Минздрав РФ: Приказ от 14.08.2002 N 258
Утвержден 14.08.2002
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА
Скачать (12 Кб)

 

           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                 ПРИКАЗ

 

                           14 августа 2002 г.

 

                                 N 258

 

              О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

                ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА

 

       В целях  совершенствования  реабилитационной  помощи  детям  -

   инвалидам и инвалидам с детства

       ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. Утвердить:

       1.1. Примерный   перечень   помещений   и   оборудования   для

   осуществления   реабилитационного    процесса    в    лечебно    -

   профилактических  учреждениях  системы здравоохранения (Приложение

   N 1).

       1.2. Инструкцию  о  применении  оборудования для осуществления

   реабилитационного   процесса   в   лечебно   -    профилактических

   учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 2).

       2. Управлению  медицинских  проблем  материнства  и   детства,

   Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:

       2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в отчетно - учетную

   документацию  по детской инвалидности и направить на утверждение в

   Госкомстат России.

       2.2. В   срок   до  01.02.2003  провести  анализ  утвержденных

   медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их

   применению  в комплексной программе реабилитации детей - инвалидов

   и инвалидов с детства от рождения  без  ограничения  возраста  для

   врачей  реабилитационных  учреждений  независимо  от ведомственной

   подчиненности.

       3. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи

   населению,  Департаменту экономического развития  здравоохранения,

   управления   финансами   и   материальными  ресурсами  в  срок  до

   31.03.2003 проанализировать штатные  нормативы  специализированных

   лечебно  -  профилактических  учреждений  системы  здравоохранения

   осуществляющих    проведение    восстановительного    лечения    и

   реабилитации   инвалидов,  в  том  числе,  центров  медицинской  и

   социальной реабилитации с отделениями постоянного  проживания  для

   инвалидов  с  тяжелыми  формами  детского  церебрального  паралича

   самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, а также

   отделений   на   базе  многопрофильных  больниц  для  реабилитации

   инвалидов  с  детства  самостоятельно   передвигающихся   и   себя

   обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения.

       4. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи

   населению  в  срок  до  01.01.2003 подготовить план мероприятий по

   разработке   стандартов   (протоколов)   медико    -    социальной

   реабилитации инвалидов с детства,  страдающих детским церебральным

   параличом без ограничения возраста в  реабилитационных  центрах  и

   отделениях многопрофильных больниц.

       5. Контроль за выполнением  настоящего  приказа  возложить  на

   заместителя Министра О.В.Шарапову.

 

                                                              Министр

                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

                                                       Приложение N 1

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                            приказом Минздрава России

                                               от 14.08.2002 г. N 258

 

              ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

              ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

                В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

       1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (на 100 мест)

 

   ------------------------------------------------------------------

   | N |          Наименование оборудования,          | Количество  |

   |п/п|          принадлежность помещений            |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                     I. Помещения и дизайн                      |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)   |     1       |

   |   |30-35 кв. м                                   |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Помещение для компьютерного комплекса         |     1       |

   |   |30-35 кв. м                                   |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Элементы терапии средой (картины, эстампы,    |             |

   |   |графические работы и др.)                     |В            |

   |---+----------------------------------------------|соответствии |

   | 4 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, |с            |

   |   |мягкие напольные интерактивные покрытия с     |возможностями|

   |   |изображеиием сюжетно - ролевых игр,           |             |

   |   |декоративные растения, приборы бокового       |             |

   |   |освещения и пр.)                              |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |               II. Оборудование для реабилитации                |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Шведская стенка                               |      4      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Батут                                         |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Комплект ящиков - подставок                   |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 4 |Гимнастические скамейки                       |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 5 |Гимнастические палки                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 6 |Канат                                         |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 7 |Гимнастические маты                           |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 8 |Гимнастический обруч                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 9 |Массажные коврики                             |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |10 |Притч (деревянный топчан реечный)             |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |11 |Набор мячей различного диаметра и веса        |      5      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |12 |Компьютерные тренажеры                        |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |13 |Компьютерные игры                             |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |14 |Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы  |     10      |

   |   |Lego, Puzzle)                                 |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |15 |Столовые приборы специальной конструкции      |по числу     |

   |   |                                              |детей        |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |16 |Тренажер для обучения навыком ходьбы          |      5      |

   |   |(при тяжелых двигательных нарушениях)         |             |

   ------------------------------------------------------------------

 

       1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,

       НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ

       (на 100 мест)

 

