Минздрав РФ: Приказ от 15.03.2002 N 81
Утвержден 15.03.2002
О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В 2002 ГОДУ
Скачать (22,9 Кб)

 

             МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                 ПРИКАЗ

 

                            15 марта 2002 г.

 

                                  N 81

 

               О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

                           ДЕТЕЙ В 2002 ГОДУ

 

       В целях  совершенствования ранней диагностики и своевременного

   оказания лечебно - профилактической помощи детям

       ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. Утвердить:

       Положение об    организации    и    проведении   Всероссийской

   диспансеризации детей (Приложение).

       2. Управлению   медицинских  проблем  материнства  и  детства,

   Департаменту экономического развития  здравоохранения,  управления

   финансами   и   материальными   ресурсами  совместно  с  Научно  -

   исследовательским центром здоровья детей Минздрава России:

       2.1. В  срок  до  15.03.2002  разработать  и ввести в действие

   учетную форму по диспансеризации детей для машинной обработки.

       2.2. В  срок  до  01.08.2002  разработать  программу  ввода  и

   обработки данных по диспансеризации детей.

       2.3. В    срок    до    31.12.2002   проанализировать   данные

   диспансеризации детей.

       3. Органам  управления  здравоохранением  субъектов Российской

   Федерации:

       3.1. Создать    комиссии    по    подготовке    и   проведению

   диспансеризации детей.

       3.2. Организовать   с   15.04.2002  по  15.12.2002  проведение

   диспансеризации детей.

       3.3. Данные  о  проведении  диспансеризации  детей  направлять

   ежемесячно  до  15.12.2002  в  Научно  -  исследовательский  центр

   здоровья    детей    Минздрава   России   по   электронной   почте

   (mniips@pediatr  mtu-net.RU)  по   машиноориентированной   учетной

   форме.

       3.4. При  проведении  диспансеризации  детей руководствоваться

   приказом  Минздрава  России  и  РАМН  N  201/51  от  04.06.2001 г.

   "О закреплении  федеральных округов за научно - исследовательскими

   институтами  акушерско  -  гинекологического   и   педиатрического

   профиля".

       3.5. Итоги  проведения  диспансеризации  детей   обсудить   на

   коллегиях.

       3.6. Разработать  по   итогам   диспансеризации   детей   план

   мероприятий  по  диспансерному наблюдению,  лечению и оздоровлению

   детей.

       3.7. Отчеты  по  оздоровлению  детей направлять в Министерство

   здравоохранения Российской Федерации ежегодно до 01.01.  в течение

   2003 - 2004 гг.

       4. Департаменту  образовательных  медицинских   учреждений   и

   кадровой   политики,  Управлению   научно   -   исследовательских

   медицинских    учреждений    обеспечить    участие    научно     -

   исследовательских   и   образовательных   медицинских   учреждений

   Минздрава России в проведении Всероссийской диспансеризации детей.

       5. Руководителям  научно - исследовательских и образовательных

   медицинских учреждений Минздрава России принять участие  в  работе

   комиссий  органов управления здравоохранением субъектов Российской

   Федерации по подготовке и проведению Всероссийской диспансеризации

   детей.

       6. Научно - исследовательскому центру здоровья детей Минздрава

   России  до  01.08.2002 проанализировать в двух областях Российской

   Федерации состояние здоровья детей.

       7. Управлению медицинских проблем материнства и детства в срок

   до  01.02.2003  по  итогам  Всероссийской  диспансеризации   детей

   разработать план мероприятий по лечению и оздоровлению детей.

       8. Контроль за выполнением  настоящего  приказа  возложить  на

   заместителя    Министра   здравоохранения   Российской   Федерации

   О.В.Шарапову.

 

                                                              Министр

                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

                                                           Приложение

 

                                                           УТВЕРЖДЕНО

                                            приказом Минздрава России

                                                от 15.03.2002 г. N 81

 

                               ПОЛОЖЕНИЕ

               ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ

                         ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

 

       1. Для  проведения  Всероссийской  диспансеризации   детей   в

   субъектах  Российской Федерации создаются комиссии по подготовке и

   проведению диспансеризации детей.

       2. Для  проведения  диспансеризации  детей формируются бригады

   специалистов из лечебно - профилактических учреждений совместно со

   специалистами   научно   -   исследовательских  и  образовательных

   медицинских учреждений Минздрава России.

