КОММЕНТАРИЙ К
ПРИКАЗУ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 14.03.96 N 90
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ
РЕГЛАМЕНТАХ ДОПУСКА К ПРОФЕССИИ"
Сложившиеся социальные и экономические условия развития нашей
страны, а именно, изменение организационно - правовых форм и видов
собственности, к настоящему времени многократно обострили
существовавшие всегда проблемы
условий труда работников всего
хозяйственного,
агропромышленного
комплекса и других
сфер
занятости, которые и ранее далеко не всегда отвечали санитарно
-
гигиеническим нормам и требованиям.
Следует сказать, что в
довольно значительной степени
эксплуатируемое
оборудование является устаревшим, а вновь
выпускаемое не соответствует нормам и требованиям по охране труда.
Необходимы большие затраты на
внедрение новых, прогрессивных,
безопасных технологий, что
работодателям, как правило,
не
позволяют сделать их финансовые возможности.
Значительное число работников имеет непосредственный контакт с
вредными, опасными условиями труда и производственными факторами -
пыль. шум, вибрация,
химические и биологические факторы,
неблагоприятный
микроклимат, факторы трудового процесса
(физические перегрузки, вынужденная рабочая поза и др.).
Кроме того, в условиях
становления рыночной экономики
ухудшилось положение женщин на рынке труда, изменились структура и
уровень женской занятости, резко обострились проблемы, связанные с
охраной труда и здоровья работающих женщин.
В
промышленности, строительстве, на транспорте, на рабочих
местах, не отвечающих санитарно
- гигиеническим нормам, трудится
около
4 млн. человек, из них 30%
составляют женщины. В условиях
повышенного уровня шума
и ультразвука работают
около 2 млн.
человек, в условиях повышенной
загазованности и запыленности -
свыше 2 млн.
человек, тяжелым физическим
трудом заняты около 1
млн.
человек.
Вследствие этого уровень профессиональной заболеваемости
работников не имеет тенденции к снижению. Как показывает анализ
состояния профзаболеваемости работников, основное количество
случаев приходится на возраст от 25 до 45 лет, т.е. на наиболее
трудоспособный период деятельности,
26% заболеваний приходится на
женщин детородного возраста.
В
1995 г. число больных с
впервые установленным диагнозом
профессионального заболевания составило 11307 человек, из них 2578
- женщины. По
причине острого профессионального заболевания
(отравления) умерло 29 человек.
В
структуре профессиональных заболеваний
превалирует силикоз,
кохлеарный нефрит, бронхит
пылевой этиологии, вибрационная
болезнь.
Вместе с тем по
статистике уровень профессиональной
заболеваемости не отражает
истинного положения вещей.
Неполное
выявление больных с профессиональной патологией обусловлено прежде
всего недостатками организации
и низким качеством
проведения
профилактических
медицинских осмотров работников, отсутствием
правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных
заболеваний, несовершенством законодательства по охране труда.
Не может не вызвать
тревогу высокий уровень травматизма
на
производстве. Ежегодно в
хозяйственном комплексе Российской
Федерации получают травмы до 200 тыс. человек, из них до 70 тыс. -
женщины.
В
сложившихся условиях большую
тревогу вызывает ухудшение в
целом
состояния здоровья работающего населения.
В настоящее время
разрушилась система организации
трудоустройства как временного,
так и
постоянного по состоянию здоровья
на период оздоровления,
реабилитации работников.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что кризис
в экономике, спад
производства, безработица, материальные
трудности, неудовлетворительное состояние
дел в области
обеспечения надлежащих условий
труда и медицинской
помощи
работникам оказали также негативное влияние на состояние здоровья
работников.
Следует отметить, что существенные изменения произошли в
правовой базе после принятия Верховным Советом РФ постановления от
01.12.92 г. N 4214-1
"Об утверждении Правил
возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо
иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", в соответствии
с которым возмещение
ущерба за вред,
причиненный здоровью
работника, осуществляется не
государством, а работодателем. И это
возмещение исчисляется достаточно большими суммами
выплат -
единовременное пособие,
ежемесячные выплаты в
соответствии со
степенью утраты профессиональной трудоспособности,
которую
определяют медико -
социальная экспертная комиссия.
Это и
различные виды дополнительных расходов, связанных с санаторно -
курортным лечением больного профессиональным заболеванием, оплатой
медикаментозного лечения, а
также различные дополнительные виды
помощи, которые определяет МСЭК
и причем все это выплачивается в
течение всего срока, на который определена нуждаемость в них.
В
таких условиях очень важное значение имеет перенос акцентов
на профилактическую работу - своевременное и
качественное
проведение как предварительных при поступлении на работу так
и
периодических медицинских
осмотров в процессе
работы всеми
необходимыми врачами -
специалистами. Причем осмотры
должны
проводиться в строгом
соответствии с этиологическим фактором
вредности, если речь
идет о возможном
профессиональном
заболевании, и видом
выполняемой работы, если
речь идет о
возможном трудовом увечье (травме).
