КОЛЛЕГИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
11 июня 2002 г.
N 11
РАЗВИТИЕ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Коллегия
Министерства здравоохранения Российской
Федерации
отмечает, что
в отрасли проводится и постоянно
совершенствуется
работа по
реализации задач, определенных Концепцией развития
здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации, в
части развития
сестринского дела в
условиях реформирования
здравоохранения.
В период с 1994 по
2001 г. вопросы подготовки и
использования
специалистов сестринского дела обсуждались на
6 коллегиях
Минздрава России, на
1-ом Всероссийском съезде средних медицинских
работников и 1-ом
Всероссийском съезде акушерок, заседаниях Совета
по кадровой
политике при Министре
здравоохранения Российской
Федерации и
Совета Минздрава России
по сестринскому делу.
Утверждены Доктрина
среднего медицинского и
фармацевтического
образования в
Российской Федерации, Отраслевая
программа развития
сестринского дела
в Российской Федерации.
Проведенная работа
позволила повысить
качество подготовки специалистов сестринского
дела на всех
этапах профессионального образования
и наиболее
эффективно
использовать их в практическом здравоохранении.
Коллегия отмечает
возрастающую роль сестринского персонала,
как самой многочисленной категории работников
здравоохранения, в
деле обеспечения
доступной и квалифицированной медицинской и
медико -
социальной помощи населению
Российской Федерации,
усиления
профилактической направленности.
Минздрав
России обеспечивает организационно - методическое
руководство 450
средних медицинских и
фармацевтических учебных
заведений, в которых
обучается свыше 230 тыс. студентов.
В целях регламентации образовательной
деятельности и
обеспечения качества
подготовки медицинских кадров
Минздравом
России совместно с
Всероссийским учебно - научно -
методическим
центром по
непрерывному медицинскому и
фармацевтическому
образованию разработаны
и утверждены Минобразованием России
Государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования
нового поколения по
всем 10
специальностям, закрепленным за отраслью "здравоохранение".
Внедрение стандартов во всех средних
медицинских и
фармацевтических учебных
заведениях Российской Федерации
предусмотрено с 1
сентября 2002 года.
Для
реализации требований Государственного стандарта,
творческими
коллективами образовательных учреждений разработаны и
утверждены Минздравом
России учебные программы, обеспечивающие
образовательный процесс
1-ого года обучения
по новым ГОС.
Утверждены рекомендации по учебно - методическому и
материально -
техническому
обеспечению образовательного
процесса. В настоящее
время активно
продолжается разработка новых
учебных программ на
последующие курсы по
всем специальностям подготовки.
Организована
работа по созданию авторских коллективов для
подготовки и издания
учебников, учебно -
методической литературы, пособий.
За последнее десятилетие Минздравом России совместно
с
территориальными
органами управления здравоохранением проведена
большая работа
по подготовке и
использованию в практическом
здравоохранении медицинских сестер с высшим
медицинским
образованием. Органы
управления здравоохранением всех
субъектов
Российской
Федерации считают крайне
важной и необходимой
эту
практику.
На
сегодняшний день в
высших учебных заведениях
системы
Минздрава России
функционирует 30 факультетов, где обучаются около
7 тыс. студентов, из них по заочной форме, более
4,5 тыс. Заочная
форма подготовки
медицинских сестер с высшим образованием, по
инициативе Минздрава России,
утверждена Постановлением
Правительства Российской
Федерации от 22.11.97
г., и активно
внедряется в вузах
России, что позволяет использовать эту
форму
обучения стажированным медицинским
сестрам, акушеркам и
фельдшерам.
Совершенствование
системы кадрового обеспечения отрасли,
трудоустройство выпускников образовательных
учреждений в
зависимости от уровня полученного образования и
закрепления их на
рабочих местах, в настоящее время является одной из главных
задач
в реформировании
отрасли.
Все образовательные учреждения системы Минздрава
России
сохранили систему
трудоустройства
выпускников. В средних
медицинских и
фармацевтических учебных заведениях
созданы отделы
по содействию в трудоустройстве выпускников. В большинстве
регионов органами
управления
здравоохранением, совместно с
профсоюзами работников здравоохранения, разработаны и утверждены
отраслевые программы
содействия занятости медицинских и
фармацевтических
работников.
Важнейшим
направлением программы развития сестринского дела
является
совершенствование всех форм последипломного образования.