       3. В   ходе   проведения   диспансеризации   детей  необходимо

   проводить профилактические осмотры неорганизованных детей, детей в

   образовательных учреждениях всех типов и видов, в домах ребенка, в

   интернатных учреждениях и др. учреждениях.

       4. Профилактические  осмотры должны проводиться в учреждениях,

   в которых воспитываются и (или) обучаются дети,  или в амбулаторно

   - поликлинических учреждениях по месту жительства (прикрепления).

       5. При   проведении    диспансеризации    детей    сохраняются

   периодические  профилактические осмотры отдельных возрастных групп

   детей,  которые  проводятся  в  установленном  порядке.  С  учетом

   контингентов детей составляются графики профилактических осмотров.

       6. Профилактические осмотры проводятся по схеме (Приложение).

       7. Диспансеризацию  детей  в  возрасте  до  10 лет проводить в

   соответствии с действующими приказами. Детям в возрасте 2, 4, 5, 8

   и  9  лет,  не подлежащим периодическим профилактическим осмотрам,

   проводится  тестирование  по   базовой   скрининг   -   программе,

   лабораторное  обследование,  осмотр  врачом  - педиатром,  другими

   специалистами  по  показаниям.  В  ходе  диспансеризации  дети   в

   возрасте  10  -  18 лет должны быть все охвачены профилактическими

   осмотрами.  При проведении диспансеризации  детей,  не  подлежащих

   периодическим   профилактическим  осмотрам,  необходимо  расширить

   программу их обследования.

       8. Данные о диспансеризации детей вносятся в историю  развития

   ребенка (ф.  112/у), медицинскую карту ребенка для образовательных

   учреждений   (ф.   026/у-2000),   медицинскую    карту    ребенка,

   воспитывающегося в доме ребенка (ф.  112-1/у-2000).  При выявлении

   отклонений в состоянии здоровья  детей  проводятся  дополнительные

   консультации врачей - специалистов,  дополнительное лабораторное и

   функционально   -   диагностическое   обследование,    назначаются

   индивидуальные  лечебно  -  оздоровительные  мероприятия,  включая

   стационарное и санаторно - курортное лечение.

       9. В ходе диспансеризации детей оценку их физического развития

   и физической подготовленности проводить по прилагаемой схеме.

 

                    СХЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА

 

       Профилактический осмотр детям всех возрастных групп проводится

   в 3 этапа.

 

                 РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (плановый)

 

       1 ЭТАП  -  доврачебный  проводится  на  основании  скрининг  -

   программы базовой медицинской сестрой.

       - Сбор данных анамнеза.

       - Антропометрия (рост, вес, окружность головы, груди).

       - Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами (невролог,  стоматолог, ортопед,

   офтальмолог, другие - по показаниям).

       Заключительный диагноз  (в  том числе основной,  сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка нервно - психического развития.

       - Группа здоровья.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                        ВОЗРАСТ 1 ГОД (плановый)

 

       1 ЭТАП  -  доврачебный  проводится  на  основании  скрининг  -

   программы базовой медицинской сестрой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.

       2 ЭТАП осмотр педиатром.

       3 ЭТАП -  осмотр  специалистами  (ортопед,  хирург,  невролог,

   офтальмолог, стоматолог, другие - по показаниям).

 

       Заключительный диагноз (в том  числе  основной,  сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка нервно - психического развития.

       - Группа здоровья.

       Рекомендации по  дальнейшему  наблюдению  и  лечению  ребенка.

 

                       ВОЗРАСТ 3 ГОДА (плановый)

 

       1 ЭТАП  -  доврачебный  проводится  на  основании  скрининг  -

   программы базовой медицинской сестрой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Лабораторное обследование: анализы крови, мочи, кала.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП  -  осмотр  специалистами (ортопед,  хирург,  невролог,

   офтальмолог, стоматолог, другие - по показаниям).

       Заключительный диагноз  (в  том числе основной,  сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка нервно - психического развития.

       - Группа здоровья.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                       ВОЗРАСТ 6 ЛЕТ (плановый)

 

       1 ЭТАП   -   доврачебный   проводится   медицинской    сестрой

   образовательного  учреждения  или по месту жительства на основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       - Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы

       - остроты зрения

       - тест Малиновского (возрастная рефракция)

       - остроты слуха

       - динамометрии

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы кала, мочи, крови.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами (хирург,  ортопед,  офтальмолог,

   дерматолог,  невролог,  логопед (с 3-х лет),  стоматолог, педагог,

   психолог, другие - по показаниям).

