ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ИНФОРМАЦИЯ
О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 24.11.1996 N
132-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", В РЕДАКЦИИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В СИЛУ
С 1 ЯНВАРЯ 2017
ГОДА
В адрес
Федерального агентства по туризму поступают многочисленные обращения
туроператоров и турагентов с просьбой разъяснить
требования к осуществлению туроператорской и турагентской деятельности в
условиях вступления с 1 января 2017 года в силу обновленной редакции
Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
02.03.2016 N 49-ФЗ, далее соответственно - Закон N 132-ФЗ, Закон N 49-ФЗ).
Информируем, что юридическую силу имеют разъяснения органа
государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с
законодательством Российской Федерации специальной компетенцией, издавать
разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N
901 (далее - Положение о Ростуризме), Ростуризм не обладает полномочиями по
разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, в том
числе Федерального закона N 132-ФЗ.
Вместе с тем, в рамках осуществления правоприменительных функций в
сфере туризма (п. 1 Положения о Ростуризме), считаем возможным высказать мнение
Ростуризма по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с применением
отдельных положений Закона N 132-ФЗ и Закона N 49-ФЗ.
1. Вопросы, связанные с финансовым обеспечением
ответственности туроператора (ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ)
С 1
января 2017 года устанавливается возможность туроператора страховать свою
ответственность одновременно у нескольких страховщиков или иметь несколько
банковских гарантий (ст. 4.2 Закона N 132-ФЗ).
При этом соответствующие договоры и банковские гарантии должны вступать
в силу и прекращать свое действие одновременно (ст. 17.3 Закона N 132-ФЗ). Т.е.
на любую дату размер совокупного финансового обеспечения должен быть не менее
установленного статьей 17.2 Закона N 132-ФЗ, а именно:
1.1. размер финансового обеспечения ответственности туроператора для
туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и/или
въездного туризма (независимо от применяемой им системы налогообложения) с
01.01.2017 составляет не менее 500 тысяч рублей.
1.2. размер финансового обеспечения ответственности туроператора для
туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма
(независимо от применяемой им системы налогообложения) с 01.01.2017 составляет:
- не менее 10 миллионов рублей - для туроператоров, у которых
показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не
более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в
сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов
рублей;
- трех процентов (на 2016 год), с 2017 года пяти процентов общей цены
туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее чем 50 миллионов
рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере
выездного туризма за год составил более чем 10 тысяч туристов включительно, а
общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год
составила более чем 40 миллионов рублей;
- не менее чем 50 миллионов рублей - для туроператоров, не
осуществлявших в предыдущем году деятельности в сфере выездного туризма;
- не менее чем 50 миллионов рублей - для юридических лиц,
намеревающихся осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного
туризма и ранее не осуществлявших такой деятельности.
При этом установлено, что в случае, если туроператор осуществляет
туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется
наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора.
Аналогичные требования предъявляются к юридическим лицам,
осуществляющим на территории Российской Федерации реализацию туристского
продукта в сфере выездного туризма, сформированного иностранным юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся
юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства
(далее - иностранный туроператор).
Важно!
Туроператоры выездного туризма, сведения о которых по состоянию на 31
декабря 2016 года содержались в едином федеральном реестре туроператоров и
которые намерены в 2017 году продолжать такую деятельность, обязаны привести
финансовое обеспечение ответственности туроператора в соответствие с Законом N
49-ФЗ и в срок не позднее 31 января 2017 года представить соответствующие
сведения в Федеральное агентство по туризму.
При этом обращаем внимание, что туроператоры, имеющие установленные
основания для применения минимального размера финансового обеспечения в размере
10 миллионов рублей вправе представить в указанный срок копию бухгалтерской
(финансовой) отчетности на конец отчетного года (если в отношении туроператора
не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой)
отчетности), а также отчетность, предусмотренную статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ,
подтверждающую показатель туристов и общую цену туристского продукта в сфере
выездного туризма за предыдущий год.
В этом случае представление в срок не позднее 31 января 2017 года
сведений о приведении финансового обеспечения ответственности туроператора в
соответствии с новыми требованиями не требуется.
Примечание:
В соответствии с Законом N 132-ФЗ:
- под "показателем количества туристов в сфере выездного туризма
за год" понимается итоговое количество туристов, которым в течение
предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по
каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором
или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком
туристского продукта. Туроператор, реализующий на территории Российской
Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, при
определении количества туристов в сфере выездного туризма за год учитывает тех
туристов, которым иностранным туроператором оказаны услуги по договору о
реализации такого туристского продукта.
