ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 сентября
2017 г. N АК/65861/17
О РЕКЛАМЕ
МЕТОДОВ
ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ
В
соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным
органам ФАС России в 2017 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2017
N 523/17 (далее - План), ФАС России направляет разъяснение о рекламе методов
профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и
медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального
закона "О рекламе".
Положения указанной статьи Федерального закона "О рекламе"
содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой
рекламы, так и к содержанию такой рекламы.
Так, часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"
допускает размещение (распространение) рекламы методов профилактики,
диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах
проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и
иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и
фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом часть 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"
устанавливает, что реклама медицинских услуг, методов профилактики,
диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения
состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с
использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем
ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной
регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей
рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Кроме того, часть 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"
обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и
медицинской реабилитации, за исключением такой рекламы, распространяемой в
местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров,
конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для
медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях,
и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и
фармацевтические работники, предупреждением о наличии противопоказаний к их
применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по
применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" допускает
размещение (распространение) рекламы методов профилактики, диагностики, лечения
и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или
фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и
в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников
специализированных печатных изданиях, при условии соответствия такой рекламы
как общим требованиям к рекламе, установленным статьей 5 данного Федерального
закона, так и специальным требованиям к рекламе, установленным частью 3 статьи
24 указанного Федерального закона.
При этом указывать в такой рекламе предупреждение, предусмотренное
частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", не требуется.
Необходимо отметить, что требования части 8 статьи 24 Федерального
закона "О рекламе" не распространяются на рекламу медицинских услуг.
То есть размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом
и в любой форме с соблюдением положений пунктов 2 - 5 части 1 и части 7 статьи
24 Федерального закона "О рекламе", а также общих требований,
установленных статьей 5 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, антимонопольным органам необходимо обратить внимание на
разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики,
диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
По мнению ФАС России, при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг
или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
реабилитации необходимо исходить из следующего.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека,
полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в
Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы
медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей
выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе
раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и
медицинской реабилитации.
Данный подход также подтверждается судебной практикой, в частности, из
пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2
(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
26.04.2017, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и
распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама часть 8
статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не нарушает.
При этом суды отмечают (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N
303-КГ16-8450 по делу N А04-5936/2015), что реклама, в которой раскрывается содержание
того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и
медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи
24 Закона о рекламе.
А.Б.КАШЕВАРОВ