Коллегия МЗ РФ: Протокол от 11.06.2002 N 11
Утвержден 11.06.2002
РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Скачать (11 Кб)

 

                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                РЕШЕНИЕ

 

                                ПРОТОКОЛ

 

                            11 июня 2002 г.

 

                                  N 11

 

          РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

                            ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

       Коллегия Министерства  здравоохранения  Российской   Федерации

   отмечает,  что  в  отрасли проводится и постоянно совершенствуется

   работа  по  реализации  задач,  определенных  Концепцией  развития

   здравоохранения  и  медицинской  науки  в Российской Федерации,  в

   части  развития  сестринского  дела  в   условиях   реформирования

   здравоохранения.

       В период с 1994 по 2001 г.  вопросы подготовки и использования

   специалистов   сестринского   дела   обсуждались  на  6  коллегиях

   Минздрава России, на 1-ом Всероссийском съезде средних медицинских

   работников и 1-ом Всероссийском съезде акушерок, заседаниях Совета

   по  кадровой  политике  при  Министре  здравоохранения  Российской

   Федерации   и   Совета  Минздрава  России  по  сестринскому  делу.

   Утверждены  Доктрина  среднего  медицинского  и  фармацевтического

   образования в Российской Федерации,  Отраслевая программа развития

   сестринского  дела  в  Российской  Федерации.  Проведенная  работа

   позволила  повысить  качество подготовки специалистов сестринского

   дела на  всех  этапах  профессионального  образования  и  наиболее

   эффективно использовать их в практическом здравоохранении.

       Коллегия отмечает возрастающую  роль  сестринского  персонала,

   как  самой многочисленной категории работников здравоохранения,  в

   деле  обеспечения  доступной  и  квалифицированной  медицинской  и

   медико   -   социальной  помощи  населению  Российской  Федерации,

   усиления профилактической направленности.

       Минздрав России  обеспечивает  организационно  -  методическое

   руководство 450 средних  медицинских  и  фармацевтических  учебных

   заведений, в которых обучается свыше 230 тыс. студентов.

       В целях   регламентации   образовательной    деятельности    и

   обеспечения  качества  подготовки  медицинских  кадров  Минздравом

   России совместно с Всероссийским учебно -  научно  -  методическим

   центром   по   непрерывному   медицинскому   и   фармацевтическому

   образованию  разработаны  и  утверждены   Минобразованием   России

   Государственные       образовательные      стандарты      среднего

   профессионального  образования  нового  поколения   по   всем   10

   специальностям,   закрепленным   за   отраслью  "здравоохранение".

   Внедрение   стандартов   во    всех    средних    медицинских    и

   фармацевтических    учебных    заведениях   Российской   Федерации

   предусмотрено с 1 сентября 2002 года.

       Для реализации    требований    Государственного    стандарта,

   творческими коллективами образовательных учреждений разработаны  и

   утверждены  Минздравом  России  учебные программы,  обеспечивающие

   образовательный  процесс  1-ого  года  обучения  по   новым   ГОС.

   Утверждены  рекомендации по учебно - методическому и материально -

   техническому обеспечению образовательного  процесса.  В  настоящее

   время  активно  продолжается  разработка новых учебных программ на

   последующие курсы по всем специальностям подготовки.  Организована

   работа  по созданию авторских коллективов для подготовки и издания

   учебников, учебно - методической литературы, пособий.

       За последнее   десятилетие   Минздравом   России  совместно  с

   территориальными органами  управления  здравоохранением  проведена

   большая  работа  по  подготовке  и  использованию  в  практическом

   здравоохранении   медицинских   сестер   с   высшим    медицинским

   образованием.  Органы  управления  здравоохранением всех субъектов

   Российской Федерации  считают  крайне  важной  и  необходимой  эту

   практику.

