Письмо МНС РФ от 5 июня 2002 г. N ШС-6-14/793
В целях повышения эффективности доказывания в судах неправомерности
возмещения налога на добавленную стоимость
(далее - НДС) по экспортным
операциям Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам сообщает
следующее.
Письмом Заместителя председателя Высшего Арбитражного
Суда
Российской Федерации Бойкова О.В. от
17.04.2002 N С5-5/уп-342 обращено
внимание Министра Российской Федерации по
налогам и сборам Букаева Г.И.
на
крайне слабую доказательственную базу, представляемую налоговыми
органами в арбитражные суды по делам,
связанным с возмещением НДС при
экспорте товаров (работ, услуг).
Одновременно отмечено следующее.
В настоящее время
отсутствует
законодательное закрепление отказа в возмещении
налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком
соответствующей
суммы налога в бюджет. В связи с этим
отказ в удовлетворении исковых
требований налогоплательщиков-экспортеров о
возмещении уплаченного НДС,
предъявляемых с соблюдением порядка,
определенного статьей 165 Налогового
кодекса Российской Федерации, возможен лишь
в случае установления в ходе
судебного разбирательства факта
недобросовестности конкретного лица.
При
этом в соответствии с правилами
судопроизводства доказывание указанного
факта является обязанностью ответчика
(в данном случае
- налогового
органа).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в
определении
от 25.07.2001 N 138-О указал, что по
смыслу положения, содержащегося в
пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса
Российской Федерации, в сфере
налоговых отношений
действует презумпция добросовестности
налогоплательщиков.
Следовательно, представление отдельной
налоговой декларации и
документов, обосновывающих применение налоговой
ставки 0 процентов и
возмещения НДС по экспортным операциям,
является основанием для вынесения
налоговым органом решения о правомерности
применения налоговой ставки и
возмещения налога только в отношении
добросовестных налогоплательщиков.
Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от
25.07.2001 N 138-О предусмотрено, что для
установления недобросовестности
налогоплательщиков налоговые органы вправе
- в целях обеспечения баланса
государственных и частных интересов -
осуществлять необходимую проверку и
предъявлять в арбитражных судах требования,
обеспечивающие поступление
налогов в бюджет, включая иски о признании
сделок недействительными и о
взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам, как это
предусмотрено в пункте 11 статьи
7 Закона Российской
Федерации от
21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах
Российской Федерации".
Учитывая изложенное, в случае
представления
налогоплательщиками в
налоговые органы налоговой декларации и
документов, обосновывающих право
на применение налоговой ставки 0 процентов
и возмещение НДС при экспорте
товаров (работ, услуг), налоговые органы в
соответствии со статьей
176
Налогового кодекса Российской Федерации
проводят проверку обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов
и налоговых вычетов.
В ходе
проверки
налоговые органы обязаны
исследовать вопрос о
наличии в
действиях налогоплательщика признаков
недобросовестности.
При выявлении фактов,
свидетельствующих о недобросовестности
налогоплательщика, налоговые органы обязаны
доказывать недобросовестность
налогоплательщика путем представления подтверждающих документов при
рассмотрении судами исков
налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС
по
экспортным операциям, и
исков налоговых органов
о признании
недействительными сделок как
заключенных с целью,
противной основам
правопорядка, то есть с целью
незаконного изъятия денежных
средств из
федерального бюджета либо уклонения от
конституционной обязанности по
уплате налогов.
Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам
обращает
внимание, что неперечисление НДС в бюджет
поставщиком
налогоплательщика-экспортера свидетельствует о недобросовестности
налогоплательщика в совокупности с другими
фактами.
Государственный советник
налоговой службы I ранга С.Н.Шульгин