МНС РФ: Письмо от 05.06.2002 N ШС-6-14/793
Утвержден 05.06.2002
О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Скачать (4,7 Кб)

              Письмо МНС РФ от 5 июня 2002 г. N ШС-6-14/793

 

     В целях повышения эффективности доказывания в судах  неправомерности

возмещения налога на добавленную стоимость (далее -  НДС)  по  экспортным

операциям Министерство Российской Федерации по налогам и сборам  сообщает

следующее.

     Письмом   Заместителя   председателя   Высшего     Арбитражного Суда

Российской Федерации Бойкова О.В. от 17.04.2002  N  С5-5/уп-342  обращено

внимание Министра Российской Федерации по налогам и сборам  Букаева  Г.И.

на  крайне  слабую  доказательственную  базу,  представляемую  налоговыми

органами в арбитражные суды по делам, связанным  с  возмещением  НДС  при

экспорте товаров (работ, услуг).

     Одновременно  отмечено  следующее.  В  настоящее  время  отсутствует

законодательное закрепление отказа в  возмещении  налога  на  добавленную

стоимость (далее - НДС) при  неперечислении  поставщиком  соответствующей

суммы налога в бюджет. В связи с  этим  отказ  в  удовлетворении  исковых

требований налогоплательщиков-экспортеров о возмещении  уплаченного  НДС,

предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового

кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в  ходе

судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица.  При

этом в соответствии с правилами судопроизводства  доказывание  указанного

факта является обязанностью  ответчика  (в  данном  случае  -  налогового

органа).

     Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации  в  определении

от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу  положения,   содержащегося в

пункте 7 статьи  3  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,   в сфере

налоговых     отношений     действует     презумпция     добросовестности

налогоплательщиков.

     Следовательно,  представление  отдельной  налоговой     декларации и

документов, обосновывающих применение  налоговой  ставки  0   процентов и

возмещения НДС по экспортным операциям, является основанием для вынесения

налоговым органом решения о правомерности применения налоговой  ставки  и

возмещения налога только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

     Определением   Конституционного   Суда   Российской     Федерации от

25.07.2001 N 138-О предусмотрено, что для установления недобросовестности

налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения  баланса

государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и

предъявлять в арбитражных судах  требования,  обеспечивающие  поступление

налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными  и  о

взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это

предусмотрено в  пункте  11  статьи  7  Закона  Российской   Федерации от

21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

     Учитывая изложенное, в случае  представления   налогоплательщиками в

налоговые органы налоговой декларации и документов, обосновывающих  право

на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС при  экспорте

товаров (работ, услуг), налоговые органы в соответствии  со  статьей  176

Налогового кодекса Российской Федерации проводят проверку  обоснованности

применения налоговой ставки 0  процентов  и  налоговых  вычетов.   В ходе

проверки  налоговые  органы  обязаны  исследовать  вопрос  о    наличии в

действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.

     При  выявлении  фактов,   свидетельствующих   о   недобросовестности

налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность

налогоплательщика  путем  представления  подтверждающих    документов при

рассмотрении судами исков налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС

по  экспортным  операциям,  и  исков  налоговых   органов   о   признании

недействительными сделок  как  заключенных  с  целью,  противной  основам

правопорядка, то есть с целью незаконного  изъятия  денежных   средств из

федерального бюджета либо уклонения  от  конституционной   обязанности по

уплате налогов.

     Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам

обращает  внимание,  что  неперечисление   НДС   в   бюджет   поставщиком

налогоплательщика-экспортера   свидетельствует    о    недобросовестности

налогоплательщика в совокупности с другими фактами.

 

Государственный советник

налоговой службы I ранга                                     С.Н.Шульгин