Зарегистрировано в Минюсте
России 19 июня 2019 г. N 54963
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 декабря
2018 г. N 911н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МЕДИЦИНСКИМ
ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНФОРМАЦИОННЫМ
СИСТЕМАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В
соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N
31, ст. 4791) приказываю:
1. Утвердить Требования к государственным информационным системам в
сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским
информационным системам медицинских организаций и информационным системам
фармацевтических организаций согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Утверждены
приказом
Министерства
здравоохранения
Российской
Федерации
от 24 декабря 2018
г. N 911н
ТРЕБОВАНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МЕДИЦИНСКИМ
ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНФОРМАЦИОННЫМ
СИСТЕМАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1.
Настоящие Требования устанавливают требования к государственным информационным
системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским
информационным системам медицинских организаций и информационным системам
фармацевтических организаций (далее - Требования, информационные системы
соответственно).
2. Государственные информационные системы в сфере
здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - ГИС субъектов
Российской Федерации) предназначены для сбора, хранения, обработки и
представления информации, необходимой для информационной поддержки управления
деятельностью в сфере охраны здоровья граждан в субъекте Российской Федерации,
включая информацию о медицинских и фармацевтических организациях на территории
субъекта Российской Федерации и об осуществлении ими медицинской и
фармацевтической деятельности на территории субъекта Российской Федерации
<1>.
--------------------------------
<1> Части 1 и 2 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011
г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
3. Медицинские информационные системы медицинских организаций
(далее - МИС МО) предназначены для сбора, хранения, обработки и представления
информации, необходимой для автоматизации процессов оказания и учета
медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников, включая
информацию о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи и о медицинской
деятельности медицинских организаций <2>.
--------------------------------
<2> Части 1 и 2 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ.
4. В информационных системах фармацевтических организаций
содержится информация, необходимая для автоматизации процессов осуществления
фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических
работников, включая информацию о фармацевтических организациях и об
осуществлении ими фармацевтической деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Части 1 и 2 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ.
5. В
случае если ГИС субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций
МИС МО, то к такой ГИС субъекта Российской Федерации применяются требования
главы III Требований и требования к МИС МО, установленные главой IV Требований.
6. Операторами информационных систем являются органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации на создание,
развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере
здравоохранения субъекта Российской Федерации, организации, назначенные
указанными органами, медицинские организации и фармацевтические организации
<4>.
--------------------------------
<4> Часть 3 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ.
II. Требования к защите информации, содержащейся
в информационных
системах, и к программно-техническим
средствам
информационных систем
7.
Информация, содержащаяся в информационных системах, подлежит защите в
соответствии с законодательством Российской Федерации об информации,
информационных технологиях и о защите информации <5> и законодательством
Российской Федерации в области персональных данных <6>.
--------------------------------
<5> Статья 4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N
48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; 4196; N 49,
ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст.
4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27,
ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772; 2018, N 1, ст.
82) (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
<6> Статья 4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
"О персональных данных" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N
30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27,
ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243;
N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, 4390; 2016,
N 26, ст. 3877; N 28, ст. 4558, N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст.
3478; N 25, ст. 3596; N 31, ст. 4790, ст. 4825, ст. 4827; N 48, ст. 7051; 2018,
N 1, ст. 66; N 18, ст. 2572; N 27, ст. 3956; N 30, ст. 4546; N 52, ст. 8101).
8. Защита
информации, содержащейся в информационных системах, должна обеспечиваться посредством
применения организационных и технических мер защиты информации <7>.
--------------------------------
<7> Статья 16 Федерального закона N 149-ФЗ.
9.
Программно-технические средства информационных систем должны:
а) располагаться на территории Российской Федерации <8>;
--------------------------------
<8> Часть 2.1 статьи 13 Федерального закона N 149-ФЗ.
б)
соответствовать требованиям, предусмотренным постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета
на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств,
для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" <9>;
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47,
ст. 6600; 2017, N 14, ст. 2062; N 52, ст. 8168; 2018, N 49, ст. 7600.
в) быть
сертифицированными Федеральной службой безопасности Российской Федерации и
(или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю <10> в
отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих
программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической
защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа,
уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных
неправомерных действий в отношении такой информации (в том числе сведения,
составляющие врачебную тайну);
--------------------------------
<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня
1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2579; 1996, N 18, ст.
2142; 1999, N 14, ст. 1722; 2004, N 52, ст. 5480; 2010, N 18, ст. 2238).
