МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 3 октября 2006 г. N 0100/10542-06-32
О выполнении указа президента российской федерации
от 25.07.2006 N 763
Федеральная служба направляет для
руководства и использования в работе рекомендации, подготовленные по поручению
Правительства Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, по отнесению лиц, замещающих должности
федеральной государственной гражданской службы, к категории
"обеспечивающие специалисты", введенных Федеральным законом от 27
июля 2004 г.
N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и
учрежденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О
Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ,
К КАТЕГОРИИ "ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"
I. Основные положения и понятия
В связи со вступлением в силу
Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О
денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"
(далее - Указ о денежном содержании) с 1 августа 2006 года в полном объеме
вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О
Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее
- Указ о Реестре). В
соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре руководителям федеральных
государственных органов необходимо привести наименования должностей федеральной
государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в
федеральных государственных органах (далее - государственный орган), а также
нормативные правовые акты государственных органов в соответствие с Указом о
Реестре. В связи с этим руководителями государственных органов должны быть
проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры и введены
в действие новые штатные расписания.
II. Разъяснения по отнесению должностей гражданской службы
к категории "обеспечивающие специалисты"
Должности гражданской службы в структурных
подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по
приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с
документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также
обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного
органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно
относиться к категории "обеспечивающие специалисты".
Учитывая, что отдельными
структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции
организационного, информационного, документационного, финансово-экономического,
хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа,
так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному
правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное
расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории
"специалисты", так и должности категории "обеспечивающие
специалисты".
В любом структурном подразделении наряду с
должностями категории "специалисты" могут быть предусмотрены одна или
несколько должностей категории "обеспечивающие специалисты".
Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде
всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной
регламент.
В связи с этим при отнесении некоторых должностей
к категории "обеспечивающие специалисты" следует учитывать
функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской
службы на основе должностного регламента и соответствующие требования,
предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной
гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы
должностей. При этом устанавливаемые в структуре государственного органа
должности следует относить к той или иной категории должностей с учетом
исключения факторов демотивации гражданских служащих,
замещающих должности гражданской службы, а также исходя из управленческой
целесообразности, которая определяется с учетом мнений руководителей структурных
подразделений и руководителя государственного органа.
Например, по главной группе должностей:
- разработка проектов организационных решений,
связанных с реализацией задач подразделения, предложений по совершенствованию
технологических процессов;
- обеспечение руководителя структурного
подразделения или его заместителей необходимой информацией по рассматриваемым
вопросам;
- обеспечение выполнения служебных заданий,
соблюдения установленной технологии работ;
- участие в информационном обеспечении работы
согласительных, специальных и других комиссий;
- по поручению руководителя структурного
подразделения подготовка обзорных, аналитических и иных информационных
материалов и справок и т.д.
По ведущей группе должностей:
- ведение делопроизводства (получение,
регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- организация работы службы делопроизводства;
- проведение экспертизы ценности документов;
- формирование и ведение автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
- подготовка обзорных и иных информационных
материалов по вопросам, отнесенным к введению подразделения;
- подготовка отчетов,
организационно-распорядительной, информационно-аналитической, технической
документации;
- организационно-техническое обеспечение
мероприятий, проводимых подразделением;
- ведение Web-страницы структурного
подразделения;
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- систематическое информирование руководителя
государственного органа, руководителей структурных подразделений и их
заместителей о состоянии исполнения документов и поручений.
По старшей группе должностей:
- организация работы службы делопроизводства;
- участие в ведении делопроизводства (получение,
регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- контроль за
получением, регистрацией, прохождением документов в подразделении;
- ведение автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
- взаимодействие с организационными и
хозяйственными подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.
По младшей группе должностей:
- выполнение четко регламентированных
технологических процессов; техническое обеспечение деятельности подразделения
(машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары) и т.д.
III. Процедуры назначения на должность гражданской службы,
освобождения от замещаемой должности и увольнения
с гражданской службы
В нормативном правовом акте (приказе,
распоряжении) государственного органа должна быть указана обоснованная причина
проведения организационно-штатных мероприятий:
- сокращение должностей (например, в случае если
данная должность упразднена Указом о Реестре (отсутствует в нем) либо ее
наименование изменилось, руководителем государственного органа принято решение
об изменении структуры, штатного расписания государственного органа);
- изменение существенных условий служебного
контракта (например, в случае если данная должность присутствует в Указе о
Реестре и штатном расписании государственного органа, но изменились группа
и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.).
При проведении указанных мероприятий необходимо
учитывать, что согласно пункту 12 Указа о Реестре переназначение лиц,
замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на
должности федеральной государственной гражданской службы производится только в
случаях, если в Указе о Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими
должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к
должностям гражданской службы.
О сокращении должности или об изменении
существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть
уведомлен руководителем государственного органа в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения соответствующих
организационно-штатных мероприятий.
Переназначение гражданского
служащего на должность категории "обеспечивающие специалисты"
производится путем направления руководителем государственного органа
официального уведомления гражданскому служащему с предложением должности,
имеющейся в штатном расписании, с учетом установленных квалификационных
требований и в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона и пунктом
11 Указа о денежном содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее,
сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.
В случае согласия гражданского служащего, ранее
замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с введением
Указа о Реестре (отсутствует в нем), на замещение должности с иным
наименованием производится его переназначение на должность гражданской службы.
В случае согласия гражданского служащего замещать
предложенную ему должность гражданской службы гражданский служащий направляет
на имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на
предложенную должность, после чего в служебный контракт вносятся
соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.
В случае несогласия с предложенной
для замещения должностью гражданской службы гражданский служащий по истечении
двух месяцев с момента предупреждения о сокращении должности или об изменении существенных
условий служебного контракта освобождается от замещаемой должности, увольняется
с гражданской службы и служебный контракт с ним прекращается.
Принимая во внимание, что
упразднение наименований ряда должностей и введение новых наименований
должностей, входящих в категорию "обеспечивающие специалисты", не
связано с изменением существенных условий профессиональной деятельности
гражданских служащих и, напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности
и функции сохранены, представляется, что в этом случае основанием для
увольнения и прекращения служебного контракта является сокращение должности,
предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона.
Если гражданский служащий не согласен на
замещение должности гражданской службы, руководитель государственного органа
обязан обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных
Федеральным законом, в том числе:
- предоставить с учетом его уровня квалификации,
профессионального образования и стажа возможность замещения иной должности
гражданской службы в том же или в другом государственном органе;
- направить гражданского служащего на
профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В целях соблюдения основных и
дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, установленных
законодательством Российской Федерации, при проведении организационно-штатных
мероприятий необходимо учитывать, что на основании пункта 1 части 1 статьи 7
Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные
служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право
на пенсию за выслугу лет при увольнении с Федеральной государственной
службы в случае ликвидации федеральных Органов государственной власти, иных
государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных
государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их
аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При увольнении с гражданской службы в
соответствии со статьей 29 Федерального закона (изменение существенных условий
служебного контракта по инициативе руководителя государственного органа)
гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.
В связи с поступающими обращениями федеральных
государственных органов и в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации осуществляет разработку методических
рекомендаций по реализации Указа о Реестре в федеральном государственном
органе, которые будут направлены дополнительно.