МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2007 г. N 0100/11983-07-32
О реализации территориальными органами
Роспотребнадзора федерального закона
от 25.10.2007 N 234-ФЗ
С 12 декабря 2007 года вступает в силу
Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-Ф3 "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую
Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ). В
этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в целях формирования единообразной правоприменительной
практики считает необходимым обратить внимание территориальных органов Роспотребнадзора на нижеследующие отдельные положения
указанного законодательного акта.
1. Подпунктом а) пункта 3
статьи 1 Закона N 234-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 10 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее
- Закон N 2300-1) внесено соответствующее дополнение, императивно закрепляющее
основание для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания
информации о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), -
"в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте
составляет более девяти десятых процента".
Таким образом, с учетом
объективной необходимости определения порядка соответствующего маркирования
пищевых продуктов, полученных из ГМО, как формы реализации права потребителя на
своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых
продуктов, обеспечивающей возможность их правильного выбора, Закон N 2300-1 был
гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию
пищевых продуктов, полученных из ГМО, установленными Директивой Европейского
Парламента и Совета от 22.09.2003 N 1829/2003 о генетически модифицированной пище
и кормах, которая с апреля 2004 года ввела 0,9% пороговый уровень для
маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО.
Ранее аналогичный показатель, характеризующий
точку отсчета наличия в пищевых продуктах компонентов ГМО,
был закреплен санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН
2.3.2.2227-07 "Дополнения и изменения N 5 к санитарно-эпидемиологическим
правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические
требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"
(зарегистрированы в Минюсте России 16.06.2007, регистрационный номер 9852),
установившими с 01.09.2007, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее
компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически
неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное
количество таких компонентов, не относятся к категории пищевых продуктов,
содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
2. Подпунктом б) пункта 3
статьи 1 Закона N 234-ФЗ абзац четвертый пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1,
определяющий в числе обязательной информации о товарах (работах, услугах) их
цену в рублях и условия приобретения, дополнен положениями, согласно которым
при предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о
размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике
погашения этой суммы.
При этом указанная новация в контексте
взаимосвязанных положений статей 8 и 10 Закона N 2300-1 касается не как таковых
условий договора, заключаемого сторонами в установленном порядке, а именно
информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и
доступной форме (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1).
Обязанной стороной по
своевременному доведению этой информации в целях обеспечения возможности
правильного выбора товара (работы, услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10
Закона N 2300-1) является тот, кто на практике фактически предоставляет
потребителю соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора
купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа (статьи 488,
489 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), либо
исполнитель (банк или иная кредитная организация) - в рамках кредитного
договора (статья 819 ГК РФ).
Нарушение продавцом (исполнителем) права
потребителя на получение указанной информации будет определять для виновного
лица состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Подпунктом в) пункта 3
статьи 1 Закона N 234-ФЗ изменена редакция абзаца восьмого пункта 2 статьи 10
Закона N 2300-1, что связано с необходимостью устранения существовавшего
двоякого толкования его содержания относительно определения в качестве
обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после слова
"изготовителя" (в части информации об уполномоченной организации или
уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
С учетом внесенного изменения следует исходить из
того, что наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте
нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации
или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему
правилу является обязательным. Однако обязанность по ее
предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта
того - есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация,
уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи
очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие
соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным).
Непредоставление такой информации может порождать
для продавца как гражданско-правовую ответственность перед потребителем в
соответствии со статьей 12 Закона N 2300-1, так и определять состав
соответствующего административного правонарушения. Причем, поскольку сама по
себе эта информация в числе прочих сведений отнесена законодателем именно к
информации о товаре, ее непредоставление продавцом
может служить основанием для его привлечения к административной ответственности
по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
4. В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования общественных отношений с участием потребителей взаимосвязанными
положениями пункта 4 статьи 1 и пункта 3 статьи 2 Закона N 234-ФЗ внесены
изменения соответственно в статью 18 Закона N 2300-1 и статью 503 ГК РФ. При этом то обстоятельство, что статья 503 ГК РФ (в редакции Закона
N 234-ФЗ) с учетом содержания ее пункта 6 в целом стала носить диспозитивный
характер по отношению к статье 18 Закона N 2300-1, свидетельствует о том, что
дальнейшая гармонизация названных актов гражданского законодательства между
собой идет по пути все возрастающего приоритета норм Закона Российской
Федерации "О защите прав потребителей".
