МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
18 января 2002 г.
N 2510/515-02-32
О ПРИМЕНЕНИИ
МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
С 1 июля 2002 года
вступает в действие
Кодекс Российской
Федерации об
административных
правонарушениях от 30
декабря
2001 г. N 195-ФЗ
(далее - КОАП).
К числу задач
законодательства об административных
правонарушениях статьей
1.2. КОАП отнесены
охрана здоровья
граждан, санитарно
- эпидемиологического благополучия населения,
охрана окружающей
среды.
Как следует из
части первой статьи 2.1.
КОАП, со времени
вступления в действие
КОАПа, то есть с 1 июля 2002 года прекращают
действие все ранее
принятые нормативные правовые акты в той части,
которая устанавливает административную
ответственность за
административные правонарушения. Это относится к
статье 55
Федерального закона от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно -
эпидемиологическом
благополучии населения". Также
утрачивают свое
действие
Федеральный закон от
8 июля 1999 г. N
143-ФЗ "Об
административной ответственности юридических лиц (организаций) и
индивидуальных предпринимателей за правонарушения в
области
производства и
оборота этилового спирта,
алкогольной и
спиртосодержащей
продукции", статья 26 Федерального
закона от 2
января 2000
г. N 29-ФЗ "О качестве
и безопасности пищевых
продуктов" и ряд
других нормативных правовых актов.
В области обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия правовое
регулирование в сфере
ответственности за
административные правонарушения не может осуществляться законами
субъектов Российской
Федерации. Это следует из статьи 1.3. КОАП, в
соответствии с
которой к ведению Российской
Федерации в области
законодательства об
административных правонарушениях КОАПом
отнесено установление административной
ответственности по
вопросам, имеющим
федеральное значение, в
том числе
административной ответственности за нарушение правил
и норм,
предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными
правовыми актами
Российской Федерации.
КОАПом
(примечание к статье
2.4.) дано определение
должностного лица
- "Под должностным лицом в настоящем Кодексе
следует понимать
лицо, постоянно, временно или в соответствии со
специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя
власти, то
есть наделенное в
установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в
служебной зависимости
от него, а
равно лицо, выполняющее
организационно -
распорядительные или административно -
хозяйственные функции
в государственных органах, органах
местного
самоуправления, государственных и муниципальных организациях,
а
также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках и
воинских формированиях Российской
Федерации. Совершившие
административные правонарушения в связи с
выполнением
организационно -
распорядительных или административно -
хозяйственных функций
руководители и другие
работники иных
организаций, а
также лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без
образования юридического лица,
несут
административную ответственность как должностные лица,
если
законом не установлено
иное."
В
соответствии со статьей
2.5. КОАП военнослужащие и
призванные на военные
сборы граждане, а также сотрудники органов
внутренних дел,
органов уголовно -
исполнительной системы,
федеральных органов
налоговой полиции и
таможенных органов за
нарушение законодательства в области обеспечения
санитарно -
эпидемиологического
благополучия населения несут ответственность
на общих
основаниях. Не могут
быть применены административные
наказания в виде
административного штрафа лишь к военнослужащим,
проходящим военную
службу по призыву.
Также на общих
основаниях несут ответственность иностранные
граждане, лица
без гражданства и иностранные юридические лица,
совершившие на
территории Российской Федерации
административные
правонарушения (статья
2.6. КОАП).
Предлагаю
организовать изучение КОАП в коллективах
учреждений
государственной санитарно
- эпидемиологической службы Российской
Федерации, обеспечить строгое и безусловное его
исполнение всеми
должностными лицами.
Сообщаю,
также, что в настоящее время
Минздравом России
готовится приказ,
которым будут утверждены
формы протокола о
нарушении санитарного
законодательства, постановления о
наложении
штрафа и
иные документы, необходимые в работе центра
государственного
санитарно - эпидемиологического надзора.
В прилагаемой таблице
приведены относящиеся к
компетенции
государственной
санитарно - эпидемиологической
службы Российской
Федерации нарушения
законодательства, за которые предусмотрено
административное
наказание в соответствии с КОАП.
