МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 декабря 2018
г. N 765
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ ОГРАНИЧЕНИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ДАННЫХ
В
соответствии с пунктом 11 приложения N 4 к государственной программе Российской
Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст.
2625; N 24, ст. 3525; 2017, N 5, ст. 813; N 15, ст. 2206; N 31, ст. 4920; N 47,
ст. 6982; 2018, N 7, ст. 1033; N 15, ст. 2123; N 37, ст. 5756), в целях
улучшения качества проведения медико-социальной экспертизы и формирования
единых подходов к определению потребностей инвалидов и детей-инвалидов в
мероприятиях по реабилитации и абилитации приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по определению потребности
инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации
на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных (далее - методические
рекомендации) согласно приложению.
2. Подраздел 2.3 приложения к методическим
рекомендациям, утвержденным настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2019
года.
Министр
М.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу
Министерства труда
и социальной
защиты
Российской
Федерации
от 3 декабря 2018
г. N 765
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ
ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ДАННЫХ
1.
Методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида
в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе
оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных (далее - Методические
рекомендации) разработаны для специалистов федеральных государственных
учреждений медико-социальной экспертизы в целях применения ими единообразного
подхода к определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по
реабилитации и абилитации при разработке
индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалида (далее - ИПРА инвалида), индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА
ребенка-инвалида).
2. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не
ограничивая при этом возможность определения потребности инвалида,
ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации
в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого инвалида,
ребенка-инвалида.
3. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по
реабилитации и абилитации осуществляется
специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной
экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной
оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций
организма, социального статуса и реабилитационного потенциала, с учетом его
клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и
психологических данных.
4. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по
реабилитации и абилитации состоит из следующих
этапов:
а) проведение реабилитационно-абилитационной
экспертной диагностики;
б) оценка социального статуса;
в) оценка реабилитационного и абилитационного
потенциала;
г) определение реабилитационного и абилитационного
прогноза;
д) определение мероприятий по реабилитации и абилитации,
технических средств реабилитации, товаров и услуг, в которых нуждается инвалид,
ребенок-инвалид, для восстановления (формирования) (полностью или частично) или
компенсации (полностью или частично) утраченных (отсутствующих) способностей к
выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, с учетом его
индивидуальных особенностей и возможностей.
5. Определение потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях
по реабилитации и абилитации, предусмотренных
разделами ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида (за исключением мероприятий по
медицинской реабилитации и абилитации),
осуществляется согласно приложению к Методическим рекомендациям.
6. Определение мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации осуществляется с учетом рекомендуемых
мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации,
указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией,
оказывающей медицинскую помощь гражданам <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95
"О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2012, N 37, ст.
5002; 2015, N 33, ст. 4836; 2016, N 35, ст. 5320; 2018, N 27, ст. 4067).
Приложение
к методическим
рекомендациям
по определению
потребности инвалида,
ребенка-инвалида в
мероприятиях
по реабилитации и абилитации на основе
оценки ограничения
жизнедеятельности
с учетом
социально-бытовых,
профессионально-трудовых
и психологических
данных,
утвержденным приказом
Министерства труда
и социальной
защиты Российской
Федерации
от 3 декабря 2018
г. N 765
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И
АБИЛИТАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
РЕАБИЛИТАЦИИ И
АБИЛИТАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ РАЗДЕЛАМИ
ИПРА ИНВАЛИДА,
ИПРА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
Заключение о
нуждаемости (ненуждаемости) в мероприятиях по
реабилитации и абилитации <1>
|
Степень
выраженности стойких нарушений функций организма, установленная в
соответствии с количественной системой оценки <2>
|
Наличие и
степень выраженности ограничений жизнедеятельности
|
Состояние
основных компонентов социального статуса человека по оценке результатов
реабилитационно-экспертной диагностики <3>
|
1. Мероприятия по общему и профессиональному образованию
Рекомендации
по условиям организации обучения
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: психических, речевых,
сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем;
нарушения,
обусловленные физическим внешним уродством (40 - 100%)
|
Ограничение
способности к обучению 1, 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-педагогический статус
нарушен или утрачен (не сформирован), социально-психологический статус
сохранен, нарушен или утрачен (не сформирован), профессиональный статус
нарушен, утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Нуждаемость в
рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения
психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного
обследования ребенка <4>.
|
2. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации
|
2.1. Профессиональная ориентация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, сенсорных,
статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы,
пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной
системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 -
100%);
стойкие
умеренные и выраженные нарушения психических функций (40 - 80%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
|
Профессиональный
статус нарушен, социально-педагогический статус сохранен или нарушен,
социально-психологический статус сохранен или нарушен, социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Профессиональная
ориентация предполагает предоставление инвалиду, ребенку-инвалиду системы услуг
(медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических),
обеспечивающей его профессиональное самоопределение с учетом
психофизиологического состояния, индивидуальных особенностей личности и
требований общества.
|
2.2. Содействие в трудоустройстве
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических,
сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем
(40 - 100%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-педагогический статус сохранен
или нарушен, утрачен (не сформирован), социально-психологический статус
сохранен или нарушен
|
Примечание.