В этой связи особое внимание
обращают на себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления
потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров
с недостатками (при том, что существующие в настоящее время особенности
реализации потребителями своих прав в отношении дорогостоящих товаров с
недостатками после вступления в силу Закона N 234-ФЗ специального правового
регулирования, отличного от общих правил, вообще иметь не будут).
При этом следует иметь в виду, что вновь вводимые
пунктом 1 статьи 18 Закона N 2300-1 основания для предъявления потребителями
соответствующих требований в отношении технически сложных товаров касаются лишь
тех из них, которые входят в соответствующий перечень, утверждаемый
Правительством Российской Федерации (см. Постановление
Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 N 575).
Кроме того, обращаем внимание на положения
подпункта д) пункта 4 статьи 1 Закона N 234-ФЗ,
согласно которым в абзаце третьем пункта 5 статьи 18 Закона N 2300-1 определены
сроки проведения соответствующей экспертизы товара и закреплено право
потребителя на присутствие при ее проведении.
5. Новая редакция пункта 1 статьи 20 Закона N
2300-1 (согласно подпункту а) пункта 5 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) призвана
минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием
сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность
соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение
обязательств.
В этой связи законодателем фактически введено
определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен
предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением
сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с
соответствующими положениями пункта 3 статьи 401 ГК РФ, не являющиеся поводом
для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков
товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного
первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость
дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и
наличие выраженного согласия потребителя.
Кроме того, в целях установления
механизма реализации тех положений пункта 1 статьи 18 Закона N 2300-1 (в
редакции Закона N 234-ФЗ), которые касаются определения в качестве оснований
для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически
сложных товаров "невозможности использования товара в течение каждого года
гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие
неоднократного устранения его различных недостатков", пункт 3 статьи 20
Закона N 2300-1 дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю
в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении
обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для
устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их
описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате
выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара,
что должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных
организаций и уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике
осуществляющих соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные,
сервисные и т.п. центры) упорядочение их отношений с потребителями в части
обязательного формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в
документе, подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
6. Содержание вновь вводимой в Закон N 2300-1
статьи 23.1 (пункт 8 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) в целом следует рассматривать в
причинно-следственной связи с соответствующими нормами статей 456, 457, 463 и
пункта 3 статьи 492 ГК РФ, а положения ее пункта 3 (в части установления
неустойки за просрочку исполнения обязанности по
передаче предварительно оплаченного товара) - в контексте с соответствующими
изменениями, вносимыми пунктом 1 статьи 2 Закона N 234-ФЗ в пункт 4 статьи 487
ГК РФ, и статьями 330 и 332 ГК РФ.
7. Признание пунктами 10 и 14
статьи 1 Закона N 234-ФЗ утратившими силу соответственно статьи 26 и статьи 38
Закона N 2300-1 означает, что таким образом в Законе Российской Федерации
"О защите прав потребителей" было исключено дублирование нормами этих
статей соответствующих положений ее статьи 1, закрепляющей полномочия
Правительства Российской Федерации по правовому регулированию отношений в
области защиты прав потребителей.
8. Новая редакция статьи 497 ГК
РФ (пункт 2 статьи 2 Закона N 234-ФЗ), а также изменение, внесенное в пункт 1
статьи 26.1 Закона N 2300-1 (пункт 11 статьи 1 Закона N 234-ФЗ), позволили
окончательно выделить дистанционный способ продажи товаров в область
самостоятельного правового регулирования и устранить имевшие место коллизии,
связанные со смешением данного понятия с продажей товаров по образцам.
Таким образом, нормы статьи 497 ГК РФ и статьи 26.1 Закона N 2300-1 были
гармонизированы не только между собой, но и с Правилами продажи товаров
дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.09.2007 N 612.
В целом Роспотребнадзор
отмечает, что все изменения в Закон N 2300-1, внесенные в него Законом N
234-ФЗ, направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а
также на совершенствование механизмов реализации этих прав.
Дополнительно обращаем внимание,
что иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения с участием
потребителей и имеющие положения, взаимосвязанные с нормами Закона N 234-ФЗ, до
приведения их в установленном порядке в соответствие с названным
законодательным актом действуют с соблюдением требований, закрепленных пунктами
5 и 6 статьи 3 ГК РФ, а практическая реализация Закона N 234-ФЗ в целом после
вступления его в силу должна вестись с учетом общих принципов действия актов гражданского
законодательства во времени, установленных статьей 4 ГК РФ.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО