Зарегистрировано
в Минюсте России 14 февраля 2013 г. N 27080
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 2
О надзоре за биологически
активными добавками к пище
Я, Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировал материалы федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением
обязательных требований при производстве и обороте биологически активных
добавок к пище (БАД к пище), действующими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, установил.
В Российской Федерации с 1997 года
осуществляется государственная регистрация биологически активных добавок к
пище, содержащих эссенциальные пищевые вещества и минорные биологически
активные компоненты, содержащиеся в продуктах, имеющих традиционное пищевое
применение, пробиотиков, предназначенные для восполнения их дефицита в рационе
питания (нутрицевтиков), а также биологически активных добавок к пище из
лекарственного сырья и других объектов природного происхождения, не имеющих
традиций пищевого применения, и предназначенных для профилактики и поддержки в
физиологических границах функциональной активности определенных органов и
систем адаптации к условиям окружающей среды (парафармацевтиков).
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752, N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10, N 14, ст. 1458; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616;
2009, N 1, ст. 17, N 1, ст. 21; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 30 (ч. I), ст. 4596) определено понятие "биологически
активные добавки" - природные (идентичные природным) биологически активные
вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в
состав пищевых продуктов.
В целях обеспечения безопасности и пищевой
ценности биологически активных добавок к пище, а также недопущения негативного
воздействия биологически активных добавок к пище на здоровье населения в
Российской Федерации действуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства
и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" (зарегистрированы
Минюстом России 15.05.2003, регистрационный N 4536), СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические
требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"
(зарегистрированы Минюстом России 22.03.2002, регистрационный N 3326).
Введен в действие список, включающий около
400 запрещенных при производстве биологически активных добавок к пище растений,
в том числе лекарственных, и продуктов их переработки, объектов животного
происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ.
В указанный список растений, запрещенных
для использования в составе биологически активных добавок к пище, вошли
компоненты растительного происхождения, содержащие вещества канцерогенного,
гепатотоксического и курареподобного действия, а также оказывающие
наркотическое, психотропное и галлюциногенное действие.
Разработаны документы, определяющие рекомендуемые
уровни потребления пищевых и биологически активных веществ и методы контроля
качества и безопасности БАД к пище.
Созданная в Российской Федерации
нормативная и методическая база в целом гармонизирована с требованиями других
государств.
За последнее время существенно снизились
энерготраты населения, при этом потребность в микронутриентах сохранилась на
прежнем уровне. Это означает, что рацион современного человека должен состоять
из пищевых продуктов с пониженной калорийностью и одновременно с повышенной
пищевой плотностью незаменимых компонентов, что достигается изменением
химического состава пищевой продукции или компенсированием дефицита
микронутриентов приемом БАД к пище.
Использование БАД к пище позволяет
осуществить персонифицированный подход к формированию индивидуального рациона
питания с учетом возраста, пола, характера физической активности,
индивидуальных особенностей обеспеченности организма и его потребности в
пищевых и биологически активных веществах.
При этом, несмотря на наличие в Российской
Федерации системы нормативного правового регулирования оборота БАД к пище, в
процессе осуществления мероприятий по контролю за оборотом БАД к пище
выявляются проблемы, требующие совершенствования нормативных правовых актов и
правоприменительной практики.
Участились случаи размещения в средства
массовой информации заведомо ложной информации о потребительских свойствах БАД
к пище, рекомендациях по их применению в качестве лечебных препаратов, а также
декларирования заведомо ложных лечебных эффектов БАД к пище при их добровольной
сертификации, что дало возможность недобросовестным участникам рынка
позиционировать биологически активные добавки к пище в качестве продукции,
обладающей лечебными свойствами.
Главным образом это относится к
биологически активным добавкам к пище, содержащим ингредиенты, включенные в
государственную фармакопею и другие ингредиенты природного происхождения, не
имеющие традиций пищевого применения: агрессивная и недостоверная реклама в
средствах массовой информации и интернете; придание свойств лекарственных
средств; фальсификация продукции недобросовестными участниками рынка с целью
получения коммерческой выгоды путем намеренного изменения состава биологически
активных добавок к пище введением незадекларированных компонентов, обладающих
лечебными свойствами.
Наличие в обороте таких биологически
активных добавок к пище создает предпосылки к введению в заблуждение
потребителей.
Наличие этих проблем свидетельствует о
необходимости дифференциации системы регистрации и обращения биологически
активных добавок к пище.
Учитывая изложенное и в соответствии с
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27
(ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1,
ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969;
2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 и ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7359), постановляю:
1. Правовому управлению, Управлению
санитарного надзора, Управлению организации деятельности системы
государственного санитарно-эпидемиологического надзора подготовить предложения
по внесению изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, Технический регламент Таможенного
союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", СанПиН
2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и
оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", СанПиН 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов" в части дифференциации системы регистрации и обращения
биологически активных добавок к пище.
2. Управлению организации деятельности
системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
осуществлять государственную регистрацию биологически активных добавок к пище,
применяемых для коррекции химического состава пищи человека (дополнительных
источников белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных
веществ, пищевых волокон, пребиотиков и пробиотиков), не содержащих
ингредиенты, включенные в государственную фармакопею, и другие ингредиенты
природного происхождения, не имеющие традиций пищевого применения.
3. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
3.1. Обеспечить федеральный
государственный санитарно- эпидемиологический надзор за соблюдением
обязательных требований при производстве и обороте биологически активных
добавок к пище.
3.2. Довести настоящее постановление до
сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся
производством и оборотом БАД к пище.
4. Контроль за выполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Г.ОНИЩЕНКО