МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 14
августа 2002 г. N АС-6-06/1243@
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ
18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО -
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных
правонарушениях (далее
- КоАП РФ) установлена административная
ответственность при
продаже товаров, выполнении
работ либо
оказании
услуг в организациях торговли
либо в иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров,
выполняющих работы либо
оказывающих услуги,
а равно гражданами,
зарегистрированными в
качестве индивидуальных предпринимателей,
при отсутствии
установленной информации
об изготовителе или о продавце либо без
применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых
машин.
На основании
статьи 23.5 КоАП
РФ дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП
РФ, в части
продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без
применения
контрольно - кассовых
машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных
расчетов с
населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные
расчеты с населением при осуществлении торговых
операций или
оказании услуг
на территории Российской Федерации производятся
всеми предприятиями (в том числе
физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица,
в случае осуществления ими
торговых операций
или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и
другими обособленными подразделениями с обязательным применением
контрольно - кассовых
машин.
В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно -
кассовым машинам,
включая порядок и условия
их применения и
регистрации, определяются Положением по применению
контрольно -
кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством
Российской Федерации
от 30.07.93 N 745
(с изменениями и
дополнениями) (далее -
Положение).
На основании
статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е"
пункта 7
Положения при осуществлении денежных расчетов с
населением допускается
применение только зарегистрированных в
налоговых органах
контрольно - кассовых машин.
Таким образом,
применение не зарегистрированных
в налоговых
органах контрольно -
кассовых машин является нарушением требований
Закона, должно
рассматриваться как осуществление денежных расчетов
с населением без применения контрольно -
кассовой машины и влечет
применение к
нарушителям ответственности в соответствии со статьей
14.5 КоАП РФ.
Использование контрольно - кассовых машин
должно
осуществляться в
соответствии с
требованиями, установленными
подпунктами "а" - "е" пункта
7 Положения. Вышеупомянутые
требования являются
обязательным условием допуска контрольно -
кассовой машины к
применению.
Использование контрольно - кассовых машин
с нарушением
требований, установленных пунктом 7 Положения, должно
рассматриваться как
осуществление денежных расчетов с населением
без применения
контрольно - кассовой машины и,
следовательно, их
нарушение влечет
ответственность за осуществление денежных
расчетов без
применения контрольно - кассовой
машины, в
соответствии со
статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для
применения статьи 14.5 КоАП РФ является также
нарушение части
четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно -
кассовые машины,
на которых отсутствует либо повреждена пломба
центра технического обслуживания,
отсутствует маркировка
предприятия -
изготовителя или одно
из средств визуального
контроля, не
допускаются к применению.
На основании
части первой пункта
7 Положения допускается
применение только
исправных контрольно - кассовых
машин с
долговременным и
энергонезависимым
хранением информации в
фискальной
(контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно -
кассовой машины
перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение
требований части
первой пункта 7 Положения является основанием для
применения административной ответственности за осуществление
денежных расчетов
без применения контрольно -
кассовой машины в
соответствии со
статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение
при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно -
кассовых машин
с фискальной памятью в
нефискальном режиме или с
вышедшим из
строя блоком фискальной
памяти приравнивается к
неприменению контрольно - кассовых машин и,
следовательно,
является основанием для привлечения к
административной
ответственности в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня
отдельных категорий
предприятий, которые
в силу специфики своей
деятельности либо
особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без
применения контрольно -
кассовых машин,
утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.93 N
745 (с изменениями и
дополнениями), организации
(индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам
документы строгой
отчетности, приравниваемые к
чекам, по формам,
утвержденным Минфином
России. Неисполнение данной
обязанности
является основанием
для привлечения организаций
(индивидуальных
предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных
расчетов с населением
без применения контрольно - кассовых машин в
соответствии со
статьей 14.5 КоАП РФ.
Сказанное выше
подтверждается Постановлением Пленума Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации от
04.08.99 N 10 "О
некоторых вопросах
практики применения Закона Российской Федерации
"О применении
контрольно - кассовых машин
при осуществлении
денежных расчетов с
населением".
Статьей 2
Закона установлены обязанности
организаций и
индивидуальных
предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые
машины.
Статьей 6 Закона
определены обязанности налоговых
органов в
части осуществления контроля за применением
контрольно - кассовых
машин.
Неисполнение
организациями и индивидуальными предпринимателями
вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному
распоряжению или
требованию должностного лица
налогового органа
или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом
обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является
основанием
привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к
административной
ответственности, предусмотренной частью
1 статьи
19.4, частью 1 статьи
19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании
пункта 5 части 2 статьи
28.3 протоколы об
административных
правонарушениях, предусмотренных частью
1 статьи
19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе
составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со
статьей 23.1
КоАП РФ дела
об административных правонарушениях
рассматриваются судами
общей юрисдикции.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона
организации и
индивидуальные
предприниматели, применяющие контрольно
- кассовые
машины, обязаны
выдавать покупателю (клиенту)
вместе с покупкой
(после оказания
услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной
чек за покупку
(услугу), подтверждающий исполнение обязательств по
договору купли
- продажи (оказания услуги)
между покупателем
(клиентом) и
соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные
предприниматели обязаны
вывешивать в доступном
покупателю (клиенту) месте
ценники на
продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые
услуги), которые
должны соответствовать
документам, подтверждающим объявленные цены
и тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является
нарушением Правил
продажи отдельных видов товаров,
утвержденных
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55
(с изменениями и дополнениями) и
влечет привлечение к
административной ответственности, предусмотренной статьей
14.15
КоАП РФ.
На основании
абзаца 5 статьи 6 Закона
проверку правильности
выдачи чеков
осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ
протоколы
об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15
КоАП РФ, вправе
составлять органы государственной инспекции по
торговле, качеству
товаров и защите прав потребителей (часть 1),
должностные лица
органов внутренних дел
(пункт 1 части 2) и
должностные лица
федеральных органов налоговой
полиции (пункт 6
части 2).
На основании статьи
23.49 КоАП РФ
дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей
14.15
КоАП РФ,
рассматривают органы государственной инспекции по
торговле, качеству
товаров и защите прав потребителей.
Таким
образом, выявленные налоговыми органами
правонарушения,
предусмотренные
статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в
акте проверки,
который затем должен
быть направлен в орган,
полномочный составлять протокол об административном
правонарушении,
предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
Государственный
советник
налоговой службы 1
ранга
А.В.СМИРНОВ