КОЛЛЕГИЯ
ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 5 апреля 2022
г. N 12
О
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ СОГЛАСОВАННЫЙ АЛГОРИТМ
РЕАГИРОВАНИЯ
НА ВСПЫШКИ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Коллегия
Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 56, пунктами
1 и 4 статьи 57 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
пунктом 48 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к
Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в целях
реализации распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 марта
2020 г. N 11 "О реализации мер, направленных на предотвращение
распространения коронавирусной инфекции COVID-19", распоряжения
Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 г. N 6 "О
предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных
на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной
инфекции COVID-19" и пункта 5 комплексного плана мероприятий в области
здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по
предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных
инфекционных заболеваний на территориях государств - членов Евразийского
экономического союза, утвержденного распоряжением Евразийского
межправительственного совета от 17 июля 2020 г. N 16,
рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза с
даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского
экономического союза при возникновении вспышек инфекционных заболеваний
применять Санитарно-эпидемиологические рекомендации согласно приложению.
Председатель
Коллегии
Евразийской
экономической комиссии
М.МЯСНИКОВИЧ
Приложение
к Рекомендации
Коллегии
Евразийской
экономической комиссии
от 5 апреля 2022
г. N 12
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
СОГЛАСОВАННЫЙ АЛГОРИТМ РЕАГИРОВАНИЯ
НА ВСПЫШКИ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
I. Общие
положения
1. Настоящие
Рекомендации предусматривают согласованный алгоритм реагирования на вспышки
инфекционных заболеваний в случае их возникновения на территориях государств -
членов Евразийского экономического союза (далее соответственно -
государства-члены, Союз) и направлены на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, укрепление систем
государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и
здравоохранения государств-членов, наращивание возможностей в области
профилактики и лечения населения в период пандемий (включая пандемию, вызванную
коронавирусной инфекцией COVID-19), эпидемий и вспышек инфекционных
заболеваний, в том числе связанных со стихийными бедствиями, техногенными
катастрофами и другими событиями, которые могут привести к возникновению
чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
II. Понятия
Для целей
применения настоящих Рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:
"имитационные учения" - форма обучения специалистов
уполномоченных органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с
отработкой практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического
характера для оценки возможностей таких органов по противодействию
распространению инфекционных заболеваний, предполагающая описание или имитацию
чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера с последующим
описанием или имитацией ответных действий. Проведение имитационных учений
позволяет сформулировать доказательно обоснованную оценку функциональных
возможностей уполномоченных органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения по
реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера и
способствует усилению готовности и ответных мер;
"чрезвычайная ситуация санитарно-эпидемиологического
характера" - экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья
населения в связи с распространением инфекционного заболевания на территории
государства-члена, которое может потребовать скоординированных ответных мер со
стороны уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и здравоохранения.
Иные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях, применяются в
значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая
2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.
III. Общие
вопросы
2. В
целях недопущения завоза и распространения на территориях государств-членов
инфекционных заболеваний уполномоченным органам государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения рекомендуется осуществлять
санитарно-карантинный контроль и санитарно-противоэпидемические мероприятия в
отношении продукции (товаров), пассажиров, экипажей воздушных, водных и
наземных транспортных средств, поездных бригад и транспортных средств на
таможенной границе Союза с учетом Международных медико-санитарных правил (2005
год), актов органов Союза и санитарно-эпидемиологического законодательства
государств-членов.
3. С целью предупреждения распространения инфекционного заболевания на
территориях государств-членов в случае возникновения чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического характера государствам-членам рекомендуется реализовать
мероприятия, направленные на:
а) взаимоинформирование о чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического
характера;
б) введение совместных ограничительных мероприятий на приграничных
территориях (при необходимости);
в) оказание взаимной консультативной, кадровой и материальной помощи в
локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического
характера с использованием специализированных противоэпидемических бригад
государств-членов;
г) совместное проведение лабораторных исследований по диагностике
инфекционных заболеваний и мониторингу циркуляции их возбудителей во внешней
среде;
д) обмен опытом и проведение имитационных учений по локализации и ликвидации
чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, в том числе по
организации работы медицинских учреждений в условиях чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического характера, их рациональному перепрофилированию,
выявлению имеющихся резервов, которые можно задействовать в случае массовых
обращений населения в медицинские учреждения.
4. Для решения вопросов планового и оперативного взаимодействия уполномоченных
органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и здравоохранения может быть сформирована рабочая группа, включающая
в себя соответствующих специалистов.
5. Алгоритм, предусмотренный настоящими Рекомендациями, может включать
следующие мероприятия:
а) обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения
к вспышкам инфекционных заболеваний (с учетом основных направлений реагирования
по перечню согласно приложению);
б) выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция
лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц;
в) предотвращение, сдерживание и замедление распространения
инфекционного заболевания;
г) обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской
помощи при инфекционном заболевании и поддержание работы системы оперативного
реагирования;
д) обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения
и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного
заболевания, указанной в разделе VIII настоящих Рекомендаций.
6. Перечень нозологических форм, количественные критерии инфекционных
заболеваний, в отношении которых требуется информирование и оперативное
реагирование, а также объем мероприятий в рамках алгоритма, предусмотренного
настоящими Рекомендациями, определяются в соответствии с законодательством
государств-членов.
IV. Обеспечение
готовности уполномоченных органов
государств-членов
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения и здравоохранения к вспышкам
инфекционных
заболеваний
7. Для
обеспечения готовности к вспышкам инфекционных заболеваний рекомендуется
реализовать следующие меры:
а) разработка организационной схемы, отражающей структуру взаимодействия
уполномоченных органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения на
территории государства-члена и на международном уровне (в рамках Союза и с
уполномоченными органами третьих стран);
б) разработка унифицированных и количественно охарактеризованных
определений очагов с групповой заболеваемостью в зависимости от их этиологии и
локализации, характеристики пораженных групп населения и рисков распространения
инфекционного заболевания в популяции, которые регламентируют сроки и объемы
противоэпидемических мероприятий;
в) проведение субвидового типирования патогенов, ассоциированных со
вспышечной заболеваемостью, обеспечивающего сопоставимость результатов
исследований, проводимых на территориях государств-членов;
г) создание механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического характера и координации действий уполномоченных
органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и здравоохранения (анализ и тестирование возможностей систем
государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и
здравоохранения с помощью имитационных учений в зависимости от условий и этапа
вспышки инфекционного заболевания);
д) разработка механизма участия в проведении противоэпидемических
мероприятий команд быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического характера;
е) обеспечение возможности быстрого выявления случаев инфицирования,
отслеживания контактов и проведения лабораторных исследований;
ж) обеспечение возможности наращивания материально-технического и
кадрового потенциала медицинских учреждений при увеличении потребности в
оказании медицинской помощи;
з) обучение медицинского персонала мерам профилактики инфекций, инфекционного
контроля и клиническому ведению инфекционного заболевания;
и) обеспечение подготовки системы здравоохранения к повышенным
нагрузкам во время вспышек инфекционных заболеваний;
к) защита и укрепление цепочек поставок медицинских изделий и средств
индивидуальной защиты;
л) организация централизованной национальной информационной системы
сбора и обобщения данных о санитарно-эпидемиологической ситуации и
заболеваемости;
м) организация эффективных коммуникационных связей и обмена данными и
информацией со Всемирной организацией здравоохранения и третьими странами в
целях получения и предоставления необходимых сведений.
V. Выявление,
диагностика инфекционного заболевания,
а также изоляция
лиц с подозрением на инфекционное
заболевание и
контактировавших с ними лиц
8. В
целях раннего выявления, диагностики инфекционного заболевания, а также
изоляции лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с
ними лиц рекомендуется реализовать следующие меры:
а) обеспечение активного выявления всех случаев инфекционного
заболевания и изоляции в кратчайший срок лиц с подозрением на инфекционное
заболевание и лиц с подтвержденным диагнозом в целях ограничения риска передачи
инфекции, в первую очередь контактным лицам первого порядка;
б) организация расследования каждого случая инфекционного заболевания
для выявления контактов заболевших, помещение лиц, контактировавших с
инфицированными, на изоляцию с последующим наблюдением. Срок наблюдения зависит
от инкубационного периода инфекционного заболевания;
в) разработка системы лабораторного обеспечения деятельности
уполномоченных органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с
определением перечня нозологических форм, рекомендованных для выявления в рамках
диагностического скрининга, методов и алгоритмов лабораторных исследований,
обеспечивающих сопоставимость при обмене информацией между
государствами-членами;
г) разработка внутренних требований по минимально необходимому
оснащению организаций, входящих в систему лабораторного обеспечения
деятельности уполномоченных органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения,
оборудованием, расходными материалами, обеспечению персоналом, прошедшим
соответствующее обучение;
д) проведение ускоренной подготовки медицинских учреждений к работе в
условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера и введение
в действие мер профилактики инфекций и инфекционного контроля;
е) обеспечение в случае дефицита диагностических средств проведения
приоритетного обследования лиц с повышенной вероятностью протекания
инфекционного заболевания в тяжелой форме и уязвимых групп населения,
медицинского персонала с симптомами инфекционного заболевания, а также лиц с
симптомами инфекционного заболевания, находящихся продолжительное время в
закрытых помещениях (интернаты, больницы, тюрьмы и др.).
VI.
Предотвращение, сдерживание и замедление распространения
инфекционного
заболевания
10. В
целях предотвращения, сдерживания и замедления распространения инфекционного
заболевания рекомендуется реализовать следующие меры:
а) обеспечение соблюдения социальной дистанции, правил личной гигиены;
б) введение ограничений при проведении публичных мероприятий
(концертов, спортивных мероприятий, религиозных собраний и др.), посещении
театров и кинотеатров, закрытие мест массового пребывания людей (баров,
ресторанов, спортивных клубов и других аналогичных объектов);
в) внедрение дистанционного обучения в образовательных учреждениях,
сокращение неосновной деятельности, осуществляемой этими учреждениями, введение
посменных методов работы;
г) ограничение доступа в медицинские учреждения и другие организации,
оказывающие услуги населению, за исключением случаев крайней необходимости (по жизненным
показаниям);
д) меры, направленные на защиту людей из групп риска (беременные
женщины, лица старше 65 лет, другие социально уязвимые слои населения);
е) ограничение перемещения граждан (в случае необходимости), в том
числе:
международные и внутренние поездки;
передвижение по городу, району;
перемещение в пределах определенных адресов при росте числа кластерных
случаев распространения инфекционного заболевания;
все перемещения в случае неконтролируемого распространения инфекции.
VII. Обеспечение
защиты медицинского
персонала при
оказании медицинской помощи при инфекционных
заболеваниях и
поддержание работы системы
оперативного
реагирования
11. Для
обеспечения защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при
инфекционных заболеваниях и поддержания работы системы оперативного
реагирования при вспышках инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать
следующие меры:
а) строгое соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний и
инфекционного контроля в медицинских учреждениях;
б) обеспечение готовности систем оперативного реагирования и оказания
медицинских услуг;
в) установление упрощенных или оптимизация существующих механизмов
управления системой оперативного реагирования и координации ее деятельности
(использование помещений учреждений немедицинского профиля, разделение
помещений медицинских учреждений с организацией отдельных входов для
медицинского персонала и для пациентов с инфекционным заболеванием);
г) введение протоколов скрининга и сортировки заболевших на всех
пунктах доступа в медицинские учреждения;
д) рациональное использование имеющегося в медицинских учреждениях
медицинского персонала;
е) обеспечение доступности основных лекарственных средств, медицинской
техники, изделий медицинского назначения и расходных материалов.
VIII.
Обеспечение доступа для уполномоченных органов
государств-членов
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения и здравоохранения и населения
к информации о
вспышке (эпидемии, пандемии)
инфекционного
заболевания
12. Для
обеспечения своевременного и эффективного реагирования уполномоченных органов
государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и здравоохранения на вспышки инфекционных заболеваний рекомендуется
реализовать следующие меры:
а) взаимное информирование о масштабах вспышки (эпидемии, пандемии)
инфекционного заболевания, природе угрозы, которую представляет собой
инфекционное заболевание, его последствиях с учетом особенностей и специфики
вспышки (эпидемии, пандемии) с использованием различных, в том числе
инновационных, подходов, технологий;
б) информирование населения о введенных в период режима чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического характера правилах и ограничениях всеми
доступными способами передачи информации своевременно и заблаговременно;
в) предоставление населению информации в доступной форме с учетом
возможного отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" или ограничений в получении информации (люди с
инвалидностью, пожилые граждане, малообеспеченные семьи, жители отдаленных и
труднодоступных районов);
г) публикация на официальных сайтах государственных органов государств-членов
решений по вопросам предотвращения распространения инфекционного заболевания,
данных об инфекционном заболевании, о показателях заболеваемости и смертности
от него, об уровне распространения как на территории соответствующего
государства-члена, так и в мире в целом;
д) регулярный пересмотр подходов, формата и инструментов проведения
информационной работы по профилактике инфекционного заболевания, а также
предупреждения тяжелых форм заболевания;
е) проведение целевых просветительских кампаний среди всех групп
населения о природе угрозы, масштабах вспышки (эпидемии, пандемии)
инфекционного заболевания, мерах профилактики, информирование о доступе к
услугам учреждений здравоохранения, образования и занятости, социальной защиты.
Приложение
к
Санитарно-эпидемиологическим
рекомендациям,
регламентирующим
согласованный
алгоритм реагирования
на вспышки
инфекционных заболеваний
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ВСПЫШКИ
ИНФЕКЦИОННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
Наименование
направления
|
Содержание
направления
|
1. Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)
|
санитарно-эпидемиологический
надзор (контроль) и предупреждение возникновения вспышек инфекционных
заболеваний;
организация системы
оповещения уполномоченных органов и населения государств - членов
Евразийского экономического союза о возникновении чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического характера;
управление информацией в
рамках системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(контроля);
отслеживание контактов
заболевших лиц
|
2. Лабораторный сектор
|
оценка возможностей
лабораторного тестирования на наличие инфекционного заболевания;
транспортировка лабораторного
материала;
исследование лабораторного
материала;
управление лабораторной
информацией
|
3. Координация и оперативное реагирование на
чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера
|
координация мер
оперативного реагирования в рамках Евразийского экономического союза и
взаимодействие с уполномоченными органами третьих стран;
развитие и создание
резервного потенциала систем логистики органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения;
мобилизация материальных
ресурсов;
планирование мероприятий
по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического характера;
формирование групп
быстрого реагирования
|
4. Коммуникация и привлечение общественности
|
привлечение средств массовой
информации;
информирование населения о
рисках;
привлечение общественности
к реализации профилактических мер
|
5. Ведение случаев инфекционного заболевания и
профилактические меры
|
ведение случаев
инфекционного заболевания;
профилактика инфекционных
заболеваний и меры инфекционного контроля;
введение карантина;
иммунопрофилактические
меры;
организация безопасных
захоронений;
борьба с переносчиками
инфекционных заболеваний и ликвидация резервуаров возбудителей инфекций
|