       Заключительный диагноз  (в  том числе основной,  сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического развития.

       - Группа здоровья.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                        ВОЗРАСТ 7 ЛЕТ (плановый)

 

       1 ЭТАП    -   доврачебный   проводится   медицинской   сестрой

   образовательного учреждения или по месту жительства  на  основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       - Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       измерение АД мм. рт. ст.

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами.

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       дерматолог

       невролог

       логопед

       стоматолог

       педагог, психолог

       др. специалисты по показаниям.

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       - Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                 ВОЗРАСТ 2, 4, 5, 8, 9 ЛЕТ (внеплановые)

 

       1 ЭТАП   -   доврачебный  проводится  медицинской  сестрой  на

   основании скрининг - программы базовой.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами по показаниям.

 

                       ВОЗРАСТ 10 ЛЕТ (плановый)

 

       1 ЭТАП   -   доврачебный   проводится   медицинской    сестрой

   образовательного  учреждения  или по месту жительства на основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами:

       эндокринолог

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       невролог

       гинеколог

       стоматолог

       педагог

       психолог

       др. специалисты по показаниям

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                      ВОЗРАСТ 11 ЛЕТ (внеплановый)

 

       1 ЭТАП    -   доврачебный   проводится   медицинской   сестрой

   образовательного учреждения или по месту жительства  на  основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест

       - Антропометрия

       Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами:

       эндокринолог

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       невролог

       гинеколог

       уролог

       стоматолог

       педагог, психолог

       др. специалисты по показаниям

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       - Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                       ВОЗРАСТ 12 ЛЕТ (плановый)

 

       1 ЭТАП   -   доврачебный   проводится   медицинской    сестрой

   образовательного  учреждения  или по месту жительства на основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ

   Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами:

       эндокринолог

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       невролог

       гинеколог

       уролог

       стоматолог

       педагог, психолог

       др. специалисты по показаниям

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       - Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                      ВОЗРАСТ 13 ЛЕТ (внеплановый)

 

       1 ЭТАП    -   доврачебный   проводится   медицинской   сестрой

   образовательного учреждения или по месту жительства  на  основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы.

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами:

       эндокринолог

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       невролог

       гинеколог

       уролог

       стоматолог

       педагог, психолог

       др. специалисты по показаниям

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       - Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       - Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

                    ВОЗРАСТА 14 - 17 ЛЕТ (плановые)

 

       1 ЭТАП   -   доврачебный   проводится   медицинской    сестрой

   образовательного  учреждения  или по месту жительства на основании

   скрининг - программы базовой.

       - Анкетный тест.

       - Антропометрия.

       Оценка состояния:

       - осанки

       - стопы (плантограмма)

       - остроты зрения

       - остроты слуха

       - динамометрии

       - измерение АД мм. рт. ст., ЭКГ

       - флюорография с 15 лет 1 раз в 2 года.

       Лабораторное обследование:

       - Определение в моче глюкозы

       - Анализы крови, кала, мочи.

       2 ЭТАП - осмотр педиатром.

       3 ЭТАП - осмотр специалистами:

       эндокринолог

       хирург

       ортопед

       офтальмолог

       отоларинголог

       невролог

       гинеколог

       уролог

       стоматолог

       педагог, психолог

       др. специалисты по показаниям

       Заключительный диагноз   (в   т.ч.   основной,   сопутствующие

   заболевания).

       Оценка физического развития.

       - Оценка физической подготовленности.

       - Оценка нервно - психического здоровья.

       - Группа здоровья.

       - Медицинская группа для занятий физической культурой.

       Рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

 

       Профилактические осмотры проводятся на основании приказов:

       - Минздрава   России   и  Минобразования  России  от  30.06.92

   N 186/272 "О совершенствовании системы  медицинского  обслуживания

   детей в образовательных учреждениях";

       - Минздрава России от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции

   по   проведению  профилактических  осмотров  детей  дошкольного  и

   школьного возрастов на основе медико - экономических  нормативов",

   от  07.05.98  N  151  "О  временных  отраслевых  стандартах объема

   медицинской помощи детям",  от  03.07.00  N  241  "Об  утверждении

   Медицинской   карты   ребенка  для  образовательных   учреждений",

   от 16.10.01  N  371   "О   штатных   нормативах   медицинского   и

   педагогического    персонала    детских    городских    поликлиник

   (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25  тысяч

   человек", от   07.02.02   N   47   "О  совершенствовании  оказания

   медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям".