г)
обеспечивать хранение медицинской документации в форме электронных документов,
предусматривая резервное копирование медицинской документации в форме
электронных документов и метаданных, восстановление медицинской документации в
форме электронных документов и метаданных из резервных копий <11>;
--------------------------------
<11> Пункты 11, 12 части 1 статьи 79 Федерального закона N
323-ФЗ.
д)
обеспечивать протоколирование и сохранение сведений о предоставлении доступа и
о других операциях с документами и метаданными в автоматизированном режиме, а
также автоматизированное ведение электронных журналов учета точного времени и
фактов размещения, изменения и удаления информации, содержания вносимых
изменений;
е) функционировать в бесперебойном круглосуточном режиме, за
исключением установленных периодов проведения работ по обслуживанию
информационных систем и устранению неисправностей в работе, суммарная
длительность которых не должна превышать 4 часов в месяц (за исключением
перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы);
ж) обеспечивать размещение информации в единой государственной
информационной системе в сфере здравоохранения в соответствии с приложением N 1
к Положению о единой государственной информационной системе в сфере
здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 <12> (далее - Положение о единой
системе), и обеспечивать доступ к информации, содержащейся в единой
государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - Единая
система), в соответствии с приложением N 2 к Положению о единой системе;
--------------------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20,
ст. 2849; N 49, ст. 7600; N 50, ст. 7755.
з)
обеспечивать информационное взаимодействие информационных систем между собой
путем обмена информационными сообщениям посредством формирования, отправки,
получения, обработки запросов и ответов, форматы которых разрабатываются
операторами информационных систем в сфере здравоохранения на основе
справочников и классификаторов, содержащихся в федеральном реестре
нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения <13>;
--------------------------------
<13> Пункты 23, 24 Положения о единой системе.
и)
формировать электронные подписи в автоматическом режиме и включать их в
информационные сообщения, проверять содержащиеся в информационных сообщениях
электронные подписи организаций и (или) их должностных лиц, в том числе
организаций, являющихся операторами информационных систем, участвующих в
информационном взаимодействии <14>;
--------------------------------
<14> Приказ Федеральной службы безопасности от 27 декабря 2011 г.
N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и
Требований к средствам удостоверяющего центра" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2012 г., регистрационный N
23191).
к)
обеспечивать достоверность и актуальность сведений о медицинских организациях и
медицинских работниках посредством информационного взаимодействия с федеральным
реестром медицинских организаций, федеральным регистром медицинских работников
Единой системы <15>;
--------------------------------
<15> Пункты 6 - 10, 53 Положения о единой системе.
л)
обеспечивать возможность ведения медицинской документации в форме электронных
документов.
III. Требования к ГИС субъектов Российской Федерации
10.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской
Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами <16>,
должны обеспечивать:
--------------------------------
<16> Часть 3 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ.
а)
создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, а также
сопровождение технического и программного обеспечения ГИС субъекта Российской
Федерации;
б) прием, хранение и предоставление данных ГИС субъекта Российской
Федерации;
в) подключение и (или) предоставление доступа к ГИС субъекта Российской
Федерации МИС МО;
г) подключение ГИС субъекта Российской Федерации к Единой системе и
размещение сведений в Единой системе в составе и сроки, предусмотренные
Приложением N 1 к Положению о единой системе;
д) учет и регистрацию всех действий, а также идентификацию всех
участников, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии
информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" <17> (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), с
ГИС субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48,
ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791.
е)
методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного
наполнения ГИС субъекта Российской Федерации.
11. Посредством ГИС субъекта Российской Федерации в целях реализации
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона N
323-ФЗ, обеспечивается:
а) поддержка принятия управленческих решений по вопросам развития
здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
б) управление потоками пациентов (электронная регистратура);
в) управление скорой, в том числе скорой специализированной,
медицинской помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию);
г) ведение интегрированной электронной медицинской карты;
д) учет сведений о показателях системы здравоохранения, в том числе
медико-демографических показателей здоровья населения;
е) ведение специализированных регистров пациентов по отдельным
нозологиям и категориям граждан;
ж) сбор, хранение и обработка информации об обеспеченности отдельных категорий
граждан, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной
социальной помощи <18>, лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями;
--------------------------------
<18> Статья 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607).
