МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2001 г.
N 2510/11906-01-32
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
21 ноября 2001 г.
N 01-04Ф/616
ПИСЬМО
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Министерство здравоохранения
Российской Федерации и
Центральный Комитет профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации продолжают проводить мероприятия по
реализации
"Отраслевой программы содействия занятости медицинских
и
фармацевтических работников на 2001 - 2003 годы".
При
обсуждении вопросов занятости
работников здравоохранения
на
совместных заседаниях коллегии Минздрава России и президиума ЦК
профсоюза
работников здравоохранения Российской Федерации, выездах
в
территории Российской Федерации отмечено,
что органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации и образовательные
медицинские учреждения проводят
определенную работу по
трудоустройству выпускников.
С
момента отмены государственного
распределения она приобрела
новые
формы, соответствующие произошедшим изменениям в действующем
законодательстве.
В
настоящее время вопрос обеспечения
отрасли специалистами
решается путем заключения трехсторонних договоров между
образовательным учреждением, работодателем и студентом.
Более
чем в половине
территорий органы управления
здравоохранением имеют договоры с вузами, подчиненными Минздраву
России, на
подготовку врачей.
Оптимальным условием для решения
этой проблемы является
переход к системе
государственного заказа на
подготовку
специалистов различных квалификаций.
Имеется опыт по профессиональной ориентации и адаптации,
введению курсов по
обучению самостоятельному поиску
рабочего
места, формированию банков
данных по вакантным
должностям,
организации в медицинских образовательных учреждениях структурных
подразделений,
выполняющих функции обеспечения занятости
выпускников.
Однако, проводимые мероприятия не дают желаемого эффекта, что
подтверждается
незначительным приростом врачей
и убылью
специалистов со средним
медицинским образованием в
отрасли
(ежегодно
0,4% и 1,3% соответственно).
Проводимый анализ свидетельствует, что вопросы трудоустройства
выпускников образовательных учреждений среднего профессионального
образования не нашли достаточного внимания, как со стороны органов
управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, так и
со стороны
руководителей этих учреждений.
Так, в
2000 г. 64% выпускников вузов и лишь 32%
выпускников
средних учебных заведений
имели удостоверения, выданные
образовательными учреждениями,
или договоры с работодателями о
будущем трудоустройстве, а
самостоятельно нашли первое
рабочее
место
35% выпускников вузов и 65%
выпускников средних учебных
заведений.
Необходимо переходить к комплексному решению данных вопросов и
созданию в образовательных учреждениях центров содействия
занятости
выпускников.
Нормативной базой для этого являются следующие документы:
1.
Отраслевая программа содействия занятости
медицинских и
фармацевтических работников на 2001 - 2003 годы;
2.
Межведомственная программа содействия
трудоустройству и
адаптации к рынку труда выпускников учреждений
профессионального
образования, утвержденная в
2000 г. Министерством труда и
социального развития Российской Федерации и Министерством
образования Российской Федерации;
3.
Доктрина развития среднего медицинского и фармацевтического
образования;
4.
Отраслевая программа
развития сестринского дела.
Упомянутые структуры должны выполнять многие функции:
-
оценка потребности в
персонале определенных квалификаций,
анализ
кадровой ситуации на рынке
труда в регионе,
тенденции
реформирования кадрового потенциала отрасли с учетом структурных
изменений,
анализ спроса на рабочую силу и изменений потребности в
ней;
-
реализация комплекса мер
содействия молодежи в
профессиональном
самоопределении при поступлении в образовательное
учреждение и выборе
оптимального вида занятости
к окончанию
образовательного учреждения с учетом потребностей и возможностей
человека,
а также ситуации на рынке труда;
- информация студентов о наличии
вакансий, потребности в
специалистах, возможности
дальнейшего обучения, профессионального
роста и
т.д.;
-
обучение самостоятельному поиску рабочего места;
-
обеспечение связей с
работодателями, органами
управления
здравоохранением, службами занятости населения и выпускниками;
-
осуществление мер, способствующих профессиональному
становлению работника, формированию соответствующих
профессиональных и социальных качеств,
установок и потребностей к
активному
труду, достижению определенного уровня профессионализма;
-
обеспечение правового сопровождения,
предусматривающего как
помощь в
заключение трудовых договоров, так
и консультации по
трудовому законодательству и др.
Эффективность их работы зависит
от взаимодействия органов
исполнительной власти всех
уровней и региональных профсоюзных
организаций.
Министерство здравоохранения
Российской Федерации и ЦК
профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации
предлагают
активизировать работу в этом направлении.
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской
Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
Заместитель
председателя
профсоюза работников здравоохранения
Российской
Федерации
В.Н.ЛЯЛИН