МНС РФ: Письмо от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@
Утвержден 14.08.2002
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.06.93 N 5215-1 <<О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ>>
Скачать (8,1 Кб)

 

         МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

                                ПИСЬМО

                 от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@

 

                         ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

                ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

          КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ

             КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

                    ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

 

       Статьей  14.5 Кодекса Российской Федерации об административных

   правонарушениях  (далее  - КоАП  РФ)  установлена административная

   ответственность   при  продаже  товаров,   выполнении  работ  либо

   оказании  услуг  в организациях торговли либо в иных организациях,

   осуществляющих   реализацию   товаров,   выполняющих  работы  либо

   оказывающих  услуги,  а  равно  гражданами,  зарегистрированными в

   качестве    индивидуальных   предпринимателей,    при   отсутствии

   установленной  информации  об изготовителе или о продавце либо без

   применения  в установленных  законом случаях контрольно - кассовых

   машин.

       На  основании  статьи  23.5  КоАП  РФ дела об административных

   правонарушениях,  предусмотренных  статьей  14.5 КоАП РФ,  в части

   продажи товаров,  выполнения работ и оказания услуг без применения

   контрольно - кассовых машин рассматривают налоговые органы.

       Статьей  1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О

   применении  контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных

   расчетов с населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные

   расчеты  с населением  при  осуществлении  торговых  операций  или

   оказании  услуг  на  территории  Российской Федерации производятся

   всеми    предприятиями    (в   том   числе   физическими   лицами,

   осуществляющими  предпринимательскую  деятельность без образования

   юридического  лица,  в  случае осуществления ими торговых операций

   или оказания услуг),  организациями,  учреждениями, их филиалами и

   другими  обособленными  подразделениями с обязательным применением

   контрольно - кассовых машин.

       В  соответствии  со статьей 3 Закона требования к контрольно -

   кассовым  машинам,  включая  порядок  и условия  их  применения  и

   регистрации,  определяются  Положением  по применению контрольно -

   кассовых  машин  при осуществлении денежных расчетов с населением,

   утвержденным   Постановлением  Совета  Министров  - Правительством

   Российской   Федерации   от   30.07.93   N 745  (с  изменениями  и

   дополнениями) (далее - Положение).

       На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е"

   пункта   7  Положения   при   осуществлении  денежных  расчетов  с

   населением  допускается  применение  только  зарегистрированных  в

   налоговых органах контрольно - кассовых машин.

       Таким  образом,  применение  не зарегистрированных в налоговых

   органах контрольно - кассовых машин является нарушением требований

   Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов

   с  населением без применения контрольно - кассовой машины и влечет

   применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей

   14.5 КоАП РФ.

       Использование    контрольно    -   кассовых    машин    должно

   осуществляться   в  соответствии  с требованиями,   установленными

   подпунктами   "а"   -  "е"   пункта  7 Положения.   Вышеупомянутые

   требования  являются  обязательным  условием  допуска контрольно -

   кассовой машины к применению.

       Использование   контрольно   -  кассовых   машин  с нарушением

   требований,    установленных    пунктом    7  Положения,    должно

   рассматриваться  как  осуществление денежных расчетов с населением

   без применения контрольно - кассовой машины и,  следовательно,  их

   нарушение   влечет   ответственность   за  осуществление  денежных

   расчетов   без   применения   контрольно   - кассовой  машины,   в

   соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

       Основанием  для  применения статьи 14.5 КоАП РФ является также

   нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно -

   кассовые  машины,  на  которых  отсутствует либо повреждена пломба

   центра    технического   обслуживания,    отсутствует   маркировка

   предприятия   -  изготовителя  или  одно  из  средств  визуального

   контроля, не допускаются к применению.