   ------------------------------------------------------------------

   | N |          Наименование оборудования,          | Количество  |

   |п/п|           принадлежность помещений           |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                     I. Помещения и дизайн                      |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Помещение для групповой кондуктивной терапии  |      1      |

   |   |30-40 кв. м.                                  |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)   |      1      |

   |   |30-35 кв. м                                   |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Помещение для компьютерного развивающе -      |      1      |

   |   |обучающего комплекса 30-35 кв. м              |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 4 |Помещение для эрготерапии 30-35 кв. м         |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 5 |Помещение для сенсорной комнаты 15-20 кв. м   |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 6 |Помещение для Монтессори - терапии 20-25 кв. м|      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 7 |Элементы терапии средой (картины, эстампы,    |В            |

   |   |графические работы и др.)                     |соответствии |

   |   |                                              |с            |

   |   |                                              |возможностями|

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 8 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, |             |

   |   |мягкие напольные интерактивные покрытия с     |             |

   |   |изображением сюжетно - ролевых игр,           |             |

   |   |декоративные растения, приборы бокового       |             |

   |   |освещения и пр.)                              |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |               II. Реабилитационное оборудование                |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Шведская стенка                               |      4      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Батут                                         |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Комплект ящиков - подставок                   |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 4 |Гимнастические скамейки                       |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 5 |Гимнастические палки                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 6 |Канаты                                        |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 7 |Гимнастические маты                           |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 8 |Гимнастический обруч                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 9 |Массажные коврики                             |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции) |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |11 |Набор мячей различного диаметра и веса        |      5      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |12 |Набор для проведения Монтессори - терапии     |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |13 |Сухой бассейн                                 |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |14 |Набор мягких форм специальной мебели          |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |15 |Компьютерные тренажеры                        |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |16 |Сенсорная комната                             |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |17 |Аппарат функционального биоуправления с       |      2      |

   |   |обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)       |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |18 |Специализированный набор психологической      |     10      |

   |   |коррекции                                     |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |19 |Специализированный набор для коррекции        |     10      |

   |   |речедвигательных нарушений                    |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |20 |Тренажеры для развития мелкой моторики        |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |21 |Столовые приборы специальной конструкции      |по числу     |

   |   |                                              |детей        |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |22 |Тренажер для обучения навыком ходьбы (при     |      5      |

   |   |тяжелых двигательных нарушениях)              |             |

   ------------------------------------------------------------------

 

       1.3. ДОМА РЕБЕНКА (на 100 мест)

 

   ------------------------------------------------------------------

   | N |          Наименование оборудования,          | Количество  |

   |п/п|           принадлежность помещений           |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                     I. Помещения и дизайн                      |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Помещение для групповой кондуктивной терапии  |      1      |

   |   |30-40 кв. м                                   |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)   |      1      |

   |   |30-35 кв. м                                   |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Помещение для компьютерного развивающе -      |      1      |

   |   |обучающего комплекса 30-35 кв. м              |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 4 |Помещение для эрготерапии 30-35 кв. м         |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 5 |Помещение для сенсорной комнаты 15-20 кв. м   |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 6 |Элементы терапии средой (картины, эстампы,    |В            |

   |   |графические работы и др.)                     |соответствии |

   |   |                                              |с            |

   |   |                                              |возможностями|

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 7 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, |             |

   |   |мягкие напольные интерактивные покрытия с     |             |

   |   |изображением сюжетно - ролевых игр,           |             |

   |   |декоративные растения, приборы бокового       |             |

   |   |освещения и пр.)                              |             |

   |----------------------------------------------------------------|

   |    II. Реабилитационное оборудование                           |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1 |Шведская стенка                               |      4      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 2 |Батут                                         |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 3 |Комплект ящиков - подставок                   |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 4 |Гимнастические скамейки                       |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 5 |Гимнастические палки                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 6 |Канат                                         |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 7 |Гимнастические маты                           |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 8 |Гимнастический обруч                          |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   | 9 |Массажные коврики                             |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции) |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |11 |Набор мячей различного диаметра и веса        |      5      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |12 |Сухой бассейн                                 |      2      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |13 |Набор мягких форм специальной мебели          |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |14 |Компьютерные тренажеры                        |     10      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |15 |Сенсорная комната                             |      1      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |16 |Аппарат функционального биоуправления с       |      2      |

   |   |обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)       |             |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |17 |Тренажеры для развития мелкой моторики        |     50      |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |18 |Столовые приборы специальной конструкции      |по числу     |

   |   |                                              |детей        |

   |---+----------------------------------------------+-------------|

   |19 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы (при     |     5       |

   |   |тяжелых двигательных нарушениях)              |             |

   ------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

                                                       Приложение N 2

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                            приказом Минздрава России

                                               от 14.08.2002 г. N 258

 

                               ИНСТРУКЦИЯ

              О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

                 РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -

                      ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

       I. Оборудование  применяется   для   организации   комплексной

   реабилитации  детей  с  хроническими заболеваниями и последствиями

   травм центральной  и  периферической  нервной  системы,  опорно  -

   двигательного  аппарата,  с  умственной  отсталостью  и задержками

   психического развития  различного  генеза,  в  том числе  детей  -

   инвалидов.

       II. Назначение реабилитационного оборудования:

       1. Шведская стенка:

       - выработка хвата,  увеличение объема движений в  конечностях,

   укрепление ангравитационной мускулатуры.