Содействие в трудоустройстве
предполагает целенаправленную деятельность по подбору инвалиду рабочего
места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям
и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке с учетом имеющихся
нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности.
|
КонсультантПлюс:
примечание.Подраздел 2.3 вступает в силу с
01.01.2019.
|
|
2.3. Рекомендации о показанных или противопоказанных
видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека,
обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами
|
Примечание.
Рекомендации о показанных
или противопоказанных видах трудовой деятельности выносятся в зависимости от
вида нарушенных функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, в соответствии с приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении
Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47579) с изменениями, внесенными
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30
мая 2018 г. N 322н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 22 июня 2018 г., регистрационный N 51412).
|
2.4. Рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места
для трудоустройства инвалида, ребенка-инвалида
|
2.4.1. Для инвалида, ребенка-инвалида по зрению
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций зрения (40 -
100%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц,
ограничение способности к ориентации 1, 2, 3 степени
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен
|
2.4.2. Для инвалида, ребенка-инвалида по слуху
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные нарушения функций слуха (50 - 60%);
выраженные
нарушения функций слуха (глухонемота, сопровождающаяся психическими
нарушениями) (70%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
ориентации 1, 2 степени, ограничение способности к общению 1, 2 степени,
ограничение способности контролировать свое поведение 1, 2 степени
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен
|
2.4.3. Для инвалида, ребенка-инвалида с одновременным нарушением функции
зрения и слуха
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций зрения (70 - 90%) в
сочетании со стойкими умеренными и (или) выраженными нарушениями функций
слуха (40 - 70%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц,
ограничение способности к ориентации 2, 3 степени
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен
|
2.4.4. Для инвалида, ребенка-инвалида с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающегося с использованием
кресла-коляски
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения статодинамических
функций организма (40 - 100%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц,
ограничение способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к
самообслуживанию 1, 2, 3 степени
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен
|
2.4.5. Для инвалида, ребенка-инвалида с прочими нарушениями
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических,
сенсорных, языковых и речевых, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем
(70 - 90%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной
трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен
|
2.5. Рекомендации по производственной адаптации
|
Примечание.
Производственная адаптация
- это содействие приспособлению инвалида, ребенка-инвалида к условиям
профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму,
характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе
определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с
исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях
конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для
максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного
потенциала.
|
2.5.1. Социально-психологическая адаптация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических,
сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной, кожи и связанных с ней систем (40 - 90%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен, социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Социально-психологическая
адаптация предполагает социально-психологическое сопровождение инвалида,
ребенка-инвалида в процессе закрепления на рабочем месте в коллективе
(психологическое консультирование, психологический тренинг. Например,
коммуникативный, психологическая коррекция).
|
2.5.2. Социально-производственная адаптация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических,
сенсорных, статодинамических, сердечнососудистой
системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и
метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной, кожи и
связанных с ней систем (40 - 90%)
|
Ограничение
способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к
трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению
элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
|
Профессиональный
статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен
или нарушен, социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Социально-производственная
адаптация предполагает социальную поддержку инвалида наставником,
инструктором на рабочем месте, контроль и курирование в процессе
производственной адаптации, включая сопровождаемое трудоустройство.
