МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
15 марта 2002 г.
N 81
О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ В 2002 ГОДУ
В
целях совершенствования ранней
диагностики и своевременного
оказания
лечебно - профилактической помощи детям
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить:
Положение об организации и
проведении Всероссийской
диспансеризации детей (Приложение).
2.
Управлению медицинских проблем
материнства и детства,
Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления
финансами и материальными ресурсами совместно с
Научно -
исследовательским центром здоровья детей Минздрава России:
2.1.
В срок
до 15.03.2002 разработать
и ввести в действие
учетную
форму по диспансеризации детей для машинной обработки.
2.2.
В срок
до 01.08.2002 разработать
программу ввода и
обработки
данных по диспансеризации детей.
2.3.
В срок до 31.12.2002 проанализировать данные
диспансеризации детей.
3.
Органам управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации:
3.1. Создать комиссии по подготовке и проведению
диспансеризации детей.
3.2.
Организовать с 15.04.2002
по 15.12.2002 проведение
диспансеризации детей.
3.3.
Данные о проведении
диспансеризации детей направлять
ежемесячно до 15.12.2002
в Научно -
исследовательский центр
здоровья детей Минздрава России по электронной почте
(mniips@pediatr mtu-net.RU) по
машиноориентированной учетной
форме.
3.4.
При проведении диспансеризации детей руководствоваться
приказом Минздрава
России и РАМН
N 201/51 от
04.06.2001 г.
"О
закреплении федеральных округов за
научно - исследовательскими
институтами акушерско -
гинекологического и педиатрического
профиля".
3.5.
Итоги проведения диспансеризации детей обсудить на
коллегиях.
3.6.
Разработать по итогам
диспансеризации детей план
мероприятий по диспансерному наблюдению, лечению и оздоровлению
детей.
3.7.
Отчеты по оздоровлению детей
направлять в Министерство
здравоохранения Российской Федерации ежегодно до 01.01. в течение
2003 -
2004 гг.
4.
Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики, Управлению
научно - исследовательских
медицинских учреждений обеспечить участие научно -
исследовательских и образовательных медицинских учреждений
Минздрава
России в проведении Всероссийской диспансеризации детей.
5.
Руководителям научно -
исследовательских и образовательных
медицинских учреждений Минздрава России принять участие в
работе
комиссий органов управления
здравоохранением субъектов Российской
Федерации
по подготовке и проведению Всероссийской диспансеризации
детей.
6.
Научно - исследовательскому центру здоровья детей Минздрава
России до 01.08.2002 проанализировать в двух областях
Российской
Федерации
состояние здоровья детей.
7.
Управлению медицинских проблем материнства и детства в срок
до 01.02.2003
по итогам Всероссийской диспансеризации детей
разработать план мероприятий по лечению и оздоровлению детей.
8.
Контроль за выполнением настоящего приказа
возложить на
заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации
О.В.Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава
России
от 15.03.2002 г. N
81
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ
ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
1. Для проведения
Всероссийской
диспансеризации детей в
субъектах Российской Федерации создаются комиссии по
подготовке и
проведению
диспансеризации детей.
2. Для проведения
диспансеризации детей
формируются бригады
специалистов из
лечебно - профилактических учреждений совместно со
специалистами научно
- исследовательских и
образовательных
медицинских учреждений
Минздрава России.
3. В ходе
проведения диспансеризации детей
необходимо
проводить
профилактические осмотры неорганизованных детей, детей в
образовательных
учреждениях всех типов и видов, в домах ребенка, в
интернатных учреждениях
и др. учреждениях.
4.
Профилактические осмотры должны
проводиться в учреждениях,
в которых
воспитываются и (или) обучаются дети,
или в амбулаторно
- поликлинических
учреждениях по месту жительства (прикрепления).
5. При проведении диспансеризации
детей сохраняются
периодические профилактические осмотры отдельных
возрастных групп
детей, которые
проводятся в установленном порядке. С учетом
контингентов детей
составляются графики профилактических осмотров.
6.
Профилактические осмотры проводятся по схеме (Приложение).
7.
Диспансеризацию детей в
возрасте до 10 лет проводить в
соответствии с
действующими приказами. Детям в возрасте 2, 4, 5, 8
и 9
лет, не подлежащим периодическим
профилактическим осмотрам,
проводится тестирование по базовой скрининг
- программе,
лабораторное обследование, осмотр врачом - педиатром, другими
специалистами по
показаниям. В ходе
диспансеризации дети в
возрасте 10 - 18 лет должны быть все охвачены
профилактическими
осмотрами. При проведении диспансеризации детей,
не подлежащих
периодическим профилактическим осмотрам, необходимо расширить
программу их
обследования.