Разработаны и
утверждены стандарты
последипломной подготовки
по направлениям согласно утвержденной номенклатуры
специальностей
средних медицинских
работников.
Продолжает
развиваться и совершенствоваться высшее сестринское
образование, которое
позволит создать потенциал
для научных
исследований и
модернизации сестринской помощи, обеспечит
отрасль
высококвалифицированными
управленческими и педагогическими
кадрами.
За последнее время
отмечена активная деятельность регионов
по
выполнению задач,
направленных на реформирование сестринского
дела.
В 60-ти территориях
разработаны и утверждены
региональные
программы развития
сестринского дела, созданы проблемные
комиссии
или Советы по
сестринскому делу, проведены заседания коллегий. Для
управления сестринской
деятельностью в 73
органах управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации введены
должности
главных специалистов
по сестринскому делу.
Для
пересмотра действующих нормативов по сестринскому
персоналу в
11 территориях проводится
работа по
изучению
дифференцированной нагрузки на
сестринский персонал лечебно -
профилактических
учреждений с учетом реформирования сестринской
деятельности.
Работают
Центры медицинской профилактики, развивается сеть
медико - социальных отделений,
домов сестринского ухода
для
лечения и реабилитации
пожилых, инвалидов, в т.ч. на дому.
Расширяется
экспериментальная работа по внедрению сестринского
процесса в ЛПУ.
Разработаны
программы взаимодействия образовательного и
лечебно -
профилактического учреждений.
Структурные
преобразования здравоохранения предусматривают
развитие первичной
медико - санитарной помощи населению, во многих
территориях проводится подготовка фельдшеров и медицинских
сестер
для общей врачебной
практики.
Минздравом
России разработан и
представлен для обсуждения
проект модели сестринского обеспечения системы здравоохранения
Российской Федерации.
С целью формирования системы управления деятельностью
специалистов сестринского дела введена должность
главного
специалиста по сестринскому делу (приказ Минздрава
России от
26.02.02 N 65).
В развитии сестринского дела существует и
ряд нерешенных
проблем: недостаточное нормативно - правовое
обеспечение и
несовершенство системы
управления деятельностью сестринского
персонала, малоэффективное использование
сестринских кадров в
практическом здравоохранении, выполнение ими несвойственных
функций младшего
медицинского персонала, неравномерность в
обеспечении населения
специалистами сестринского дела, дисбаланс в
соотношении врач/медицинская сестра. Требуют решения
вопросы,
связанные с
низким социальным и
профессиональным статусом
сестринского персонала. Практически
отсутствуют научные
исследования в
области сестринского дела,
а также научные
разработки по
нормированию труда медицинской
сестры. Острейшей
проблемой является
трудоустройство выпускников факультетов высшего
сестринского
образования.
К сожалению, в настоящее время в практическом
здравоохранении
не сформирована среда для деятельности
медицинской сестры новой
формации. Руководители лечебно - профилактических
учреждений, не
используют в полной
мере потенциал сестринского персонала с учетом
его профессиональной компетенции. Прежде всего,
это касается
введения современной системы сестринского ухода
в работу
медицинской сестры
по профилактике заболеваний, укреплению
здоровья, реабилитации, помощи и уходу
на дому, оказанию
паллиативной помощи.
Следует
отметить, что сегодня темпы развития и внедрения в
практическое
здравоохранение современных сестринских
технологий
недостаточны, что
требует разработки особой модели
деятельности
специалистов
сестринского дела с учетом реформирования отрасли,
реструктуризации стационарной помощи,
организации отделений
сестринского ухода,
расширения амбулаторно -
поликлинической
помощи и
перераспределения существующих медицинских услуг.
В настоящее время,
требуют безотлагательного решения следующие
проблемы:
- разработка
системы планирования и прогнозирования подготовки
специалистов
сестринского дела, их трудоустройства в
соответствии
с потребностью
учреждений здравоохранения;
-
совершенствование нормативно -
правовой базы и
системы
управления
деятельностью сестринского персонала;
- подготовка профессиональных стандартов/протоколов
сестринской
деятельности;
- внедрение
Государственных образовательных стандартов высшего
и среднего
профессионального образования и
издание учебно -
методической
литературы, учебников, наглядных пособий;
- научное
обеспечение проблем развития сестринского дела.
В целях дальнейшего совершенствования и развития
сестринского
дела в
Российской Федерации в
условиях реформирования
здравоохранения
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать стратегической целью развития сестринского дела в
условиях
реформирования здравоохранения в Российской
Федерации -
повышение эффективности деятельности и усиление роли
сестринского
персонала в оказании
медицинской и медико - социальной
помощи
населению.