|
3. Мероприятия по социальной реабилитации или абилитации
|
3.1. Социально-средовая реабилитация или абилитация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических,
сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной, кожи и связанных с ней систем (40 -
100%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному
передвижению 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3
степени, к обучению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3
степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Социально-средовая
реабилитация или абилитация направлена на
обеспечение возможности участия инвалида, ребенка-инвалида в обычных
общественных взаимоотношениях, вовлеченности в данные отношения: встречи с
друзьями, общение (по телефону, интернету, альтернативными способами),
реализация ролевого положения в семье (супруг, родитель, сын, дочь, кормилец,
глава семьи), умение распоряжаться деньгами, посещать магазины, учреждения
сферы услуг, делать покупки и иные расчеты, пользоваться транспортом,
транспортными коммуникациями, преодолевать препятствия - лестницы, бордюры,
осуществлять передвижение способами, отличающимися от ходьбы, передвигаться в
различных местах (вне дома), в том числе с использованием технических
средств, возможность пользоваться средствами связи, информацией, читать
газеты, книги, журналы, обладать навыками проведения досуга, заниматься
физической культурой, спортом, творчеством, участвовать в религиозной,
духовной и политической жизни общества, посещать учреждения культуры и
пользоваться их услугами.
|
3.2. Социально-психологическая реабилитация или абилитация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций: речевых,
психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы,
дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма,
системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных
с ней систем (40 - 100%).
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций
(40 - 90%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному
передвижению 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3
степени, к обучению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3
степени, к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени
|
Социально-психологический
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечания:
1.
Социально-психологическая реабилитация или абилитация
- это комплекс психологических мероприятий и услуг, направленных на
формирование (восстановление) психологических способностей, навыков и
компетенций, обеспечивающих реализацию жизнедеятельности в бытовой,
межличностной, социально-средовой, социокультурной и профессиональной сфере
для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество. Социально-психологическая
реабилитация или абилитация предусматривает
осуществление следующих мероприятий: консультирование по вопросам
социально-психологической реабилитации или абилитации;
проведение психологической диагностики (выявление и анализ индивидуальных
особенностей психического состояния и индивидуальных особенностей личности
инвалида, влияющих на его способности к выполнению определенных видов
деятельности и на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с
окружающими); разработка рекомендаций по психологической коррекции отклонений
в поведении и взаимоотношениях с окружающими.
2. Психологическая
коррекция - это активное психологическое взаимодействие на преодоление или
ослабление отклонений в интеллектуально-мнестической
сфере, эмоциональном состоянии или поведении.
|
3.3. Социокультурная реабилитация или абилитация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций: речевых, психических,
сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем
(40 - 100%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, самостоятельному передвижению
1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени,
контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-бытовой статус нарушен
или утрачен (не сформирован), социально-педагогический статус нарушен,
социально-психологический статус сохранен, нарушен или утрачен (не
сформирован)
|
Примечание.
Социокультурная
реабилитация или абилитация - это комплекс услуг,
направленных на достижение инвалидом культурной компетенции и реализации
культурных потребностей и интересов, обеспечивающих интеграцию в общество за
счет расширения рамок его социокультурной независимости.
|
3.4. Социально-бытовая адаптация
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма
(40 - 100%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному
передвижению 1, 2, 3 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Социально-бытовая
адаптация - это вид социальной реабилитации или абилитации,
которая заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате
заболеваний, травм, врожденных аномалий (пороков развития) навыков
самообслуживания и деятельности в быту, приспособлении к новым условиям жизни
в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Ориентирована на
инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и
нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной
среде: обучение инвалида и членов его семьи навыкам личной гигиены,
самообслуживания, передвижения, общения, в том числе с помощью технических
средств реабилитации; информирование и консультирование по вопросам
социально-бытовой реабилитации.