8. Данные о
диспансеризации детей вносятся в историю
развития
ребенка (ф. 112/у), медицинскую карту ребенка для
образовательных
учреждений (ф.
026/у-2000), медицинскую карту
ребенка,
воспитывающегося в
доме ребенка (ф. 112-1/у-2000). При выявлении
отклонений в состоянии
здоровья детей проводятся
дополнительные
консультации врачей -
специалистов, дополнительное
лабораторное и
функционально -
диагностическое
обследование, назначаются
индивидуальные лечебно
- оздоровительные мероприятия, включая
стационарное и
санаторно - курортное лечение.
9. В ходе
диспансеризации детей оценку их физического развития
и физической
подготовленности проводить по прилагаемой схеме.
СХЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА
Профилактический осмотр детям всех
возрастных групп проводится
в 3 этапа.
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (плановый)
1
ЭТАП -
доврачебный проводится на
основании скрининг -
программы
базовой медицинской сестрой.
- Сбор данных анамнеза.
-
Антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).
-
Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами (невролог,
стоматолог, ортопед,
офтальмолог, другие - по показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка нервно - психического развития.
-
Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 1 ГОД (плановый)
1
ЭТАП -
доврачебный проводится на
основании скрининг -
программы
базовой медицинской сестрой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.
2 ЭТАП
осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами
(ортопед, хирург, невролог,
офтальмолог, стоматолог, другие - по показаниям).
Заключительный диагноз (в том
числе основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка нервно - психического развития.
-
Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению
и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 3 ГОДА (плановый)
1
ЭТАП -
доврачебный проводится на
основании скрининг -
программы
базовой медицинской сестрой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3
ЭТАП -
осмотр специалистами
(ортопед, хирург, невролог,
офтальмолог, стоматолог, другие - по показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие
заболевания).
- Оценка
физического развития.
-
Оценка нервно - психического развития.
-
Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 6 ЛЕТ (плановый)
1
ЭТАП - доврачебный проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
-
Оценка состояния:
-
осанки
-
стопы
-
остроты зрения
- тест
Малиновского (возрастная рефракция)
-
остроты слуха
-
динамометрии
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы кала, мочи, крови.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами (хирург,
ортопед, офтальмолог,
дерматолог, невролог, логопед (с 3-х лет), стоматолог, педагог,
психолог,
другие - по показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие
заболевания).
- Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического развития.
-
Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 7 ЛЕТ (плановый)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на
основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
-
Оценка состояния:
-
осанки
-
стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
-
остроты слуха
-
динамометрии
измерение АД мм. рт. ст.
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами.
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
дерматолог
невролог
логопед
стоматолог
педагог, психолог
др.
специалисты по показаниям.
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
-
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 2, 4, 5, 8, 9 ЛЕТ (внеплановые)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
на
основании
скрининг - программы базовой.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами по показаниям.
ВОЗРАСТ 10 ЛЕТ (плановый)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
Оценка
состояния:
-
осанки
-
стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
- остроты слуха
-
динамометрии
измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
стоматолог
педагог
психолог
др.
специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 11 ЛЕТ (внеплановый)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на
основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест
-
Антропометрия
Оценка
состояния:
-
осанки
-
стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
-
остроты слуха
-
динамометрии
измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др.
специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
-
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 12 ЛЕТ (плановый)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
- Антропометрия.
Оценка
состояния:
-
осанки
-
стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
-
остроты слуха
-
динамометрии
измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др.
специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
-
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 13 ЛЕТ (внеплановый)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на
основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
Оценка
состояния:
-
осанки
- стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
-
остроты слуха
-
динамометрии
измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы.
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др.
специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
-
Оценка физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
-
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
ВОЗРАСТА 14 - 17 ЛЕТ (плановые)
1
ЭТАП - доврачебный
проводится медицинской сестрой
образовательного учреждения или по месту жительства на основании
скрининг -
программы базовой.
-
Анкетный тест.
-
Антропометрия.
