ГЛАВНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 августа 2002 г.
N 28
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации, Онищенко
Геннадий Григорьевич, проанализировав
эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и
эффективность
проводимых организационных и профилактических мероприятий,
установил, что
в 2001-2002 г.г.
как на федеральном, так и на
региональном уровнях
активизировалась работа, направленная на
предупреждение
распространения ВИЧ-инфекции.
Советом глав
правительств государств - участников
Содружества
Независимых Государств 30.05.2002 г. подписана
"Программа
неотложных мер
государств - участников СНГ по
противодействию
эпидемии ВИЧ /
СПИД", в рамках которой проведена конференция стран
Содружества с
принятием соответствующей резолюции,
определяющей
основные принципы
взаимодействия государственных и
общественных
структур в
реализации
межгосударственной стратегии борьбы
с
ВИЧ-инфекцией.
В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной
целевой программы
"Анти-ВИЧ / СПИД",
на ее реализацию было
выделено 123 млн. рублей,
в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в 3-4
раза больше,
чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить
лечебно -
профилактические
учреждения высокоэффективными
препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и
борьбе со СПИД -
современным лабораторным оборудованием.
Для
обеспечения безопасности донорской
крови в 2001 г.
в
практику введено
обследование доноров тест
- системами,
выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет
сократить время
обнаружения скрытого периода
инфекции с 2-3
месяцев до 7-10 дней.
В целях повышения
уровня информированности населения
о путях
заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья
людей только
за 2001 г.
выпущено 6 видео
- клипов,
транслировавшихся по
4 федеральным и региональным
телевизионным
каналам, а также свыше 500 тыс. плакатов,
буклетов и других
наглядных пособий.
Минздравом России
установлены контакты с рядом международных и
российских неправительственных организаций
с целью координации
мероприятий по
противодействию
распространения эпидемии и
рациональному
использованию привлекаемых на эти цели ассигнований.
Создан ряд ассоциаций
государственных и общественных
организаций,
работающих в
этой области. В 18 субъектах Российской Федерации
осуществляются
пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди
лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату.
Получила развитие
новая форма работы
с подростками: "Дружественные клиники
для
молодежи".
В 63 регионах
Российской Федерации действуют
региональные
программы по
борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется
работе с группами
повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией,
и в
первую очередь,
с потребителями инъекционных наркотиков. В 41
субъекте Российской
Федерации при поддержке
международных
организаций и
местных органов власти
осуществляются программы
профилактики
ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории
населения.
При этом в ряде
регионов в результате скоординированной работы
с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения
активной информационной политики в работе
с населением и
осуществления целенаправленных профилактических
программ с
группами риска удалось
сдержать развитие эпидемии (Алтайский край,
Архангельская,
Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская,
Псковская, Тверская
области).
Вместе с тем
за 8 месяцев 2002 г.
зарегистрировано 30 тысяч
новых случаев
заражения, что в 1,9 раза меньше
по сравнению с
аналогичным периодом
прошлого года. Проводимая работа не позволила
добиться коренного изменения эпидемической
обстановки в стране. В
настоящее время в Российской Федерации
зарегистрировано 207 тысяч
ВИЧ-инфицированных, в 2001
г. число их
возросло на 47%
по
сравнению с
предыдущим годом и
достигло 87 177 человек, что
является максимальным
за весь период регистрации этой
инфекции.
Серьезную тревогу
вызывает тот факт, что около 90%
инфицированных
по-прежнему составляют
потребители наркотических средств,
70% из
них - лица в возрасте
17-25 лет.
Наибольшее
количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в
Свердловской области
(17 030), гг. Санкт - Петербурге (16 372) и
Москве (15
681), Московской (17
075), Самарской (13
689),
Иркутской (13
291), Челябинской (10 620), Оренбургской (9 149)
областях.
Все это является
следствием серьезных недостатков и нерешенных
вопросов в
области борьбы с
ВИЧ-инфекцией и прежде
всего
недостаточной профилактической работы среди молодежи
и групп
высокого риска
заражения.
Органы
управления здравоохранением и
органы образования в
субъектах
Российской Федерации не
приняли действенных мер
по
внедрению в
школах, учреждениях начального и среднего
профессионального образования
специальных программ, включающих
вопросы профилактики
наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для
различных возрастных
групп, не проводят оценку эффективности
этой
работы.