       На  основании  части  первой  пункта  7 Положения  допускается

   применение   только   исправных   контрольно  - кассовых  машин  с

   долговременным   и  энергонезависимым   хранением   информации   в

   фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно -

   кассовой   машины  перечислены  в пункте  8 Положения.   Нарушение

   требований части первой пункта 7 Положения является основанием для

   применения   административной   ответственности  за  осуществление

   денежных  расчетов  без  применения контрольно - кассовой машины в

   соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

       В  соответствии  с частью второй пункта 5 Положения применение

   при  осуществлении  денежных  расчетов  с населением  контрольно -

   кассовых  машин  с фискальной  памятью в нефискальном режиме или с

   вышедшим  из  строя  блоком  фискальной  памяти  приравнивается  к

   неприменению   контрольно   - кассовых  машин  и,   следовательно,

   является    основанием    для    привлечения   к  административной

   ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

       В   соответствии   с  пунктом  1 Перечня  отдельных  категорий

   предприятий,  которые  в силу  специфики  своей  деятельности либо

   особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с

   населением    без   применения   контрольно   -  кассовых   машин,

   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от

   30.07.93   N  745  (с  изменениями  и дополнениями),   организации

   (индивидуальные   предприниматели)   обязаны   выдавать   клиентам

   документы строгой отчетности,  приравниваемые к чекам,  по формам,

   утвержденным  Минфином  России.  Неисполнение  данной  обязанности

   является  основанием  для  привлечения организаций (индивидуальных

   предпринимателей)   к ответственности  за  осуществление  денежных

   расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин в

   соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

       Сказанное  выше  подтверждается Постановлением Пленума Высшего

   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации  от  04.08.99  N 10  "О

   некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации

   "О   применении  контрольно  - кассовых  машин  при  осуществлении

   денежных расчетов с населением".

       Статьей   2  Закона   установлены  обязанности  организаций  и

   индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые

   машины.

       Статьей  6 Закона  определены  обязанности налоговых органов в

   части  осуществления контроля за применением контрольно - кассовых

   машин.

       Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями

   вышеупомянутых  обязанностей,  а также неповиновение ими законному

   распоряжению  или  требованию  должностного лица налогового органа

   или   воспрепятствование   осуществлению  этим  должностным  лицом

   обязанностей,  установленных статьей 6 Закона, является основанием

   привлечения   организаций   и  индивидуальных  предпринимателей  к

   административной ответственности,  предусмотренной частью 1 статьи

   19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

       На   основании  пункта  5 части  2 статьи  28.3  протоколы  об

   административных правонарушениях,  предусмотренных частью 1 статьи

   19.4,  частью 1 статьи 19.5,  статьями 19.6,  19.7 КоАП РФ, вправе

   составлять  должностные лица налоговых органов.  В соответствии со

   статьей  23.1  КоАП  РФ  дела  об административных правонарушениях

   рассматриваются судами общей юрисдикции.

       В  соответствии  с абзацем  4 статьи  2 Закона  организации  и

   индивидуальные предприниматели,  применяющие контрольно - кассовые

   машины,  обязаны  выдавать  покупателю (клиенту) вместе с покупкой

   (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной

   чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по

   договору  купли  - продажи  (оказания  услуги)  между  покупателем

   (клиентом) и соответствующим предприятием.

       Все   организации   и индивидуальные  предприниматели  обязаны

   вывешивать  в доступном  покупателю  (клиенту)  месте  ценники  на

   продаваемые  товары (прейскуранты на оказываемые услуги),  которые

   должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены

   и тарифы.

       Неисполнение     вышеперечисленных    обязанностей    является

   нарушением  Правил  продажи отдельных видов товаров,  утвержденных

   Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55

   (с    изменениями   и  дополнениями)   и  влечет   привлечение   к

   административной  ответственности,  предусмотренной  статьей 14.15

   КоАП РФ.

       На  основании  абзаца  5 статьи 6 Закона проверку правильности

   выдачи чеков осуществляют налоговые органы.

       Вместе с тем  в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы

   об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15

   КоАП РФ,  вправе  составлять  органы  государственной инспекции по

   торговле,  качеству  товаров и защите прав потребителей (часть 1),

   должностные  лица  органов  внутренних  дел  (пункт  1 части  2) и

   должностные  лица  федеральных  органов налоговой полиции (пункт 6

   части   2).   На   основании   статьи   23.49   КоАП  РФ  дела  об

   административных  правонарушениях,  предусмотренных  статьей 14.15

   КоАП   РФ,   рассматривают  органы  государственной  инспекции  по

   торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

       Таким образом,  выявленные налоговыми органами правонарушения,

   предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в

   акте  проверки,  который  затем  должен  быть  направлен  в орган,

   полномочный     составлять     протокол     об    административном

   правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.

 

                                             Государственный советник

                                             налоговой службы 1 ранга

                                                          А.В.СМИРНОВ