МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля
2019 г. N ТС-551/07
О СОПРОВОЖДЕНИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Согласно
законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения
образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие
разъяснения.
Т.Ю.СИНЮГИНА
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О СОПРОВОЖДЕНИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Согласно
Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и приказу
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N
1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии" специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении
психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (далее - приказ N 1015) понимается в том
числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из
расчета по одной штатной единице на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ с учетом
особенностей учащихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г.
N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010
г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован
Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников,
требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению
подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не
менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден
профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания"
(зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406),
одной из трудовых функций которого является тьюторское
сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
К должностным обязанностям тьютора по
сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в
процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных
планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ
обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по
формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению,
корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных
образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов
реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне
образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных
образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными
субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения
доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам
деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для
поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных
образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных
образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования
адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов
образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам
индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор - это педагогический
работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден
профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической
помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья"
(зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь
среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем
месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки
по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления
требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию
технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к
самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования
относятся:
1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными
возможностями здоровья в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной
организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе
с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной
коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации
(изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего
места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований
обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической
помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент
(помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в
процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента
(помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в
заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической
комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом
образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг
по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению
ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно
периода предоставления услуг тьютора и (или)
ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный
год);
на постоянной основе.
Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной
организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента
(помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или
отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной
программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора
и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей
конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ
N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г.,
регистрационный N 30038).
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на
работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров,
распределении должностных обязанностей, создании условий и организации
дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об
образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора
и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается
руководителем образовательной организации на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и
(или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента
(помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в
предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и
(или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи
количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение
предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное
сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации
или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению
и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в
образовательных организациях может осуществляться тьютором,
ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании
трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также
с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании
договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора
и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо
учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного
расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Т.Ю.СИНЮГИНА