       На сегодняшний  день  в  высших  учебных  заведениях   системы

   Минздрава России функционирует 30 факультетов, где обучаются около

   7 тыс.  студентов, из них по заочной форме, более 4,5 тыс. Заочная

   форма  подготовки  медицинских  сестер  с высшим образованием,  по

   инициативе    Минздрава    России,    утверждена    Постановлением

   Правительства  Российской  Федерации  от  22.11.97  г.,  и активно

   внедряется в вузах России,  что позволяет использовать  эту  форму

   обучения    стажированным   медицинским   сестрам,   акушеркам   и

   фельдшерам.

       Совершенствование системы   кадрового   обеспечения   отрасли,

   трудоустройство   выпускников   образовательных    учреждений    в

   зависимости  от уровня полученного образования и закрепления их на

   рабочих местах,  в настоящее время является одной из главных задач

   в реформировании отрасли.

       Все образовательные  учреждения   системы   Минздрава   России

   сохранили   систему   трудоустройства   выпускников.   В   средних

   медицинских и фармацевтических учебных заведениях  созданы  отделы

   по   содействию   в  трудоустройстве  выпускников.  В  большинстве

   регионов  органами  управления   здравоохранением,   совместно   с

   профсоюзами  работников здравоохранения,  разработаны и утверждены

   отраслевые   программы   содействия   занятости   медицинских    и

   фармацевтических работников.

       Важнейшим направлением программы  развития  сестринского  дела

   является совершенствование всех форм последипломного образования.

       Разработаны и утверждены стандарты  последипломной  подготовки

   по  направлениям согласно утвержденной номенклатуры специальностей

   средних медицинских работников.

       Продолжает развиваться и совершенствоваться высшее сестринское

   образование,  которое  позволит  создать  потенциал  для   научных

   исследований и модернизации сестринской помощи,  обеспечит отрасль

   высококвалифицированными   управленческими    и    педагогическими

   кадрами.

       За последнее время отмечена активная деятельность регионов  по

   выполнению  задач,  направленных  на  реформирование  сестринского

   дела.

       В 60-ти  территориях  разработаны  и  утверждены  региональные

   программы развития сестринского дела,  созданы проблемные комиссии

   или Советы по сестринскому делу, проведены заседания коллегий. Для

   управления  сестринской  деятельностью  в  73  органах  управления

   здравоохранением  субъектов Российской Федерации введены должности

   главных специалистов по сестринскому делу.

       Для пересмотра    действующих   нормативов   по   сестринскому

   персоналу  в  11  территориях  проводится   работа   по   изучению

   дифференцированной  нагрузки  на  сестринский  персонал  лечебно -

   профилактических учреждений с  учетом  реформирования  сестринской

   деятельности.

       Работают Центры  медицинской  профилактики,  развивается  сеть

   медико  -  социальных  отделений,  домов  сестринского  ухода  для

   лечения и реабилитации пожилых, инвалидов, в т.ч. на дому.

       Расширяется экспериментальная работа по внедрению сестринского

   процесса в ЛПУ.

       Разработаны программы    взаимодействия   образовательного   и

   лечебно - профилактического учреждений.

       Структурные преобразования   здравоохранения   предусматривают

   развитие первичной медико - санитарной помощи населению, во многих

   территориях  проводится подготовка фельдшеров и медицинских сестер

   для общей врачебной практики.

       Минздравом России  разработан  и  представлен  для  обсуждения

   проект модели  сестринского  обеспечения  системы  здравоохранения

   Российской Федерации.

