МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
14 августа 2002 г.
N 258
О
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С
ДЕТСТВА
В целях совершенствования реабилитационной
помощи детям -
инвалидам и инвалидам
с детства
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1.
Примерный перечень помещений
и оборудования для
осуществления реабилитационного процесса в лечебно
-
профилактических учреждениях
системы здравоохранения (Приложение
N 1).
1.2.
Инструкцию о применении оборудования
для осуществления
реабилитационного процесса в лечебно
- профилактических
учреждениях системы
здравоохранения (Приложение N 2).
2. Управлению медицинских
проблем материнства и
детства,
Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению:
2.1. В срок до
01.03.2003 внести изменения в отчетно - учетную
документацию по детской инвалидности и направить на
утверждение в
Госкомстат России.
2.2. В срок
до 01.02.2003 провести
анализ утвержденных
медицинских
реабилитационных технологий, подготовить пособие по их
применению в комплексной программе реабилитации детей -
инвалидов
и инвалидов с детства
от рождения без ограничения
возраста для
врачей реабилитационных учреждений
независимо от ведомственной
подчиненности.
3.
Департаменту организации и
развития медицинской помощи
населению, Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами
и материальными ресурсами
в срок до
31.03.2003
проанализировать штатные нормативы специализированных
лечебно -
профилактических учреждений системы
здравоохранения
осуществляющих проведение восстановительного
лечения и
реабилитации инвалидов,
в том числе, центров медицинской
и
социальной реабилитации
с отделениями постоянного
проживания для
инвалидов с
тяжелыми формами детского
церебрального паралича
самостоятельно не
передвигающихся и себя не обслуживающих, а также
отделений на
базе многопрофильных больниц
для реабилитации
инвалидов с
детства самостоятельно передвигающихся и себя
обслуживающих. При
необходимости внести изменения и дополнения.
4.
Департаменту организации и
развития медицинской помощи
населению в
срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий по
разработке стандартов (протоколов)
медико - социальной
реабилитации инвалидов
с детства, страдающих детским
церебральным
параличом без
ограничения возраста в
реабилитационных центрах и
отделениях многопрофильных
больниц.
5. Контроль за
выполнением настоящего приказа
возложить на
заместителя Министра
О.В.Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N
1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава
России
от 14.08.2002 г. N
258
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В ЛЕЧЕБНО
- ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ
ПРОФИЛЬ (на 100 мест)
------------------------------------------------------------------
| N | Наименование оборудования, | Количество |
|п/п| принадлежность помещений | |
|----------------------------------------------------------------|
| I. Помещения и
дизайн |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Помещение для
групповой кинезотерапии (ЛФК) | 1
|
| |30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Помещение для
компьютерного комплекса | 1
|
| |30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Элементы терапии
средой (картины, эстампы, | |
| |графические работы и др.) |В |
|---+----------------------------------------------|соответствии
|
| 4 |Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен, |с |
| |мягкие напольные интерактивные покрытия
с |возможностями|
| |изображеиием сюжетно - ролевых игр, | |
| |декоративные растения, приборы
бокового | |
| |освещения и пр.) | |
|----------------------------------------------------------------|
| II. Оборудование для реабилитации |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Шведская
стенка
| 4 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Батут | 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Комплект ящиков -
подставок | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 4 |Гимнастические
скамейки | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 5 |Гимнастические
палки | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 6 |Канат
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 7 |Гимнастические
маты | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 8 |Гимнастический
обруч | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 9 |Массажные
коврики
| 10 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|10 |Притч (деревянный
топчан реечный) | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|11 |Набор мячей
различного диаметра и веса | 5
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|12 |Компьютерные
тренажеры | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|13 |Компьютерные
игры | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|14 |Тренажеры
(ротационные) и игры (конструкторы
| 10 |
| |Lego, Puzzle) | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|15 |Столовые приборы
специальной конструкции |по
числу |
| | |детей |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|16 |Тренажер для
обучения навыком ходьбы | 5
|
| |(при тяжелых двигательных нарушениях) | |
------------------------------------------------------------------
1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ,
НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,
НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ
(на 100 мест)
------------------------------------------------------------------
| N | Наименование оборудования, | Количество |
|п/п| принадлежность помещений | |
|----------------------------------------------------------------|
| I. Помещения и
дизайн |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Помещение для
групповой кондуктивной терапии | 1
|
| |30-40 кв. м. | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Помещение для групповой
кинезотерапии (ЛФК) | 1
|
| |30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Помещение для
компьютерного развивающе - | 1
|
| |обучающего комплекса 30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 4 |Помещение для
эрготерапии 30-35 кв. м | 1
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 5 |Помещение для
сенсорной комнаты 15-20 кв. м | 1
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 6 |Помещение для
Монтессори - терапии 20-25 кв. м|
1 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 7 |Элементы терапии
средой (картины, эстампы, |В |
| |графические работы и др.) |соответствии |
| | |с |