Оценка
состояния:
-
осанки
-
стопы (плантограмма)
-
остроты зрения
-
остроты слуха
-
динамометрии
-
измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ
-
флюорография с 15 лет 1 раз в 2 года.
Лабораторное обследование:
-
Определение в моче глюкозы
-
Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП
- осмотр педиатром.
3 ЭТАП
- осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др.
специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч.
основной, сопутствующие
заболевания).
Оценка
физического развития.
-
Оценка физической подготовленности.
-
Оценка нервно - психического здоровья.
-
Группа здоровья.
-
Медицинская группа для занятий физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.
Профилактические
осмотры проводятся на основании приказов:
- Минздрава России
и Минобразования России
от 30.06.92
N 186/272 "О
совершенствовании системы
медицинского обслуживания
детей в
образовательных учреждениях";
- Минздрава России
от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции
по проведению
профилактических осмотров детей
дошкольного и
школьного возрастов на
основе медико - экономических
нормативов",
от 07.05.98
N 151 "О временных отраслевых
стандартах объема
медицинской помощи
детям", от 03.07.00
N 241 "Об утверждении
Медицинской карты
ребенка для образовательных учреждений",
от 16.10.01 N
371 "О штатных
нормативах медицинского и
педагогического персонала детских
городских поликлиник
(поликлинических
отделений) в городах с населением свыше 25
тысяч
человек", от 07.02.02
N 47 "О
совершенствовании оказания
медицинской помощи
беспризорным и безнадзорным детям".
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Исследования физического развития
регламентируется Приказом
от
14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по проведению
профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов
на основе
медико - экономических нормативов".
Оценка
уровня возрастного развития (полового
созревания) и
функциональных показателей имеет
большое значение. Программа
обследования составлена с расчетом
получения данных об основных
(тотальных) признаках физического
развития, физиометрических и
соматоскопических показателях.
Определение тотальных признаков физического развития
Длину
тела (рост) измеряют при помощи складного металлического
антропометра. Измерение проводят
спереди. Голова обследуемого
находится
в положении, при котором нижний край
глазницы и верхний
край козелка
уха расположены в одной горизонтальной плоскости.
Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 - 20
см и
подводится
к наиболее высокой точке головы, при это сам инструмент
находится
в строго вертикальном положении. Точность измерения - до
0,5 см.
Массу
тела (вес) определяют при
помощи медицинских весов.
Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и
сходить с
нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле
весов.
Точность измерения - 100 гр.
Обхват
груди (окружность грудной
клетки) определяется с
помощью
полотняной прорезиненной ленты. Лента накладывается строго
горизонтально (на уровне околососковых кружков спереди, под углами
лопаток сзади); мягкие
ткани следует слегка
прижать. Точность
измерения
- до 0,5 см.
Определение физиометрических показателей
Жизненную емкость легких определяют при
помощи водяного или
воздушного спирометра. Обследуемый
берет мундштук спирометра в
правую
руку, делает глубокий вдох и
плотно захватывает мундштук
губами, выдыхает в
него воздух. Измерение
проводят 3 раза,
записывается максимальный результат. Точность измерения -
100 куб.
см (мл).
Мышечную силу кисти определяют ручным динамометром.
Обследуемый стоит прямо,
отведя правую руку немного вперед
и в
сторону, кистью руки обхватывает
динамометр и максимально сжимает
его по
команде. Измерение проводится
3 раза, записывается
максимальный результат. Точность измерения - 0,5 кг.
Определение соматоскопических показателей
Степень развития мускулатуры определяют визуально и оценивают
по
3-бальной шкале. На основании
выраженности рельефа мускулатуры
и ее
тонуса выделяют слабое (балл 1),
среднее (балл 2) и сильное
(балл 3)
развитие мышц.
Степень развития подкожного
жирового слоя определяют
также
визуально и оценивают
по 3-бальной шкале.
В соответствии с
выраженностью
или сглаженностью костного рельефа
отмечают слабое
(балл 1),
среднее (балл 2)
и сильное (балл
3) развитие
подкожно -
жировой клетчатки.
Определение зубной формулы. Общее
количество прорезавшихся
постоянных
зубов подсчитывается на
верхней и нижней
челюсти.
Учитываются постоянные зубы всех
стадий прорезывания - от четкого
выступания режущего края
зуба над десной
до полностью
сформировавшегося зуба. Началом
прорезывания считается возраст, в
котором
5% детей имеют постоянные зубы, а
концом - возраст, когда
постоянные зубы встречаются в 95% случаев.
