ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 6 июля 2010
г. N 01/9963-0-32
О защите прав потребителей в сфере туризма
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, принимая во внимание актуальность
своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан, вступающих в
разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими субъектами в
сфере как организованного, так и неорганизованного туризма, а также учитывая
необходимость минимизации связанного с этим риска причинения имущественного
вреда и/или вреда жизни (здоровью), в дополнение к ранее направлявшимся
инструктивным и информационно-методическим материалам по данной проблематике
(письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-23, от 26.05.2008 N
01/5440-8-32, от 07.08.2009 N 01/11347-9-23, от 20.04.2010 N 01/6067-0-23)
обращает внимание на нижеследующее.
1. Согласно определению туристского продукта,
приведенному в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N
132-ФЗ), - это "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за
общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного
обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского
продукта".
При этом в силу положений статьи 9 Закона N 132-ФЗ
туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений туриста с
туроператором (турагентом) изначально формируется по усмотрению туроператора
самостоятельно (исходя из конъюнктуры туристского рынка) в виде оферты, либо в
индивидуальном порядке по заданию туриста или иного заказчика туристского
продукта.
Исходя из этого, порядок формирования туристского
продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает
спор по поводу качества предоставленных услуг (в контексте соблюдения
туроператором положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N
2300-1 "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-1) и
степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации
туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание
туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны
были оказываться или оказывались эти услуги).
Поскольку именно общая цена туристского продукта в
рублях является существенным условием договора о реализации туристского
продукта, перечень которых приведен в статье 10 Закона N 132-ФЗ, у туроператора
(турагента) отсутствует императивная обязанность указывать в договоре о
реализации туристского продукта стоимость отдельных услуг, входящих в его
состав, в частности, выделять цену услуг по перевозке. Однако как таковой набор
этих услуг, однозначно позволяющий определить потребительские свойства
конкретного туристского продукта, т.е. информация о программе пребывания,
маршруте и об условиях путешествия, средствах размещения, об условиях
проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания,
услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии
экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о
дополнительных услугах, входящих в турпродукт, также относится к существенным
условиям договора о реализации туристского продукта.
Так как ответственность туроператора по смыслу
статьи 9 Закона N 132-ФЗ ограничена "рамками" исполнения обязательств
по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский
продукт, то все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и
других услуг, изначально в него не входивших, стоимость которых была оплачена
ими дополнительно к цене туристского продукта, должны рассматриваться как иные
сделки, обязанной стороной по которым соответствующий туроператор являться не
будет.
Если такого рода случаи происходили за пределами
Российской Федерации и повлекли наступление неблагоприятных последствий для
туристов - пользователей этих услуг, то в их правовой оценке необходимо среди
прочего руководствоваться соответствующими положениями раздела VI
"Международное частное право" Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ), статья 1212 которого определяет порядок выбора права,
подлежащего применению к договору с участием потребителя. При этом следует
иметь в виду, что составляющие сферы действия права, подлежащего применению к
таким договорам, перечислены в статье 1215 ГК РФ.
Учитывая, что на практике предложения приобрести
ту или иную дополнительную от отношению к "турпакету" услугу (к
качеству (потребительским свойствам) которой в дальнейшем предъявляется
претензия) довольно часто исходят в том числе от представителей самих
туроператоров за рубежом (при этом оплата таких услуг, как правило, происходит
в иностранной валюте), следует учитывать, что "соглашение гражданина с
работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы
(оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без
соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав
и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением,
организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение
переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей". В указанном случае
имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся
выполнить работу (оказать услугу)" (пункт 27 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике
рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
2. Согласно положениям статьи 17 Закона N 132-ФЗ в
тех случаях, "если законодательством страны (места) временного пребывания
установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам,
временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан
предоставить такие гарантии".
Поэтому в рамках исполнения обязанности по
предоставлению туристу и (или) иному заказчику достоверной информации об основных
документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания,
туроператор (турагент) при заключении договора о реализации туристского
продукта в целях обеспечения безопасности туризма (статья 14 Закона N 132-ФЗ)
обязан, в том числе, сообщить о соответствующих медицинских правилах пребывания
в той или иной стране.
В настоящее время наличие полиса медицинского
страхования (а именно страхование туристов на случай внезапного заболевания и
от несчастных случаев является основной формой предоставления соответствующих
гарантий медицинской помощи) для въезда граждан России на территорию ряда
иностранных государств - обязательное условие. Такое требование установлено
Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом,
Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швецией,
Израилем, Литвой, Чехией и Эстонией (введение этого условия рассматривается
также и другими государствами). При этом полис медицинского страхования,
действительный на весь срок пребывания за границей, представляется уже при
обращении за визами этих государств.
В соответствии с требованиями статьи 17 Закона N
132-ФЗ страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи
туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая
непосредственно в стране (месте) временного пребывания, а сам страховой полис
оформляется на русском языке и государственном языке страны временного
пребывания. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций
принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и
генеральных консульствах (консульствах) вышеперечисленных государств на
территории Российской Федерации.
При въезде граждан Российской Федерации в другие
государства (кроме указанных) соответствующее медицинское страхование
осуществляется на добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК
РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на
гражданина по закону.
Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт,
что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в состав туристского
продукта не входят, предложение со стороны туроператора (турагента) по
заключению соответствующего договора страхования, при надлежащем его
оформлении, как правило, не должно рассматриваться как навязывание платных
дополнительных услуг в контексте правового смысла статьи 16 Закона N 2300-1,
поскольку медицинская страховка (применительно к случаям, когда ее наличие не
является обязательным условием въезда в страну) служит гарантией минимизации
возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что
отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права
потребителя на безопасность услуг (статья 7 Закона N 2300-1).
Также следует иметь в виду, что согласно
положениям статьи 17 Закона N 132-ФЗ по требованию туриста туроператор
(турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных
рисков, связанных с совершением путешествия.
Прошу учесть названные аспекты правового
регулирования отношений в сфере туризма при оказании как консультативной, так и
практической помощи гражданам в защите их прав на основе имеющихся у
Роспотребнадзора полномочий.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО