ГОСУДАРСТВЕННОЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав
потребителей и
благополучия человека,
Главный
государственный санитарный
врач Российской
Федерации
А.Ю.ПОПОВА
21 апреля 2020 г.
3.1. ПРОФИЛАКТИКА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 3.1.0173-20
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (Ежлова Е.Б., Демина Ю.В.),
ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт
"Микроб" Роспотребнадзора (Щербакова С.А., Казакова Е.С., Кедрова
О.В., Сафронов В.А.).
2. Утверждены Руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 21
апреля 2020 г.
3. Введены впервые.
1. Область
применения
1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для
органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, специалистов
органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения
Российской Федерации и других организаций независимо от организационно-правовой
формы собственности.
1.2. В целях оперативного реагирования с
учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения
отдельных положений настоящих методических рекомендаций могут уточняться
Роспотребнадзором информационными письмами.
2. Общие
положения
2.1. В соответствии с Временным руководством Всемирной
организации здравоохранения "Глобальный надзор за COVID-19, вызванной
заражением человека вирусом COVID-19" от 20.03.2020 развитие эпидемической
ситуации при COVID-19 в разных странах мира проходит несколько этапов (фаз),
предусматривающих комплекс противоэпидемических мероприятий на национальном
уровне:
- первая фаза - отсутствие регистрации
болезни на территории страны;
- вторая фаза - регистрация единичных
завозных случаев, которые не реализуются в виде дальнейшего распространения
инфекции;
- третья фаза - выявление завозных и
местных случаев с изоляцией всех больных и контактных, выявление всех
эпидемиологических связей между заболевшими;
- четвертая фаза - масштабное
неконтролируемое распространение инфекции.
2.2. Эпидемиологическая тактика при
COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает:
- своевременное выявление и изоляцию
источников инфекции (на первых фазах за счет усиления санитарно-карантинного
контроля в международных транспортных узлах, медицинских осмотров пребывающих и
лабораторного обследования лиц, прибывающих из неблагополучных регионов мира);
- снижение рисков инфицирования за счет
ограничения контактов, в первую очередь, в местах массового скопления людей,
социального дистанцирования, изоляции (самоизоляции), применения средств
индивидуальной защиты (СИЗ) как среди групп риска (ранжирование), так и среди
населения, введение особых режимов на предприятиях и в коллективах, включая
медицинские организации;
- уничтожение возбудителя в окружающей
среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения
средств обеззараживания воздуха;
- разъяснительную работу с населением о
мерах личной и общественной профилактики.
2.3. Решение о проведении необходимых
противоэпидемических мероприятий на территории страны принимает Правительство
Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - органы
исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного
государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
2.4. Основой для формирования предложений
является эпидемиологический мониторинг, данные оперативного анализа и оценка
эпидемиологических рисков развития ситуации (динамика заболеваемости,
структурный анализ инфицированных лиц, оценка степени тяжести, готовность
медицинских организаций и другое).
3. Основные
противоэпидемические мероприятия по фазам
эпидемического
процесса
3.1. Первая фаза - отсутствие регистрации болезни на
территории страны.
3.1.1. Мероприятия в отношении граждан,
прибывающих на территорию и перемещающихся по территории Российской Федерации:
- усиление санитарно-карантинного контроля
в пунктах пропуска через государственную границу в отношении иностранных
граждан, граждан Российской Федерации и транзитных пассажиров, прибывающих из
зарубежных стран, на территории которых регистрируется COVID-19, проработав
вопросы выявления больных на транспортных средствах и алгоритм действий
медицинского персонала при подозрении на COVID-19 (повышение температуры тела,
наличие респираторных симптомов) и обеспечив немедленное информирование
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека о таких случаях;
- организация немедленного отбора материала
для лабораторного обследования и направление данного материала в ФБУН
"Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии
"Вектор" Роспотребнадзора при наличии признаков острого
респираторного заболевания среди лиц, прибывших из неблагополучных регионов
мира;
- сопровождение эвакуации граждан
Российской Федерации, находящихся в странах, неблагополучных по COVID-19;
- помещение всех въезжающих из
неблагополучных стран/регионов страны в обсерватор/изолятор;
- минимизация пассажиропотока из стран,
затронутых эпидемией;
- контроль температуры тела пассажиров и
экипажей на международных транспортных линиях и транспортных узлах (в
аэропортах, на ж/д вокзалах, автовокзалах);
- совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечение
контроля за готовностью медицинских организаций к приему больных из
неблагополучных территорий с симптоматикой, не исключающей COVID-19, проработка
вопросов немедленной изоляции лиц с подозрением на COVID-19 и установлением
медицинского наблюдения за контактными лицами;
- совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организация
работы по обучению медицинского персонала с особым вниманием на тщательный сбор
эпидемиологического анамнеза и оперативное информирование территориальных
органов Роспотребнадзора.
3.1.2. Мероприятия в субъектах Российской
Федерации:
- создание региональных оперативных штабов
по предупреждению заноса и распространения COVID-19;
- разработка региональных межведомственных
планов мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;
- ограничение массовых мероприятий с
международным участием;
- оценка готовности к приему больных
COVID-19, наличия необходимого оборудования, СИЗ, лекарственных препаратов,
дополнительного коечного фонда;
- определение и подготовка обсерваторов для
изоляции клинически здоровых лиц из групп риска;
- подготовка к массовой госпитализации
больных и изоляции лиц, контактировавших с больными, провизорной
госпитализации;
- формирование запаса лекарственных
средств, средств профилактики, диагностических препаратов, дезинфекционных
препаратов, СИЗ;
- проведение информационной кампании по
профилактике COVID-19.
3.2. Вторая фаза - единичные завозные случаи COVID-19 без
распространения (дополнительно к мерам в первой фазе).
3.2.1. Мероприятия в отношении граждан,
прибывающих на территорию и перемещающихся по территории страны:
- мониторинг за прибывающими лицами,
анкетирование, выдача памяток и предписаний о самоизоляции;
- организация взаимодействия с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ)
(территориальные подразделения МВД России, ФСБ России и другие);
- помещение всех въезжающих на территорию
страны/субъекта из неблагополучных регионов/субъектов в режим самоизоляции на
дому или в обсерватор.
3.2.2. Мероприятия в субъектах Российской
Федерации:
- ограничение международных и внутренних
(по ситуации) пассажирских авиационных, железнодорожных и автотранспортных
перевозок;
- введение ограничительных мероприятий в
детских дошкольных и учебных заведениях, перевод на дистанционное обучение (по
ситуации);
- ограничение или отмена (по ситуации) всех
массовых мероприятий в регионе (территории);
- введение масочного режима в общественном
транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;
- усиление режима дезинфекции в
общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;
- рекомендации по социальному разобщению
для групп риска (лица в возрасте 65 лет и старше; лица, страдающие хроническими
заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем);
- перевод медицинских организаций на режим
оказания помощи на дому для групп риска и лиц, подозрительных на заболевание
(группа с эпидемиологическим анамнезом прибытия из неблагополучных регионов или
контакт с вероятным больным);
- перепрофилирование медицинских
организаций, в том числе для оказания специализированной помощи с учетом
обеспеченности аппаратами ИВЛ, ЭКМО;
- разворачивание обсерваторов;
- подготовка медицинского персонала и
специалистов лабораторий;
- введение лабораторного контроля
(тестирования) в отношении COVID-19 (зарегистрированными в установленном
порядке тест-системами) в отношении групп риска (прибывшие из неблагополучных
регионов мира, больные внебольничными пневмониями, контактные с больными, лица
с наличием симптомов не исключающих COVID-19 в группах риска, медицинские
работники, оказывающие помощь больным COVID-19);
- мониторинг внебольничных пневмоний
(лабораторное исследование на COVID-19) и ОРВИ (при наличии эпиданамнеза);
- отслеживание и изоляция 100% контактных
лиц (в условиях обсерватора/изолятора);
- увеличение объемов лабораторных
исследований за счет наращивания мощности лабораторной базы;
- издание рекомендаций по профилактике
COVID-19 для предприятий и организаций;
- организация системной разъяснительной
работы с населением.
3.3. Третья фаза - ограниченное местное распространение
COVID-19 (контролируемое).
3.3.1. Транспортные узлы:
- ограничение прибытия российских граждан
из-за рубежа, прекращение пассажирских перевозок через пункты пропуска,
контроль состояния здоровья на пеших переходах силами специальных постов
медицинских работников;
- санитарно-карантинный контроль в
отношении всех пребывающих из-за рубежа с осмотром и анкетированием, введением
электронной регистрации;
- помещение пребывающих из-за рубежа в
"домашнюю изоляцию" или в обсервацию (по эпидемическим показаниям);
- установление режима контроля на
внутренних рейсах с термометрией и анкетированием (подключение к электронной
базе данных), отслеживание транзитных пассажиров, прибывших из-за рубежа или из
неблагополучных регионов страны;
- введение контроля за состоянием здоровья
персонала транспортных узлов с обязательным осмотром и термометрией перед
сменой и с обязательным использованием СИЗ;
- оснащение транспортных узлов
оборудованием для обеззараживания воздуха;
- установление на транспортных узлах режима
текущей дезинфекции;
- введение на транспортных узлах системы маркировки
помещений с целью разобщения людей на 1,5 - 2 м;
- контроль режимов дезинфекции посуды и
инвентаря на предприятиях общепита и торговли;
- рекомендация использования масок для
всех, находящихся в помещении;
- оснащение санитарных узлов средствами дезинфекции
рук (гели, салфетки);
- установление тепловизоров на входе
(использование сотрудниками переносного тепловизионного оборудования).
3.3.2. Город (населенный пункт):
- дезинфекция транспорта;
- пересмотр графиков движения общественного
транспорта (в сторону увеличения рейсов) с целью недопущения скученности людей;
- введение масочного режима (плюс перчатки)
среди сотрудников транспорта, предприятий общественного питания и торговли, в
помещениях торговых залов режим текущей дезинфекции, установка оборудования для
обеззараживания воздуха;
- запрет массовых мероприятий (городских
праздников, ярмарок, выставок);
- в торгово-развлекательных центрах
установление оборудования для бесконтактного измерения температуры тела, отмена
развлекательных мероприятий (кинотеатры, катки, игровые комнаты), установления
оборудования для обеззараживания воздуха, режим текущей дезинфекции, сокращение
графиков работы;
- перед входом в магазины (разные, в первую
очередь продуктовые) установки с дезинфицирующим средством для рук;
- контроль работы коммунальных служб -
очистка улиц, своевременный вывоз мусора;
- постоянное информирование населения о
мерах профилактики, "горячие линии", акцент на группу риска - люди
старше 65-ти лет (находятся дома, если работающие - только дистанционно,
максимальное ограничение контактов с близкими, которые общаются с
использованием масок, перчаток, антисептиков);
- учреждения закрытого типа (интернаты,
пансионаты для пожилых) закрыты для посещений;
- контроль за наличием в аптеках города
СИЗ, перчаток, дезинфицирующих средств, в том числе индивидуальных,
противовирусных и противопростудных препаратов (перечень средств, применяемых
при ОРВИ);
- введение более жесткого режима
ограничений (карантина) в отношении отдельных населенных пунктов (муниципальных
образований), где зарегистрированы случаи заболеваний COVID-19 и есть риски
распространения инфекции.