з)
оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
и) организация профилактики заболеваний, включая проведения
диспансеризации, профилактических медицинских осмотров;
к) организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;
л) ведение централизованной системы (подсистемы) управления
лабораторными исследованиями;
м) ведение централизованной системы (подсистемы) хранения и обработки
результатов диагностических исследований (медицинских изображений);
н) обеспечение автоматизации процессов оказания медицинской помощи по
отдельным нозологиям и категориям граждан;
о) учет обращения медицинской документации, организация электронного
документооборота в сфере охраны здоровья;
п) ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения в
субъекте Российской Федерации;
р) иные функциональные возможности по решению оператора информационной
системы, соответствующие назначению ГИС субъектов Российской Федерации,
предусмотренному пунктом 2 Требований.
12. Поддержка принятия управленческих решений в сфере здравоохранения
субъекта Российской Федерации включает:
а) анализ и обработку данных мониторинга показателей здоровья
населения, включая оценку заболеваемости, инвалидности и смертности различных
половозрастных групп населения по нозологиям, для целей принятия управленческих
решений в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;
б) сравнительный анализ деятельности медицинских организаций субъекта
Российской Федерации, а также анализ обеспеченности и потребности в основных
видах медицинской помощи, включая контроль выполнения территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
в) оценку показателей, характеризующих систему оказания медицинской
помощи, и их динамики.
13. Управление потоками пациентов (электронная регистратура) в ГИС
субъекта Российской Федерации включает:
а) формирование расписания для записи на прием к врачу, вызовов врача
на дом и запись для прохождения профилактических медицинских осмотров и
диспансеризации с использованием информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет";
б) ведение листов ожидания, анализ обслуживаемых записей с учетом
синхронизации с федеральной электронной регистратурой <19>;
--------------------------------
<19> Пункт 11 Положения о единой системе.
в)
информирование населения о предоставляемых медицинских услугах;
г) планирование потоков пациентов при оказании первичной
медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных
условиях, учет и планирование занятости коечного фонда;
д) мониторинг доступности записи на прием к врачу в сроки, установленные
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
14. Управление скорой, в том числе скорой специализированной,
медицинской помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию) включает:
а) учет данных из информационной системы управления приемом и
обработкой вызовов скорой медицинской помощи (с использованием глобальной
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС <20>) (далее - ИС СМП) о
принятых вызовах скорой медицинской помощи, результатах оказания медицинской
помощи;
--------------------------------
<20> Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 638
"Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в
интересах социально-экономического развития Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 249).
б)
оперативное (диспетчерское) управление вызовами скорой медицинской помощи на
основе их картографического распределения, а также работой выездных бригад
скорой медицинской помощи на основе информационно-коммуникационной поддержки
(передача аудио-, видеоинформации по сетям беспроводной связи);
в) прием и обработку данных систем спутникового позиционирования
(ГЛОНАСС/GPS), информационное взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами
экстренных оперативных служб; интеграцию с центрами профильного мониторинга
системы здравоохранения; оперативное управление транспортными средствами в
режиме реального времени при устранении происшествий и чрезвычайных ситуаций;
г) управление медицинской эвакуацией пациентов и их госпитализацией в
медицинские организации;
д) учет и формирование статистических (в том числе оперативных) данных.
15. Ведение интегрированной электронной медицинской карты пациента
включает:
а) сбор, хранение, систематизацию и обработку сведений, указанных в
статье 94 Федерального закона N 323-ФЗ, о лицах, которым оказывается
медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские
экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
б) обмен структурированной медицинской документацией в форме
электронных документов между МИС МО, ГИС субъекта Российской Федерации и
федеральной интегрированной электронной медицинской картой Единой системы
<21>.
--------------------------------
<21> Пункты 14, 15 Положения о единой системе.
16. Учет
сведений о показателях системы здравоохранения, в том числе
медико-демографических показателях здоровья населения, включает:
а) учет оснащенности медицинских организаций и их структурных
подразделений, в том числе сведений о коечном фонде, обеспеченности кадровыми
ресурсами, оснащении медицинскими изделиями и передачу сведений в федеральный
регистр медицинских работников и федеральный реестр медицинских организаций
Единой системы;
б) учет численности и движения населения, анализ рождаемости и
смертности населения;
в) автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере
здравоохранения по формам статистического учета и отчетности в сфере
здравоохранения, анализ эффективности использования ресурсов системы
здравоохранения.
17. Посредством ГИС субъекта Российской Федерации обеспечивается
ведение региональных сегментов федеральных специализированных регистров
пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, указанных в части 4
статьи 91.1 Федерального закона N 323-ФЗ.
