со СПИД и станций переливания крови в  целях

   предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.

       8.3. Обеспечить разработку  стандартов  лечения,  лабораторной

   диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных

   исследований    ВИЧ-инфекции,    а    также    организационно    -

   распорядительных  документов  по  оптимизации  эпидемиологического

   надзора за этой инфекцией.

       8.4. Подготовить  предложения по внесению изменений в перечень

   контингентов,  подлежащих обязательному медицинскому  обследованию

   на ВИЧ-инфекцию.

       9. Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам

   Российской   Федерации   доложить   о   ходе   выполнения  данного

   постановления до 01.01.2003.

 

                                                         Г.Г.ОНИЩЕНКО