 

                   ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

       Исследования  физического  развития  регламентируется Приказом

   от 14.03.95  N  60  "Об   утверждении   инструкции  по  проведению

   профилактических осмотров детей дошкольного и школьного  возрастов

   на основе медико - экономических нормативов".

       Оценка уровня возрастного  развития  (полового  созревания)  и

   функциональных   показателей  имеет  большое  значение.  Программа

   обследования составлена с расчетом   получения данных об  основных

   (тотальных)  признаках  физического  развития,  физиометрических и

   соматоскопических показателях.

 

          Определение тотальных признаков физического развития

 

       Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического

   антропометра.  Измерение  проводят  спереди.  Голова  обследуемого

   находится в положении,  при котором нижний край глазницы и верхний

   край  козелка  уха  расположены  в одной горизонтальной плоскости.

   Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 -  20  см  и

   подводится к наиболее высокой точке головы, при это сам инструмент

   находится в строго вертикальном положении. Точность измерения - до

   0,5 см.

       Массу тела (вес)  определяют  при  помощи  медицинских  весов.

   Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и

   сходить с нее он  должен  при  неподвижно  закрепленном  коромысле

   весов. Точность измерения - 100 гр.

       Обхват груди  (окружность  грудной  клетки)   определяется   с

   помощью полотняной прорезиненной ленты. Лента накладывается строго

   горизонтально (на уровне околососковых кружков спереди, под углами

   лопаток  сзади);  мягкие  ткани  следует слегка прижать.  Точность

   измерения - до 0,5 см.

 

                Определение физиометрических показателей

 

       Жизненную емкость легких определяют при  помощи  водяного  или

   воздушного  спирометра.  Обследуемый  берет  мундштук спирометра в

   правую руку,  делает глубокий вдох и плотно  захватывает  мундштук

   губами,  выдыхает  в  него  воздух.  Измерение  проводят  3  раза,

   записывается   максимальный   результат.   Точность   измерения  -

   100 куб. см (мл).

       Мышечную силу   кисти    определяют    ручным    динамометром.

   Обследуемый  стоит  прямо,  отведя  правую руку немного вперед и в

   сторону,  кистью руки обхватывает динамометр и максимально сжимает

   его   по   команде.  Измерение  проводится  3  раза,  записывается

   максимальный результат. Точность измерения - 0,5 кг.

 

               Определение соматоскопических показателей

 

       Степень развития мускулатуры определяют визуально и  оценивают

   по 3-бальной шкале.  На основании выраженности рельефа мускулатуры

   и ее тонуса выделяют слабое (балл 1),  среднее (балл 2) и  сильное

   (балл 3) развитие мышц.

       Степень развития подкожного  жирового  слоя  определяют  также

   визуально  и  оценивают  по  3-бальной  шкале.  В  соответствии  с

   выраженностью или сглаженностью костного рельефа  отмечают  слабое

   (балл   1),   среднее   (балл  2)  и  сильное  (балл  3)  развитие

   подкожно - жировой клетчатки.

       Определение зубной  формулы.  Общее  количество  прорезавшихся

   постоянных зубов  подсчитывается  на  верхней  и  нижней  челюсти.

   Учитываются  постоянные зубы всех стадий прорезывания - от четкого

   выступания  режущего   края   зуба   над   десной   до   полностью

   сформировавшегося зуба.  Началом прорезывания считается возраст, в

   котором 5%  детей имеют постоянные зубы, а концом - возраст, когда

   постоянные      зубы      встречаются      в      95%     случаев.

       Определение выраженности вторичных половых  признаков.

       Стадии  развития волосяного покрова на  лобке:  P - отсутствие

                                                        0

 

   волос; P - единичные короткие волосы; P - волосы  в  центре лобка,

           1                              2

 

   густые, длинные; P - волосы на всем треугольнике  лобка,   густые,

                     3

   длинные. Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине:

   A   - отсутствие волос, A   - единичные волосы;  А   -  волосы   в

    x0                      x1                       х2

   центре впадины, хорошо выражены;  А   - волосы по всей подмышечной

                                      x3

   области,  густые.  Развитие молочных желез:  M   - детская стадия;

                                                 a0

   M   - железы не  выделяются,  сосок  приподнят  над  околососковым

    a1

   кружком;  M    -  околососковый  кружок увеличен,  вместе с соском

              a2

   образует  конус,  железы  несколько  выделяются;  M     -   железы

                                                      a3

   поднимаются  на  большом  участке,  сосок  и  околососковый кружок

 

   сохраняют форму конуса; M   - женская стадия, сосок приподнимается

                            a4

   над  околососковым  кружком,  железы  принимают  размеры  и форму,

   свойственные взрослой женщине.