18. Посредством ГИС субъекта Российской Федерации обеспечиваются сбор,
хранение и обработка информации об обеспеченности отдельных категорий граждан,
в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной
помощи <22>, лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания, медицинскими изделиями (включая сведения о назначении,
отпуске и наличии лекарственных препаратов, специализированных продуктов
лечебного питания и медицинских изделий в аптечной организации), в том числе:
--------------------------------
<22> Статья 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607).
а) учет
обращения рецептов на лекарственные препараты, специализированные продукты
лечебного питания, медицинские изделия, сформированных в форме электронных
документов (в случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации
наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном
носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных
документов <23>);
--------------------------------
<23> Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 61-ФЗ "Об
обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2017, N 31, ст. 4791) (далее - Федеральный закон
N 61-ФЗ).
б)
организацию учета аптечными организациями информации о лекарственных
препаратах, специализированных продуктах лечебного питания, медицинских
изделиях и их обслуживании;
в) ведение баз данных лекарственных препаратов, специализированных продуктов
лечебного питания и медицинских изделий;
г) формирование отчетных форм для анализа информации потребности в
лекарственных препаратах, специализированных продуктах лечебного питания и
медицинских изделиях;
д) организацию обмена информацией с Единой системой.
19. Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских
технологий с использованием ГИС субъекта Российской Федерации обеспечивается на
территории субъекта Российской в соответствии с порядком организации и оказания
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее - Порядок)
<24>.
--------------------------------
<24> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г.,
регистрационный N 49577).
20.
Организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации,
профилактических медицинских осмотров, включает:
а) формирование списков граждан, которым необходимо пройти
диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, автоматизированное
выявление случаев, требующих реагирования и контроля предпринятых мер,
мониторинг необходимости направления пациента на второй этап диспансеризации
<25>;
--------------------------------
<25> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
13 марта 2019 г. N 124н "Об утверждении порядка проведения
профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп
взрослого населения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 24 апреля 2019 г., регистрационный N 54495) (далее - приказ Минздрава
России N 124н).
б) анализ
охвата населения субъекта Российской Федерации диспансеризацией и
профилактическими медицинскими осмотрами с разграничением по полу и возрасту
<26>;
--------------------------------
<26> Пункт 24 Порядка проведения профилактического медицинского
осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного
приказом Минздрава России N 124н.
в)
информационную поддержку врачей при проведении диспансеризации,
профилактических медицинских осмотров;
г) организацию мониторинга рисков развития социально значимых
заболеваний <27>;
--------------------------------
<27> Постановление Правительства Российской Федерации от 1
декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых
заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для
окружающих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49,
ст. 4916; 2012, N 30, ст. 4275).
д) оценку
эффективности профилактики;
е) привлечение населения к здоровому образу жизни и охране собственного
здоровья путем информирования о необходимости прохождения диспансеризации,
профилактических медицинских осмотров в зависимости от принадлежности к группам
риска.
21. Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней <28> в
субъекте Российской Федерации включает:
--------------------------------
<28> Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2,
ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N
43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1,
ст. 21; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 53,
ст. 7589; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6688;
2015, N 1, ст. 48; 2018, N 11, ст. 1591).
а)
ведение и учет персонифицированных данных по проведению иммунопрофилактики в
рамках национального календаря профилактических прививок и календаря
профилактических прививок по эпидемическим показаниям <29>, включая
данные медицинского осмотра и медицинского обследования перед профилактическими
прививками;
--------------------------------
<29> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря
профилактических прививок и календаря профилактических прививок по
эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 25 апреля 2014 г., регистрационный N 32115) с изменениями,
внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16
июня 2016 г. N 370н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
4 июля 2016 г., регистрационный N 42728), от 13 апреля 2017 г. N 175н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2017 г.,
регистрационный N 46745).
б) ведение
и учет персонифицированных данных по поствакцинальным осложнениям.
22. Ведение централизованной системы (подсистемы) управления
лабораторными исследованиями включает:
а) сбор, централизованное хранение и оперативный доступ к имеющимся
данным лабораторных исследований с автоматизированных рабочих мест медицинских
работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности в рамках
субъекта Российской Федерации, проводящих лабораторную диагностику и
лечебно-диагностический процесс;
б) анализ обоснованности назначений лабораторных исследований (в том
числе повторных).
