МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 2019
г. N 831
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
В соответствии с пунктом 21 Положения о разработке,
утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1571; 2010, N
22, ст. 2778; 2011, N 15, ст. 2131; 2012, N 19, ст. 2419; 2013,
N 15, ст. 1799; N 48, ст. 6259; 2015, N 2, ст. 459; N 15, ст. 2281; 2018, N 10,
ст. 1507; N 40, ст. 6142), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную
целевую программу
"Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" (далее -
Программа).
2. Возложить ответственность за реализацию Программы на заместителя
Министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкина.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Утверждена
приказом
Министерства здравоохранения
Российской
Федерации
от 3 октября 2019
г. N 831
ВЕДОМСТВЕННАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
ПАСПОРТ
ведомственной
целевой программы
"Развитие
системы оказания паллиативной медицинской помощи"
Сроки реализации ведомственной целевой программы
|
-
|
2019
- 2024 годы
|
Разработчик ведомственной целевой программы
|
-
|
Министерство
здравоохранения Российской Федерации
|
Участники ведомственной целевой программы
|
-
|
Федеральное
медико-биологическое агентство
|
Наименование государственной программы Российской
Федерации
|
-
|
государственная
программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения",
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. N 1640
|
Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная
целевая программа
|
-
|
приказ
Минздрава России
от
3 октября 2019 г. N 831
|
Цель ведомственной целевой программы и ее значения по
годам реализации
|
-
|
обеспечение
доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи в
амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и
стационарных условиях:
число
посещений с паллиативной целью врачей-специалистов и среднего медицинского
персонала (любых специальностей) на 10 000 населения:
в
2019 году - 100 на 10 000 населения;
в
2020 году - 120 на 10 000 населения;
в
2021 году - 140 на 10 000 населения;
в
2022 году - 160 на 10 000 населения;
в
2023 году - 180 на 10 000 населения;
в
2024 году - 200 на 10 000 населения;
доля
посещений выездных патронажных бригад для оказания паллиативной медицинской
помощи в общем количестве посещений по паллиативной медицинской помощи в
амбулаторных условиях:
в
2019 году - 40 процентов;
в
2020 году - 45 процентов;
в
2021 году - 48 процентов;
в
2022 году - 52 процента;
в
2023 году - 56 процентов;
в
2024 году - 60 процентов;
обеспеченность
паллиативными койками на 10 000 населения:
в
2019 году - 0,89 на 10 000 населения;
в
2020 году - 0,9 на 10 000 населения;
в
2021 году - 0,92 на 10 000 населения;
в
2022 году - 0,95 на 10 000 населения;
в
2023 году - 0,97 на 10 000 населения;
в
2024 году - 1 на 10 000 населения;
|
|
-
|
повышение
доступности и качества обезболивания при оказании паллиативной медицинской
помощи лекарственными препаратами, в том числе содержащими наркотические
средства и психотропные вещества:
полнота
выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов субъектами в
рамках заявленных потребностей в соответствии с планом распределения
наркотических средств и психотропных веществ:
в
2019 году - 80 процентов;
в
2020 году - 85 процентов;
в
2021 году - 90 процентов;
в
2022 году - 95 процентов;
в
2023 году - 95 процентов;
в
2024 году - 95 процентов.
|
Задачи ведомственной целевой программы
|
-
|
Задача
1. Повышение доступности и качества оказания паллиативной
медицинской помощи в субъектах Российской Федерации за счет улучшения
материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих
паллиативную медицинскую помощь, в амбулаторных условиях, в том числе на
дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях, повышение
доступности и качества обезболивания при оказании паллиативной медицинской
помощи лекарственными препаратами, в том числе содержащими наркотические
средства и психотропные вещества.
Задача
2. Оказание паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях,
подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Задача
3. Мониторинг оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям.