Определение выраженности вторичных половых признаков.
Стадии развития волосяного
покрова на лобке: P - отсутствие
0
волос; P -
единичные короткие волосы; P - волосы
в центре лобка,
1 2
густые,
длинные; P - волосы на всем треугольнике
лобка, густые,
3
длинные.
Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине:
A - отсутствие волос, A - единичные волосы; А - волосы
в
x0 x1 х2
центре
впадины, хорошо выражены; А - волосы по всей подмышечной
x3
области, густые. Развитие молочных желез: M -
детская стадия;
a0
M - железы не выделяются, сосок приподнят
над околососковым
a1
кружком; M -
околососковый кружок увеличен, вместе с соском
a2
образует конус, железы
несколько выделяются; M
- железы
a3
поднимаются на большом
участке, сосок и
околососковый кружок
сохраняют
форму конуса; M - женская стадия,
сосок приподнимается
a4
над околососковым кружком, железы принимают
размеры и форму,
свойственные
взрослой женщине.
Развитие вторичных половых признаков
обозначается общей
формулой
(например, A P - для мальчиков
или M A P - для
x1 1 a1 x1 1
девочек). У девочек с 11-летнего возраста к формуле добавляются
данные о
наличии или отсутствии менструаций (Me+, Me-).
Программа разработки полученных данных
1.
Проведение индивидуальной оценки
физического развития по
модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела.
2.
Определение уровня полового
созревания - оценка половой
формулы по
возрастно - половым нормативам.
3.
Определение функциональных возможностей по динамометрии и
ЖЕЛ.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Оценка
физического развития проводится с использованием
региональных нормативов.
Для
индивидуальной оценки физического развития
используются
таблицы,
разработанные на основе региональных шкал регрессии массы
тела по
длине тела с
диапазоном
"нормы" от М-1
сигма до
R
М+2 сигма
. В каждой возрастно - половой
группе для конкретных
R
вариантов длины тела
(роста) устанавливают диапазон
нормальных
колебаний
массы тела и выявляют отклонения в
физическом развитии
за счет
дефицита или избытка массы тела, а
также формируют группу
лиц
низкого роста, у которых возможна общая
задержка физического
развития.
При
оценке физического развития ребенка в соответствующей полу
и возрасту
таблице находят его
рост, затем строго
по
горизонтальной строке -
диапазон "нормы" массы тела для данного
роста. В зависимости от
того, попадет ли фактическое значение
массы тела
в этот диапазон, окажется ли ниже
минимальной или выше
максимальной его границы, оценивается физическое развитие.
Выделяются следующие варианты физического развития:
1.
Нормальное физическое развитие - масса
тела в пределах
нормальных вариантов (от
М-1 сигма до М+2 сигма
относительно
R R
конкретного роста).
2.
Дефицит массы тела - масса
тела меньше значений
минимального предела "нормы" относительно роста (меньше
М-1 сигма
).
R
3.
Избыток массы тела - масса
тела больше значений
максимального предела "нормы" относительно роста (больше
М+2 сигма
).
R
4.
Низкий рост - варианты роста меньше минимальных, указанных
в таблице
(меньше М-2 сигма).
Характеристика не должна ограничиваться оценкой состояния
физического развития по
соотношению тотальных размеров
тела.
Наряду с
этим, важным элементом ее является
определение уровня
биологического развития.
Информативным показателем
уровня биологического развития
в
детском возрасте (от 5 до 12 лет) является количество
постоянных
зубов; в
подростковом (от 10 до 17 лет) -
выраженность вторичных
половых
признаков. На основании выраженности
половой формулы (А ,
B
Р, Ма,
Me) в том или ином календарном
возрасте устанавливают
следующие
варианты биологического развития:
1.
соответствует календарному возрасту;
1.
ускоренное (опережение составляет 1 год и более);
3.
замедленное (отставание составляет 1 год и более).
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Для
массовых исследований физической подготовленности
школьников
7 - 17 лет предлагаются тестовые упражнения, применение
которых апробировано и успешно
проводится в г. Москве (Программа
мэра
Москвы):
- Подтягивание на перекладине (мальчики).
-
Подъем туловища из
положения лежа в
положение сидя
(девочки).
-
Прыжок в длину с места (мальчики и девочки).
Для
этих тестов в г. Москве разработаны возрастные и половые
нормативы.