       2. Батут:

       - тренировка  функции равновесия,  преодоление вестибулярных и

   мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы;

       - выработка,   закрепление   и   оптимизация   конструктивного

   праксиса;

       - тренаж  для  установочных  выпрямительных  рефлексов и более

   сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности;

       - тренировка  пространственно  -  ориентировочных двигательных

   реакций и навыков.

       3. Комплект ящиков - подставок:

       - для проведения занятий по  кондуктивной  терапии,  выработки

   правильной осанки.

       4. Гимнастические скамейки:

       - тренировка  вертикального  положения  туловища  в  положении

   сидя;

       - индивидуальные и групповые занятия по кондуктивной терапии с

   использованием  дополнительного  спортивно  -  игрового  инвентаря

   (мячи,  гимнастические  палки,  кольца  и  т.д.),  направленные на

   увеличение объема движений верхних конечностей,  скорость реакции,

   воспитание    манипулятивных    функций   в   условиях   удержания

   вертикальной позы сидя;

       - выработка  навыков  равновесия  и  тренировка  вестибулярной

   функции;

       - улучшение кинематического рисунка шага.

       5. Гимнастические палки:

       - выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти;

       - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;

       - преодоление   нарушений   осанки   и  порочных  установок  в

   позвоночнике;

       - укрепление выпрямительной мускулатуры.

       6. Канат:

       - формирование  функций  хвата  и увеличение объема движений в

   верхних конечностях;

       - поддерживающее  устройство  при освоении вертикальной позы и

   локомоторных актов;

       - приспособление  для игротерапевтических мероприятий (сюжетно

   - ролевые игры);

       - воспитание   кинематического   рисунка   шага,   преодоление

   нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств.

       7. Маты:

       - выработка  разнообразных  двигательных  навыков  и   навыков

   вертикализации  у детей с локомоторными расстройствами и задержкой

   развития опорно - двигательной системы.

       8. Гимнастический обруч:

       - воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти;

       - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;

       - укрепление мышц живота и поясницы;

       - оптимизация функции равновесия.

       9. Массажные коврики:

       - воздействие  на  рефлексогенные зоны подошвенной поверхности

   стоп;

       - формирование и укрепление свода стопы;

       - преодоление порочных установок стоп;

       - оптимизация кинематического рисунка шага.

       10. Притч:

       - необходим   для  разнообразных  индивидуальных  и  групповых

   занятий  по  кондуктивной  терапии,  направленных  на  преодоление

   двигательных  нарушений и вестибулярно - атактических расстройств,

   а также на выработку навыков вертикализации.

       11. Набор мячей разного диаметра и веса:

       - гашение   примитивных   технических   рефлексов,    снижение

   мышечного тонуса;

       - увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка

   манипулятивных навыков;

       - тренировка опороспособности кистей и стоп;

       - преодоление аддукторного спазма;

       - игротерапия (сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.).

       12. Набор для проведения Монтессори - терапии:

       - для  развития  познавательной  сферы   ребенка   и   навыков

   самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет).

       13. Сухой бассейн:

       - развитие двигательной активности;

       - тренировка вестибулярного аппарата;

       - стимуляция тактильной чувствительности.

       14. Набор мягких форм специальной мебели:

       - тренировка вестибулярного аппарата;

       - для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер.

       15. Компьютерные тренажеры:

       - развитие  мелкой  моторики,   тактильной   чувствительности,

   устранение  влияния  примитивных  тонических  рефлексов,  развитие

   пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций.

       16. Компьютерные игры:

       - развитие логического,  образного  мышления,  конструктивного

   праксиса;

       - стимуляция    образного,    цветового,     пространственного

   представления;

       - развитие памяти;

       - активация манипулятивной деятельности.

       17. Специализированный набор психологической коррекции:

       - для стимуляции высших корковых функций.

       18. Тренажеры  (ротационные)  и   игры   (конструкторы   Lego,

   Puzzle):

       - развитие  манипулятивной  активности,  мелкой  моторики рук,

   познавательной деятельности.

       19. Сенсорная комната:

       - повышение мотивации;

       - развитие     пространственных     представлений,     гашение

   гиперкинезов, развитие двигательной активности;

       - стимуляция       тактильной,       зрительной,      слуховой

   чувствительности.

       20. Звуковой луч:

       - увеличение  объема  движений  в  суставах,  развитие  мелкой

   моторики рук и гашение непроизвольных движений;

       - развитие и закрепление правильной осанки;

       - развитие ощущения собственного тела в пространстве;

       - развитие мотивации.

       21. Столовые приборы специальной конструкции:

       - для выработки навыка самообслуживания.

       При отсутствии помещений (Приложение 1,  Раздел II п. 1, 2, 4,

   6) - для организации реабилитации возможно использование зала  для

   лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.