       Развитие вторичных   половых   признаков   обозначается  общей

   формулой (например,  A  P  - для  мальчиков  или  M  A  P   -  для

                         x1 1                         a1 x1 1

   девочек).  У  девочек с 11-летнего  возраста к формуле добавляются

   данные о наличии или отсутствии менструаций (Me+, Me-).

 

                Программа разработки полученных данных

 

       1. Проведение  индивидуальной  оценки  физического развития по

   модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела.

       2. Определение  уровня  полового  созревания  - оценка половой

   формулы по возрастно - половым нормативам.

       3. Определение  функциональных  возможностей по динамометрии и

   ЖЕЛ.

 

                      ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

       Оценка физического  развития   проводится   с   использованием

   региональных нормативов.

       Для индивидуальной оценки  физического  развития  используются

   таблицы, разработанные на основе региональных шкал регрессии массы

   тела   по   длине   тела  с  диапазоном  "нормы"  от М-1 сигма  до

                                                                 R

   М+2 сигма . В каждой возрастно  -  половой  группе для  конкретных

            R

   вариантов  длины  тела  (роста)  устанавливают диапазон нормальных

   колебаний массы тела и выявляют отклонения в  физическом  развитии

   за счет дефицита или избытка  массы тела, а также формируют группу

   лиц низкого роста,  у которых возможна общая задержка  физического

   развития.

       При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу

   и  возрасту  таблице   находят   его   рост,   затем   строго   по

   горизонтальной  строке  -  диапазон "нормы" массы тела для данного

   роста.  В зависимости от того,  попадет  ли  фактическое  значение

   массы тела в этот диапазон,  окажется ли ниже минимальной или выше

   максимальной его границы, оценивается физическое развитие.

       Выделяются следующие варианты физического развития:

       1. Нормальное физическое развитие  -  масса  тела  в  пределах

   нормальных  вариантов  (от  М-1 сигма  до  М+2 сигма  относительно

                                        R              R

   конкретного роста).

       2. Дефицит  массы  тела   -   масса   тела   меньше   значений

   минимального   предела   "нормы"   относительно   роста    (меньше

   М-1 сигма ).

            R

       3. Избыток  массы  тела   -   масса   тела   больше   значений

   максимального   предела   "нормы"   относительно   роста   (больше

   М+2 сигма ).

            R

       4. Низкий рост - варианты роста меньше минимальных,  указанных

   в таблице (меньше М-2 сигма).

       Характеристика не  должна  ограничиваться  оценкой   состояния

   физического  развития  по  соотношению  тотальных  размеров  тела.

   Наряду с этим,  важным элементом ее  является  определение  уровня

   биологического развития.

       Информативным показателем  уровня  биологического  развития  в

   детском  возрасте  (от 5 до 12 лет) является количество постоянных

   зубов; в подростковом (от 10 до 17 лет) -  выраженность  вторичных

   половых признаков.  На основании выраженности половой формулы (А ,

                                                                   B

   Р,  Ма,  Me) в том или  ином  календарном  возрасте  устанавливают

   следующие варианты биологического развития:

       1. соответствует календарному возрасту;

       1. ускоренное (опережение составляет 1 год и более);

       3. замедленное (отставание составляет 1 год и более).

 

                ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

       Для массовых    исследований    физической    подготовленности

   школьников 7 - 17 лет предлагаются тестовые упражнения, применение

   которых  апробировано и успешно проводится в г.  Москве (Программа

   мэра Москвы):

       - Подтягивание на перекладине (мальчики).

       - Подъем  туловища  из  положения  лежа   в   положение   сидя

   (девочки).

       - Прыжок в длину с места (мальчики и девочки).

       Для этих  тестов в г.  Москве разработаны возрастные и половые

   нормативы.