Методика выполнения тестовых упражнений
Тест
"Подтягивание на перекладине" (для оценки силы и силовой
выносливости мышц верхнего
плечевого пояса). В
весе на
перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число
подтягиваний. Подтягивание
считается выполненным правильно, когда
руки
сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются
полностью, ноги не
сгибаются в коленных суставах,
движения без
рывков и махов.
Неправильно выполненные подтягивания не
засчитываются.
Тест
"Подъем туловища за 30
и 60 секунд" (для измерения
силовой выносливости мышц
сгибателей туловища). Из И.П. лежа на
спине, ноги согнуты в коленных
суставах строго под
углом 90
градусов,
стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в
стороны, касаются пола, партнер
прижимает ступни к
полу. По
команде
"Марш!" выполнять,
рационально распределяя усилия,
за 30
или 60
секунд (с 11 лет) максимально
возможное число подъемов
туловища,
сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным
движением
в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями,
лопатками и затылком.
Упражнение выполняется на гимнастическом
мате или
ковре. Для безопасности под голову
кладут невысокую (не
выше 10
см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.
Тест
"Прыжок в длину с места" (для измерения динамической силы
мышц
нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе
или слегка
врозь, носки стоп на одной линии со
стартовой чертой,
выполнить прыжок вперед
с места на
максимально возможное
расстояние. Участник
предварительно сгибает ноги, отводит
руки
назад,
наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела
и махом
рук вперед и толчком двух
ног выполняет прыжок.
Тест
необходимо проводить на мате
(толстом ковре) или мягком грунтовом
покрытии
(можно использовать песочную яму).
Участнику дается три
попытки. В
зачет идет только лучший результат.
Перед
проведением тестирования необходимо добиться от учащихся
технически правильного
выполнения каждого тестового упражнения за
счет специальных
подводящих и подготовительных упражнений и
предварительных прикидок.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Проводится с
использованием
пятиуровневой шкалы оценок
(таблицы).
По результатам двух тестов определяют Индекс физической
готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического
значения
суммы
полученных баллов.
ИФГ =
T + Т
/ 2 (округлять в большую сторону), где
1 2
ИФГ -
индекс физической готовности,
T - баллы за первый тест,
1
Т - баллы за второй тест.
2
При
индивидуальной оценке принимается:
ИФГ
менее трех баллов - физическая
подготовленность ниже
средней,
ИФГ
три балла - физическая подготовленность
средняя,
ИФГ
более трех баллов - физическая
подготовленность ниже
средней.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
мальчики, юноши
------------------------------------------------------------------
| Возраст,
| Уровень физической
подготовленности |
| лет и
|-----------------------------------------------------|
|
месяцев | высокий | выше
| средний | ниже |
низкий |
| | |среднего |
| среднего| |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| |100% и выше| 85-99% |
70-84% | 51-69% |50% и ниже |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| | 5 баллов |4 балла | 3 балла | 2
балла | 1 балл |
|----------------------------------------------------------------|
| Подтягивание на перекладине,
раз |
|----------------------------------------------------------------|
|
6,0-6,5 | 3 и выше |
2 | 1,5 | 1
| 0 |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 6,6-6,11
| 4 и выше | 3 | 2
| 1 |0,5 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
7,0-7,5 | 4 и выше |
3 | 2 | 1,5
| 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 7,6-7,11
| 5 и выше | 4 | 3
| 2 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
8,0-8,5 | 5 и выше |
4 | 3 | 2
| 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 8,5-8,11
| 6 и выше | 5 | 3-4
| 2 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
9,0-9,5 | 6 и выше |
5 | 4 | 2-3
| 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 9,6-9,11
| 7 и выше | 5-6 | 4
| 2-3 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,0-10,5
| 7 и выше | 6 | 4-5
| 2-3 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,6-10,11| 8 и выше | 6-7
| 5 | 2-4 | 1 и ниже
|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,0-11,5
| 8 и выше | 7 | 5-6
| 2-4 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,6-11,11| 8 и выше | 7
| 5-6 | 2-4 | 1 и ниже
|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,0-12,5
| 9 и выше | 7-8 | 5-6
| 2-4 | 1 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,6-12,11| 9 и выше | 8
| 6-7 | 3-5 | 2 и ниже
|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,0-13,5
| 10 и выше | 8-9 |
6-7 | 3-5 | 2 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,6-13,11| 10 и выше | 9 |