Первый
заместитель Министра
Г.Г.ОНИЩЕНКО
НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЗА КОТОРЫЕ
ПРЕДУСМОТРЕНО АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
В СООТВЕТСТВИИ С КОАП
------------------------------------------------------------------
| Наименование |Вид административного |
Примечание |
| правонарушения | наказания | |
| (статья КОАП) |
| |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 6.3. |предупреждение или |Санитарно - |
|Нарушение |наложение |эпидемиологические |
|законодательства
в |административного |требования, за |
|области обеспечения
|штрафа на граждан в |нарушение
которых |
|санитарно - |размере от одного до |статьей 6.3. КОАП |
|эпидемиологического
|пяти минимальных
|предусмотрено |
|благополучия |размеров оплаты
труда;|административное |
|населения. |на должностных лиц - |наказание, изложены |
|Нарушение |от пяти до десяти |в статьях 12, 20, |
|законодательства
в |минимальных размеров |25, 27 Федерального |
|области обеспечения
|оплаты труда; |закона от 30
марта |
|санитарно - |на юридических лиц - |1999 г. N 52-ФЗ "О |
|эпидемиологического
|от ста до двухсот |санитарно - |
|благополучия |минимальных размеров |эпидемиологическом |
|населения, |оплаты труда |благополучии |
|выразившееся в | |населения" |
|нарушении |
| |
|действующих | | |
|санитарных правил и
| | |
|гигиенических | | |
|нормативов, | | |
|невыполнении | | |
|санитарно - | | |
|гигиенических и | | |
|противоэпидемических| | |
|мероприятий | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 6.4. |наложение |Санитарно -
|
|Нарушение санитарно
|административного
|эпидемиологические |
|-
эпидемиологических|штрафа на граждан в
|требования, за |
|требований к |размере от пяти до |нарушение которых |
|эксплуатации жилых |десяти минимальных |статьей 6.4. КОАП |
|помещений и |размеров оплаты
труда;|предусмотрено |
|общественных |на должностных лиц - |административное |
|помещений,
зданий, |от десяти до двадцати |наказание,
изложены |
|сооружений и |минимальных размеров |в статьях 23, 24 |
|транспорта. |оплаты труда; |Федерального закона |
|Нарушение |на юридических лиц - |от 30 марта 1999 г. |
|санитарно - |от ста до двухсот |N
52-ФЗ "О санитарно|
|эпидемиологических |минимальных
размеров |- эпидемиологическом|
|требований к |оплаты труда |благополучии |
|эксплуатации
жилых | |населения" |
|помещений и | | |
|общественных | | |
|помещений,
зданий, | | |
|сооружений и | | |
|транспорта | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 6.5. |наложение |Санитарно -
|
|Нарушение санитарно
|административного
|эпидемиологические |
|-
эпидемиологических|штрафа на граждан в
|требования, за |
|требований к |размере от десяти до |нарушение которых |
|питьевой воде |пятнадцати минимальных|статьей 6.5.
КОАП |
|Нарушение санитарно
|размеров оплаты труда;|предусмотрено
|
|-
эпидемиологических|на должностных лиц -
|административное |
|требований к |от двадцати до |наказание, изложены |
|питьевой воде и |тридцати минимальных |в статьях 18, 19 |
|питьевому |размеров оплаты
труда;|Федерального закона |
|водоснабжению |на юридических лиц - |от 30 марта 1999 г. |
|населения |от двухсот до трехсот |N 52-ФЗ
"О санитарно|
| |минимальных размеров
|- эпидемиологическом|
| |оплаты труда |благополучии |
| | |населения" |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 6.6. |наложение |Санитарно -
|
|Нарушение санитарно
|административного
|эпидемиологические |
|-
эпидемиологических|штрафа на граждан в
|требования, за |
|требований к |размере от десяти до |нарушение которых |
|организации питания
|пятнадцати минимальных|статьей 6.6. КОАП
|
|населения |размеров оплаты
труда;|предусмотрено |
|Нарушение санитарно
|на должностных лиц -
|административное |
|- эпидемиологических|от
двадцати до |наказание, изложены
|
|требований к |тридцати минимальных |в статье 17 |
|организации питания
|размеров оплаты труда;|Федерального закона |
|населения в |на юридических лиц - |от 30 марта 1999 г. |
|специально |от двухсот до трехсот |N 52-ФЗ
"О санитарно|
|оборудованных
местах|минимальных размеров |-
эпидемиологическом|
|(столовых, |оплаты труда |благополучии |
|ресторанах,
кафе, | |населения"
|
|барах и других | | |
|местах), в том
числе| | |
|при
приготовлении | | |
|пищи и напитков, их
| | |
|хранении и | | |
|реализации
населению| | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 6.7. |наложение |Санитарно -
|
|Нарушение санитарно
|административного
|эпидемиологические |
|-
эпидемиологических|штрафа на должностных |требования, за |
|требований к |лиц в размере от |нарушение которых |
|условиям воспитания
|двадцати до тридцати |статьей 6.7.