В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним
туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного
договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот
же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам,
оказываемым при реализации туристского продукта.
Соответственно, суммы, полученные по таким договорам, должны быть включены
туроператором в общую цену туристского продукта в сфере выездного туризма и
учтены при составлении отчетности, предусмотренной статьей 17.7 Закона N
132-ФЗ. Требования к такой отчетности, ее составу и форме устанавливаются
Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий приказ Минкультуры
России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России (далее также
- иная отчетность туроператора).
- Информация о количестве туристов в сфере выездного туризма за год,
направляется туроператором в Ростуризм также в составе иной отчетности
туроператора.
Копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора
направляется в Ростуризм туроператором независимо от сферы туроператорской
деятельности и применяемой им системы налогообложения в порядке, установленном
Приказом Ростуризма от 04.08.2009 N 175 (Зарегистрировано в Минюсте РФ
02.09.2009 N 14694).
Представляется, что до государственной регистрации в Минюсте России
приказа Минкультуры России, устанавливающего требования к отчетности
туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее
составу и форме (далее - Приказ Минкультуры России), туроператоры в сфере
выездного туризма направляют в Ростуризм информацию о количестве туристов в
сфере выездного туризма за год и информацию об общей цене туристского продукта
за предыдущий год, в произвольной форме в срок до 31 января 2017 года.
После регистрации Приказа Минкультуры России в Минюсте России,
туроператорам необходимо продублировать информацию в соответствии с требованиями,
установленными указанным Приказом Минкультуры России.
- под "общей ценой туристского продукта в сфере выездного туризма
за предыдущий год" понимается общая цена туристского продукта в сфере
выездного туризма, реализованного туроператором или турагентом
туристу либо иному заказчику туристского продукта в предыдущем году.
Юридическое лицо, реализующее на территории Российской Федерации туристский
продукт, сформированный иностранным туроператором, при определении общей цены
туристского продукта в сфере выездного туризма учитывает цену туристского
продукта, реализованного им и сформированного иностранным туроператором.
- Информация об общей цене туристского продукта за предыдущий год,
направляется туроператором в Ростуризм в составе отчетности (за исключением
бухгалтерской (финансовой) отчетности) туроператора, требования к которой
устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий
приказ Минкультуры России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте
России.
В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним
туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного
договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот
же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам,
оказываемым при реализации туристского продукта. Соответственно, суммы,
полученные по таким договорам, должны быть включены туроператором в общую цену
туристского продукта в сфере выездного туризма и учтены при составлении отчетности,
предусмотренной статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ.
(ст. 17.3 Закона N 132-ФЗ): Срок действия финансового обеспечения
ответственности туроператора указывается в договоре или договорах страхования
ответственности туроператора и (или) банковской гарантии либо банковских
гарантиях и не может быть менее чем один год.
В случае заключения нескольких договоров страхования ответственности
туроператора и (или) получения нескольких банковских гарантий соответствующие
договоры и банковские гарантии должны вступать в силу и прекращать свое
действие одновременно.
Финансовое обеспечение ответственности туроператора на новый срок
должно быть получено туроператором не позднее сорока пяти дней до дня истечения
срока действия имеющегося у туроператора договора страхования ответственности
туроператора или договора о предоставлении банковской гарантии.
Сведения о наличии у туроператора финансового обеспечения
ответственности туроператора на новый срок представляются в Ростуризм не
позднее сорока пяти дней до дня истечения срока действия имеющихся у
туроператора договора страхования ответственности туроператора или договора о
предоставлении банковской гарантии.
Важно!
Туроператор (независимо от сферы туроператорской деятельности) вправе
относить затраты, связанные с финансовым обеспечением ответственности
туроператора, на себестоимость туристского продукта (ст. 17.1 Закона N 132-ФЗ).
Нарушение туроператором установленного законодательством порядка
определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора при
осуществлении туроператорской деятельности влечет наложение административного
штрафа:
- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч
рублей;
- на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2
ст. 14.51 КоАП РФ).
2. Вопросы, связанные с формированием резервного фонда и
фонда персональной ответственности туроператора
- При
объединении туроператоров в сфере выездного туризма - Ассоциация Объединение
туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" создается два
фонда:
2.1. Резервный фонд (до 01.01.2017 "компенсационный фонд") -
формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере
выездного туризма.
При вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного
туризма туроператор уплачивает вступительный взнос в резервный фонд в размере
100 тысяч рублей.
