МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2017 г.
N 12-2/1101
Правовой
департамент Министерства здравоохранения Российской Федерации, рассмотрев по
компетенции обращение, сообщает следующее.
Отмечаем, что согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ
"О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Федеральный закон от 20
июля 2012 г. N 125-ФЗ) и Положению о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от
19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации не
наделено полномочиями по даче официальных разъяснений законодательства
Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов, в связи с чем
изложенная позиция является мнением специалистов Правового департамента.
1. По вопросу о нормативных правовых актах, устанавливающих
периодичность сдачи крови и (или) ее компонентов.
Правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и
ее компонентов в Российской Федерации в целях заготовки, хранения,
транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и
клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее
компонентов, реципиентов и защиты их прав установлены Федеральным законом от 20
июля 2012 г. N 125-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N
125-ФЗ донация крови и (или) ее компонентов
представляет собой процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов.
Понятие кроводача не употребляется в Федеральном
законе от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ, однако этот термин используется в Порядке
медицинского обследования донора крови и ее компонентов, утвержденном приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2001 г. N 364
(далее - Порядок).
Исходя из положений абзаца четвертого раздела I Порядка, в зависимости
от периодичности сдачи крови и ее компонентов доноры подразделяются на активных
(кадровых) доноров, имеющих 3 и более крово(плазма, цито)дач в году, и доноров резерва, имеющих менее 3
крово(плазма, цито)дач в году.
Пунктом 2.3 Порядка установлено, что при определении допуска к
донорству, вида донорства и объема взятия крови или ее компонентов врач
руководствуется перечнем противопоказаний к донорству крови и ее компонентов,
нормами состава и биохимических показателей периферической крови, интервалами
между видами донорства (в днях) (приложения 2 - 4 к Порядку) и нормативами,
устанавливающими, что максимально допустимое число кроводач
в год у мужчин 5, у женщин 4.
В свою очередь, конкретные интервалы между различными видами донорства
(в днях) изложены в приложении 4 к Порядку (далее - таблица интервалов). Так,
например, интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом - 30
дней. При этом таблица интервалов не дифференцирует доноров крови и (или) ее
компонентов по половому признаку, исходя из чего можно сделать вывод, что
указанные интервалы равнозначно применимы как к мужчинам, так и к женщинам.
Правовая конструкция понятия "донация
крови и (или) ее компонентов" позволяет разграничить донацию
крови (кроводачу) и донации
компонентов крови, к которым пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 20 июля
2012 г. N 125-ФЗ отнесены эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат (например, плазмодача,
плазмаферез).
Следовательно, ограничения количества кроводач,
установленные Порядком, относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации
плазмы крови или иных компонентов донорской крови.
Так, к примеру, приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1069н "Об утверждении случаев, в которых
возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой
платы" предусмотрена возможность допуска к сдаче плазмы, тромбоцитов,
эритроцитов, лейкоцитов, в случае, если указанные компоненты крови сдаются
методом афереза.
2. По вопросу о праве медицинской организации принимать кровь и (или)
ее компоненты в случае превышения донором крови и (или) ее компонентов
максимально допустимого числа кроводач, а также об
ответственности медицинских организаций.
Условие о превышении максимально допустимого числа кроводач
не отнесено к противопоказаниям к донорству крови и ее компонентов, перечень
которых изложен в приложении 2 к Порядку.
Ответственность медицинских организаций в сфере охраны здоровья
установлена статьей 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно
частям 2 и 3 которой медицинские организации несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере
охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам
медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при
оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме
и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, статьей 19 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ
предусмотрено осуществление государственного контроля в сфере обращения
донорской крови и (или) ее компонентов, включающего в себя лицензионный
контроль в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" (осуществляется Федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения) и государственный контроль за
обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении
контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством).
3. По вопросу о льготах, предоставляемых работнику в случае превышения
максимально допустимого числа кроводач.
Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ предусмотрены меры
социальной поддержки доноров, безвозмездно сдавших кровь и (или) ее компоненты,
а также лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".
Так, исходя из положений статьи 22 Федерального закона от 20 июля 2012
г. N 125-ФЗ, донор крови и (или) ее компонентов, безвозмездно сдавший кровь,
обеспечивается бесплатным питанием, а также правом на первоочередное
приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное
лечение.
В свою очередь статьей 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N
125-ФЗ закреплены меры социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком
"Почетный донор России" (предоставление ежегодного оплачиваемого
отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым
законодательством, внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских
организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы
здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, первоочередное приобретение
по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение, предоставление
ежегодной денежной выплаты).
Статьей 26 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ к
обязанностям работодателя отнесено оказание содействия субъектам обращения
донорской крови и (или) ее компонентов в привлечении доноров к сдаче крови и (или)
ее компонентов, предоставление работникам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты,
гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, а
также предоставление безвозмездно необходимых помещений для донации.
Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и (или) ее
компонентов закреплены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Так, согласно статье 186 ТК РФ в день сдачи крови и (или) ее
компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник
освобождается от работы.
Если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и (или)
ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или)
опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день
невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.
В случае сдачи крови и (или) ее компонентов в период ежегодного
оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по
его желанию предоставляется другой день отдыха.
После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику
предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию
работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или
использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее
компонентов.
При сдаче крови и (или) ее компонентов работодатель сохраняет за
работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим
дни отдыха.
Исходя из вышеизложенного, предоставление гарантий и компенсаций донорам
крови и (или) ее компонентов, предусмотренных действующим законодательством
Российской Федерации, обусловлено осуществлением работником сдачи крови и (или)
ее компонентов, либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что
должно быть подтверждено документально.
Какие-либо иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику
в зависимости от количества донаций законодательством
Российской Федерации не предусмотрены.
Директор Правового
департамента
С.Б.СОЛОВЬЕВА