МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 ноября 2001 г.
N 2510/12169-01-32
О СОБЛЮДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Министерство
здравоохранения Российской Федерации
отмечает,
что осуществление
государственного санитарно - эпидемиологического
надзора
предусматривает строгое и
неукоснительное соблюдение
требований
действующего законодательства.
Анализ
информации о деятельности центров государственного
санитарно -
эпидемиологического надзора свидетельствует, что
отдельными учреждениями и специалистами допускаются
нарушения
законодательства -
как в сфере обеспечения санитарно
-
эпидемиологического
благополучия населения, так
и в других
областях.
Не редки случаи
нарушения сроков рассмотрения жалоб и
заявлений граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц, подготовки
санитарно - эпидемиологических заключений, ответов
на запросы
организаций. Отмечаются нарушения,
связанные с
превышением компетенции
центров государственного санитарно
-
эпидемиологического
надзора, когда выдаются
предписания об
устранении недостатков, не
предусмотренных действующими
санитарными правилами.
Имеются случаи, когда постановлениями,
письмами главных
государственных санитарных врачей
вводятся не
предусмотренные санитарными правилами
санитарно -
эпидемиологические
требования, гигиенические и иные нормативы.
Практически
постоянно выявляются нарушения при осуществлении
работ по договорам с
гражданами, индивидуальными предпринимателями
и юридическими
лицами. Имеются случаи
произвольного расширения
перечня платных
медицинских услуг, которые
могут выполняться
учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации
(приказ Минздрава России
от 31 декабря
1999 г. N 474),
нарушения при формировании цен
на эти работы,
нерациональное расходование внебюджетных средств, когда
существенная их часть
направляется не на поддержание и
расширение
материально -
технической базы учреждения, а на выплаты
сотрудникам. В
ряде учреждений размеры
заработной платы
руководителей и их заместителей, с учетом выплат из внебюджетных
источников, необоснованно завышены и превышают установленную на
основании Единой
тарифной сетки в несколько раз.
Допускаются
нарушения трудового законодательства, особенно
часто при
осуществлении реорганизации учреждений,
связанной с
увольнением,
перемещением сотрудников.
Имеющиеся в деятельности центров государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора нарушения законодательства, обстановка
бесконтрольности и вседозволенности создают благоприятную
почву и
для более
тяжких нарушений, вплоть
до преступлений,
предусмотренных
Уголовным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, и с целью обеспечения безусловного
соблюдения законности
при осуществлении государственного санитарно
- эпидемиологического
надзора предлагаю до 1 февраля 2002 года:
1) провести
проверки соблюдения законодательства в подчиненных
учреждениях,
результаты обсудить на специальных совещаниях в марте
2002 года. При необходимости привлечь к проверке
специалистов
правоохранительных
органов, других ведомств;
2)
проанализировать изданные в
1999-2001 гг. постановления,
письма с целью
исключения из них положений, содержащих санитарно -
эпидемиологические
требования, гигиенические и иные
нормативы, не
предусмотренные государственными санитарно - эпидемиологическими
правилами и
нормативами;
3) проверить и
проанализировать
материалы, касающиеся
осуществления работ
по договорам с гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, обратив особое внимание
на правильность применения
перечня платных медицинских
услуг,
которые могут
выполняться учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической
службы Российской Федерации, ценообразования,
учета и расходования
внебюджетных средств. По результатам
принять
необходимые меры;
4) проанализировать практику
формирования заработной платы
руководителям и
специалистам центров государственного санитарно -
эпидемиологического
надзора, установления дополнительных выплат
сотрудникам из
внебюджетных источников. Рассмотреть
целесообразность разработки
и утверждения на
заседании совета
главных государственных санитарных врачей рекомендаций по
формированию
заработной платы руководителям и специалистам центров
государственного
санитарно - эпидемиологического
надзора, исходя
из того,
что заработная плата
сотрудника учреждения должна
соответствовать его
реальному вкладу в
выполнение поставленных
перед учреждением задач, а разница
между заработной платой
руководителя и его
заместителя, как правило, не должна превышать
20 процентов,
заместителя руководителя учреждения и руководителя
структурного
подразделения - 15 процентов;
5)
проанализировать и при необходимости упорядочить практику
ведения приема
посетителей. Издать приказы о
порядке работы с
жалобами и заявлениями
граждан, индивидуальных
предпринимателей и
юридических лиц
в центрах государственного санитарно -
эпидемиологического
надзора. Установить
систематический контроль
за соблюдением сроков
и полнотой рассмотрения жалоб и заявлений.
Обязать каждое
учреждение вести журнал приема граждан, должностных
лиц, исключить
практику единоличного приема посетителей;
6) установить
оперативное взаимодействие с правоохранительными
органами, практиковать участие
руководителей, сотрудников
правоохранительных органов в
совещаниях с главными
врачами и
специалистами центров государственного
санитарно -
эпидемиологического надзора;
7) ввести в практику
проведение встреч, круглых
столов с
общественными, профессиональными объединениями
предпринимателей
для обсуждения
текущих вопросов взаимодействия, разъяснения
нормативных правовых актов, принятых Минздравом России,
Главным
государственным санитарным врачом
Российской Федерации,
Департаментом
госсанэпиднадзора Минздрава России;
8) по всем фактам
нарушения законодательства руководителями
и
специалистами центров государственного санитарно -
эпидемиологического
надзора принимать самые строгие
меры, вплоть
до освобождения от занимаемой
должности, передачи материалов в
правоохранительные
органы.
О проведенной
работе доложить до 1 апреля 2002 г. и
далее - с
отчетом о деятельности
за год.
Первый заместитель
Министра
Г.Г.ОНИЩЕНКО