       С целью   формирования   системы   управления    деятельностью

   специалистов   сестринского   дела   введена   должность  главного

   специалиста по  сестринскому  делу  (приказ  Минздрава  России  от

   26.02.02 N 65).

       В развитии  сестринского  дела  существует  и  ряд  нерешенных

   проблем:   недостаточное   нормативно  -  правовое  обеспечение  и

   несовершенство  системы  управления   деятельностью   сестринского

   персонала,  малоэффективное  использование  сестринских  кадров  в

   практическом  здравоохранении,   выполнение   ими   несвойственных

   функций   младшего   медицинского   персонала,  неравномерность  в

   обеспечении населения специалистами сестринского дела, дисбаланс в

   соотношении  врач/медицинская  сестра.  Требуют  решения  вопросы,

   связанные  с  низким  социальным   и   профессиональным   статусом

   сестринского    персонала.    Практически    отсутствуют   научные

   исследования  в  области  сестринского  дела,  а   также   научные

   разработки  по  нормированию  труда медицинской сестры.  Острейшей

   проблемой является трудоустройство выпускников факультетов высшего

   сестринского образования.

       К сожалению,  в настоящее время в практическом здравоохранении

   не  сформирована  среда  для деятельности медицинской сестры новой

   формации.  Руководители лечебно - профилактических учреждений,  не

   используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом

   его  профессиональной  компетенции.  Прежде  всего,  это  касается

   введения   современной   системы   сестринского   ухода  в  работу

   медицинской  сестры  по   профилактике   заболеваний,   укреплению

   здоровья,   реабилитации,   помощи   и  уходу  на  дому,  оказанию

   паллиативной помощи.

       Следует отметить,  что  сегодня  темпы  развития и внедрения в

   практическое здравоохранение  современных  сестринских  технологий

   недостаточны,  что  требует  разработки особой модели деятельности

   специалистов сестринского дела с  учетом  реформирования  отрасли,

   реструктуризации   стационарной   помощи,   организации  отделений

   сестринского  ухода,  расширения  амбулаторно  -   поликлинической

   помощи и перераспределения существующих медицинских услуг.

       В настоящее время, требуют безотлагательного решения следующие

   проблемы:

       - разработка системы планирования и прогнозирования подготовки

   специалистов сестринского дела,  их трудоустройства в соответствии

   с потребностью учреждений здравоохранения;

       - совершенствование  нормативно  -  правовой  базы  и  системы

   управления деятельностью сестринского персонала;

       - подготовка       профессиональных      стандартов/протоколов

   сестринской деятельности;

       - внедрение Государственных образовательных стандартов высшего

   и  среднего  профессионального  образования  и  издание  учебно  -

   методической литературы, учебников, наглядных пособий;

       - научное обеспечение проблем развития сестринского дела.

       В целях  дальнейшего совершенствования и развития сестринского

   дела   в   Российской   Федерации   в   условиях    реформирования

   здравоохранения

       КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

       1. Считать  стратегической  целью развития сестринского дела в

   условиях реформирования здравоохранения в Российской  Федерации  -

   повышение  эффективности деятельности и усиление роли сестринского

   персонала в оказании медицинской  и  медико  -  социальной  помощи

   населению.

       2. Департаменту  образовательных  медицинских   учреждений   и

   кадровой политики (Володин Н.Н.):

       2.1. Обеспечить   контроль   за   внедрением   Государственных

   образовательных  стандартов  высшего  и среднего профессионального

   образования нового поколения.

       2.2. К  1 января 2003 года проанализировать деятельность служб

   содействия в трудоустройстве специалистов  сестринского  дела  при

   образовательных    учреждениях    и    подготовить    методические

   рекомендации с целью повышения эффективности их работы.

       2.3. К  1  августа  2002  года  подготовить  проект приказа по

   введению в Номенклатуру специальностей учреждений  здравоохранения

   специальности "Управление сестринской деятельностью".

       2.4. К 1 августа 2002 года создать  авторские  коллективы  для

   подготовки  и издания учебников и учебно - методической литературы

   по дисциплинам учебного плана.

       3. К   1   ноября   2003   года  Департаменту  образовательных

   медицинских  учреждений  и  кадровой  политики   (Володин   Н.Н.),

   Всероссийскому   учебно   -   научно  -  методическому  Центру  по

   непрерывному   медицинскому   и   фармацевтическому    образованию

   Министерства  здравоохранения Российской Федерации (Душенков П.А.)

