Зарегистрировано в Минюсте
России 13 января 2017 г. N 45204
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 ноября 2016
г. N 859н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ
МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО
ТАБАЧНОГО ДЫМА И СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА
В
соответствии с пунктом 5 Положения о проведении мониторинга и оценки
эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение
воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря
2013 г. N 1214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.
7200), приказываю:
Утвердить
прилагаемую Методику проведения мониторинга и оценки эффективности реализации
мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного
дыма и сокращение потребления табака.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Утверждена
приказом
Министерства здравоохранения
Российской
Федерации
от 15 ноября 2016
г. N 859н
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ
МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО
ТАБАЧНОГО ДЫМА И СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА
1.
Настоящая Методика проведения мониторинга и оценки эффективности реализации
мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного
дыма и сокращение потребления табака (далее соответственно - Методика,
мониторинг и оценка эффективности, мероприятия), устанавливает порядок сбора,
обработки, анализа и оценки информации, необходимой для установления
причинно-следственных связей между потреблением табака, медицинскими,
демографическими и социально-экономическими последствиями его потребления и
мероприятиями.
2. Мониторинг
и оценка эффективности проводятся:
Министерством
здравоохранения Российской Федерации - в части проведения научных исследований,
направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по
стимулированию продажи и потребления табака, а также установления показателей
здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для реализации
мероприятий;
Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в
части проведения санитарно-эпидемиологических исследований масштабов
потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака,
потребления табака в общественных местах, где это запрещено.
Федеральной
службой государственной статистики - в части сбора статистической информации о
распространенности потребления табака среди населения в рамках федеральных
статистических наблюдений, в том числе выборочного наблюдения поведенческих
факторов, влияющих на состояние здоровья населения, и комплексного наблюдения
условий жизни населения;
органы
государственной власти субъектов Российской Федерации - в части, определяемой
соглашениями о мониторинге и оценке эффективности реализации мероприятий,
заключаемых с Министерством здравоохранения Российской Федерации, в
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Мониторинг
и оценка эффективности проводятся всеми вышеуказанными органами государственной
власти по принципам межведомственного сотрудничества.
3. В
целях мониторинга и оценки эффективности Министерство здравоохранения Российской
Федерации осуществляет сбор, обработку, анализ и оценку следующей информации:
распространенность
потребления табака среди населения (по результатам проведения выборочных
опросов групп и слоев населения с учетом демографических характеристик);
результаты
научных исследований (в том числе международных), направленных на изучение
причин и последствий потребления табака;
показатели
объемов производства и реализации табака в Российской Федерации, а также
объемов, в которых табак ввозится в Российскую Федерацию из иностранных
государств и вывозится за ее пределы;
акты,
принятые органами государственной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в рамках реализации положений законодательства в сфере
охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий
потребления табака;
распространенность
заболеваний, связанных с потреблением табака, смертность от указанных
заболеваний;
обращаемость
за медицинской помощью, направленной на прекращение потребления табака, лечение
табачной зависимости и последствий потребления табака;
объем
расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с лечением
граждан от табачной зависимости и последствий потребления табака;
уровень
налогообложения табачных изделий, цены на табачные изделия;
полнота
соблюдения гражданами (в том числе несовершеннолетними) и организациями
запретов и ограничений, установленных в сфере потребления, производства,
рекламы и реализации табачной продукции;
данные о
привлечении граждан и юридических лиц к дисциплинарной, гражданско-правовой и
административной ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны
здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий
потребления табака;
данные о
коммуникационных мероприятиях, направленных на просвещение населения
относительно последствий потребления табака и вредного воздействия табачного
дыма, на отказ от потребления табака, предупреждение вовлечения населения в
процесс потребления табака.
4. В целях мониторинга и оценки эффективности Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
осуществляет сбор и обработку следующей информации:
результаты
санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;
данные о
привлечении граждан и организаций к административной и иной ответственности за
нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
5. В целях мониторинга и оценки эффективности Федеральная служба
государственной статистики осуществляет сбор и обработку следующей информации:
распространенность
потребления табака среди населения в рамках федеральных статистических
наблюдений, в том числе выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих
на состояние здоровья населения, и комплексного наблюдения условий жизни
населения;
объемы
производства, реализации табака в Российской Федерации, ввозимой в Российскую
Федерацию и вывозимой за ее пределы табачной продукции.
6.
Сведения (информация) о результатах мониторинга и оценки эффективности,
осуществляемых в соответствии с пунктами 4
и 5
настоящей Методики, предоставляются в Министерство здравоохранения Российской
Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
7. Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании
сведений (информации) о результатах мониторинга и оценки эффективности,
проведенных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также
сведений (информации) о результатах мониторинга и оценки эффективности,
представленных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, Федеральной службой государственной статистики,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1
июля года, следующего за отчетным, готовит сводный анализ о результатах
мониторинга и оценки эффективности, содержащий обоснование
причинно-следственных связей между потреблением табака, медицинскими,
демографическими и социально-экономическими последствиями его потребления и
мероприятиями.
8. На
основании сводного анализа результатов мониторинга и оценки эффективности
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:
разработку
мероприятий, в том числе в рамках федеральных целевых программ охраны и
укрепления здоровья граждан и государственной программы Российской Федерации
"Развитие здравоохранения" - ежегодно, посредством подготовки
проектов соответствующих нормативных правовых актов в срок до 1 октября года,
следующего за отчетным;
информирование органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления
табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых
мероприятиях - ежегодно, посредством размещения соответствующей информации на
официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в срок до 1 декабря года, следующего за отчетным;
подготовку
доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной
организации здравоохранения по борьбе против табака, представление его в порядке,
предусмотренном указанным международным договором, - ежегодно, в сроки,
устанавливаемые Секретариатом Рамочной конвенции Всемирной организации
здравоохранения по борьбе против табака.