| | |возможностями|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 8 |Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен, | |
| |мягкие напольные интерактивные покрытия
с | |
| |изображением сюжетно - ролевых игр, | |
| |декоративные растения, приборы
бокового | |
| |освещения и пр.) | |
|----------------------------------------------------------------|
| II. Реабилитационное
оборудование |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Шведская
стенка
| 4 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Батут
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Комплект ящиков -
подставок | 10 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 4 |Гимнастические
скамейки | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 5 |Гимнастические
палки | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 6 |Канаты | 2
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 7 |Гимнастические
маты | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 8 |Гимнастический
обруч | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 9 |Массажные
коврики
| 10 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|10 |Притч (деревянный
топчан реечной конструкции) |
50 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|11 |Набор мячей
различного диаметра и веса | 5
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|12 |Набор для
проведения Монтессори - терапии
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|13 |Сухой
бассейн
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|14 |Набор мягких форм
специальной мебели | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|15 |Компьютерные
тренажеры | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|16 |Сенсорная
комната
| 1 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|17 |Аппарат
функционального биоуправления с
| 2 |
| |обратной связью ("Звуковой луч"
и т.п.) | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|18
|Специализированный набор психологической
| 10 |
| |коррекции | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|19
|Специализированный набор для коррекции
| 10 |
| |речедвигательных нарушений | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|20 |Тренажеры для
развития мелкой моторики | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|21 |Столовые приборы
специальной конструкции |по
числу |
| | |детей |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|22 |Тренажер для
обучения навыком ходьбы (при | 5
|
| |тяжелых двигательных нарушениях) | |
------------------------------------------------------------------
1.3. ДОМА РЕБЕНКА
(на 100 мест)
------------------------------------------------------------------
| N | Наименование оборудования, | Количество |
|п/п| принадлежность помещений | |
|----------------------------------------------------------------|
| I. Помещения и
дизайн |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Помещение для
групповой кондуктивной терапии | 1
|
| |30-40 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Помещение для
групповой кинезотерапии (ЛФК) | 1 |
| |30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Помещение для
компьютерного развивающе - | 1
|
| |обучающего комплекса 30-35 кв. м | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 4 |Помещение для
эрготерапии 30-35 кв. м | 1
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 5 |Помещение для
сенсорной комнаты 15-20 кв. м | 1
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 6 |Элементы терапии
средой (картины, эстампы, |В |
| |графические работы и др.) |соответствии |
| | |с |
| | |возможностями|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 7 |Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен, | |
| |мягкие напольные интерактивные покрытия
с | |
| |изображением сюжетно - ролевых игр, | |
| |декоративные растения, приборы
бокового | |
| |освещения и пр.) | |
|----------------------------------------------------------------|
| II. Реабилитационное оборудование |
|----------------------------------------------------------------|
| 1 |Шведская
стенка
| 4 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 2 |Батут
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 3 |Комплект ящиков -
подставок | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 4 |Гимнастические
скамейки | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 5 |Гимнастические
палки | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 6 |Канат |
2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 7 |Гимнастические
маты | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 8 |Гимнастический
обруч | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
| 9 |Массажные
коврики
| 10 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|10 |Притч (деревянный
топчан реечной конструкции) |
50 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|11 |Набор мячей
различного диаметра и веса | 5
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|12 |Сухой
бассейн
| 2 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|13 |Набор мягких форм
специальной мебели | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|14 |Компьютерные
тренажеры | 10
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|15 |Сенсорная
комната
| 1 |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|16 |Аппарат
функционального биоуправления с
| 2 |
| |обратной связью ("Звуковой луч"
и т.п.) | |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|17 |Тренажеры для
развития мелкой моторики | 50
|
|---+----------------------------------------------+-------------|
|18 |Столовые приборы
специальной конструкции |по
числу |
| | |детей |
|---+----------------------------------------------+-------------|
|19 |Тренажер для
обучения навыкам ходьбы (при | 5
|
| |тяжелых двигательных нарушениях) | |
------------------------------------------------------------------
Приложение N
2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14.08.2002 г. N
258
ИНСТРУКЦИЯ
О
ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I.
Оборудование применяется для
организации комплексной
реабилитации детей
с хроническими заболеваниями и
последствиями
травм центральной и
периферической нервной системы,
опорно -
двигательного аппарата,
с умственной отсталостью
и задержками
психического
развития различного генеза,
в том числе детей
-
инвалидов.
II. Назначение
реабилитационного оборудования:
1. Шведская
стенка:
- выработка
хвата, увеличение объема движений
в конечностях,
укрепление
ангравитационной мускулатуры.