КОАП |
|и обучения. |минимальных размеров |предусмотрено |
|Нарушение санитарно
|оплаты труда;
|административное |
|- эпидемиологических|на
юридических лиц - |наказание, изложены
|
|требований к |от двухсот до трехсот |в статье
28 |
|условиям воспитания
|минимальных размеров |Федерального
закона |
|и обучения, к |оплаты труда |от 30 марта 1999 г. |
|техническим, в
том | |N 52-ФЗ "О санитарно|
|числе | |- эпидемиологическом|
|аудиовизуальным,
и | |благополучии |
|иным средствам | |населения" |
|воспитания и | | |
|обучения,
учебной | | |
|мебели, а также
к | | |
|учебникам и иной | | |
|издательской | | |
|продукции | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 7.2. |наложение |К компетенции
|
|Уничтожение |административного |государственной |
|специальных
знаков |штрафа на граждан в |санитарно - |
|2. Уничтожение
или |размере от трех до |эпидемиологической |
|повреждение |пяти минимальных |службы Российской |
|наблюдательных |размеров оплаты труда;|Федерации, |
|режимных скважин на
|на должностных лиц -
|установленной |
|подземные воды, |от пяти до десяти |настоящей статьей |
|наблюдательных |минимальных размеров |относятся нарушения,|
|режимных створов на
|оплаты труда; |связанные с |
|водных объектах, |на юридических лиц - |уничтожением и |
|маркшейдерских, |от пятидесяти до ста |повреждением знаков |
|водохозяйственных |минимальных
размеров |санитарных (горно - |
|или водоохранных |оплаты труда |санитарных) зон и
|
|информационных |
|округов, лечебно
- |
|знаков, а равно | |оздоровительных |
|знаков,
определяющих|
|местностей и |
|границы
прибрежных | |курортов. |
|защитных полос и | | |
|водоохранных зон | | |
|водных объектов,
в | | |
|том числе
прибрежных| | |
|полос внутренних | | |
|морских вод и | | |
|территориального | | |
|моря Российской |
| |
|Федерации,
знаков | | |
|санитарных (горно -
| | |
|санитарных) зон
и | | |
|округов, лечебно
- | | |
|оздоровительных | | |
|местностей и | | |
|курортов, особо | | |
|охраняемых
природных| | |
|территорий, | | |
|лесоустроительных | | |
|или | | |
|лесохозяйственных | | |
|знаков в лесном | | |
|фонде и в лесах, не
| | |
|входящих в
лесной | | |
|фонд, а равно | | |
|знаков, | | |
|устанавливаемых | | |
|пользователями | | |
|животным миром
или | | |
|специально | | |
|уполномоченными | | |
|государственными | | |
|органами по охране,
| | |
|контролю и | | |
|регулированию |
| |
|использования | | |
|объектов
животного | | |
|мира и среды их | | |
|обитания, зданий
и | | |
|других
сооружений, | | |
|принадлежащих | | |
|указанным | | |
|пользователям и | | |
|органам | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 7.8. |наложение |Санитарно -
|
|Самовольное занятие
|административного
|эпидемиологические |
|земельного
участка |штрафа на граждан в |требования, за |
|прибрежной защитной |размере от пятнадцати
|нарушение которых |
|полосы водного |до двадцати |статьей 7.8. КОАП
|
|объекта, |минимальных размеров |предусмотрено |
|водоохранной
зоны |оплаты труда; |административное |
|водного объекта
либо|на должностных лиц - |наказание,
изложены |
|зоны (округа) |от тридцати до сорока |в статье
18 |
|санитарной
охраны |минимальных размеров |Федерального закона |
|источников питьевого|оплаты
труда; |от 30 марта 1999 г. |
|и хозяйственно - |на юридических лиц - |N 52-ФЗ "О санитарно|
|бытового |от трехсот до |- эпидемиологическом|
|водоснабжения |четырехсот
минимальных|благополучии |
|2. Самовольное |размеров оплаты труда
|населения" |
|занятие
земельного | | |
|участка зоны | | |
|(округа) санитарной
| | |
|охраны
источников | | |
|питьевого и | | |
|хозяйственно - | | |
|бытового |
| |
|водоснабжения | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 8.2. |наложение |Санитарно -
|
|Несоблюдение |административного |эпидемиологические |
|экологических и |штрафа на граждан в |требования, за |
|санитарно - |размере от трех до |нарушение которых |
|эпидемиологических |пяти
минимальных |статьей 8.2. КОАП |
|требований при |размеров оплаты
труда;|предусмотрено |
|обращении с
отходами|на должностных лиц -
|административное |
|производства и |от пяти до десяти |наказание, изложены |
|потребления или |минимальных размеров |в статьях 14, 22, 26|
|иными опасными |оплаты труда; |Федерального закона |
|веществами. |на юридических лиц - |от 30 марта 1999 г. |
|Несоблюдение |от пятидесяти до ста |N 52-ФЗ "О санитарно|
|экологических и |минимальных размеров |- эпидемиологическом|
|санитарно - |оплаты труда |благополучии |
|эпидемиологических | |населения" |
|требований при | | |
|сборе, | | |
|складировании, | | |
|использовании, | | |
|сжигании, |
| |
|переработке, | | |
|обезвреживании, | | |
|транспортировке, | | |
|захоронении и
ином | | |
|обращении с
отходами| | |
|производства и | | |
|потребления или | | |
|иными опасными | | |
|веществами | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 8.5.