В последующие годы в резервный фонд уплачивается ежегодный взнос,
размер которого зависит от итогового количества туристов, которым в течение
предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по
каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором
или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком
туристского продукта (см. таблицу):
Размер взноса
(руб.)
|
Количество
туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год (чел.)
|
Общая цена
туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (руб.)
|
Срок уплаты
|
100 000
|
-
|
-
|
при вступлении
в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма
|
50 000
|
не более чем
10 000 включительно
|
не более 40
000 000
|
не позднее чем
15 апреля года, следующего за отчетным
|
100 000
|
не более чем
100 000 включительно
|
более 40 000
000
|
не позднее чем
15 апреля года, следующего за отчетным
|
300 000
|
более чем 100
тысяч, но не более чем 500 тысяч включительно
|
более 40 000
000
|
не позднее чем
15 апреля года, следующего за отчетным
|
500 000
|
более чем 500
тысяч туристов
|
более 40 000
000
|
не позднее чем
15 апреля года, следующего за отчетным
|
Важно!
В соответствии со ст. 5 Закона N 49-ФЗ взносы в резервный фонд должны быть
уплачены до 31 января 2017 г.
Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в
резервный фонд, на себестоимость туристского продукта (ст. 11.4 Закона N
132-ФЗ).
Средства резервного фонда предназначены исключительно для оказания
экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской
Федерации.
Прекращение членства туроператора в объединении туроператоров в сфере
выездного туризма не является основанием для прекращения расходования средств
на цели, предусмотренные настоящей статьей.
Туроператору, намеревающемуся осуществлять туроператорскую деятельность
в сфере выездного туризма, до начала осуществления деятельности в сфере
выездного туризма также необходимо:
- вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма,
уплатив вступительный взнос в резервный фонд данного объединения в размере 100
тысяч рублей;
- перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора в
размере 100 тысяч рублей.
Важно!
С 1 января 2017 года осуществление туроператором, не являющимся членом
объединения туроператоров в сфере выездного туризма, деятельности в сфере
выездного туризма влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей.
(ч. 3 ст. 14.51 КоАП РФ).
2.2. Фонд персональной ответственности туроператора, осуществляющего
деятельность в сфере выездного туризма, формируется за счет ежегодного взноса
туроператора в размере 1% общей цены туристского продукта за предыдущий год.
Перечисление ежегодного взноса: равными долями не позднее 15-го числа
каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.
Туроператор вправе увеличивать размер ежегодного взноса, а также сразу
сформировать фонд максимального размера: не менее 7% от общей цены туристского
продукта за предыдущий год.
По вопросу, связанному с освобождением туроператора в сфере выездного
туризма от финансового обеспечения ответственности туроператора
Если размер фонда персональной ответственности туроператора становится
максимальным (не менее 7%), финансовое обеспечение ответственности (в сфере
выездного туризма) не требуется и перечисление взносов в фонд персональной
ответственности туроператора прекращается.
Решение об освобождении туроператора в сфере выездного туризма от
финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд
персональной ответственности туроператора на следующий календарный год (т.е. на
2018 год) принимается Ассоциацией Объединение туроператоров в сфере выездного
туризма "ТУРПОМОЩЬ" на основании заявления туроператора и по
согласованию с Федеральным агентством по туризму в порядке, установленном
Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий приказ Минкультуры
России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
Туроператоры, которые не осуществляли в предыдущем году деятельность в
сфере выездного туризма, и юридические лица, которые намерены осуществлять туроператорскую
деятельность в сфере выездного туризма и в текущем году не осуществляли такую
деятельность, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности
туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в
размере 100 тысяч рублей.
Средства фонда персональной ответственности предназначены для выплаты
денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях
возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения конкретным
туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в
сфере выездного туризма.
При прекращении туроператором деятельности в сфере выездного туризма
денежные средства фонда персональной ответственности такого туроператора
подлежат возврату туроператору при условии выполнения им всех обязательств
перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта в
сфере выездного туризма.
Важно!
В соответствии со ст. 5 Закона N 49-ФЗ взносы в фонд персональной
ответственности должны быть уплачены до 31 января 2017 г.
Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в фонд
персональной ответственности, на себестоимость туристского продукта (ст. 11.6
Закона N 132-ФЗ).
3. Вопросы, связанные с введением требований к должностным
лицам туроператора (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ)
К
должностным лицам туроператора относятся:
- руководитель туроператора;
- заместитель руководителя туроператора;
- главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается
ведение бухгалтерского учета туроператора (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ).
