ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 июня 2000 г.
N 426
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
(в ред.
Постановления Правительства РФ от 29.04.2002 N 284)
В
соответствии с Федеральным законом "О санитарно
-
эпидемиологическом
благополучии
населения" Правительство
Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о социально - гигиеническом
мониторинге.
2. Утратил силу.
- Постановление Правительства РФ от
29.04.2002 N 284.
3.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и
органам местного самоуправления разработать
с участием
органов и учреждений
государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской
Федерации мероприятия по
социально - гигиеническому
мониторингу, предусмотрев осуществление
их финансирования за
счет бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и
других источников.
4. Признать
утратившими силу:
Постановление
Правительства Российской Федерации от 6
октября
1994 г.
N 1146 "Об
утверждении Положения о
социально -
гигиеническом
мониторинге" (Собрание
законодательства Российской
Федерации, 1994, N 25,
ст. 2711);
пункт 4 изменений,
которые вносятся в
некоторые решения
Правительства Российской
Федерации, утвержденных
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374
"Об
изменении и признании
утратившими силу некоторых
решений
Правительства Российской Федерации
по вопросам, касающимся
Министерства
здравоохранения Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской
Федерации
от 1 июня 2000 г. N
426
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
I. Общие положения
1.
Настоящее Положение устанавливает цели,
задачи, порядок
проведения социально - гигиенического мониторинга и формирования
федерального
информационного фонда данных
социально -
гигиенического мониторинга.
2.
Социально - гигиенический
мониторинг - государственная
система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза
состояния здоровья
населения
и среды обитания человека, а также
определения причинно
- следственных связей между состоянием
здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется
-
мониторинг).
3.
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения
санитарно -
эпидемиологического благополучия населения.
4.
Мониторинг проводится на
федеральном уровне, уровне
субъектов Российской
Федерации, уровне муниципальных
образований
на основе
разработанных и утвержденных в
установленном порядке
нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также
методических материалов.
5.
Федеральный информационный фонд
данных социально -
гигиенического мониторинга (далее
именуется - федеральный
информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии
здоровья
населения и среды обитания
человека, сформированную на
основе многолетних наблюдений,
а также совокупность нормативных
правовых
актов и справочных материалов в области анализа, прогноза
и определения
причинно - следственных связей между состоянием
здоровья населения и
воздействием факторов среды
обитания
человека.
6. При
ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а)
формирование федерального информационного фонда;
б)
выявление причинно - следственных связей
между состоянием
здоровья
населения и воздействием факторов среды обитания человека
на основе
системного анализа и
оценки риска для
здоровья
населения;
в)
обеспечение межведомственной
координации деятельности по
ведению мониторинга в
целях обеспечения санитарно
-
эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений
для принятия решений федеральными органами
исполнительной власти,
органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и
органами
местного самоуправления.
7. В
рамках мониторинга используются данные наблюдения:
а) за
состоянием здоровья населения и факторами среды обитания
человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные,
паразитарные),
химическими, физическими (шум,
вибрация,
ультразвук, инфразвук, тепловое,
ионизирующее, неионизирующее и
иные излучения),
социальными (питание, водоснабжение, условия
быта, труда и отдыха) и иными факторами
(ведется органами и
учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской
Федерации);
б)
за природно - климатическими факторами,
источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду,
в том
числе на
атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву
(ведется Федеральной службой
России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды,
Министерством сельского хозяйства
Российской
Федерации, Министерством природных
ресурсов Российской
Федерации, Государственным комитетом
Российской Федерации по
статистике
и подведомственными им организациями);
в)
за радиационной обстановкой (ведется
федеральными органами
исполнительной
власти, организациями, осуществляющими радиационный
контроль, в том
числе и аккредитованными лабораториями
радиационного контроля);
г)
за факторами социальной среды человека (ведется
Государственным комитетом
Российской Федерации по
статистике,
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и
подведомственными им организациями);
д)
за состоянием охраны и условиями труда
работающих (ведется
Министерством
труда и социального развития
Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике,
Министерством
экономического развития и
торговли Российской
Федерации и подведомственными им организациями в
рамках
всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы);
е)
за структурой и качеством питания,
безопасностью пищевых
продуктов
для здоровья населения (ведется органами и
учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации, государственной ветеринарной службы Российской
Федерации, Государственной инспекцией
по торговле, качеству
товаров и защите
прав потребителей, а
также органами,
осуществляющими государственный надзор в области
стандартизации и
сертификации).