 

                Методика выполнения тестовых упражнений

 

       Тест "Подтягивание на перекладине" (для оценки силы и  силовой

   выносливости   мышц   верхнего   плечевого   пояса).   В  весе  на

   перекладине,  руки прямые,  выполнить максимально возможное  число

   подтягиваний.  Подтягивание считается выполненным правильно, когда

   руки сгибаются,  подбородок выше  перекладины,  затем  разгибаются

   полностью,  ноги  не  сгибаются в коленных суставах,  движения без

   рывков  и   махов.   Неправильно   выполненные   подтягивания   не

   засчитываются.

       Тест "Подъем туловища  за  30  и  60  секунд"  (для  измерения

   силовой  выносливости мышц сгибателей туловища).  Из И.П.  лежа на

   спине,  ноги согнуты в  коленных  суставах  строго  под  углом  90

   градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в

   стороны,  касаются пола,  партнер  прижимает  ступни  к  полу.  По

   команде "Марш!" выполнять,  рационально распределяя усилия,  за 30

   или 60 секунд (с 11  лет)  максимально  возможное  число  подъемов

   туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным

   движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями,

   лопатками  и  затылком.  Упражнение  выполняется на гимнастическом

   мате или ковре.  Для безопасности под голову кладут невысокую  (не

   выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.

       Тест "Прыжок в длину с места" (для измерения динамической силы

   мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе

   или слегка врозь,  носки стоп на одной линии со стартовой  чертой,

   выполнить   прыжок   вперед   с  места  на  максимально  возможное

   расстояние.  Участник предварительно сгибает  ноги,  отводит  руки

   назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела

   и махом рук вперед и  толчком  двух  ног  выполняет  прыжок.  Тест

   необходимо  проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом

   покрытии (можно использовать песочную яму).  Участнику дается  три

   попытки. В зачет идет только лучший результат.

       Перед проведением тестирования необходимо добиться от учащихся

   технически  правильного выполнения каждого тестового упражнения за

   счет  специальных  подводящих  и  подготовительных  упражнений   и

   предварительных прикидок.

 

                   ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

       Проводится с   использованием   пятиуровневой   шкалы   оценок

   (таблицы). По результатам двух тестов определяют Индекс физической

   готовности  (ИФГ)  путем вычисления среднеарифметического значения

   суммы полученных баллов.

 

       ИФГ = T  + Т  / 2 (округлять в большую сторону), где

              1    2

 

       ИФГ - индекс физической готовности,

       T   - баллы за первый тест,

        1

       Т   - баллы за второй тест.

        2

       При индивидуальной оценке принимается:

       ИФГ менее  трех  баллов  -  физическая  подготовленность  ниже

   средней,

       ИФГ три балла - физическая  подготовленность средняя,

       ИФГ более  трех  баллов  -  физическая  подготовленность  ниже

   средней.

 

 

              ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

                    УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)

                            мальчики, юноши

 

   ------------------------------------------------------------------

   | Возраст, |         Уровень физической подготовленности         |

   |  лет и   |-----------------------------------------------------|

   | месяцев  |  высокий  |  выше   | средний |   ниже  |  низкий   |

   |          |           |среднего |         | среднего|           |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          |100% и выше| 85-99%  |  70-84% |  51-69% |50% и ниже |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          | 5 баллов  |4 балла  | 3 балла | 2 балла |  1 балл   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                Подтягивание на перекладине, раз                |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 6,0-6,5  | 3 и выше  |   2     |   1,5   |   1     |    0      |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 6,6-6,11 | 4 и выше  |   3     |   2     |   1     |0,5 и ниже |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,0-7,5  | 4 и выше  |   3     |   2     |   1,5   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,6-7,11 | 5 и выше  |   4     |   3     |   2     | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,0-8,5  | 5 и выше  |   4     |   3     |   2     | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,5-8,11 | 6 и выше  |   5     |   3-4   |   2     | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,0-9,5  | 6 и выше  |   5     |   4     |   2-3   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,6-9,11 | 7 и выше  |  5-6    |   4     |   2-3   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,0-10,5 | 7 и выше  |   6     |   4-5   |   2-3   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,6-10,11| 8 и выше  |  6-7    |   5     |   2-4   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,0-11,5 | 8 и выше  |   7     |   5-6   |   2-4   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,6-11,11| 8 и выше  |   7     |   5-6   |   2-4   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,0-12,5 | 9 и выше  |  7-8    |   5-6   |   2-4   | 1 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,6-12,11| 9 и выше  |   8     |   6-7   |   3-5   | 2 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,0-13,5 | 10 и выше |  8-9    |   6-7   |   3-5   | 2 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,6-13,11| 10 и выше |   9     |   6-8   |   3-5   | 2 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,0-14,5 | 11 и выше |  9-10   |   7-8   |   4-6   | 3 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,6-14,11| 11 и выше |  10     |   8-9   |   4-7   | 3 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,0-15,5 | 12 и выше | 10-11   |   8-9   |   5-7   | 4 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,6-15,11| 12 и выше | 10-11   |   8-9   |   5-7   | 4 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,0-16,5 | 12 и выше | 10-11   |   9     |   5-8   | 4 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,6-16,11| 12 и выше | 10-11   |   9     |   6-8   | 5 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,0-17,5 | 13 и выше | 11-12   |   9-10  |   6-8   | 5 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,6-17,11| 13 и выше | 11-12   |   9-10  |   6-8   | 5 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,0-18,5 | 13 и выше |  12     |  10-11  |   7-9   | 6 и ниже  |