2. Батут:
- тренировка функции равновесия, преодоление вестибулярных и
мозжечковых
расстройств, оптимизация опоры на стопы;
- выработка, закрепление и оптимизация конструктивного
праксиса;
- тренаж для
установочных выпрямительных рефлексов и более
сложных локомоторных
актов в атогенетической последовательности;
- тренировка пространственно - ориентировочных
двигательных
реакций и навыков.
3. Комплект ящиков
- подставок:
- для проведения
занятий по кондуктивной терапии,
выработки
правильной осанки.
4. Гимнастические
скамейки:
- тренировка вертикального положения туловища в
положении
сидя;
- индивидуальные и
групповые занятия по кондуктивной терапии с
использованием дополнительного спортивно - игрового
инвентаря
(мячи, гимнастические палки, кольца и
т.д.), направленные на
увеличение объема
движений верхних конечностей, скорость
реакции,
воспитание манипулятивных функций в условиях
удержания
вертикальной позы
сидя;
- выработка навыков
равновесия и тренировка
вестибулярной
функции;
- улучшение
кинематического рисунка шага.
5. Гимнастические
палки:
- выработка
функции хвата и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение
объема движений в суставах верхних конечностей;
- преодоление нарушений
осанки и порочных
установок в
позвоночнике;
- укрепление
выпрямительной мускулатуры.
6. Канат:
-
формирование функций хвата
и увеличение объема движений в
верхних конечностях;
-
поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и
локомоторных актов;
-
приспособление для игротерапевтических
мероприятий (сюжетно
- ролевые игры);
- воспитание кинематического рисунка шага, преодоление
нарушений функций
равновесия и вестибулярных расстройств.
7. Маты:
- выработка разнообразных двигательных навыков и
навыков
вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и
задержкой
развития опорно -
двигательной системы.
8. Гимнастический
обруч:
- воспитание хвата
и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение
объема движений в суставах верхних конечностей;
- укрепление мышц
живота и поясницы;
- оптимизация
функции равновесия.
9. Массажные
коврики:
- воздействие на
рефлексогенные зоны подошвенной поверхности
стоп;
- формирование и
укрепление свода стопы;
- преодоление
порочных установок стоп;
- оптимизация
кинематического рисунка шага.
10. Притч:
- необходим для
разнообразных индивидуальных и
групповых
занятий по
кондуктивной терапии, направленных на преодоление
двигательных нарушений и вестибулярно - атактических
расстройств,
а также на выработку
навыков вертикализации.
11. Набор мячей
разного диаметра и веса:
- гашение
примитивных технических рефлексов, снижение
мышечного тонуса;
- увеличение
объема движений в суставах конечностей, выработка
манипулятивных
навыков;
- тренировка
опороспособности кистей и стоп;
- преодоление
аддукторного спазма;
- игротерапия
(сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.).
12. Набор для
проведения Монтессори - терапии:
- для развития
познавательной сферы ребенка
и навыков
самообслуживания (для
детей в возрасте от 3 до 5 лет).
13. Сухой бассейн:
- развитие
двигательной активности;
- тренировка
вестибулярного аппарата;
- стимуляция
тактильной чувствительности.
14. Набор мягких
форм специальной мебели:
- тренировка
вестибулярного аппарата;
- для уменьшения
аддукторного тонуса мышц бедер.
15. Компьютерные
тренажеры:
- развитие мелкой
моторики, тактильной чувствительности,
устранение влияния
примитивных тонических рефлексов,
развитие
пространственного
восприятия, стимуляция высших корковых функций.
16. Компьютерные
игры:
- развитие
логического, образного мышления,
конструктивного
праксиса;
- стимуляция образного, цветового,
пространственного
представления;
- развитие памяти;
- активация
манипулятивной деятельности.
17.
Специализированный набор психологической коррекции:
- для стимуляции
высших корковых функций.
18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego,
Puzzle):
- развитие манипулятивной активности, мелкой моторики рук,
познавательной
деятельности.
19. Сенсорная
комната:
- повышение
мотивации;
- развитие пространственных представлений, гашение
гиперкинезов, развитие
двигательной активности;
- стимуляция тактильной, зрительной,
слуховой
чувствительности.
20. Звуковой луч:
- увеличение объема
движений в суставах,
развитие мелкой
моторики рук и гашение
непроизвольных движений;
- развитие и
закрепление правильной осанки;
- развитие
ощущения собственного тела в пространстве;
- развитие
мотивации.
21. Столовые
приборы специальной конструкции:
- для выработки
навыка самообслуживания.
При отсутствии
помещений (Приложение 1, Раздел II п.
1, 2, 4,
6) - для организации
реабилитации возможно использование зала
для
лечебной физкультуры,
групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.