8.
Проведение мониторинга осуществляется путем:
а)
наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием
среды
обитания человека;
б)
сбора, хранения, обработки
и систематизации данных
наблюдения за состоянием
здоровья населения и
среды обитания
человека;
в)
использования всех информационных баз данных о состоянии
здоровья граждан и
среды обитания человека,
которые ведутся
структурными
подразделениями,
учреждениями федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
железнодорожного транспорта,
обороны, внутренних дел,
безопасности, пограничной службы,
юстиции, налоговой полиции,
осуществляющими государственный
санитарно - эпидемиологический надзор
соответственно на
железнодорожном транспорте, в
Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках,
на объектах обороны
и оборонного
производства
и иного специального назначения.
9.
Проведение мониторинга обеспечивает:
а)
установление факторов, оказывающих
вредное воздействие на
человека,
и их оценку;
б)
прогнозирование состояния здоровья
населения и среды
обитания
человека;
в)
определение неотложных и
долгосрочных мероприятий по
предупреждению и устранению
воздействия вредных факторов
среды
обитания
человека на здоровье населения;
г)
подготовку решений по
реализации мер, направленных на
охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
д)
информирование государственных органов,
органов местного
самоуправления, организаций
независимо от их организационно -
правовой
формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе
мониторинга.
II. Порядок проведения мониторинга
10.
Проведение мониторинга на
федеральном уровне, уровне
субъектов Российской
Федерации, уровне муниципальных
образований
осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами
местного
самоуправления.
11.
Учреждения государственной санитарно -
эпидемиологической
службы Российской Федерации
совместно с органами
местного
самоуправления и организациями осуществляют:
а)
сбор, хранение, первичную обработку, оценку
информации,
полученной в ходе
мониторинга, и передачу
ее в центры
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в
субъектах
Российской Федерации;
б)
подготовку предложений для органов местного
самоуправления
по вопросам
обеспечения санитарно -
эпидемиологического
благополучия населения в городских и сельских поселениях.
12.
Учреждения государственной санитарно -
эпидемиологической
службы
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и на
транспорте (водном, воздушном) совместно с уполномоченными
органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и
организациями осуществляют:
а)
ведение баз данных мониторинга на
уровне субъектов
Российской
Федерации и на транспорте;
б)
проведение анализа полученных данных,
выявление причинно -
следственных связей между
состоянием здоровья населения
и
факторами среды обитания
человека, прогнозирование динамики
наблюдаемых явлений на уровне
субъектов Российской Федерации и на
транспорте;
в)
подготовку предложений для органов государственной власти
субъектов
Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического
благополучия населения, установления факторов,
оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;
г)
передачу информации в федеральный информационный фонд.
13.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
осуществляет:
а)
формирование федерального информационного фонда;
б)
единое методическое обеспечение
мониторинга в Российской
Федерации;
в)
подготовку предложений для
федеральных органов
исполнительной власти по реализации мер, направленных на охрану
здоровья
населения и среды обитания человека;
г)
совершенствование единых технологий
приема и передачи
данных по информационным каналам связи для
формирования
федерального информационного фонда.
14.
Структура, объем и
периодичность представления
данных,
полученных
в ходе мониторинга, в федеральный
информационный фонд
определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15.
Представление в федеральный
информационный фонд данных,
полученных в ходе
мониторинга, обмен ими
между органами
исполнительной власти,
учреждениями и организациями, участвующими
в его
проведении, осуществляются на безвозмездной основе.