МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 мая 2006 г. N 0100/5332-06-32
О порядке
контроля за алкогольной продукцией на оптовых
предприятиях
(с изм., внесенными
письмом Роспотребнадзора
от 19.05.2006 N 0100/5630-06-32)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) провела
мониторинг мероприятий по надзору за алкогольной продукцией по выполнению
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной
продукции" и сообщает следующее.
В результате проведенных
мероприятий по надзору за алкогольной продукцией с 15 марта по 28 апреля 2006 г. наблюдается
увеличение удельного веса алкогольной продукции, не соответствующей нормативным
требованиям, с 6,4% до 22,8%. При этом производства Молдовы не соответствует
20,8% проб алкогольной продукции, производства Грузии - 23,7%. А в республиках
Кабардино-Балкария, Коми, Калмыкия, Красноярском, Краснодарском краях,
Пермской, Новгородской, Курганской, Кемеровской, Калининградской областях, г. Москве и других регионах
удельный вес алкогольной продукции производства Молдовы и Грузии, не
соответствующий нормативным требованиям, составил от 30% до 60%. При этом
значительное количество алкогольной продукции, изъятой из оборота, находится на
оптовых складах, содержание которых во многих случаях не отвечает требованиям
действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным
предлагаю:
1. Провести мероприятия по надзору за оптовыми
складами (базами), занимающимися оборотом алкогольной продукции;
2. При проведении мероприятий по надзору
руководствоваться порядком контроля за алкогольной
продукцией на оптовых предприятиях (приложение);
Письмом Роспотребнадзора
от 19.05.2006 N 0100/5630-06-32 предписано представить до 25 мая 2006 года
информацию о находящейся алкогольной продукции на оптовых предприятиях по
прилагаемой схеме.
3. Информацию по результатам проведенных
мероприятий направить в адрес Федеральной службы в срок до 25.05.2006.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
ПОРЯДОК
КОНТРОЛЯ ЗА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ НА ОПТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Мероприятия по контролю за
оборотом алкогольной продукции проводятся в соответствии с действующим
законодательством: Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным
законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых
продуктов", Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании", Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О
безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами",
от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
санитарными правилами: СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и
пищевых продуктов"; СанПиН 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов"; СанПиН 2.3.2.1324-03
"Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых
продуктов"; СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение
производственного контроля"; Приказом Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776
"О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации".
Этапы проверки оптового предприятия
1. Мероприятия по контролю за
оборотом алкогольной продукции в соответствии со ст. 7 Федерального закона
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)" (далее - ФЗ-134)
проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя) Территориального
управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
2. По результатам мероприятий по контролю
должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт (п. 1 ст. 9
ФЗ-134) с оценкой санитарного состояния и содержания помещений, в котором
указываются:
- наличие сопроводительных документов на
алкогольную продукцию (определены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ и
от 07.02.1992 N 2300-01, п. п. 1.3, 7.1, 8.1 СП 2.3.6.1066-01);
условия хранения:
- вин (п. 5.2 ГОСТ Р
51149-98 "Вина. Упаковка, маркировка, транспортирование
и хранение" п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01);
- водки, ликероводочных изделий, слабоградусных напитков (п. 5.3 ГОСТ Р
52194-03 "Водки и водки особые, изделия ликероводочные. Упаковка,
маркировка, транспортирование и хранение" п. п. 7.5, 7.8 СП
2.3.6.1066-01);
- игристых вин (п. 7.2 ГОСТ Р
51158-98 "Вина игристые", п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01);
- винных напитков (п. 7.4 ГОСТ Р
51159-98 "Напитки винные", п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01);
- коньяков (п. 8.4 ГОСТ Р
51618-00 "Коньяки Российские. Общие технические
условия", п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01);
- напитков слабоалкогольных (п.
8.2 ОСТ 10-231-99 "Напитки слабоалкогольные. Общие
технические условия"; п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01);
- вин ароматизированных (7.2 ГОСТ Р 52195-03 "Вина ароматизированные. Общие ТУ"
хранение по ГОСТ Р 51149, п. п. 7.5, 7.8 СП 2.3.6.1066-01).
Осмотр алкогольной продукции осуществляется в
соответствии с СП 2.3.6.1066-01, с вышеуказанными ГОСТами,
а также ГОСТ Р 51149-98 "Вина. Упаковка,
маркировка, транспортировка и хранение" (разд. 4), ГОСТ 7208-93 "Вина
виноградные и виноматериалы виноградные обработанные", ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для
потребителя. Общие требования".
Наличие и выполнение программ производственного
контроля определены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ; СП 1.1.1058-01
"Организация и проведение производственного контроля".
3. Затем оформляется акт об отборе образцов
(проб) продукции (п. 1 ст. 9 ФЗ-134) (в соответствии с Приказом Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от
21.11.2005 N 776, исследования образцов проводятся федеральными
государственными учреждениями здравоохранения на безвозмездной основе). По
результатам исследований составляется протокол.
4. Реализация алкогольной продукции на основании
предписания должностного лица, осуществляющего государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с ч.
2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приостанавливается
до получения результатов исследований.
5. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
РФ) уполномоченным должностным лицом выносится определение о возбуждении дела
об административном правонарушении в области оборота алкогольной продукции.
6. Для получения дополнительных материалов по
делу составляется протокол о взятии проб и образцов, в соответствии со ст.
26.4, 26.5, 27.10 КоАП РФ, вышеуказанными ГОСТами, а также ГОСТ Р 511144-98
"Продукты винодельческой промышленности. Правила приемки и методы отбора
проб", ГОСТ 5363-93 "Водка. Правила приемки и методы испытаний".
Затем выносится определение о назначении
экспертизы (ст. 29.4 КоАП РФ). По результатам
исследований ФГУЗ составляется экспертное заключение о соответствии
(несоответствии) алкогольной продукции действующей нормативной документации.
7. В соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ составляется протокол об аресте товаров или изъятии
продукции (ст. 27.10 КоАП РФ).
8. Согласно ч. 6 ст.
28.7 КоАП РФ по окончании административного
расследования составляется протокол об административном правонарушении по ст.
6.14 КоАП РФ.
Затем материалы вместе с заявлением о привлечении
к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) направляются в арбитражный
суд (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Подсудность по другим статьям КоАП,
связанным с нарушением правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции,
регулируется ст. 23.1 КоАП РФ.
Примечание: При подготовке дел об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14 КоАП
РФ, необходимо руководствоваться нормами всех вышеуказанных нормативных актов,
при этом приоритетным документом является Кодекс об административных
правонарушениях РФ. Таким образом, в деле должны присутствовать и быть
надлежаще оформлены все вышеперечисленные процессуальные документы.