ВСЕМИРНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РУКОВОДЯЩИЕ
ПРИНЦИПЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИММУНИЗАЦИИ ВО ВРЕМЯ
ПАНДЕМИИ COVID-19
ВРЕМЕННОЕ
РУКОВОДСТВО
26 марта 2020
года
Из-за глобального распространения вируса, вызывающего
COVID-19, и нынешней пандемии существует риск срыва рутинных мероприятий по
иммунизации как из-за нагрузки, связанной с COVID-19, на систему
здравоохранения, так и из-за снижения спроса на вакцинацию из-за необходимости
физического дистанцирования или неприятия сообществом. Нарушение схем
иммунизации, даже в течение коротких периодов, приведет к увеличению числа
восприимчивых людей и повысит вероятность возникновения болезней вспышечного
характера, предупреждаемых с помощью вакцин (БПВ), таких как корь <1>.
Такие вспышки БПВ могут приводить к увеличению заболеваемости и смертности
преимущественно среди детей раннего возраста и других уязвимых групп, которые
могут стать более тяжелым бременем для систем здравоохранения, уже нагруженных
мероприятиями по реагированию на COVID-19. Высокий потенциал вспышек БПВ
заставляет страны поддерживать непрерывность схем иммунизации там, где эти
услуги могут проводиться в безопасных условиях. Предыдущие вспышки болезней и
чрезвычайные гуманитарные ситуации подчеркивали важность поддержания
обеспечения основных медицинских услуг, таких как иммунизация, и эффективное
вовлечение сообщества в планирование и оказание услуг <2>, <3>. Тем
не менее, сложность и глобальный охват ответных мер на COVID-19 с учетом
обязательного физического дистанцирования (также называемого социальным
дистанцированием) и экономического воздействия на домохозяйства беспрецедентны
для общественного здравоохранения.
--------------------------------
<1> Suk et al. Вспышка кори после
Эболы в Лоле, Гвинея, январь - июнь 2015 г. Emerging Infectious Diseases. 2016;
22 (6): 1106 - 1108.
<2>
http://www.jogh.org/documents/issue201802/jogh-08 020601.htm.
<3> Вакцинация при острых
гуманитарных чрезвычайных ситуациях: основа для принятия решений
https://www.who.int/immunization/documents/who_ivb_17.03/en/.
Этот документ содержит руководящие принципы и рекомендации
для поддержки стран в принятии ими решений относительно предоставления услуг по
иммунизации во время пандемии COVID-19 и одобрен Стратегической консультативной
группой экспертов ВОЗ по иммунизации. Он дополняется целым рядом технических
материалов ВОЗ по мерам реагирования и смягчения последствий COVID-19
<4>. Каждой стране необходимо будет проводить индивидуальные оценки риска
на основе локальной динамики передачи COVID-19, характере системы иммунизации и
здравоохранения, а также текущей эпидемиологии БПВ в ее условиях.
--------------------------------
<4>
https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance.
Руководящие принципы
1. Иммунизация является основной услугой здравоохранения,
которой следует уделять первоочередное внимание в целях профилактики
инфекционных заболеваний и обеспечивать ее непрерывность во время пандемии
COVID-19, где это возможно <5>. Возможно, потребуется адаптировать
стратегии иммунизации и проводить их в безопасных условиях без нежелательного
вреда для работников здравоохранения, лиц, обеспечивающих уход, и сообщества
<6>.
--------------------------------
<5> COVID-19: Стратегическое
планирование и оперативные указания по поддержанию основных услуг
здравоохранения во время вспышки. 20 марта 2020 г.
https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance.
<6>
https://www.who.int/publications-detail/infection-prevention-and-control-during-health-care-when-novel-coronavirus-(ncov)-infection-is-suspected-20200125.
2. Надзор за БПВ следует поддерживать и усиливать, чтобы
обеспечить раннее выявление и ведение случаев БПВ, а также, где это возможно,
способствовать эпиднадзору за COVID-19.
3. Национальные органы должны будут
постоянно отслеживать динамику COVID-19 в своей стране или в своем регионе.
Национальные технические консультативные группы по иммунизации (НТКГИ) играют
важную роль в предоставлении рекомендаций относительно поддержания
непрерывности, адаптации, приостановления и / или восстановления услуг по
иммунизации.
4. Если COVID-19 окажет негативное влияние
на оказание услуг по иммунизации, странам необходимо будет разработать
стратегии наверстывающей (догоняющего типа) вакцинации на период после вспышки
COVID-19 и составить планы, предусматривающие постепенное восстановление.
Реализация наверстывания потребует стратегий для отслеживания и наблюдения за
лицами, которые пропустили вакцинацию, оценки пробелов в иммунной прослойке и
восстановления спроса в сообществе. Потребуются инновации и креативность.
5. Исходя из существующего понимания путей
передачи вируса COVID-19 и рекомендаций по физическому дистанцированию,
кампании по массовой вакцинации должны быть временно приостановлены. Странам
следует регулярно отслеживать и переоценивать необходимость отсрочки проведения
кампаний по массовой вакцинации.