Должностное лицо туроператора должно соответствовать следующим
требованиям:
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо
умышленное преступление (информация запрашивается Ростуризмом в МВД России в
порядке межведомственного информационного взаимодействия). В случае, если
должностным лицом туроператора является иностранный гражданин, указанный документ
представляется туроператором;
- отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года,
предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений
в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день,
предшествовавший дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр (информация
запрашивается Ростуризмом в ФНС России в порядке межведомственного
информационного взаимодействия). В случае, если должностным лицом туроператора
является иностранный гражданин, указанный документ представляется
туроператором;
- отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его
заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое
возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев,
предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра в связи с:
- непредставлением туроператором сведений о наличии у него финансового
обеспечения ответственности туроператора на новый срок;
- нарушением туроператором требований к размеру финансового обеспечения
ответственности туроператора;
- выявлением недостоверных сведений о соответствии должностных лиц
туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального
закона;
- нарушением существенных условий договора перевозки, включая договор
фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком;
- непредставлением туроператором в случаях отзыва у организации, ранее
предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности
туроператора, лицензии на страхование или лицензии на осуществление банковских
операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае
досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо
отзыва банковской гарантии документа, подтверждающего наличие у него
финансового обеспечения ответственности туроператора;
- представлением туроператором заявления о прекращении туроператорской
деятельности во всех сферах туризма либо в определенной сфере;
- исключением туроператора, осуществляющего деятельность в сфере
выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного
туризма;
- непредставлением туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- непредставлением туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, отчетности, указанной в статье 17.7 настоящего Федерального
закона;
- неуплатой взносов в резервный фонд в сроки, установленные настоящим
Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
- неуплатой взносов в фонд персональной ответственности туроператора в
сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Примечание
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780
утверждены Перечень документов, подтверждающих соответствие должностных лиц
туроператора требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, а также
Правила их представления в Федеральное агентство по туризму для внесения в
единый федеральный реестр туроператоров.
Важно!
Несоответствие должностного лица туроператора требованиям, определенным
ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, является основанием для вынесения Ростуризмом
решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в единый федеральный
реестр туроператоров.
Выявление недостоверных сведений о соответствии должностных лиц туроператора
требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, является основанием для
вынесения Ростуризмом решения об исключении сведений о туроператоре из единого
федерального реестра туроператоров.
Туроператоры, сведения о которых по состоянию на 31 декабря 2016 года
содержатся в едином федеральном реестре туроператоров и которые намерены в 2017
году продолжать такую деятельность, в срок не позднее 15 апреля 2017 года
предоставляют в Федеральное агентство по туризму сведения о соответствии
должностных лиц туроператора требованиям, определенным частью третьей статьи
4.1 Закона N 132-ФЗ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780.
4. Вопросы, связанные со сроками рассмотрения Федеральным агентством
по туризму заявления и документов юридического лица о внесении сведений в
единый федеральный реестр туроператоров
Федеральное
агентство по туризму не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления
юридического лица, намеревающегося осуществлять туроператорскую деятельность, с
приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о
туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр этих сведений.
Указанные решения оформляются приказом Ростуризма.
За рассмотрение заявления юридического лица, намеревающегося
осуществлять туроператорскую деятельность, о внесении сведений о нем в реестр и
за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.
Уведомление о решении, принятом Ростуризмом и содержащем основания для
отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего
за днем принятия такого решения, направляется юридическому лицу,
намеревающемуся осуществлять туроператорскую деятельность, с уведомлением о
вручении либо вручается под расписку руководителю юридического лица или иному
уполномоченному представлять юридическое лицо лицу.
5. Вопросы, связанные с внесением изменений в сведения о
туроператоре, которые содержатся в реестре
При
изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор не позднее
десяти дней со дня изменения сведений обязан уведомить об этом в письменной
форме Федеральное агентство по туризму. В свою очередь, Федеральное агентство
по туризму не позднее трех рабочих дней со дня поступления уведомления туроператора
об изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, с приложением всех
необходимых документов принимает решение о внесении в реестр изменений в
сведения о туроператоре либо об отказе во внесении в реестр этих изменений.
Внесенные в реестр изменения в сведения о туроператоре размещаются
Ростуризмом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Важно!
Представление недостоверных сведений о туроператоре в уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма для внесения в единый
федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре влечет
наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч
рублей;
- на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2
ст. 14.51 КоАП РФ).
6. Вопросы, связанные с расширением перечня оснований для
вынесения Ростуризмом решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в
единый федеральный реестр туроператоров
С 1
января 2017 года установлены следующие основания для отказа во внесении
сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров является (ст.