3.3.3. В организациях города (населенного
пункта):
- максимальный перевод на дистанционную
работу, в обязательном порядке лиц старше 65-ти лет;
- перевод школьников и студентов на
дистанционное обучение;
- в помещениях организаций обязательный
режим текущей дезинфекции, проветривание, максимальное разобщение людей в
кабинетах (2 м друг от друга);
- в операционных залах (банки, налоговая,
миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию
посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц,
регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей,
пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка
оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с
дезинфицирующими средствами для рук на входе. 3.3.4. Организация медицинской
помощи:
- увеличение численности бригад скорой
(неотложной помощи) за счет городского транспорта (например, маршрутных такси)
с обязательным оснащением пульсоксиметрами;
- обслуживание людей старше 60-ти лет
только на дому по любым поводам;
- формирование консультационных групп
специалистов для профессиональных консультаций (врач, непосредственно
работающий с больным может связаться с консультантом, приемные отделения могут
направлять данные о клинических симптомах для принятия решений об объемах
медицинской помощи);
- люди с ОРВИ вызывают врача на дом по
телефону, больные легкой степени тяжести лечатся на дому, средней тяжести и
тяжелые госпитализируются в специальные медицинские организации для больных с
ОРВИ и внебольничными пневмониями;
- под специализированные стационары (для
больных с подозрением на COVID-19) перепрофилируются отдельно стоящие
соматические отделения или учреждения отдыха и оздоровления - санатории, базы
отдыха), комплектуются медицинские бригады, в том числе из состава
прикомандированного персонала, прорабатываются вопросы реанимационной помощи
(оборудуется помещение с оборудованием или прорабатывается логистика быстрой
доставки пациента в специализированный центр);
- под обсерваторы (для медицинского
наблюдения за здоровыми лицами, например, прибывшими из-за рубежа или контактными
при отсутствии условий "домашней изоляции") перепрофилируются любые
учреждения в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора;
- обеспечивается наличие постоянного запаса
медикаментов, СИЗ и дезинфицирующих препаратов;
- медицинские работники, имеющие риски
инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений,
обсерваторов и специализированных отделений) обязательно применяет СИЗ,
перчатки, костюмы, обследуется 1 раз в неделю на COVID-19 (ПЦР и ИФА), при
наличии симптомов - изолируется на дому (по состоянию здоровья) с приемом
средств экстренной профилактики (профилактическое лечение), при наличии поздних
антител (IgG) обследование на COVID-19 не проводится;
- отработка и применение схем экстренной
профилактики COVID-19 по схемам ОРВИ для контактных лиц и лиц из групп риска.
3.3.5. Лабораторная диагностика:
- лаборатории любой организационно-правовой
формы проводят исследование на COVID-19 без выделения возбудителя (ПЦР, ИФА);
- проведение исследований, их объемы и
результаты учитываются, анализируются и координируются Роспотребнадзором в
соответствии с установленным порядком;
- положительные результаты подтверждаются в
референс-центрах выборочно, в соответствии с определением Роспотребнадзора;
- результаты вносятся в электронные системы
Роспотребнадзора для учета и передачи в медицинские организации;
Обязательному обследованию на COVID-19
подлежат:
- лица, прибывшие из-за рубежа с наличием
симптомов инфекционного заболевания;
- контактные лица с больным COVID-19;
- лица с внебольничной пневмонией;
- медицинские работники, имеющие риск
инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений) 1
раз в неделю до появления IgG;
- лица старше 65-ти лет с ОРВИ;
- лица с ОРВИ, находящиеся в закрытых
коллективах (интернаты, пансионаты для пожилых).
3.3.6. Эпидемиологическая тактика:
- принятие мер по всем звеньям
эпидемического процесса, направленных на источник инфекции, на пути передачи и
на восприимчивый организм;
- отслеживание контактов;
- разобщение;
- отработка очагов;
- дезинфекция;
- экстренная профилактика для контактных
лиц и лиц из групп риска;
- отдельное направление - профилактика
внутрибольничных инфекций.
3.4. В четвертой фазе распространения без прослеживания
эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе):
3.4.1. На транспортных узлах:
- прекращение международного и
межрегионального транспортного сообщения, закрытие транспортных международных и
междугородных узлов.
3.4.2. В городе (в населенном пункте):
- усиление режима ограничений (карантина):
закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;
- режим "домашней изоляции" для
всех, кроме определенных групп сотрудников;
- введение карантина (решением органов
исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных
органов Роспотребнадзора.
3.4.3. Организация медицинской помощи:
- работа по "вызовам" на дом;
- госпитализация только тяжелых больных по
медицинским показаниям.
3.4.4. Лабораторная диагностика:
- любыми лабораториями зарегистрированными
тест-системами при координации Роспотребнадзора;
- в отношении медицинских работников
обязательный тест на ИФА с целью определения сотрудников, которые имеют поздние
IgG к COVID-19.
4.1. Выход из состояния жестких ограничительных мероприятий
должен проходить постепенно и в обратном порядке введения.
При уменьшении прироста больных проводится
постепенное снятие ограничений.
4.1.1. Территориальные органы Роспотребнадзора
направляют рекомендации по соблюдению режима в адрес предприятий и организаций
в условиях стабилизации ситуации, но при сохраняющихся рисках распространения
COVID-19.