Задача
4. Государственная поддержка отдельных общественных и иных некоммерческих
организаций, осуществляющих оказание паллиативной медицинской помощи:
|
Параметры финансового обеспечения реализации
ведомственной целевой программы
|
-
|
Общий
размер финансового обеспечения составляет 31 572 585,2 <1>
тыс. рублей, из которых общий размер средств федерального бюджета составляет
26 520 000,0 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 5
052 585,2 тыс. рублей, в том числе:
на
2019 год - 5 256 903,2 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 420 000 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
836 903,2 тыс. рублей;
на
2020 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 419 961,1 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
843 136,4 тыс. рублей;
на
2021 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 419 848,4 тыс. рублей; средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
843 136,4 тыс. рублей;
на
2022 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 420 629,1 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
843 136,4 тыс. рублей;
на
2023 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 420 000 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
843 136,4 тыс. рублей;
на
2024 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета
- 4 420 000 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
843 136,4 тыс. рублей.
|
--------------------------------
<1> Объем
финансирования уточняется ежегодно.
I. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
"Развитие
системы оказания паллиативной медицинской помощи"
Ведомственная целевая программа
"Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" (далее -
Программа) разработана во исполнение подпункта "в" пункта 3 и
подпункта "б" пункта 4 перечня поручений от 28 декабря 2017 г. N
Пр-2713 по итогам пресс-конференции Президента Российской Федерации 14 декабря
2017 г., указания Президента Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N Пр-925 и
в целях реализации государственной программы Российской Федерации
"Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (далее - Государственная
программа).
Цель Программы: обеспечение доступности и
качества оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в
том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях;
повышение доступности и качества
обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи лекарственными
препаратами, в том числе содержащими наркотические средства и психотропные
вещества.
Для достижения поставленных целей
предполагается решение следующих задач:
повышение доступности и
качества оказания паллиативной медицинской помощи в субъектах Российской
Федерации за счет улучшения материально-технической базы медицинских
организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, в амбулаторных
условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных
условиях, повышение доступности и качества обезболивания при оказании
паллиативной медицинской помощи лекарственными препаратами, в том числе
содержащими наркотические средства и психотропные вещества;
оказание паллиативной медицинской помощи в
медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти;
мониторинг оказания паллиативной
медицинской помощи взрослым и детям;
государственная поддержка отдельных
общественных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих оказание
паллиативной медицинской помощи.
Цели и задачи Программы связаны с
реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих
мероприятия по развитию системы оказания паллиативной медицинской помощи, а
также с развитием паллиативной помощи, оказываемой медицинскими организациями,
подведомственными Минздраву России, и реализацией ведомственной целевой
программы "Медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий".
Ответственным за достижение целей и задач
Программы является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Участником (соисполнителем) Программы является ФМБА России.
II. Ожидаемые результаты реализации Программы,
целевые
индикаторы
Программа является одним из инструментов
эффективной реализации государственной политики в сфере развития
здравоохранения, обеспечивающих достижение к 2024 году целей, предусмотренных
Государственной программой, включая снижение в 2024 году: смертности населения
трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения (цель N 1
Государственной программы), снижение смертности от болезней системы
кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения (цель N 2 Государственной
программы), снижение смертности от новообразований, в том числе от
злокачественных до 185 случаев на 100 тыс. населения (цель N 3 Государственной
программы) и снижение младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся
детей (цель N 4 Государственной программы).
Реализация Программы позволит обеспечить
растущую потребность населения Российской Федерации в оказании паллиативной
медицинской помощи.
Рост потребности в оказании паллиативной
медицинской помощи тесно связан со старением населения и увеличением
продолжительности жизни, а также реализацией мероприятий по снижению смертности
от заболеваний системы кровообращений, в особенности от острых заболеваний и
состояний, злокачественных заболеваний и младенческой смертности в рамках
национального проекта "Здравоохранения".