   разработать  и  утвердить   учебные   программы   для   реализации

   Государственных образовательных стандартов нового поколения.

       4. Департаменту  образовательных  медицинских   учреждений   и

   кадровой  политики  (Володин  Н.Н.),  Департаменту  организации  и

   развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.):

       4.1. К  1  февраля  2003 года представить к утверждению модель

   сестринского  обеспечения   системы   здравоохранения   Российской

   Федерации.

       4.2. К  1  декабря   2002   года   разработать   Положение   о

   Всероссийском конкурсе на лучшую медицинскую сестру.

       5. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи

   населению   (Хальфин   Р.А.),   Управлению   медицинских   проблем

   материнства   и   детства    (Корсунский    А.А.),    Департаменту

   экономического  развития  здравоохранения,  управления финансами и

   материальными ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту образовательных

   медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

       5.1. К 1 декабря 2002 года представить предложения по созданию

   стандартов/протоколов  профессиональной сестринской деятельности в

   лечебно - профилактических учреждениях.

       5.2. К  1  декабря  2002  года  доработать  и  представить  на

   утверждение     методические     рекомендации     по      изучению

   дифференцированной  нагрузки  на  сестринский персонал в лечебно -

   профилактических учреждениях.

       6. Департаменту   экономического   развития   здравоохранения,

   управления  финансами  и  материальными  ресурсами  (Путин  М.Е.),

   Департаменту  организации  и развития медицинской помощи населению

   (Хальфин   Р.А.),   Департаменту    образовательных    медицинских

   учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

       6.1. К 1 ноября 2002  года  рассмотреть  вопрос  об  уточнении

   наименования  должностей,  вводимых  в учреждения здравоохранения,

   применительно    к    специальности    "Управление     сестринской

   деятельностью"    и   разработать   тарифно   -   квалификационные

   характеристики по  ним  с  последующим  представлением  в  Минтруд

   России.

       6.2. К 1 октября 2003 года рассмотреть  вопрос  и  представить

   предложения  по  пересмотру действующих нормативов по сестринскому

   персоналу.

       7. До 1 января 2003 года Управлению научно - исследовательских

   медицинских    учреждений    (Ткаченко     С.Б.),     Департаменту

   образовательных   медицинских   учреждений   и  кадровой  политики

   (Володин Н.Н,),  ректорам высших  медицинских  учебных  заведений,

   директорам   научно  -  исследовательских  медицинских  учреждений

   разработать перспективный план проведения научных исследований  по

   проблемам развития сестринского дела.

       8. Рекомендовать     руководителям     органов      управления

   здравоохранением субъектов Российской Федерации:

       8.1. Обеспечить   условия   для   реализации   Государственных

   образовательных  стандартов  высшего  и среднего профессионального

   образования в подведомственных образовательных учреждениях.

       8.2. Постоянно   совершенствовать   работу   по   формированию

   контингента  и  трудоустройству  выпускников  учреждений  среднего

   профессионального образования.

       8.3. До 1 января 2003 года  принять  меры  по  укомплектованию

   органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации

   главными специалистами по сестринскому делу.

       8.4. К  1  января  2003.  года  разработать перспективный план

   подготовки специалистов сестринского дела с  высшим  и  повышенным

   уровнем  образования  с целью укомплектования должностей главных и

   старших медицинских сестер лечебно - профилактических учреждений.

       8.5. До  1  января  2004  года разработать план мероприятий по

   внедрению  современных  сестринских   технологий   в   лечебно   -

   профилактических  учреждениях и осуществлять контроль за ходом его

   реализации.

 

                                               Председатель коллегии,

                                          Первый заместитель Министра

                                 здравоохранения Российской Федерации

                                                           А.И.ВЯЛКОВ

 

                                                   Секретарь коллегии

                                                          И.В.ПЛЕШКОВ