Сокрытие|наложение |К
компетенции |
|или искажение |административного |государственной |
|экологической |штрафа на граждан в |санитарно - |
|информации. |размере от пяти до |эпидемиологической |
|Сокрытие,
умышленное|десяти минимальных |службы
Российской |
|искажение или |размеров оплаты труда;|Федерации, |
|несвоевременное |на должностных лиц - |установленной |
|сообщение полной
и |от десяти до двадцати |настоящей
статьей |
|достоверной |минимальных размеров |относятся нарушения,|
|информации о |оплаты труда; |связанные с |
|состоянии
окружающей|на юридических лиц -
|сокрытием (в том |
|природной среды
и |от ста до двухсот |числе |
|природных ресурсов,
|минимальных размеров
|непредставлением), |
|об источниках |оплаты труда |искажением
|
|загрязнения | |информации о |
|окружающей
природной|
|состоянии |
|среды и
природных | |атмосферного |
|ресурсов или
иного | |воздуха, источников |
|вредного
воздействия| |питьевого |
|на окружающую | |водоснабжения, а |
|природную среду
и | |также о радиационной|
|природные ресурсы,
о|
|обстановке. |
|радиационной | | |
|обстановке, а равно
| | |
|искажение сведений
о| | |
|состоянии
земель, | |
|
|водных объектов
и | | |
|других объектов | | |
|окружающей
природной| | |
|среды лицами, |
| |
|обязанными сообщать
| | |
|такую информацию | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 8.6.
Порча |наложение |Санитарно - |
|земель |административного |эпидемиологические |
|2. Уничтожение |штрафа на граждан в |требования, за |
|плодородного
слоя |размере от пятнадцати |нарушение
которых |
|почвы, а равно
порча|до двадцати |статьей
8.6. КОАП |
|земель в результате
|минимальных размеров
|предусмотрено |
|нарушения правил |оплаты труда; |административное
|
|обращения с |на должностных лиц - |наказание (порча |
|пестицидами и |от тридцати до сорока |земель опасными
для |
|агрохимикатами
или |минимальных размеров |здоровья людей и |
|иными опасными
для |оплаты труда; |окружающей среды |
|здоровья людей и |на юридических лиц - |отходами |
|окружающей среды |от трехсот до |производства и
|
|веществами и |четырехсот
минимальных|потребления) |
|отходами |размеров оплаты труда |изложены в
статье 21|
|производства и | |Федерального закона |
|потребления | |от 30 марта 1999 г. |
| | |N 52-ФЗ "О
санитарно|
| | |- эпидемиологическом|
| | |благополучии |
| | |населения" |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 14.4.