6. Проведение кампаний по массовой
вакцинации в ответ на вспышку потребует тщательного анализа рисков и выгод в
каждом конкретном случае, оценивая риски замедленного реагирования в сравнении
с рисками, связанными с немедленным ответом, как с точки зрения заболеваемости,
так и смертности от БПВ и потенциальное влияние дальнейшей передачи вируса
COVID-19.
7. По возможности рекомендуется вакцинация
работников здравоохранения, пожилых людей и беременных женщин против гриппа
<7>.
--------------------------------
<7> WER, 23 ноября 2012 года, 23 N
47, 2012, 87, 461 - 476 https://www.who.int/wer/2012/wer8747.pdf?ua=1.
Рекомендации по поводу плановой иммунизации и эпиднадзора
за БПВ
Решение о поддержания обеспечения услуг по
иммунизации будет зависеть от местных предписаний по физическому
дистанцированию и руководствоваться контекстом системы здравоохранения,
локальной нагрузкой в отношении БПВ, состоянием и ожидаемым статусом локальной
передачи COVID-19 (классифицируется как отсутствие случаев, спорадические,
кластерные, или трансмиссия в сообществе), и таких факторов как демография
населения и модели миграции.
В тех случаях, когда возможности и мощности
системы здравоохранения сохранены, а основные службы здравоохранения
функционируют (например, достаточные кадровые ресурсы, адекватное снабжение
вакцинами), следует предоставлять услуги по иммунизации и надзору за БПВ на
стационарных участках, сохраняя при этом меры физического дистанцирования и
соответствующие меры предосторожности по инфекционному контролю, оснащенных
необходимыми ресурсами для соблюдения этих мер предосторожности <8>.
--------------------------------
<8>
https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance/infection-prevention-and-control.
Целесообразность реализации альтернативных стратегий
(например, выездное или мобильное обслуживание), а также мероприятий, требующих
взаимодействия с сообществом для надзора за БПВ, должна оцениваться в местном
контексте и должна быть адаптирована для обеспечения безопасности работников
здравоохранения и сообщества. Инновационные методы доставки вакцин должны быть
изучены для оптимизации предоставления услуг.
В тех случаях, когда возможно
предоставление ограниченных услуг, иммунизация уязвимых групп населения с
повышенным риском заболеваемости и смертности от БПВ должна быть приоритетной
для вакцинации против заболеваний вспышечного характера, таких как корь,
полиомиелит, дифтерия и желтая лихорадка.
Рекомендации для кампаний по массовой вакцинации
Исходя из существующего понимания способов
передачи вируса COVID-19 и рекомендуемых мер профилактики физического
дистанцирования, рекомендуется временно приостановить проведение кампаний
массовой вакцинации в связи с повышенным риском развития циркуляции в
сообществе. Странам следует регулярно отслеживать и повторно оценивать
необходимость отсрочки проведения кампаний по массовой вакцинации.
В условиях вспышки БПВ решение о проведении
кампаний массовой вакцинации в ответ на вспышку потребует оценки рисков и выгод
в каждом конкретном случае и должно учитывать способность системы
здравоохранения эффективно проводить безопасную и качественную массовую
кампанию в контексте пандемии COVID-19. Оценка должна рассматривать риски
отсроченного ответа по сравнению с рисками, связанными с немедленным ответом,
как с точки зрения заболеваемости и смертности от БПВ, так и потенциального
воздействия дальнейшей передачи вируса COVID-19.
В случае проведения кампании по вакцинации
в ответ на вспышку БПВ требуются строгие меры для обеспечения соблюдения
стандартных и специфических в отношении COVID-19 мер профилактики и борьбы с
инфекциями, адекватного обращения с отходами после инъекций, защиты работников
здравоохранения и защиты населения.
В случае отсрочки кампании по вакцинации в
ответ на вспышку потребуется периодическая оценка, основанная на заболеваемости
и смертности от БПВ, а также региональной и международной эпидемиологии для
оценки риска дальнейшей отсрочки.
Рассмотрение вопроса о восстановлении услуг по иммунизации
- В тех случаях, когда услуги по
иммунизации должны быть сокращены или приостановлены, страны должны
восстановить и активизировать службы иммунизации при первой же возможности,
чтобы закрыть пробелы в необходимой иммунной прослойке среди населения, как
только сокращение местной передачи вируса COVID-19 позволит возобновить работу
служб первичной медико-санитарной помощи.
- Если ресурсы для догоняющей иммунизации
ограничены, мероприятия по иммунизации должны уделять первоочередное внимание
БПВ вспышечного характера, таким как корь, полиомиелит, дифтерия и желтая
лихорадка.
- Странам следует внедрять эффективные
коммуникационные стратегии и взаимодействовать с сообществом, чтобы ослабить
обеспокоенность, укрепить связи между общинами и восстановить потребность
сообщества в вакцинации.