|
3.5. Возможность (невозможность) осуществления самообслуживания и ведения
самостоятельного образа жизни (нужное отметить)
(заполняется в
отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и
получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания)
|
3.5.1. Рекомендации о возможности осуществления самообслуживания и ведения
самостоятельного образа жизни
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и выраженные нарушения функций организма (40 - 80%)
|
Отсутствие ограничения
способности к самообслуживанию либо ограничение способности к
самообслуживанию 1, 2 степени при отсутствии ограничения способности к
ориентации 3 степени, ограничения способности контролировать свое поведение 3
степени, ограничения способности к самостоятельному передвижению 3 степени
|
Социально-бытовой
статус сохранен, социально-средовой статус сохранен
|
3.5.2. Рекомендации о возможности осуществления самообслуживания и ведения
самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма (70 - 90%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 2 степени, ограничение способности
контролировать свое поведение 2 степени, ограничение способности к ориентации
2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 2, 3 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен, социально-средовой статус нарушен
|
3.6. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом,
ребенком-инвалидом специальными средствами и приспособлениями
|
3.6.1. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со
стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе
использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения статодинамических
функций организма (40 - 100%)
|
Ограничение
способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-средовой статус
нарушен, утрачен (не сформирован)
|
3.6.2. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со
стойким расстройством функции слуха, при необходимости использования
вспомогательных средств
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и выраженные нарушения функции слуха (40 - 70%)
|
Ограничение
способности к ориентации 1, 2 степени, к самообслуживанию 1, 2 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен, в том числе вследствие наличия барьеров в жилом помещении
|
3.6.3. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со
стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования
собаки-проводника, иных вспомогательных средств
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функции зрения (70 - 100%)
|
Ограничение
способности к ориентации 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе вследствие наличия
барьеров в жилом помещении
|
3.6.4. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со
стойким расстройством иных функций
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических,
сенсорных, языковых и речевых, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем
(70 - 90%)
|
Ограничение
способности к ориентации 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени, к
самостоятельному передвижению 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени,
контролировать свое поведение 2, 3 степени
|
Социально-бытовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе вследствие наличия
барьеров в жилом помещении
|
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию
спортом
4.1. Информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по
вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций:
психических, сенсорных, языковых и речевых, нейромышечных, скелетных и
связанных с движением (статодинамических), сердечно-сосудистой системы,
дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма,
системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных
с ней систем (40 - 90%)
|
Ограничение
способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1,
2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2,
3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Данное мероприятие
позволит инвалидам и членам их семей получить расширенную информацию о местах
возможных занятий физической культурой и спортом с указанием перечня
доступных для них спортивных сооружений, форм занятий по физической культуре
и спорту, а также получения дополнительных услуг в области физической
культуры и спорта для инвалидов.
|
5. Технические средства реабилитации <5> и услуги по реабилитации
или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет
средств федерального бюджета
|
Примечания:
1. ТСР и услуги по
реабилитации или абилитации, предоставляемые
инвалиду за счет средств федерального бюджета, предусмотрены федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4,
ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; 2014, N 38, ст. 5096;
2017, N 49, ст. 7451).
2. Решение об обеспечении
инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета принимается при
установлении медицинских показаний и противопоказаний в соответствии с
перечнем медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов
ТСР, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 28 декабря 2017 г. N 888н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 марта 2018 г., регистрационный N 50276).
|
Сопровождение инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано
направление для получения ТСР за счет средств федерального бюджета, и обратно
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических,
сенсорных, языковых и речевых, нейромышечных, скелетных и связанных с
движением (статодинамических), сердечно-сосудистой системы, дыхательной
системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем
(70 - 100%)
|
Ограничение
способности к самостоятельному передвижению 2, 3 степени, к самообслуживанию
2, 3 степени, к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени,
контролировать свое поведение 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
6. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации,
предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации
|
Примечания:
1. ТСР и услуги по
реабилитации или абилитации, предоставляемые
инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,
предусматриваются региональными перечнями реабилитационных мероприятий, ТСР и
услуг, предоставляемых инвалиду.
2. Решение об обеспечении
инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и
противопоказаний, утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации или
определенных методом экспертной оценки на основании сведений, представленных
из медицинской организации в направлении на медико-социальную экспертизу.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки
стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм и дефектами.
|
7. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации,
предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств
других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности
|
Примечания:
1. Решение об обеспечении
инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и
противопоказаний, определенных методом экспертной оценки на основании
сведений, представленных медицинской организацией в направлении на
медико-социальную экспертизу либо в иных медицинских документах.
2. Медицинские показания и
противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций
организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По
медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость
предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение
стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
|
8. Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом
транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц
или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и более выраженные нарушения статодинамических функций (40 - 100%);
стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой и
дыхательной систем (70 - 100%)
|
Ограничение
способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени (1 степени при
ампутационной культе бедра, голени, стоп)
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
Примечание.
Решение о наличии
медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за
счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности принимается исходя из
оценки ограничения способности к самостоятельному передвижению, вызванного
стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями,
последствиями травм и дефектами, на основании сведений, представленных
медицинской организацией в направлении на медико-социальную экспертизу либо в
иных медицинских документах.
|
9. Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции
в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства
(часть средств) материнского (семейного капитала)
|
Примечания:
1. Перечень товаров и
услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество
детей-инвалидов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30 апреля 2016 г. N 831-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2016, N 20, ст. 2844).
2. Решение о нуждаемости
ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, предназначенных для
социальной адаптации и интеграции, принимается по результатам обследования
ребенка-инвалида при установлении медицинских показаний и противопоказаний,
определенных методом экспертной оценки.