4.2 Закона N 132-ФЗ):
- представление недостоверных сведений о туроператоре;
- несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения
ответственности туроператора требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным
законом;
- отсутствие фонда персональной ответственности туроператора (для
туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);
- несоответствие размера ежегодного взноса туроператора в фонд
персональной ответственности туроператора требованиям, предусмотренным
настоящим Федеральным законом (для туроператоров, осуществляющих деятельность в
сфере выездного туризма);
- непредставление сведений о членстве туроператора, осуществляющего
деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере
выездного туризма (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере
выездного туризма);
- несоответствие должностного лица туроператора требованиям,
определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального закона.
7. Вопросы, связанные с расширением перечня оснований для
исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра
туроператоров
С 1
января 2017 года установлены следующие основания для исключения сведений о
туроператоре из единого федерального реестра туроператоров (ст. 4.2 Закона N
132-ФЗ):
- ликвидация туроператора;
- прекращение деятельности туроператора в результате его реорганизации,
за исключением реорганизации в форме преобразования;
- получения от туроператора, объединения туроператоров в сфере
выездного туризма или организации, предоставившей туроператору финансовое
обеспечение ответственности туроператора, информации о прекращении
туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором
всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта;
- непредставление туроператором сведений о наличии у него финансового
обеспечения ответственности туроператора на новый срок;
- нарушение туроператором требований к размеру финансового обеспечения
ответственности туроператора;
- выявление недостоверных сведений о соответствии должностных лиц
туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального
закона;
- нарушение существенных условий договора перевозки, включая договор
фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком;
- непредставление туроператором в случаях отзыва у организации, ранее
предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора,
лицензии на страхование или лицензии на осуществление банковских операций либо
признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с
законодательством Российской Федерации, документа, подтверждающего наличие у
него финансового обеспечения ответственности туроператора;
- непредставление туроператором в случае досрочного расторжения
договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской
гарантии документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения
ответственности туроператора;
- представление туроператором заявления о прекращении туроператорской
деятельности во всех сферах туризма либо в определенной сфере;
- исключение туроператора, осуществляющего деятельность в сфере
выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного
туризма;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, отчетности, указанной в статье 17.7 настоящего Федерального
закона;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, сведений о количестве туристов в сфере выездного туризма за
предыдущий год;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, сведений о размере уплаченного взноса в резервный фонд;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере
выездного туризма, сведений о наличии у туроператора фонда персональной
ответственности туроператора;
- выявление недостоверных сведений, представленных туроператором,
осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, в уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти для внесения изменений в сведения о
туроператоре, которые содержатся в реестре, в том числе сведения об общей цене
туристского продукта в сфере выездного туризма за год, и которые привели к
снижению размера финансового обеспечения ответственности туроператора,
установленного настоящим Федеральным законом;
- неуплата взносов в резервный фонд в сроки, установленные настоящим
Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
- неуплата взносов в фонд персональной ответственности туроператора в
сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
8. Вопросы, связанные с получением свидетельства о
внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров
С 1
января 2017 года Федеральное агентство по туризму не позднее 15 рабочих дней со
дня внесения сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров
будет направлять туроператору почтовым отправлением соответствующее
свидетельство. При этом направление туроператором заявления в Ростуризм о
выдаче указанного свидетельства не требуется.
Примечание
Форма и порядок выдачи свидетельства утверждены Приказом Минкультуры
России от 05.04.2016 N 767 "Об утверждении формы и порядка выдачи
Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр
туроператоров" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 N 42284).
9. Вопросы, связанные с административной ответственностью
туроператоров
С 1
января 2017 года устанавливается запрет на осуществление туроператорской
деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином
федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором
туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм,
выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого
туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, и
устанавливается следующая административная ответственность (ст. 4.1 Закона N
132-ФЗ).
Редакция статьи 14.51 КоАП РФ "Нарушение законодательства
Российской Федерации о туристской деятельности" (с 01.01.2017):
1. Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором
отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести
месяцев до одного года; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти
миллионов рублей.
2. Нарушение туроператором установленного законодательством порядка
определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора при
осуществлении туроператорской деятельности
либо
непредставление сведений о туроператоре или представление недостоверных
сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере
туризма для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в
сведения о туроператоре -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот
тысяч до одного миллиона рублей.
3. Осуществление туроператором, не являющимся членом объединения
туроператоров в сфере выездного туризма, деятельности в сфере выездного туризма
-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести
месяцев до одного года; на юридических лиц - от одного миллиона до трех
миллионов рублей.
Важно!
Полномочиями по проведению государственного надзора в отношении туроператоров
(юридических лиц) и составлению протоколов по делам об административных
правонарушениях по статье 14.51 КоАП РФ наделены должностные лица Министерства
культуры Российской Федерации; дела по данной статье рассматриваются судьями.