Правительство РФ: Постановление от 01.06.2000 N 426
Утвержден 01.06.2000
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ (ИЗМ. 29.04.2002)
Скачать (8,8 Кб)

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                             1 июня 2000 г.

 

                                 N 426

 

                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

                О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

 

      (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2002 N 284)

 

       В соответствии   с   Федеральным   законом   "О   санитарно  -

   эпидемиологическом    благополучии    населения"     Правительство

   Российской Федерации

       ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить прилагаемое Положение о социально - гигиеническом

   мониторинге.

       2. Утратил   силу.   -   Постановление   Правительства  РФ  от

   29.04.2002 N 284.

       3. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов

   Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать

   с  участием  органов  и  учреждений  государственной  санитарно  -

   эпидемиологической  службы  Российской  Федерации  мероприятия  по

   социально - гигиеническому мониторингу, предусмотрев осуществление

   их финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации,

   местных бюджетов и других источников.

       4. Признать утратившими силу:

       Постановление Правительства Российской Федерации от 6  октября

   1994   г.   N   1146  "Об  утверждении  Положения  о  социально  -

   гигиеническом мониторинге" (Собрание  законодательства  Российской

   Федерации, 1994, N 25, ст. 2711);

       пункт 4  изменений,  которые  вносятся  в  некоторые   решения

   Правительства  Российской  Федерации,  утвержденных Постановлением

   Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г.  N 374  "Об

   изменении   и   признании   утратившими   силу  некоторых  решений

   Правительства  Российской  Федерации   по   вопросам,   касающимся

   Министерства   здравоохранения   Российской  Федерации"  (Собрание

   законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).

 

                                           Председатель Правительства

                                                 Российской Федерации

                                                           М.КАСЬЯНОВ

 

 

 

 

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                         Постановлением Правительства

                                                 Российской Федерации

                                              от 1 июня 2000 г. N 426

 

                               ПОЛОЖЕНИЕ

                О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

 

                           I. Общие положения

 

       1. Настоящее Положение  устанавливает  цели,  задачи,  порядок

   проведения  социально  - гигиенического мониторинга и формирования

   федерального   информационного   фонда    данных    социально    -

   гигиенического мониторинга.

       2. Социально  -  гигиенический  мониторинг  -  государственная

   система наблюдения,  анализа, оценки и прогноза состояния здоровья

   населения и среды обитания человека,  а также определения причинно

   -  следственных  связей  между  состоянием  здоровья  населения  и

   воздействием факторов среды обитания человека (далее  именуется  -

   мониторинг).

       3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения  санитарно  -

   эпидемиологического благополучия населения.

       4. Мониторинг  проводится  на   федеральном   уровне,   уровне

   субъектов  Российской Федерации,  уровне муниципальных образований

   на основе разработанных и  утвержденных  в  установленном  порядке

   нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также

   методических материалов.

       5. Федеральный   информационный   фонд   данных   социально  -

   гигиенического  мониторинга   (далее   именуется   -   федеральный

   информационный  фонд)  представляет  собой базу данных о состоянии

   здоровья населения и среды обитания  человека,  сформированную  на

   основе  многолетних  наблюдений,  а также совокупность нормативных

   правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза

   и  определения  причинно  -  следственных  связей между состоянием

   здоровья  населения  и  воздействием   факторов   среды   обитания

   человека.

       6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

       а) формирование федерального информационного фонда;

       б) выявление причинно - следственных связей  между  состоянием

   здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека

   на  основе  системного  анализа  и  оценки  риска   для   здоровья

   населения;

       в) обеспечение межведомственной  координации  деятельности  по

   ведению    мониторинга    в    целях   обеспечения   санитарно   -

   эпидемиологического благополучия населения,  выработки предложений

   для  принятия решений федеральными органами исполнительной власти,

   органами исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  и

   органами местного самоуправления.

       7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:

       а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания

   человека,  в том числе  биологическими  (вирусные,  бактериальные,

   паразитарные),    химическими,    физическими    (шум,   вибрация,

   ультразвук,  инфразвук,  тепловое,  ионизирующее, неионизирующее и

   иные  излучения),  социальными  (питание,  водоснабжение,  условия

   быта,  труда и отдыха)  и  иными  факторами  (ведется  органами  и

   учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы

   Российской Федерации);

       б) за   природно   -   климатическими  факторами,  источниками

   антропогенного воздействия на окружающую природную  среду,  в  том

   числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву

   (ведется  Федеральной  службой  России  по   гидрометеорологии   и

   мониторингу  окружающей  среды,  Министерством сельского хозяйства

   Российской Федерации,  Министерством природных ресурсов Российской

   Федерации,   Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по

   статистике и подведомственными им организациями);

       в) за  радиационной обстановкой (ведется федеральными органами

   исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный

   контроль,   в   том   числе   и   аккредитованными   лабораториями

   радиационного контроля);

       г) за    факторами    социальной   среды   человека   (ведется

   Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по  статистике,

   другими  заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной

   власти и подведомственными им организациями);

       д) за  состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется

   Министерством труда и социального развития  Российской  Федерации,

   Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по  статистике,

   Министерством  экономического  развития  и   торговли   Российской

   Федерации   и   подведомственными   им   организациями   в  рамках

   всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы);

       е) за  структурой  и качеством питания,  безопасностью пищевых

   продуктов для здоровья населения (ведется органами и  учреждениями

   государственной  санитарно  - эпидемиологической службы Российской

   Федерации,   государственной   ветеринарной   службы    Российской

   Федерации,   Государственной   инспекцией  по  торговле,  качеству

   товаров  и   защите   прав   потребителей,   а   также   органами,

   осуществляющими  государственный надзор в области стандартизации и

   сертификации).