6-8 | 3-5 | 2 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,0-14,5
| 11 и выше | 9-10 |
7-8 | 4-6 | 3 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,6-14,11| 11 и выше | 10 |
8-9 | 4-7 | 3 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,0-15,5
| 12 и выше | 10-11 | 8-9
| 5-7 | 4 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,6-15,11| 12 и выше | 10-11
| 8-9 | 5-7 | 4 и ниже
|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,0-16,5
| 12 и выше | 10-11 | 9
| 5-8 | 4 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,6-16,11| 12 и выше | 10-11
| 9 | 6-8 | 5 и ниже
|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,0-17,5
| 13 и выше | 11-12 | 9-10
| 6-8 | 5 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,6-17,11| 13 и выше | 11-12
| 9-10 |
6-8 | 5 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,0-18,5
| 13 и выше | 12 |
10-11 | 7-9
| 6 и ниже |
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,6-18,11| 14 и выше | 12-13
| 10-11 |
7-9 | 6 и ниже |
------------------------------------------------------------------
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
мальчики, юноши
------------------------------------------------------------------
| Возраст,
| Уровень физической
подготовленности |
| лет и
|-----------------------------------------------------|
|
месяцев | высокий | выше
| средний | ниже |
низкий |
| | |среднего |
| среднего| |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| |100% и выше| 85-99% |
70-84% | 51-69% |50% и ниже |
| |-----------+---------+---------+---------+-----------|
| | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1 балл |
|----------------------------------------------------------------|
| Прыжок в длину с места,
см |
|----------------------------------------------------------------|
|
6,0-6,5 |122 и выше | 109-121 | 96-108 |
80-95 | 79 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 6,6-6,11
|128 и выше | 115-127 | 102-114 |
86-101 | 85 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
7,0-7,5 |130 и выше | 117-129 | 104-116
| 88-103 | 87 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 7,6-7,11
|140 и выше | 127-139 | 114-126 |
98-113 | 97 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
8,0-8,5 |145 и выше | 132-144 | 119-131
| 103-118 | 102 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 8,5-8,11
|155 и выше | 142-154 | 129-141 | 113-128 | 112 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
9,0-9,5 |158 и выше | 145-157 | 132-144
| 116-131 | 115 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 9,6-9,11
|162 и выше | 149-161 | 136-148 | 120-135 | 119 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,0-10,5
|166 и выше | 153-165 | 141-152 | 124-139 | 123 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,6-10,11|175 и выше | 162-174 | 150-161 | 133-148 | 132 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,0-11,5
|177 и выше | 164-176 | 152-163 | 135-150 | 134 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,6-11,11|184 и выше | 171-183 | 159-170 | 142-157 | 141 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,0-12,5
|187 и выше | 174-186 | 162-173 | 145-160 | 144 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,6-12,11|193 и выше | 180-192 | 168-179 | 151-166 | 150 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,0-13,5
|198 и выше | 185-197 | 173-184 | 156-171 | 155 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,6-13,11|205 и выше | 192-204 | 180-191 | 163-170 | 162 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,0-14,5
|208 и выше | 195-207 | 183-194 | 166-181 | 165 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,6-14,11|214 и выше | 201-213 | 189-200 | 172-187 | 171 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,0-15,5
|217 и выше | 204-216 | 192-203 | 175-190 | 174 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,6-15,11|225 и выше | 212-224 | 200-211 | 183-198 | 182 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,0-16,5
|228 и выше | 215-227 | 203-214 | 186-201 | 185 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,6-16,11|234 и выше | 221-223 | 209-220 | 192-207 | 191 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,0-17,5
|238 и выше | 223-237 | 213-224 | 196-211 | 195 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,6-17,11|240 и выше | 229-239 | 217-228 | 201-216 | 200 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,0-18,5
|242 и выше | 231-241 | 219-230 | 203-218 | 202 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,6-18,11|245 и выше | 234-244 | 222-233 | 206-221 | 205 и ниже|
------------------------------------------------------------------
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
девочки, девушки
------------------------------------------------------------------
| Возраст,
| Уровень физической
подготовленности |