Продажа|наложение |Санитарно
- |
|товаров, выполнение
|административного
|эпидемиологические |
|работ либо оказание
|штрафа на граждан в |требования,
за |
|населению услуг |размере от двадцати до|нарушение
которых |
|ненадлежащего |двадцати пяти |статьей 14.4. КОАП |
|качества или с |минимальных размеров |предусмотрено |
|нарушением |оплаты труда с |административное |
|санитарных
правил. |конфискацией товаров |наказание, изложены |
|2. Продажа товаров,
|или без таковой; |в статьях 13,
15, 16|
|выполнение работ |на должностных лиц - |Федерального закона |
|либо оказание |от сорока до |от 30 марта 1999 г. |
|населению услуг
с |пятидесяти минимальных|N 52-ФЗ
"О санитарно|
|нарушением |размеров оплаты труда |-
эпидемиологическом|
|санитарных
правил |с конфискацией
товаров|благополучии |
|или без сертификата
|или без таковой; |населения" |
|соответствия |на юридических лиц - | |
|(декларации о |от четырехсот до | |
|соответствии), |пятисот минимальных | |
|удостоверяющего |размеров оплаты труда | |
|(удостоверяющей) |с конфискацией товаров| |
|безопасность
таких |или без таковой | |
|товаров, работ либо
| | |
|услуг для жизни
и | | |
|здоровья людей | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 19.4. |предупреждение или | |
|Неповиновение |наложение |
|
|законному |административного | |
|распоряжению |штрафа на граждан в | |
|должностного лица |размере от пяти до | |
|органа, |десяти минимальных | |
|осуществляющего |размеров оплаты труда;| |
|государственный |на должностных лиц - | |
|надзор
(контроль). |от десяти до | |
|1. Неповиновение |двадцати минимальных | |
|законному |размеров оплаты труда | |
|распоряжению или | | |
|требованию | | |
|должностного
лица | | |
|органа, | | |
|осуществляющего | | |
|государственный | | |
|надзор (контроль),
а| | |
|равно | | |
|восприпятствование | | |
|осуществлению
этим | | |
|должностным
лицом | | |
|служебных | | |
|обязанностей | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 19.5. |наложение |
|
|Невыполнение в срок
|административного | |
|законного |штрафа на граждан в | |
|предписания |размере от трех до | |
|(постановления, |пяти минимальных | |
|представления) |размеров оплаты труда;| |
|органа
(должностного|на должностных лиц -
| |
|лица), |от пяти до десяти | |
|осуществляющего |минимальных размеров | |
|государственный |оплаты труда; |
|
|надзор
(контроль). |на юридических лиц - | |
|1. Невыполнение
в |от пятидесяти до ста | |
|установленный
срок |минимальных размеров | |
|законного |оплаты труда | |
|предписания | | |
|(постановления, | |
|
|представления) | | |
|органа
(должностного|
| |
|лица), | | |
|осуществляющего | | |
|государственный | | |
|надзор
(контроль), | | |
|об устранении | | |
|нарушений | | |
|законодательства | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 19.6. |наложение | |
|Непринятие мер
по |административного | |
|устранению причин и
|штрафа на должностных |
|
|условий, |лиц в размере от трех | |
|способствовавших |до пяти минимальных | |
|совершению |размеров оплаты труда | |
|административного | | |
|правонарушения. | | |
|Непринятие по | | |
|постановлению | | |
|(представлению) | | |
|органа
(должностного|
| |
|лица), | | |
|рассмотревшего дело
| | |
|об административном
| | |
|правонарушении, мер
| |
|
|по устранению
причин| | |
|и условий, | | |
|способствовавших | | |
|совершению | | |
|административного | | |
|правонарушения | | |
|--------------------+----------------------+--------------------|
|Статья 19.7. |наложение |
|
|Непредставление |административного | |
|сведений |штрафа на граждан в | |
|(информации) |размере от одного до | |
|Непредставление или
|трех минимальных | |
|несвоевременное |размеров оплаты труда;| |
|представление в |на должностных лиц - | |
|государственный |от трех до пяти | |
|орган (должностному
|минимальных размеров | |
|лицу) сведений |оплаты труда; |
|
|(информации), |на юридических лиц - | |
|представление |от тридцати до | |
|которых |пятидесяти минимальных| |
|предусмотрено |размеров оплаты труда | |
|законом и
необходимо| | |
|для
осуществления | | |
|этим органом | | |
|(должностным лицом)
| | |
|его законной | | |
|деятельности, а | | |
|равно представление
| | |
|в
государственный | | |
|орган (должностному
| | |
|лицу) таких
сведений| | |
|(информации) в | | |
|неполном объеме или |
| |
|в искаженном
виде, | | |
|за исключением | | |
|случаев, | | |
|предусмотренных |
| |
|статьями 19.8,
19.19| | |
|настоящего
Кодекса | | |
------------------------------------------------------------------