До сих пор
органы управления здравоохранением практикуют
необоснованно широкие
обследования населения на ВИЧ-инфекцию,
что
приводит к
нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в
Приморском крае
в нарушение международного и национального
законодательства введены
эпидемиологически неоправданные платные
обследования российских
граждан, выезжающих за
рубеж даже на
период менее трех
суток.
Несмотря на введение
в практику тестирования крови доноров
современных диагностических тест - систем,
в 2001 г. было
зарегистрировано 11
случаев переливания, приведших к заражению
пациентов в лечебно -
профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией
через донорскую
кровь (в г. Москве,
Республике Саха - Якутия,
Кемеровской и других
областях), в текущем
году - 5 случаев
инфицирования в
Белгородской области и
Республике Башкортостан.
Это явилось
следствием грубых нарушений
правил обеспечения
безопасности донорской
крови и недостатков в подготовке кадровых
доноров.
За последние годы
резко возросло количество детей, рожденных
от ВИЧ-инфицированных матерей, только за
8 месяцев 2002
г.
родилось 1025 таких
детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит
вопрос
о необходимости введения
полномасштабной медикаментозной
профилактики
вертикальной передачи ВИЧ от
матери к ребенку
и
сокращении сроков
диспансерного наблюдения за ними.
В Иркутской, Московской,
Свердловской и других областях не
решаются вопросы содержания
детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных
матерей, родители от
которых отказались.
Не решен вопрос
наиболее эффективного управления ограниченными
ресурсами для
обеспечения специфической терапии
максимальному
количеству пациентов,
путем подбора наиболее дешевых и эффективных
схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность
службы
профилактики и борьбы
с ВИЧ-инфекцией необходимыми
организационно
- распорядительными и методическими документами
по различным
аспектам проблемы.
Требует
реорганизации система мониторинга в части разработки и
внедрения в
практику стандарта диагностики
и нормативов по
различным видам
лабораторных исследований.
В результате
недостаточной подготовки
медицинских работников
по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер
личной и общественной
профилактики нередко
имеют место случаи
дискриминации
ВИЧ-инфицированных,
выражающиеся в отказе
им в госпитализации,
предоставлении
специализированной медицинской помощи и санаторно -
курортного
обслуживания.
Органы и учреждения
здравоохранения, органы и
учреждения
системы МВД
России и Минюста
России не обеспечили
широкое
внедрение программ
по профилактике ВИЧ-инфекции среди
наркопотребителей,
лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а
также лиц, находящихся в пенитенциарных
учреждениях. Программы
"снижения вреда", предусматривающие
комплекс мероприятий по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных
категорий, в
ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену
шприцев и игл
(Пермская, Ростовская, Самарская области).
МПТР России, Минздрав
России и Минобразование России не
приняли должных
мер по созданию
постоянно действующей
информационно -
пропагандистской системы, направленной на
распространение среди
населения и, в первую
очередь, молодежи,
знаний
о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании,
последствиях этих
заболеваний для личности и общества.
В целях активизации и повышения эффективности мер,
направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации, руководствуясь
Федеральным Законом от
30.03.95 N 38-ФЗ
"О предупреждении
распространения в Российской
Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)"
(Собрание законодательства Российской
Федерации
N 14, ст.
1212), и статьей
51 Федерального Закона от 30.03.99
N 52-ФЗ "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения",
(Собрание
законодательства Российской Федерации N 14, ст. 1650)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать
МВД России, Минюсту России, Минздраву
России
принять действенные
меры по внедрению
программ профилактики
ВИЧ-инфекции среди
наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные
услуги за
плату, а также
лиц, находящихся в
пенитенциарных
учреждениях с
целью предупреждения распространения этой инфекции
среди широких слоев
населения.
2.
Рекомендовать МПТР России,
Минобразования России и
Минздраву России
решить вопрос о развитии и совершенствовании
информационно -
пропагандистской системы, направленной на
распространение среди
населения знаний об опасности
наркомании и
ВИЧ-инфекции для
общества и национальной безопасности страны,
более эффективном использовании
имеющихся и привлечению
дополнительных
ресурсов для осуществления этой работы.