Выполнение Программы обеспечивает
реализацию стратегического направления отечественного здравоохранения по
развитию амбулаторных и стационарозамещающих
технологий со снижением нагрузки на стационарный сегмент оказания паллиативной
медицинской помощи.
В рамках Программы планируется увеличить
число посещений с паллиативной целью врачей-специалистов и среднего
медицинского персонала (любых специальностей) на 10 000 населения:
в 2019 году - 100 на 10 000 населения;
в 2020 году - 120 на 10 000 населения;
в 2021 году - 140 на 10 000 населения;
в 2022 году - 160 на 10 000 населения;
в 2023 году - 180 на 10 000 населения;
в 2024 году - 200 на 10 000 населения.
Долю посещений выездных патронажных бригад
для оказания паллиативной медицинской помощи в общем количестве посещений по
паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях предлагается увеличить:
в 2019 году - 40 процентов;
в 2020 году - 45 процентов;
в 2021 году - 48 процентов;
в 2022 году - 52 процента;
в 2023 году - 56 процентов;
в 2024 году - 60 процентов.
Увеличению подлежит показатель обеспеченности паллиативными
койками на 10 000 населения:
в 2019 году - 0,89 на 10 000 населения;
в 2020 году - 0,9 на 10 000 населения;
в 2021 году - 0,92 на 10 000 населения;
в 2022 году - 0,95 на 10 000 населения;
в 2023 году - 0,97 на 10 000 населения;
в 2024 году - 1 на 10 000 населения.
В рамках Программы предлагается увеличить
полноту выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов
субъектами в рамках заявленных потребностей в соответствии с планом
распределения наркотических средств и психотропных веществ:
в 2019 году - 80 процентов;
в 2020 году - 85 процентов;
в 2021 году - 90 процентов;
в 2022 году - 95 процентов;
в 2023 году - 95 процентов;
в 2024 году - 95 процентов.
Соответствие целевых индикаторов задачам
Программы приведено в приложениях N 1 - 3 к
Программе.
III. Перечень и описание программных мероприятий
Программа реализуется в 2019 - 2024 годах.
Общий размер финансового обеспечения
составляет 31 572 585,2 <2> тыс. рублей, из которых общий размер средств
федерального бюджета составляет 26 520 000,0 тыс. рублей, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации - 5 052 585,2 тыс. рублей, в том числе:
--------------------------------
<2> Объем финансирования уточняется
ежегодно.
на 2019 год - 5 256 903,2 тыс. рублей, в том числе средств
федерального бюджета - 4 420 000 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 836 903,2 тыс. рублей;
на 2020 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в
том числе средств федерального бюджета - 4 419 961,1 тыс. рублей, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 843 136,4 тыс. рублей;
на 2021 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в
том числе средств федерального бюджета - 4 419 848,4 тыс. рублей; средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 843 136,4 тыс. рублей;
на 2022 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в
том числе средств федерального бюджета - 4 420 629,1 тыс. рублей, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 843 136,4 тыс. рублей;
на 2023 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в
том числе средств федерального бюджета - 4 420 000 тыс. рублей, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 843 136,4 тыс. рублей;
на 2024 год - 5 263 136,4 тыс. рублей, в
том числе средств федерального бюджета - 4 420 000 тыс. рублей, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 843 136,4 тыс. рублей.
Сроки реализации мероприятий Программы и
направления расходования средств приведены в приложениях N 2
"Перечень мероприятий ведомственной целевой программы (ВЦП) и N 3
"Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы (ВЦП)" к Программе
соответственно.
Достижение цели и решение поставленных
задач в Программе осуществляются путем выполнения следующих взаимоувязанных по
срокам реализации, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий
Программы:
Для решения задачи 1
"Повышение доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи
в субъектах Российской Федерации за счет улучшения материально-технической базы
медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, в
амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и
стационарных условиях, повышение доступности и качества обезболивания при
оказании паллиативной медицинской помощи лекарственными препаратами, в том
числе содержащими наркотические средства и психотропные вещества" предусмотрена
реализация следующего мероприятия:
выделение субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ
субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы
оказания паллиативной медицинской помощи (далее - субсидия) на оснащение
медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, в том
числе медицинскими изделиями для использования на дому, и закупку лекарственных
препаратов для обезболивания и лечения иных тягостных симптомов.