       8. Проведение мониторинга осуществляется путем:

       а) наблюдения за показателями здоровья населения и  состоянием

   среды обитания человека;

       б) сбора,  хранения,   обработки   и   систематизации   данных

   наблюдения  за  состоянием  здоровья  населения  и  среды обитания

   человека;

       в) использования  всех  информационных  баз данных о состоянии

   здоровья  граждан  и  среды  обитания  человека,  которые  ведутся

   структурными  подразделениями,  учреждениями  федеральных  органов

   исполнительной власти  по  вопросам  железнодорожного  транспорта,

   обороны,   внутренних   дел,   безопасности,  пограничной  службы,

   юстиции,  налоговой   полиции,   осуществляющими   государственный

   санитарно    -   эпидемиологический   надзор   соответственно   на

   железнодорожном  транспорте,  в   Вооруженных   Силах   Российской

   Федерации,  других  войсках,  на  объектах  обороны  и  оборонного

   производства и иного специального назначения.

       9. Проведение мониторинга обеспечивает:

       а) установление факторов,  оказывающих вредное воздействие  на

   человека, и их оценку;

       б) прогнозирование  состояния  здоровья  населения   и   среды

   обитания человека;

       в) определение  неотложных  и  долгосрочных   мероприятий   по

   предупреждению  и  устранению  воздействия  вредных факторов среды

   обитания человека на здоровье населения;

       г) подготовку  решений  по  реализации  мер,  направленных  на

   охрану здоровья населения и среды обитания человека;

       д) информирование  государственных  органов,  органов местного

   самоуправления,  организаций независимо  от  их  организационно  -

   правовой формы,  а также граждан о результатах,  полученных в ходе

   мониторинга.

 

                   II. Порядок проведения мониторинга

 

       10. Проведение  мониторинга  на  федеральном  уровне,   уровне

   субъектов  Российской Федерации,  уровне муниципальных образований

   осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно -

   эпидемиологической   службы   Российской   Федерации  совместно  с

   федеральными    органами    исполнительной    власти,     органами

   исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и органами

   местного самоуправления.

       11. Учреждения  государственной санитарно - эпидемиологической

   службы  Российской  Федерации  совместно   с   органами   местного

   самоуправления и организациями осуществляют:

       а) сбор,  хранение,  первичную обработку,  оценку  информации,

   полученной   в   ходе   мониторинга,   и   передачу  ее  в  центры

   государственного  санитарно  -   эпидемиологического   надзора   в

   субъектах Российской Федерации;

       б) подготовку предложений для органов местного  самоуправления

   по    вопросам   обеспечения   санитарно   -   эпидемиологического

   благополучия населения в городских и сельских поселениях.

       12. Учреждения  государственной санитарно - эпидемиологической

   службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и  на

   транспорте   (водном,   воздушном)   совместно  с  уполномоченными

   органами исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  и

   организациями осуществляют:

       а) ведение  баз  данных  мониторинга   на   уровне   субъектов

   Российской Федерации и на транспорте;

       б) проведение анализа полученных данных,  выявление причинно -

   следственных   связей   между   состоянием  здоровья  населения  и

   факторами  среды  обитания  человека,   прогнозирование   динамики

   наблюдаемых  явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на

   транспорте;

       в) подготовку  предложений  для органов государственной власти

   субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно -

   эпидемиологического благополучия населения, установления факторов,

   оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;

       г) передачу информации в федеральный информационный фонд.

       13. Министерство    здравоохранения    Российской    Федерации

   осуществляет:

       а) формирование федерального информационного фонда;

       б) единое  методическое  обеспечение  мониторинга в Российской

   Федерации;

       в) подготовку     предложений    для    федеральных    органов

   исполнительной власти по реализации мер,  направленных  на  охрану

   здоровья населения и среды обитания человека;

       г) совершенствование  единых  технологий  приема  и   передачи

   данных   по   информационным   каналам   связи   для  формирования

   федерального информационного фонда.

       14. Структура,  объем  и  периодичность  представления данных,

   полученных в ходе мониторинга,  в федеральный информационный  фонд

   определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

       15. Представление в федеральный  информационный  фонд  данных,

   полученных   в   ходе   мониторинга,   обмен  ими  между  органами

   исполнительной власти,  учреждениями и организациями, участвующими

   в его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.