| лет и
|-----------------------------------------------------|
|
месяцев | высокий | выше | средний | ниже |
низкий |
| | |среднего |
| среднего| |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| |100% и выше| 85-99% |
70-84% | 51-69% |50% и ниже |
| |-----------+---------+---------+---------+-----------|
| | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1 балл |
|----------------------------------------------------------------|
| Прыжок в длину с места,
см |
|----------------------------------------------------------------|
|
6,0-6,5 |110 и выше | 99-109 |
88-98 | 74-87
| 73 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 6,6-6,11
|120 и выше | 109-119 | 98-108 | 84-97
| 83 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
7,0-7,5 |123 и выше | 111-122 | 99-110 |
81-98 | 80 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 7,6-7,11
|127 и выше | 115-126 | 103-114 |
88-102 | 87 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
8,0-8,5 |132 и выше | 119-131 | 106-118
| 90-105 | 89 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 8,6-8,11
|138 и выше | 125-137 | 112-124 |
96-111 | 95 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|
9,0-9,5 |140 и выше | 127-139 | 114-126
| 98-113 | 97 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
| 9,6-9,11
|150 и выше | 136-149 | 122-135 | 104-121 | 103 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,0-10,5
|157 и выше | 142-156 | 127-141 | 108-126 | 107 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|10,6-10,11|163 и выше | 148-162 | 133-147 | 114-132 | 113 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,0-11,5
|164 и выше | 150-163 | 136-149 | 119-135 | 118 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|11,6-11,11|166 и выше | 153-165 | 140-152 | 123-139 | 122 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,0-12,5
|168 и выше | 155-167 | 142-154 | 126-141 | 125 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|12,6-12,11|172 и выше | 161-171 | 150-160 | 136-149 | 135 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,0-13,5
|176 и выше | 165-175 | 154-164 | 139-153 | 138 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|13,6-13,11|184 и выше | 171-183 | 158-170 | 143-157 | 142 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,0-14,5
|188 и выше | 174-187 | 160-173 | 144-159 | 143 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|14,6-14,11|192 и выше | 178-191 | 164-177 | 148-163 | 147 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,0-15,5
|194 и выше | 180-193 | 166-179 | 150-165 | 149 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|15,6-15,11|196 и выше | 182-195 | 168-181 | 152-167 | 151 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,0-16,5
|198 и выше | 186-197 | 174-185 | 160-173 | 159 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|16,6-16,11|202 и выше | 190-201 | 178-189 | 162-177 | 161 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,0-17,5
|204 и выше | 191-203 | 178-190 | 162-177 | 161 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|17,6-17,11|206 и выше | 193-205 | 180-192 | 164-179 | 163 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,0-18,5
|208 и выше | 194-207 | 180-193 | 164-179 | 163 и ниже|
|----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|
|18,6-18,11|212 и выше | 198-211 | 184-197 | 166-183 | 165 и ниже|
------------------------------------------------------------------
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
девочки, девушки
------------------------------------------------------------------
| Возраст,
| Уровень физической
подготовленности |
| лет и
|-----------------------------------------------------|
| месяцев
| высокий |
выше | средний | ниже
| низкий |
| | |среднего |
| среднего| |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| |100% и выше| 85-99% |
70-84% | 51-69% |50% и ниже |
|
|-----------+---------+---------+---------+-----------|
| | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1 балл |
|----------------------------------------------------------------|
| Подъем туловища в сек., раз за 30
сек. |
|----------------------------------------------------------------|
|
6,0-6.5 | 24 и выше | 20-23
| 16-19 |
10-15 | 9 и ниже |
| 6,6-6,11
| 25 и выше | 21-24 |
16-20 | 11-15
| 10 и ниже |
|
7,0-7,5 | 28 и выше | 23-27
| 18-22 |
12-17 | 11 и ниже |
| 7,6-7,11
| 29 и выше | 24-28 |
19-23 | 13-18
| 12 и ниже |
|
8,0-8,5 | 31 и выше | 26-30
| 21-25 |
14-20 | 13 и ниже |
| 8,6-8,11
| 32 и выше | 28-31 |
23-27 | 15-22
| 14 и ниже |
|
9,0-9,5 | 33 и выше | 29-32
| 24-28 |
16-23 | 15 и ниже |
| 9,6-9,11
| 34 и выше | 30-33 |
25-29 | 16-24
| 15 и ниже |
|10,0-10,5
| 35 и выше | 30-34 |
25-29 | 17-24
| 16 и ниже |
|10,6-10,11| 36 и выше |
31-35 | 26-30
| 18-25 | 17 и ниже |
------------------------------------------------------------------