Для реализации задачи 2 "Оказание
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти" предусмотрена реализация
следующих мероприятий:
оказание паллиативной медицинской помощи
взрослым в федеральных медицинских организациях, подведомственных Минздраву
России, по государственному заданию;
оказание паллиативной медицинской помощи
взрослым и детям в федеральных медицинских организациях, подведомственных ФМБА
России.
Для реализации задачи 3 "Мониторинг
оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям":
организация работы федерального
научно-практического центра паллиативной медицинской помощи на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России.
Для реализации задачи 4
"Государственная поддержка отдельных общественных и иных некоммерческих
организаций, осуществляющих оказание паллиативной медицинской помощи"
предусмотрена реализация следующего мероприятия:
оказание государственной поддержки
Автономной некоммерческой организации "Центральная клиническая больница
Святителя Алексия, Митрополита Московского Московской Патриархии Русской
Православной Церкви" на обеспечение мероприятий, связанных с оказанием
паллиативной медицинской помощи.
IV. Срок реализации ведомственной целевой программы
"Развитие
системы паллиативной медицинской помощи"
Программа реализуется в 2019 - 2024 годах.
V. Система управления реализацией Программы
Описание системы управления реализацией Программы включает
в себя распределение полномочий и ответственности между Министерством
здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России.
Разработчиком Программы является Минздрав
России, который осуществляет управление реализацией Программы:
определяет формы и методы управления
реализацией Программы;
осуществляет планирование реализации
мероприятий Программы;
обеспечивает эффективное использование
средств;
проводит мониторинг эффективности
реализации мероприятий Программы и расходования бюджетных средств и формирует
отчеты о ходе реализации Программы;
размещает на официальном сайте Минздрава
России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о ходе и
результатах реализации Программы;
отвечает за обеспечение хода реализации
Программы и достижение ее конечных результатов;
подготавливает при необходимости
предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год,
уточняет затраты на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы, а
также механизм ее выполнения.
Участником Программы является Федеральное
медико-биологическое агентство, которое:
несет ответственность за достижение
показателей, характеризующих степень реализации мероприятий, за выполнение
которых являются ответственными;
обеспечивает эффективное использование
средств, выделяемых на реализацию мероприятий, ответственными за выполнение
которых являются;
представляет Минздраву России отчеты о ходе
реализации мероприятий ведомственной целевой программы;
участвует в подготовке аналитических
материалов о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и
эффективности использования финансовых средств.
Руководителем Программы является
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Руководитель Программы:
несет персональную ответственность за
реализацию Программы и ее конечные результаты;
определяет формы и методы управления
реализацией Программы;
определяет порядок привлечения работников к
выполнению мероприятий Программы и порядок оперативной корректировки
планов-графиков реализации мероприятий Программы.
По инициативе руководителя Программы в
Программу могут вноситься изменения.
Оперативное сопровождение Программы
возлагается на Департамент организации медицинской помощи и
санаторно-курортного дела совместно с Департаментом лекарственного обеспечения
и регулирования обращения медицинских изделий, Департаментом медицинской помощи
детям и службы родовспоможения, Финансово-экономическим департаментом Минздрава
России (далее - Департаменты).
Департаменты осуществляют следующие
полномочия:
составление сводной аналитической
отчетности о ходе реализации Программы;
анализ эффективности реализации мероприятий
Программы.
Приложение N 1
к Программе
от 3 октября 2019
г. N 831
СВЕДЕНИЯ
О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ
И ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ
ПАЛЛИАТИВНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" (ВЦП)