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,6-18,11| 14 и выше | 12-13   |  10-11  |   7-9   | 6 и ниже  |

   ------------------------------------------------------------------

 

              ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

                    УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)

                            мальчики, юноши

 

   ------------------------------------------------------------------

   | Возраст, |         Уровень физической подготовленности         |

   |  лет и   |-----------------------------------------------------|

   | месяцев  |  высокий  |  выше   | средний |   ниже  |  низкий   |

   |          |           |среднего |         | среднего|           |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          |100% и выше| 85-99%  |  70-84% |  51-69% |50% и ниже |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          | 5 баллов  | 4 балла | 3 балла | 2 балла |  1 балл   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                   Прыжок в длину с места, см                   |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 6,0-6,5  |122 и выше | 109-121 |  96-108 |  80-95  |  79 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 6,6-6,11 |128 и выше | 115-127 | 102-114 |  86-101 |  85 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,0-7,5  |130 и выше | 117-129 | 104-116 |  88-103 |  87 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,6-7,11 |140 и выше | 127-139 | 114-126 |  98-113 |  97 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,0-8,5  |145 и выше | 132-144 | 119-131 | 103-118 | 102 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,5-8,11 |155 и выше | 142-154 | 129-141 | 113-128 | 112 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,0-9,5  |158 и выше | 145-157 | 132-144 | 116-131 | 115 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,6-9,11 |162 и выше | 149-161 | 136-148 | 120-135 | 119 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,0-10,5 |166 и выше | 153-165 | 141-152 | 124-139 | 123 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,6-10,11|175 и выше | 162-174 | 150-161 | 133-148 | 132 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,0-11,5 |177 и выше | 164-176 | 152-163 | 135-150 | 134 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,6-11,11|184 и выше | 171-183 | 159-170 | 142-157 | 141 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,0-12,5 |187 и выше | 174-186 | 162-173 | 145-160 | 144 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,6-12,11|193 и выше | 180-192 | 168-179 | 151-166 | 150 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,0-13,5 |198 и выше | 185-197 | 173-184 | 156-171 | 155 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,6-13,11|205 и выше | 192-204 | 180-191 | 163-170 | 162 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,0-14,5 |208 и выше | 195-207 | 183-194 | 166-181 | 165 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,6-14,11|214 и выше | 201-213 | 189-200 | 172-187 | 171 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,0-15,5 |217 и выше | 204-216 | 192-203 | 175-190 | 174 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,6-15,11|225 и выше | 212-224 | 200-211 | 183-198 | 182 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,0-16,5 |228 и выше | 215-227 | 203-214 | 186-201 | 185 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,6-16,11|234 и выше | 221-223 | 209-220 | 192-207 | 191 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,0-17,5 |238 и выше | 223-237 | 213-224 | 196-211 | 195 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,6-17,11|240 и выше | 229-239 | 217-228 | 201-216 | 200 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,0-18,5 |242 и выше | 231-241 | 219-230 | 203-218 | 202 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,6-18,11|245 и выше | 234-244 | 222-233 | 206-221 | 205 и ниже|

   ------------------------------------------------------------------

 

              ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

                    УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)

                            девочки, девушки

 