2.
Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики
(Володин Н.Н.):
2.1.
Обеспечить контроль за
внедрением Государственных
образовательных стандартов
высшего и среднего
профессионального
образования нового
поколения.
2.2. К 1 января 2003 года проанализировать
деятельность служб
содействия в
трудоустройстве специалистов сестринского дела
при
образовательных учреждениях и подготовить методические
рекомендации с целью
повышения эффективности их работы.
2.3. К 1
августа 2002 года
подготовить проект приказа по
введению в
Номенклатуру специальностей учреждений
здравоохранения
специальности
"Управление сестринской деятельностью".
2.4. К 1 августа
2002 года создать авторские коллективы
для
подготовки и издания учебников и учебно - методической
литературы
по дисциплинам учебного
плана.
3. К 1
ноября 2003 года
Департаменту образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
(Володин Н.Н.),
Всероссийскому учебно
- научно -
методическому Центру по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому
образованию
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Душенков П.А.)
разработать и
утвердить учебные программы
для реализации
Государственных
образовательных стандартов нового поколения.
4. Департаменту образовательных медицинских
учреждений и
кадровой политики
(Володин Н.Н.), Департаменту организации и
развития медицинской
помощи населению (Хальфин Р.А.):
4.1. К 1
февраля 2003 года представить к
утверждению модель
сестринского обеспечения системы
здравоохранения Российской
Федерации.
4.2. К 1
декабря 2002 года
разработать Положение о
Всероссийском конкурсе
на лучшую медицинскую сестру.
5.
Департаменту организации и
развития медицинской помощи
населению (Хальфин
Р.А.), Управлению медицинских проблем
материнства и
детства (Корсунский А.А.),
Департаменту
экономического развития
здравоохранения, управления
финансами и
материальными
ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики (Володин Н.Н.):
5.1. К 1 декабря
2002 года представить предложения по созданию
стандартов/протоколов
профессиональной сестринской деятельности в
лечебно -
профилактических учреждениях.
5.2. К 1
декабря 2002 года
доработать и представить
на
утверждение методические рекомендации
по изучению
дифференцированной нагрузки на
сестринский персонал в лечебно -
профилактических
учреждениях.
6.
Департаменту экономического развития
здравоохранения,
управления финансами
и материальными ресурсами
(Путин М.Е.),
Департаменту организации
и развития медицинской помощи населению
(Хальфин Р.А.),
Департаменту
образовательных медицинских
учреждений и кадровой
политики (Володин Н.Н.):
6.1. К 1 ноября
2002 года рассмотреть вопрос об
уточнении
наименования должностей,
вводимых в учреждения
здравоохранения,
применительно к
специальности "Управление сестринской
деятельностью" и разработать тарифно - квалификационные
характеристики по ним
с последующим представлением в Минтруд
России.
6.2. К 1 октября
2003 года рассмотреть вопрос и представить
предложения по
пересмотру действующих нормативов по сестринскому
персоналу.
7. До 1 января
2003 года Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений (Ткаченко
С.Б.), Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой
политики
(Володин Н.Н,), ректорам высших медицинских учебных заведений,
директорам научно
- исследовательских медицинских
учреждений
разработать
перспективный план проведения научных исследований по
проблемам развития
сестринского дела.
8.
Рекомендовать руководителям органов управления
здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
8.1.
Обеспечить условия для
реализации Государственных
образовательных стандартов
высшего и среднего
профессионального
образования в
подведомственных образовательных учреждениях.
8.2.
Постоянно совершенствовать работу
по формированию
контингента и
трудоустройству выпускников учреждений
среднего
профессионального
образования.
8.3. До 1 января
2003 года принять меры
по укомплектованию
органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации
главными специалистами
по сестринскому делу.
8.4. К 1
января 2003. года
разработать перспективный план
подготовки
специалистов сестринского дела с
высшим и повышенным
уровнем образования
с целью укомплектования должностей главных и
старших медицинских
сестер лечебно - профилактических учреждений.
8.5. До 1
января 2004 года разработать план мероприятий по
внедрению современных
сестринских технологий в
лечебно -
профилактических учреждениях и осуществлять контроль за ходом
его
реализации.
Председатель коллегии,
Первый заместитель
Министра
здравоохранения Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь
коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