23. Ведение централизованной системы (подсистемы) хранения и обработки
результатов диагностических исследований (медицинских изображений) включает:
а) централизованное хранение в электронном виде результатов
диагностических исследований (медицинских изображений, формируемых в
медицинских организациях субъекта Российской Федерации, выполняющих
диагностические исследования);
б) оперативный доступ к имеющимся результатам диагностических исследований
(медицинских изображений) с автоматизированных рабочих мест медицинских
работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
в) анализ обоснованности назначений диагностических исследований (в том
числе повторных).
24. Обеспечение автоматизации процессов оказания медицинской помощи по
отдельным нозологиям и категориям граждан включает автоматизацию процессов
организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями,
больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, пациенток, находящихся под
диспансерным наблюдением в период беременности, пациентов, нуждающихся в
осуществлении медицинской реабилитации, оказании паллиативной медицинской
помощи, включая обезболивание, а также по иным нозологиям и категориям граждан.
25. Учет обращения медицинской документации включает:
а) учет использования бланков медицинской документации: листка
нетрудоспособности <30>, рецептурных бланков на лекарственный препарат
<31>, специального рецептурного бланка на наркотическое средство или
психотропное вещество <32>, рецептурного бланка на медицинские изделия
<33>, медицинское свидетельство о рождении, медицинское свидетельство о
смерти <34>, направления на медико-социальную экспертизу <35>;
--------------------------------
<30> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы
бланка листка нетрудоспособности" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 10 июня 2011 г., регистрационный N 21026).
<31> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных
препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка
оформления указанных бланков, их учета и хранения" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2019 г., регистрационный N
54173).
<32> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
1 августа 2012 г. N 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих
назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их
изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил
оформления" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15
августа 2012 г., регистрационный N 25190) с изменениями, внесенными приказами
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 385н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2018 г.,
регистрационный N 39868), от 21 апреля 2016 г. N 254н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный N 42887), от 31
октября 2017 г. N 882н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49561).
<33> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20 декабря 2012 г. N 1181н "Об утверждении порядка назначения и
выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на
медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и
хранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25
июня 2013 г., регистрационный N 28882).
<34> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 782н "Об утверждении и
порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и
смерти" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30
декабря 2008 г., регистрационный N 13055) с изменениями, внесенными приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27
декабря 2011 г. N 1687н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 15 марта 2012 г., регистрационный N 23490).
<35> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации N 578н, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 606н от 6
сентября 2018 г. "Об утверждении формы направления на медико-социальную
экспертизу медицинской организацией" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52777).
б)
обеспечение обмена медицинской документацией.
26. Ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения в
субъекте Российской Федерации обеспечивает информационный обмен и синхронизацию
с федеральным реестром нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения
<36>, целостность данных, актуализацию и расширение данных региональной
системы ведения нормативно-справочной информации.
--------------------------------
<36> Пункт 10 части 3 статьи 91.1 Федерального закона N 323-ФЗ.
IV. Требования к медицинским информационным системам
медицинских
организаций
27.
Посредством МИС МО обеспечивается:
а) информационная поддержка принятия управленческих решений в
медицинской организации;
б) мониторинг и управление потоками пациентов (электронная
регистратура);
в) ведение электронной медицинской карты пациента;
г) оказание медицинской помощи с применением телемедицинских
технологий;
д) организация профилактики заболеваний, включая проведение
диспансеризации, профилактических медицинских осмотров;
е) организация иммунопрофилактики инфекционных болезней;
ж) иные функциональные возможности по решению оператора информационной
системы, соответствующие назначению МИС МО, предусмотренному пунктом 3
Требований.
28. Информационная поддержка принятия управленческих решений в медицинской
организации включает:
а) автоматизированное формирование форм статистического учета и
отчетности в сфере здравоохранения;
б) формирование счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь
и интеграцию с информационными системами территориальных фондов обязательного
медицинского страхования и страховых медицинских организаций или автоматическую
передачу данных о медицинской помощи, оказанной в рамках обязательного
медицинского страхования, из МИС МО в информационные системы территориальных
фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских
организаций, а также обеспечение возможности проведения контроля качества
медицинской помощи и медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими
организациями на основе данных электронной медицинской карты пациента;
в) работу системы поддержки деятельности руководителя медицинской
организации, включая получение, формирование и представление форм
статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения, а также путем
формирования аналитической справочной информации;
г) сбор, хранение и обработку информации об обеспеченности отдельных
категорий граждан, в том числе граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи, лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями
(включая сведения о назначении, отпуске и наличии лекарственных препаратов,
специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий в аптечной
организации);
д) автоматизацию учета запасов, списания лекарственных препаратов,
специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий и
формирование отчетных форм для анализа информации о потребности в лекарственных
препаратах, специализированных продуктах лечебного питания и медицинских изделиях.