   ------------------------------------------------------------------

   | Возраст, |         Уровень физической подготовленности         |

   |  лет и   |-----------------------------------------------------|

   | месяцев  |  высокий  |  выше   | средний |   ниже  |  низкий   |

   |          |           |среднего |         | среднего|           |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          |100% и выше| 85-99%  |  70-84% |  51-69% |50% и ниже |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          | 5 баллов  | 4 балла | 3 балла | 2 балла |  1 балл   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |                   Прыжок в длину с места, см                   |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 6,0-6,5  |110 и выше |  99-109 |  88-98  |  74-87  |  73 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 6,6-6,11 |120 и выше | 109-119 |  98-108 |  84-97  |  83 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,0-7,5  |123 и выше | 111-122 |  99-110 |  81-98  |  80 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 7,6-7,11 |127 и выше | 115-126 | 103-114 |  88-102 |  87 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,0-8,5  |132 и выше | 119-131 | 106-118 |  90-105 |  89 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 8,6-8,11 |138 и выше | 125-137 | 112-124 |  96-111 |  95 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,0-9,5  |140 и выше | 127-139 | 114-126 |  98-113 |  97 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   | 9,6-9,11 |150 и выше | 136-149 | 122-135 | 104-121 | 103 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,0-10,5 |157 и выше | 142-156 | 127-141 | 108-126 | 107 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |10,6-10,11|163 и выше | 148-162 | 133-147 | 114-132 | 113 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,0-11,5 |164 и выше | 150-163 | 136-149 | 119-135 | 118 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |11,6-11,11|166 и выше | 153-165 | 140-152 | 123-139 | 122 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,0-12,5 |168 и выше | 155-167 | 142-154 | 126-141 | 125 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |12,6-12,11|172 и выше | 161-171 | 150-160 | 136-149 | 135 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,0-13,5 |176 и выше | 165-175 | 154-164 | 139-153 | 138 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |13,6-13,11|184 и выше | 171-183 | 158-170 | 143-157 | 142 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,0-14,5 |188 и выше | 174-187 | 160-173 | 144-159 | 143 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |14,6-14,11|192 и выше | 178-191 | 164-177 | 148-163 | 147 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,0-15,5 |194 и выше | 180-193 | 166-179 | 150-165 | 149 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |15,6-15,11|196 и выше | 182-195 | 168-181 | 152-167 | 151 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,0-16,5 |198 и выше | 186-197 | 174-185 | 160-173 | 159 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |16,6-16,11|202 и выше | 190-201 | 178-189 | 162-177 | 161 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,0-17,5 |204 и выше | 191-203 | 178-190 | 162-177 | 161 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |17,6-17,11|206 и выше | 193-205 | 180-192 | 164-179 | 163 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,0-18,5 |208 и выше | 194-207 | 180-193 | 164-179 | 163 и ниже|

   |----------+-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |18,6-18,11|212 и выше | 198-211 | 184-197 | 166-183 | 165 и ниже|

   ------------------------------------------------------------------

 

              ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

                    УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)

                            девочки, девушки

 

   ------------------------------------------------------------------

   | Возраст, |         Уровень физической подготовленности         |

   |  лет и   |-----------------------------------------------------|

   | месяцев  |  высокий  |  выше   | средний |   ниже  |  низкий   |

   |          |           |среднего |         | среднего|           |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          |100% и выше| 85-99%  |  70-84% |  51-69% |50% и ниже |

   |          |-----------+---------+---------+---------+-----------|

   |          | 5 баллов  | 4 балла | 3 балла | 2 балла |  1 балл   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |             Подъем туловища в сек., раз за 30 сек.             |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 6,0-6.5  | 24 и выше |  20-23  |  16-19  |  10-15  |  9 и ниже |

   | 6,6-6,11 | 25 и выше |  21-24  |  16-20  |  11-15  | 10 и ниже |

   | 7,0-7,5  | 28 и выше |  23-27  |  18-22  |  12-17  | 11 и ниже |

   | 7,6-7,11 | 29 и выше |  24-28  |  19-23  |  13-18  | 12 и ниже |

   | 8,0-8,5  | 31 и выше |  26-30  |  21-25  |  14-20  | 13 и ниже |

   | 8,6-8,11 | 32 и выше |  28-31  |  23-27  |  15-22  | 14 и ниже |

   | 9,0-9,5  | 33 и выше |  29-32  |  24-28  |  16-23  | 15 и ниже |

   | 9,6-9,11 | 34 и выше |  30-33  |  25-29  |  16-24  | 15 и ниже |

   |10,0-10,5 | 35 и выше |  30-34  |  25-29  |  17-24  | 16 и ниже |

   |10,6-10,11| 36 и выше |  31-35  |  26-30  |  18-25  | 17 и ниже |

   ------------------------------------------------------------------