3. Рекомендовать
Минэкономразвития России и
Минфину России
рассмотреть вопрос
об увеличении ассигнований на реализацию
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
4.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и
органам местного самоуправления:
4.1. Обеспечить
финансирование региональных и местных программ
по борьбе с
ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с
учетом меняющейся
эпидемиологической обстановки и
необходимости
организации и широкого
проведения профилактических мероприятий
среди молодежи,
потребителей наркотиков и
лиц, предоставляющих
сексуальные услуги за
плату.
4.2. Оказать органам
управления здравоохранением помощь
в
срочном
приобретении препаратов для
проведения медикаментозной
профилактики передачи
ВИЧ от матери
к ребенку во
время
беременности и
родов, а также для комплексного специфического
лечения
ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам,
выделяемым
Минздравом России на
эти цели.
4.3. Усилить контроль
за соблюдением местными
средствами
массовой
информации Федерального закона от 18.07.95
N 108-ФЗ "О
рекламе"
(Собрание законодательства Российской Федерации N 30, ст.
2864), в части выделения времени на социальную
рекламу, и, прежде
всего, на проведение разъяснительной работы
среди населения о
мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании.
5. Руководителям
органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации,
главным государственным санитарным врачам по
субъектам Российской
Федерации:
5.1. Считать
первоочередной задачей совершенствование
системы
профилактических мер,
направленных на предупреждение
распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание
на
активизацию работы
среди молодежи и
групп повышенного риска
заражения.
5.2.
Обеспечить расширение сотрудничества с
неправительственными и
общественными организациями,
работающими в
области
противодействия распространения ВИЧ / СПИДа.
5.3. Совместно с
органами и учреждениям системы
МВД России
принять меры по поддержке и расширению программ
"снижения вреда",
обеспечив комплексный
профилактический подход при их
реализации
среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за
плату.
5.4. Принять неотложные меры по
совершенствованию системы
обеспечения безопасности донорской крови, ускорив
внедрение
карантинизации донорской
крови и ее компонентов, использование
кровезаменителей, создание банков данных на кадровых
доноров и
лиц, отстраненных от
донорства.
6. Органам
управления здравоохранением субъектов
Российской
Федерации:
6.1. Ввести в штат
центров по профилактике и борьбе со
СПИД
социальных
работников, возложив на них обязанности
по организации
и осуществлению
профилактических мероприятий в среде
потребителей
наркотиков и лиц,
оказывающих сексуальные услуги за плату, а также
по оказанию помощи
ВИЧ-инфицированным и их семьям.
6.2. Усилить работу
по подготовке персонала
лечебно -
профилактических
учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.
6.3. Провести анализ
целесообразности и эффективности
проводимых
обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные
меры по
сокращению неоправданных массовых
обследований и
запрещению
обследований, осуществляемых в
нарушение действующего
законодательства.
7. Департаменту
госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению
медицинских проблем материнства и детства организовать
подготовку
методических
документов по проведению мероприятий, направленных на
предупреждение
передачи ВИЧ от матери к ребенку,
изменению сроков
диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от
ВИЧ-инфицированных
матерей.
8. Департаменту
госсанэпиднадзора Минздрава России:
8.1.
Организовать апробацию новых средств и
методов, включая
ПЦР - диагностику, для тестирования донорской
крови в целях
максимального
сокращения серонегативного "периода окна".
8.2. Организовать
разработку и внедрение
специализированных
информационно -
аналитических компьютерных программ для центров по
профилактике и борьбе
со СПИД и станций переливания крови в
целях
предотвращения допуска
к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
8.3. Обеспечить
разработку стандартов лечения,
лабораторной
диагностики и
временных нормативов по различным видам лабораторных
исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно -
распорядительных документов
по оптимизации эпидемиологического
надзора за этой
инфекцией.
8.4.
Подготовить предложения по внесению
изменений в перечень
контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию
на ВИЧ-инфекцию.
9. Главным государственным санитарным врачам по
субъектам
Российской Федерации
доложить о ходе
выполнения данного
постановления до
01.01.2003.
Г.Г.ОНИЩЕНКО