29. Мониторинг и управление потоками пациентов (электронная
регистратура) включает:
а) управление и планирование потоков пациентов при оказании первичной
медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных
условиях (формирование расписания приема специалистов, учет и планирования
занятости коечного фонда);
б) мониторинг доступности записи на прием к врачу в сроки,
установленные территориальной программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи;
в) учет прикрепленного к медицинской организации и медицинскому
работнику населения, направление информации о прикреплении пациентов в
информационные системы территориального фонда обязательного медицинского
страхования и страховых медицинских организаций;
г) мониторинг доступности медицинской помощи.
30. Ведение электронной медицинской карты пациента в МИС МО включает:
а) сбор, систематизацию и обработку сведений о лицах, которым
оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся
медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования
при оказании медицинской помощи с ведением медицинской документации, указанных
в статье 94 Федерального закона N 323-ФЗ;
б) назначение диагностических исследований и формирование направления
на диагностические исследования с рабочего места врача, реализованное для всех
подразделений медицинской организации, получение результатов диагностических
исследований в электронной форме, медицинских заключений и (или) ссылок на изображения
из системы хранения результатов диагностических исследований (архив медицинских
изображений), которая может быть удаленной, самостоятельной и не входящей в
состав МИС МО, полностью интегрированной с МИС МО или являться ее частью;
в) назначение лабораторных исследований и формирование направления на
лабораторные исследования, получение результатов лабораторных исследований из
системы хранения результатов лабораторных исследований, которая может быть
удаленной, самостоятельной и не входящей в состав МИС МО, полностью
интегрированной с МИС МО или являться ее частью, при этом в электронную
медицинскую карту пациента поступают все лабораторные данные для всех
подразделений медицинской организации;
г) учет временной нетрудоспособности (включая выдачу листка нетрудоспособности
на бумажном носителе или в форме электронного документа, логический контроль
заполнения данных);
д) реализацию индивидуальных программ абилитации и реабилитации;
е) выдачу медицинских заключений, справок, рецептов на лекарственные
препараты и медицинские изделия в форме электронных документов;
ж) выдачу отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов
(их копий) и выписок из них в форме электронных документов <37>.
--------------------------------
<37> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
29 июня 2016 г. N 425н "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо
его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние
здоровья пациента" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2016 г., регистрационный N 44336).
31.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
осуществляется в соответствии с Порядком.
32. Организация профилактики заболеваний включает проведение
диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, иных профилактических
мероприятий, учет граждан, прошедших профилактические медицинские осмотры,
диспансеризацию, взаимодействие со страховыми медицинскими организациями и
обеспечивается посредством формирования списков граждан, которым необходимо
пройти диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, а также
автоматизированное выявление случаев, требующих реагирования и контроля
предпринятых мер, мониторинг необходимости направления пациента на второй этап
диспансеризации.
33. Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней включает
ведение и учет данных по осуществлению иммунопрофилактики инфекционных
болезней, в том числе данных медицинских осмотров и поствакцинальных осложнений
в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря
профилактических прививок по эпидемическим показаниям, статистической и
аналитической отчетности для контроля и анализа охвата иммунизацией населения.
V. Требования к информационным системам
фармацевтических
организаций
34.
Посредством информационной системы фармацевтической организации обеспечивается:
а) учет рецептов на лекарственные препараты, специализированные
продукты лечебного питания, медицинские изделия, в том числе рецептов,
сформированных в форме электронных документов <38> (в случае принятия
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об
использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на
лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на
лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов
<39>);
--------------------------------
<38> Пункт 16 части 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ.
<39> Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 61-ФЗ.
б) учет
отпуска лекарственных препаратов <40>, специализированных продуктов
лечебного питания и медицинских изделий;
--------------------------------
<40> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
11 июля 2017 г. N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных
препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических
лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными
предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2017 г.,
регистрационный N 48125).
в)
формирование учетных, отчетных и иных документов, характеризующих деятельность
фармацевтической организации по оптовой торговле лекарственными средствами, их
хранению, перевозке и (или) розничной торговле лекарственными препаратами, их
отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов;
г) иные функциональные возможности по решению оператора информационной
системы, соответствующие назначению информационной системы фармацевтической
организации, предусмотренному пунктом 4 Требований.