3. Решение о нуждаемости
ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским
изделиям <6>, принимается на основании справки, выданной медицинской
организацией, содержащей информацию об основном диагнозе, диагнозе,
осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах).
|
10. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров,
препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур наравне с другими лицами
|
10.1. Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные
ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное
средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и
связанных с движением (статодинамических) функций организма (70 - 100%)
|
Ограничение способности
к самостоятельному передвижению 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе из-за барьеров на
объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которыми
пользуется гражданин
|
10.2. Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные
ограничения в самообслуживании вследствие нарушения (отсутствия) функции
верхних конечностей, на объектах социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и
связанных с движением (статодинамических) функций организма, в том числе
функций обеих верхних конечностей (70 - 100%)
|
Ограничение
способности к самообслуживанию 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован)
|
10.3. Помощь инвалиду по зрению - слабовидящему на объектах социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения сенсорных функций
(зрения) (40 - 90%)
|
Ограничение
способности к ориентации 1, 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен
|
10.4. Помощь инвалиду по зрению - слепому на объектах социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
|
Нуждается
|
Стойкие
значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (90 - 100%)
|
Ограничение
способности к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, к
самообслуживанию 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус утрачен (не сформирован)
|
10.5. Обеспечение допуска на объекты социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее
специальное обучение и выдаваемого по установленной форме
|
Нуждается
|
Стойкие
значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (100%)
|
Ограничение
способности к ориентации 3 степени
|
Социально-средовой
статус утрачен (не сформирован)
|
10.6. Помощь инвалиду по слуху - слабослышащему на объектах социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и выраженные нарушения сенсорных функций (слух) вследствие
тугоухости любой этиологии (40 - 60%)
|
Ограничение
способности к ориентации 1 степени, к общению 1 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен
|
10.7. Помощь инвалиду по слуху - глухому на объектах социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные нарушения сенсорных функций (слух) вследствие глухоты любой
этиологии (60%);
глухонемота,
сопровождающаяся психическими нарушениями (70%)
|
Ограничение
способности к ориентации 1, 2 степени, к общению 1, 2 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен
|
10.8. Предоставление инвалиду по слуху - глухому услуги с использованием
русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные и выраженные нарушения сенсорных функций (слух) - вследствие
глухоты любой этиологии (60%), в сочетании с выраженными нарушениями речевых
функций (70 - 80%)
|
Ограничение
способности к общению 2 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен. Владение инвалидом навыками русского жестового языка
|
10.9. Предоставление инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций
слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика,
включая обеспечение его допуска
|
Нуждается
|
Стойкие
выраженные и значительно выраженные (70 - 100%) нарушения сенсорных функций
(зрения и слуха)
|
Ограничение
способности к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, к
самообслуживанию 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен или утрачен (не сформирован). Владение инвалидом навыками дактильной речи или иным способом общения с тифлосурдопереводчиком либо возможность обучения ими
|
10.10. Оказание необходимой помощи инвалиду, имеющему интеллектуальные
нарушения, в уяснении порядка предоставления и получения услуги, в оформлении
документов, в совершении им других необходимых действий для получения услуги
|
Нуждается
|
Стойкие
умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций
(40 - 100%) либо незначительные нарушения психических функций (10 - 30%) в
сочетании с другими нарушениями функций
|
Ограничение
способности к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени,
контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
|
Социально-средовой
статус нарушен
|
--------------------------------
<1> В случае отсутствия показаний для
определения потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации
и абилитации, выносится заключение о ненуждаемости в соответствующих мероприятиях по
реабилитации и абилитации.
<2> Количественная система оценки степени
выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к
клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма
человека), предусмотрена приложением к классификациям и критериям, используемым
при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17
декабря 2015 г. N 1024н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 20 января 2016 г., регистрационный N 40650) с изменениями, внесенными
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 июля
2016 г. N 346н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28
июля 2016 г., регистрационный N 43018).
<3> Подпункт 57.2 формы протокола проведения
медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном
учреждении медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1171н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2016 г.,
регистрационный N 40949), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 336н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2017 г., регистрационный N
46541).
<4> Абзац третий пункта 6 Порядка разработки и
реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г.,
регистрационный N 47579), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 322н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2018 г.,
регистрационный N 51412).
<5> Далее - ТСР.
<6> Приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной
классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) с изменениями,
внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25
сентября 2014 г. N 557н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 17 декабря 2014 г., регистрационный N 35201).
|
|