На такую работу направлен приказ
Минздравмедпрома России от
14.03.96 г. N 90
"О порядке проведения предварительных и
периодических медицинских осмотров
работников и медицинских
регламентах допуска к профессии". Этот документ вышел взамен ранее
действовавшего приказа Минздрава СССР от 29.09.89 г. N
555 и
адаптирован к современным условиям экономики.
Приказ подготовлен в развитии
межведомственного документа
приказа N 280/88
от 05.10.95 г.
Минздравмедпрома России и
Госкомсанэпиднадзора России "Об
утверждении временных Перечней
вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также
работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и
периодические медицинские осмотры
работников". Этот документ
зарегистрирован Минюстом
России и согласован с Федерацией
независимых профсоюзов России.
Приказом N 90 утверждается
5 Приложений. Первое
Приложение
наряду с перечнем
вредных, опасных веществ и производственных
факторов регламентирует периодичность проведения периодических
медицинских осмотров, участие
врачей - специалистов в осмотрах,
необходимые лабораторные и
функциональные исследования и
конкретные противопоказания к контакту с данным производственным
фактором. В этом
Приложении впервые введен порядок обследования
работников в условиях центра профпатологии с периодичностью раз в
3 года или в 5
лет. Но это
не означает, что периодический
медицинский осмотр должен проводиться в стационарных условиях, его
можно
провести и в условиях амбулаторно
- поликлинического
подразделения,
подчиняющегося центру профпатологии или силами
выездных бригад специалистов такого центра, но
заключение
обязательно должны дать
врачи территориального центра
профпатологии. Кроме того, вещества, отмеченные в перечне значками
"А",
"К" и "Ф", относятся
соответственно к аллергенам,
канцерогенам и веществам
фиброгенного действия. Работники,
контактирующие с ними,
осматриваются соответственно по показаниям
врачами аллергологами, онкологами и профпатологами.
Второе Приложение включает
Перечень работ, при
выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медосмотры. Оно
также
устанавливает их периодичность, участие врачей -
специалистов, необходимые лабораторные и функциональные
исследования, медицинские противопоказания конкретно по виду
работы. В этом Приложении впервые указаны
работы, которые
выполняются аварийно - спасательными службами по ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
Третье Приложение
регламентирует порядок проведения
обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
работников. Лечебно - профилактическое учреждение может проводить
такие виды осмотров и давать заключение о
профпригодности только
при
наличии соответствующей лицензии и сертификата, причем ЛПУ
может
иметь различную форму собственности.
Определена и оплата за
такие
осмотры: их оплачивает работодатель
независимо от условий
финансирования и формы
собственности. В этот
блок документа
впервые введен раздел
обязанностей и ответственности сторон -
работодателя, руководителей
учебных заведений,
освидетельствуемого, лечебно
- профилактического учреждения,
центра госсанэпиднадзора. Больше всего ответственности возложено
на
лечебно - профилактическое учреждение (лечащего врача), которое
несет
административную ответственность за обоснованность выданного
заключения, качество проведения медосмотра, необходимого
диспансерного наблюдения и оздоровления. При необходимости именно
лечебно - профилактическое учреждение направляет пациента в центр
профпатологии или другое
специализированное медучреждение для
дополнительных
диагностических, лечебных или
реабилитационных
мероприятий.
Следующее, четвертое
Приложение, содержит перечень
общих
медицинских
противопоказаний, при наличии которых
освидетельствуемый или работник
(если уже заключено
трудовое
соглашение) не допускается
к работе в контакте с
определенными
производственными факторами.
Это делается с
целью недопущения
прогрессирования
имеющегося заболевания, профилактики
возникновения
профессиональной патологии или
производственной
травмы.
Завершает приказ Список профессиональных заболеваний. Он
адаптирован к списку
профессиональных болезней Всемирной
организации здравоохранения
и доработан с
учетом рекомендаций
Международной Организации труда.
С наименованием болезней указаны
шифры, соответствующие классификации болезней ВОЗ IX пересмотра.
В Список профессиональных заболеваний в качестве
профессионального заболевания
внесена такая нозологическая форма,
как
"профессиональное витилиго",
которое может возникнуть только
при
работе в контакте с пара - трет -
бутилфенолом (ПТБФ). Такое
заболевание вызывает не
только косметический дефект,
но и
проявляется в кожно - токсическом действии, требует постоянного
лечения, затрат на это и наблюдения у врача - специалиста.
Впервые данным приказом право
участвовать в проведении
предварительных и периодических
медосмотров и давать заключение о
состоянии здоровья для выполнения определенных видов работ дано
врачу общей практики
(семейному врачу). Для
этого врач общей
практики должен обладать
знаниями профессиональной патологии,
факторов риска, которые
могут привести к
возникновению
профзаболеваний, а также
получить лицензию на
этот вид
деятельности.
Главный
специалист
отдела
профилактики
неинфекционных болезней
Минздрава
России
Е.С.ШИРЯЕВА