Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000
г. N 92н
.Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
.Учет государственной помощи. ПБУ 13/2000.
Во исполнение
Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету .Учет государственной помощи. ПБУ
13/2000.
2. Положение по
бухгалтерскому учету .Учет государственной помощи. ПБУ 13/2000 применяется в
отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств,
предоставленных после 1 января 2001 года, а также бюджетных средств,
предоставленных до 1 января 2001 года, в части, относящейся к периодам после 1
января 2001 года.
По заключению
Минюста РФ от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД настоящий приказ не нуждается в
государственной регистрации
Министр финансов РФ
|
А.Л. Кудрин
|
Положение по бухгалтерскому учету
.Учет государственной помощи. ПБУ 13/2000
(утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н)
1. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает правила
формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании
государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме
кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической
выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных
средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не
рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в
развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов,
занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую
деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие
хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в
отношении экономической выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения
прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате
налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения, в
бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи,
предоставленной в форме: субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии
именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных
средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих
формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида
предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов,
отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства
подразделяются на:
средства на финансирование капитальных
расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем
внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств
может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение
определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и
владения;
средства на финансирование текущих расходов. К
ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование
капитальных расходов.
2. Учет бюджетных средств
5. Организация принимает бюджетные средства,
включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при
наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия
предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут
быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные
решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная
документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства
будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись,
уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты
приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации
государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные
участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих
получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению,
определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых
обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных
активов.
7. Бюджетные средства, принятые к
бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения,
отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и
задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств
соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета
денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в
бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с
возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных
средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета
учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов
организации.
Одновременно по внеоборотным активам,
приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим
правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета
целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование
капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных
активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение
периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления
бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих
амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование
учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных
активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного
использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации
на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
сумму бюджетных средств на финансирование
текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они
предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов
будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления
других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы
отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в
производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты
труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с
выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится
списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться
исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в
установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в
предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по
таким средствам и увеличение финансового результата организации как
внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные
активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными
средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
.Условные факты хозяйственной деятельности. ПБУ 8/98 (утверждено приказом
Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31
декабря 1998 г., регистрационный номер 1675).
12. Если организация фактически получила
бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия
предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются
возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое
финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация
выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают
обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы,
признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5
настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные
записи.
14. Если в отчетном году возникают
обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства,
полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму,
подлежащую возврату, производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на
финансирование капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и
возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые
результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму
амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена,
и несписанной суммы доходов будущих периодов;
в части бюджетных средств на финансирование
текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновения
задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает
соответствующий остаток целевого финансирования, или такой остаток отсутствует
вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых
результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных
средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные
средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления
их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
3. Учет бюджетных кредитов и прочих
форм государственной помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные
организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для
учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов
на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий
организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует
достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие
средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета
бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода,
которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на
безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с
пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной
хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для
целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считаются прочими формами
государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в
случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых
результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской
отчетности в пояснительной записке.
4. Раскрытие информации в
бухгалтерской
отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств
целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье .Доходы будущих периодов. либо
обособленно в разделе .Краткосрочные обязательства..
21. Суммы бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в
качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе
внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего
Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом
14 настоящего Положения, отражаютсяна счете учета финансовых результатов в
составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в
отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации
подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении
государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств,
признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи,
от которых организация прямо получает экономические выгоды;
невыполненные по состоянию на отчетную дату
условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные
обязательства и условные активы.